Немного о точной механике и дорогих понтах - а именно, о турбийонах
Довольно показательная история о том, как хитроумное изобретение двухсотлетней давности, призванное повысить точность хода часов (то есть вещь вполне прагматичная и прикладная), настоящий мини-шедевр точной механики, превратилось в практически бесполезную и чудовищно дорогую штучную игрушку (хотя техническим мини-шедевром быть не перестало), в искусство ради искусства, точнее - в понт
Мечта победить земное притяжение не дает людям покоя с давних времен. Существует легенда о знаменитом механике Дедале, который, чтобы бежать с сыном из заточения на острове Крит, изготовил огромные крылья. «Я должен сделать свое детище свободным», - решил мастер. И он сдержал свое слово: вырвавшись из крепких объятий Земли, два человека поднялись в небо... Все в мире повторяется. И однажды гравитацию победил великий часовщик
// www.oclock.info
Турбийон является одной из самых сложных часовых компликаций наряду с минутным репетиром и вечным календарем. Но если механизмы последних обычно спрятаны от посторонних глаз, то турбийон обычно делают видимым для обзора, он является замечательным украшением часов.
http://www.horology.ru/articles/tourb2_files/turb9.jpg [not image]http://www.horology.ru/articles/tourb2_files/turb16.jpg [not image]
Часовщик Бреге (тот самый, от которого пошёл термин "брегет")
Это произошло двести лет назад. Абрахам-Луи Бреге (Abraham-Louis Breguet), владелец мастерских по изготовлению часов, сосланный Французской революцией в родной Невшатель, вскоре после возвращения на берега Сены обратился с письмом к французскому министру внутренних дел. «Гражданин министр, - писал мастер, - имею честь довести до вашего внимания новое изобретение, применимое к приборам измерения времени, которое я назвал Regulateur a Tourbillion, и настоящим испрашиваю привилегию на десятилетний срок». Дата, поставленная в конце письма, 14 апреля 1801 года, стала официальным «днем рождения» турбийона (вихрь, круговорот - фр.) - одной из сложнейших часовых конструкций всех времен и народов.
Бреге, не раз изумлявший публику механическими шедеврами, в поисках путей увеличения точности часов обратил внимание на то, что смещение центра тяжести баланса приводит к ускорению или замедлению его колебаний. А значит, если часы принимают вертикальное положение (а ось баланса - горизонтальное), то они начинают либо спешить, либо отставать. Причину эту устранить невозможно: законы природы! Другой опустил бы руки, но не Бреге. «Не устранить, так нейтрализовать!» - подумал он. И, решив «кто нам мешает, тот нам поможет», сконструировал механизм, в котором все компоненты регулятора -баланс, спираль и спуск - были установлены на изящную стальную платформу. Платформа совершала полный оборот вокруг своей оси за одну минуту. Это означало, что при неизменном положении часов все погрешности, возникшие в течение первых тридцати секунд, компенсировались в следующие полминуты. Так Бреге заставил змею гравитации укусить собственный хвост.
Производство изящного механизма турбийона всегда доверяли только наиболее одаренным часовым мастерам, поскольку изготовление вручную «клетки» из тонкой стали или титана и, главное, последующая регулировка всего устройства требуют высочайшей квалификации. Это поставило турбийон в один ряд с редчайшими драгоценностями. Изобретение хитроумного Бреге - нередко в сочетании с хронографами, минутными репетирами или вечными календарями - уже два столетия привлекает истинных ценителей.
В последние годы «вихри» стали поразительно популярны, и производители принялись активно пополнять свои коллекции моделями с турбийонами.
Современные технологии, применение станков с программным управлением и электроэрозионного режущего инструмента позволили добиться такого сочетания цены и качества, которые были недостижимы при традиционном изготовлении. Однако по-прежнему дефицит турбийонов - распространенное явление. Большинство компаний выпускает не больше десяти штук турбийонов в год. При этом стать владельцем заветного сокровища с окошком на циферблате, в котором бьется загадочное механические сердце, непросто: известные часовые фирмы придирчиво подходят к отбору клиентуры. А тот, кому все же посчастливилось занять место в столь престижной очереди, ждет порой не один месяц.
Вариант выполнения турбийона фирмой Omega.
В соответствии с этим изобретением турбиной 20 размещается в центре часов таким образом, чтобы он был виден пользователю. Этот турбиной 20 включает основу 32, на которой размещены балансовое колесо 22, уравновешивающая пружина 24, зубчатая система передач. Все эти элементы ограждены закрепленной на основе 32 «клеткой» 38. Турбийон 20 установлен так, чтобы обладать подвижностью вокруг центральной оси, которая является также центральной осью часов, вокруг которой и происходит вращение часовой и минутной стрелок.
http://www.horology.ru/articles/tourb2_files/turb1.jpg [not image]http://www.horology.ru/articles/tourb2_files/turb6.jpg [not image]