[image]

Присадки к смазочным материалам и их влияние на трение

мошенничество, маркетинг или полезное явление?
 
1 2 3 4 5 6 7
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Fakir> Ну, Яхьев по вашей же ссылке глаголет тако:

Помню в еще в позднесов.времена в "За рублем" исследовали вопрос с молибденосодержащими присадками в моторном масле - в общем в итоге оказалось что именно на изношенных движках компрессия в цилиндрах действительно несколько улучшилась (возросла ли там мощность не помню) - но понятно, что речи там о каких то жутких % увеличения мощности быть не могло.
   8.08.0
+
-1
-
edit
 
Fakir> Она из времени лет на 10 раньше. И из источников совершенного другого пошиба.

Торсионные генераторы тоже "ученые ВПК" из серьёзных институтов исследовали. :cwm8:

Fakir> ...ну так мало ли нишевых вещей...

Fakir>...Явление существует...

Давление света тоже существует. Если завтра начнут впаривать поделки с ним для нужд сепарации или там седиментации в промышленных объёмах - что тоже защищать будешь?


Fakir> ...ну так мало ли нишевых вещей...

Вот когда узконишевую вещь пихают "во все щели", то лажа и получается.
   
+
-1 (+1/-2)
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
A.1.> Помню в еще в позднесов.времена в "За рублем" исследовали вопрос с молибденосодержащими присадками в моторном масле - в общем в итоге оказалось что именно на изношенных движках компрессия в цилиндрах действительно несколько улучшилась (возросла ли там мощность не помню) - но понятно, что речи там о каких то жутких % увеличения мощности быть не могло.

А о каких процентах речь шла там? Можно ли надёжно исключить возможность того, что при совершенно ином составе смазки/присадок эффект не окажется более выраженным?
   2.0.0.82.0.0.8

Vale

Сальсолёт
★☆
Курить это:

__404__

ММТ Micro-metallurgical technology

// mmtrus.ru
 

Технология, которую мы теперь называем «Микрометаллургической» представляет собой способ безразборного восстановления поверхностей трения машин и механизмов методом преобразования кристаллической решетки металла, на поверхности трения, в другую кристаллическую структуру, которую мы условно назвали НеоСплав (НС). Полученный слой представляет из себя ранее не известную кристаллическую структуру в которой интереснейшим способом связаны две пирамидальные структуры – железа с кремнием и алюминия с магнием. Это НАНО технология, что выяснено и подтверждено авторитетнейшими исследованиями профессора Шура В.Я., Директора УЦКП СН УрГУ. Процесс преобразования кристаллической решетки идет за счет естественного трения и, замедляясь, останавливается по мере его (трения) исчезновения (так-как исчезают условия для прохождения процесса) и оптимизации зазора (что при механической обработке – не возможно).

Характеристики НеоСплава:
Коэфициент трения - 0,002-0,007. (Такое трение не учитывается конструктивно, считается, что его просто – НЕТ!) Представьте себе, как поведет себя ДВС, на котором исчезло трение. Представили? А если при этом еще и все зазоры оптимизированы? Доведены не до заводских, а до конструктивных!
Микротвердость поверхности от 70 до 80 ед. Роквелла. (для сравнения, у напильника – 54. у алмаза – 100, а это – износостойкость, ресурс).
Температура разрушения слоя - 1582(С) (Таких температур ни в одном механизме нет).
Кислотоустойчив («царская водка» не взяла), не коррозирует, диэлектрик! (обработанный подшипник превратился практически в изолятор).
Не имеет четко выраженной границы с металлом-носителем, а коэф. теплового и линейного расширении одинаковы с металлом-носителем, т.е. нагревом-охлаждением его не оторвать.
 
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vale> Вот рецензия на их заключение. Чисто по общим соображениям - что продемонстрировано и что заявлено.
Vale> П.5 - для применения где, в чем? Где обоснование? Нет ли противоречия в том, что в П.1 нам говорят про повышенную твердость покрытия, а в П.5 про его повышенную пластичность?

Блин, только щас заметил.

Разумеется, нет никакого противоречия. Поскольку это совершенно ортогональные понятия. Твёрдость - способность материала противодействовать механическому проникновению в него посторонних тел (по смыслу близко к прочности). Пластичность - способность материала получать большие остаточные деформации, не разрушаясь (противоположность - хрупкость, а вовсе не твёрдость).

Что как бы намекает - не очень велика цена таким рецензиям, деланным "чисто по общим соображениям".
   2.0.0.82.0.0.8
Fakir>...Можно ли надёжно исключить возможность того, что при совершенно ином составе смазки/присадок эффект не окажется более выраженным?...

Это всего-лишь значит, что афтару надо выпускать готовое масло с тщательно сбалансированным практическими испытаниями пакетом присадок для каждой ниши.

А не рекомендовать юзверям смещать баланс свойств чужих смазок подсыпками своего снадобья куда попало наобум.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
lenivec> А не рекомендовать юзверям смещать баланс свойств чужих смазок подсыпками своего снадобья куда попало наобум.

По всей очевидности, именно так.

Что характерно: производители той хреновины, на отчёт об исследовании к-й дана ссылка - именно так и делают. Вернее, они заявляют даже больше - что проводят разовую обработку двигателя, а не продают смазку для постоянного применения.

Неужели до сих пор еще не дошло, что речь НЕ о присадке к стандартным маслам?
   2.0.0.82.0.0.8

Vale

Сальсолёт
★☆
Fakir> Что как бы намекает - не очень велика цена таким рецензиям, деланным "чисто по общим соображениям".

Ну, извини, сопромата не было в моей жизни. По остальным пунктам замечаний нет?
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vale> Ну, извини, сопромата не было в моей жизни.

Дык извини, я сильно подозреваю, что в твоей жизни и 90% спецдисциплин, имеющих к таким узким областям, как трибология или исследование материалов при помощи атомной силовой микроскопии - тоже не было.
   2.0.0.82.0.0.8

Vale

Сальсолёт
★☆
Нужна ли трибология чтобы обнаружить бездоказательные заявления в том документе?

Кстати, еcли нет противоречия, где подтверждения высокой пластичности в приведенном документе? :)
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vale> Курить это:
Vale> __404__

Ну и что там с диэлектриком? Тебя эта фраза смутила? "диэлектрик! (обработанный подшипник превратился практически в изолятор)."

Ну, заведомого криминала тоже не вижу - поскольку утверждается, что диэлектриком-то становится не весь металл, а лишь весьма тонкий слой, собственно, это и не металл как таковой, а тот слой, что сформировался на его поверхности за счёт присадок смазки. Не вижу в этом ничего невозможного. В конце концов, и ржавчина на металле имеет иную проводимость, нежели сам металл.

Другой вопрос, что к износостойкости это вряд ли имеет прямое отношение, а добавлено скорее всего ради красного словца, ну так маркетинг :)

По остальным пунктам не в курсе, я в твёрдом теле слаб. Форма подачи несколько смущает, может, и поприврали местами. А может и нет - надо спецов слушать.
   2.0.0.82.0.0.8

Vale

Сальсолёт
★☆
Fakir> Ну, заведомого криминала тоже не вижу - поскольку утверждается, что диэлектриком-то становится не весь металл, а лишь весьма тонкий слой, собственно, это и не металл как таковой, а тот слой, что сформировался на его поверхности за счёт присадок смазки.

Тот самый слой, который представляет из себя "кристаллическую структуру в которой интереснейшим способом связаны две пирамидальные структуры – железа с кремнием и алюминия с магнием", так? :F
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vale> Тот самый слой, который представляет из себя "кристаллическую структуру в которой интереснейшим способом связаны две пирамидальные структуры – железа с кремнием и алюминия с магнием", так? :F

Понятия не имею.

Однако кремний там есть. А навскидку - "При легировании железа кремнием удельное электрическое сопротивление существенно возрастает."

Что там может быть у сложной композиции типа описанной - иск его зет, спец нужен.
   2.0.0.82.0.0.8

Vale

Сальсолёт
★☆
Существенно это сколько?
   

au

   
★★
Vale>> П.5 - для применения где, в чем? Где обоснование? Нет ли противоречия в том, что в П.1 нам говорят про повышенную твердость покрытия, а в П.5 про его повышенную пластичность?
Fakir> Блин, только щас заметил.
Fakir> Разумеется, нет никакого противоречия. Поскольку это совершенно ортогональные понятия.

Вообще это связанные понятия. Есть графики, на которых куча разных материалов укладываются по этим двум параметрам в линии. И линий там всего несколько обычно, хотя спектр материалов огромен. Фактически они отражают совокупное действие нескольких механизмов в материалах. Так вот, в нано есть необычные механизмы, поэтому у них свои линии — намного круче обычных. Они могут иметь высокую твёрдость и при этом высокую пластичность. Но это передний край, далеко не всё известно.

Насчёт материала — красный флаг только на предмет "изолятора". Металл-изолятор, каким бы он ни был нано — это ахтунг. :) Бросает тень на всё остальное.

Картинка из 10.1016/j.actamat.2003.12.008:
Прикреплённые файлы:
 
   1.5.01.5.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vale> Существенно это сколько?

Млин, откуда я знаю? Тем более если речь о хитрых составах с хитрой же структурой. Я в твёрдом теле ни разу не спец.
Вполне можешь сам покопать соотв. литературу, а потом в ней покопаться.
   2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
au> Вообще это связанные понятия. Есть графики, на которых куча разных материалов укладываются по этим двум параметрам в линии.

Переформулируем для вящей надёжности: не имеют взаимно-однозначного соответствия :)

au> Насчёт материала — красный флаг только на предмет "изолятора". Металл-изолятор, каким бы он ни был нано — это ахтунг. :)

Дык там же заявляется, что диэлектрик - не металл как таковой, а модифицированный тонкий слой сложного состава.
   2.0.0.82.0.0.8

au

   
★★
Fakir> Дык там же заявляется, что диэлектрик - не металл как таковой, а модифицированный тонкий слой сложного состава.

Ну вот я и думаю что если это "сплав", то есть металл, то не будет он диэлектриком в любом составе. Если нанокомпозит в металлической матрице — тоже не будет. Чтобы был диэлектрик, электроны должны быть связаны. И кремний, и прочие "полу", и их соединения с металлами вовсе не диэлектрики. Что ж там такое может быть? Оксид? Хотя... смотря как они сопротивление меряли... У всяких нитридов запрещённая зона — будь здоров: если одним вольтом мерять, там может и диэлектрик какой-то получился :) Но это уже в порядке бреда... Состав волшебного сплава на бочку, фотки в рентгене тоже — с этих вещей начинается обсуждение материала, а не какое там сопротивление у него.
   1.5.01.5.0

Vale

Сальсолёт
★☆
Угу. Металл без обобществления электронов- не совсем металл, ЕМНИП.
   3.5.73.5.7
Vale> Существенно это сколько?

В четыре раза примерно для 4 % . т.н. "Электротехническая сталь".
   

Vale

Сальсолёт
★☆
То есть до диэлектрика- пилить и пилить.
   
Vale> Нужна ли трибология чтобы обнаружить бездоказательные заявления в том документе?


если буквоедствовать, то их нет. ;) Документ практического выхода и чудес не обещает: "...открывают возможности перпективных исследований..." :p
Прикреплённые файлы:
 
   
+
+1
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Fakir> А о каких процентах речь шла там? Можно ли надёжно исключить возможность того, что при совершенно ином составе смазки/присадок эффект не окажется более выраженным?

Я же не Владимир Владимирович :D - не помню я подробностей прочитанных 20 лет назад.
Вот доберусь до дачи (я как раз в прошлом году в порядке борьбы с хламом все подшивку ЗР за 70-е и до конца 90-х гг туда перевез) - тогда посмотрю.

P.S. Пришел домой и порылся там в своих институтских конспектах - и вот там что нашел (сдутое с какого учебного пособия в 91 г):
Применение твердых смазочных покрытий существенно повышает эф­фективность действия традиционных масел и сма­зок. При этом увеличивается ресурс узлов трения, снижается вероятность задира высоконагруженных деталей в условиях масляного голодания.

Высокие антифрикционные свойства твердых смазочных материалов на основе MoS2 обусловлены тем, что трущиеся пары, покрытые прочной и надежной пленкой дисульфида молибдена, изолируются друг от друга, как при жидкой смазке. Эти пленки прочно сцепляются с деталями, устой­чивы к контактным нагрузкам, имеют большие сопротивления разрыву и легко поддаются деформации. Твердые смазочные покрытия на основе MоS2 выдерживают нагрузки до 30 МПа, их коэффициент трения умень­шается с повышением нагрузки и температуры. Пленки обладают высо­кой термической и химической стабильностью, они сочетаются со всеми видами смазок и нетоксичны.

Твердые смазочные покрытия на основе MoS2 наносят на детали меха­низма газораспределения (распределительный вал, рычаги), крестовины и шлицевые соединения карданов, шарниры рулевого механизма, различ­ные шестерни, валы коробок передач и т. д. В настоящее время практикуют нанесение таких покрытий на юбки поршней. При этом достигается су­щественное повышение ресурса этих узлов (до 30—50 % и выше) и возра­стает надежность их работы. Для подпитки этих покрытий рекомендуется дополнительно вводить в масла и смазки присадки на основе MоS2 типа «Molykote А» (ФРГ) и др.


Данные по снижению износа в % деталей автомо­биля при использовании твердых смазочных материалов на основе MоS2 (100 % — без покрытия, обычная смазка):
крестовины карданной передачи - 30
детали рулевого механизма - 38
шкворень поворотного кулака - 57
шрус - 57
шаровые опоры подвески - 87
шаровые пальцы рулевых тяг - 88
 
   8.08.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Статья из НиЖ

Наука и жизнь

Сайт журнала «Наука и жизнь»: наука, архив, новости науки, информация о журнале, форум, анкетирование, Интернет-магазин, информация о рекламе и подписке. // www.nkj.ru
 





Ещё в середине 40-х годов прошлого века для продления ресурса авиационных двигателей в Институте авиационных материалов был создан материал на основе дисульфида молибдена (MoS2). Мелкодисперсный порошок размешивали в масле и заправляли вместе с основной порцией смазки в двигатель. Порошок заполнял поры и неровности поверхности металла и существенно снижал трение. В некоторых случаях двигатели работали несколько минут даже при полной потере масла. В дальнейшем на основе дисульфида молибдена были созданы составы для работы не только с двигателями, но и с редукторами. До недавних пор этот материал был абсолютным лидером на рынке антифрикционных присадок.

Напомним, одним из необходимых свойств масла должна быть его способность противостоять износу деталей. А что делать, если износ уже имеет место? Ремонт? Иногда его не избежать, но если вовремя остановить износ, можно обойтись без разборки мотора или коробки передач. Остановить износ помогает новый класс нанотехнологических материалов, которые при добавлении в масло не изменяют его свойства, зато кардинальным образом сводят дальнейший износ к минимуму.

Подобный материал разработан не так давно в «Промышленной группе "Инновационная энергия"». Разработчики исходили из того, что одним из наиболее низких коэффициентов трения обладает пара графит-графит. Если в этой паре присутствует небольшое количество масла, то трение снижается еще более существенно. Если же поверхности трущихся деталей обладают некоторой эластичностью, то силу трения вообще можно снизить на два, а иногда и на три порядка.

Дело было за малым: создать такую композицию, которая не изменяла бы свойства масла, не задерживалась бы масляным фильтром, оседала бы на трущихся поверхностях, но не где попало, а в наиболее нагруженных местах, и одновременно заполняла бы увеличенные сверх меры зазоры. И создать такой состав удалось. Попутно пришлось решить ещё одну задачу: очистка трущихся поверхностей от оседающих на них нагара и других загрязнений.

В состав препарата входят нанопорошки диоксида кремния, триоксида алюминия и плазменно расширенного графита. Все компоненты диспергированы в нейтральном масле, совместимом с любыми минеральными или синтетическими маслами.

Попадая в двигатель, новый состав первым делом растворяет и отмывает нагар, грязь и лак. Любой человек, хоть раз разбиравший двигатель автомобиля, знает, насколько прочна эта субстанция. Смытая грязь задерживается масляным фильтром. Далее нанотехнологический порошок формирует на трущихся поверхностях эластичный антифрикционный слой. Он заполняет неровности металла, сводя трение к минимуму. Основу защитного слоя составляют молекулы масла, связанные в пространственную структуру частицами оксида кремния, — своеобразный коллоидный раствор. Подложкой служат частицы триоксида алюминия, а внешнюю поверхность защищает тончайшая плёнка плазменорасширенного графита.

Активнее всего образование защитного слоя происходит в зонах повышенного давления и температуры, то есть на наиболее нагруженных участках, требующих самой тщательной обработки и надёжной защиты. По мере образования защитного слоя трение на этих участках снижается и скорость нарастания слоя также падает, зато начинается нарастание защиты в других местах, куда перераспределяется нагрузка.

Снижение потерь на трение в двигателях внутреннего сгорания, особенно на низких оборотах, привело к заметному увеличению крутящего момента при одновременном снижении удельного расхода топлива. А это очень важно, особенно для городских условий эксплуатации, ведь частые старты и набор скорости являются главными виновниками загрязнения воздуха: чтобы добиться необходимого для трогания с места крутящего момента, двигатель приходится «раскручивать», неполностью сгоревшее топливо «летит в трубу» в прямом и переносном смысле. Снижение потерь на трение приводит и к улучшению мощностных характеристик двигателя. Прирост мощности достигает 5—7%. Не менее важно и то, что с применением подобного рода материалов увеличивается ресурс механизмов (и двигателей и трансмиссий), что убедительно показали проведённые испытания.

...

После снижения потерь на трение максимальная мощность двигателя ВАЗ-2108 возросла на 2,2 кВт. Одновременно произошло смещение мощностных характеристик в сторону низких оборотов. Интегральная мощность (работа) обработанного двигателя на отрезке 1000 — 1500 об/мин превышает на 46,6% интегральную мощность необработанного двигателя. Такие показатели важны для любых автомобилей, но особенно интересны для машин повышенной проходимости, для которых диапазон частоты работы двигателя от 1000 до 1500 об/мин исключительно важен.



После применения нового препарата состояние деталей двигателя заметно улучшилось. На фото: справа — поршень двигателя ВАЗ-2108 до обработки; слева — после пробега 40 моточасов работы двигателя с применением нового препарата.



   2.0.0.82.0.0.8
+
-2 (+1/-3)
-
edit
 

Vale

Сальсолёт
★☆
А мой сосед, которому 80, говорит что он два раза в день...

Ты бы еще статью Латыниной в поддержку привёл. :F
   
1 2 3 4 5 6 7

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru