bashmak> Да я собственно не против, просто недавно как раз читал про локомобили в связи вот с этим http://balancer.ru/_bors/igo?o=forum_post__2160760
"смешались в кучу кони, люди"(с)Лермонтов
Несколько утверждений: а) локомобиль это не трактор. б)трактор с паровым двигателем - это не локомобиль...
Локомобиль - это мобильный источник энергии. Современный аналог - передвижная (переносная) электростанция с дизельным, карбюраторным или газотурбинным двигателем.
Поскольку в те былинные времена основным (рукотворным) источником энергии была сила пара - соот. локомобили были оснащены паровыми двигателями. В сельхозе их применяли как источник энергии для
стационарных устройств, типа мельниц, молотилок, динамомашин (это позже) и т.п.
— рабочая (обыкновенно паровая) машина, составляющая одно целое с
принадлежащим к ней силопроизводителем (паровым котлом), так что их можно вместе
передвигать с одного места на другое без разборки. Л. употребляемы в сельском
хозяйстве и связанных с ним производствах. Ставятся на раму с большими и
широкими колесами, дающими возможность удобно перевозить Л. даже по плохим
дорогам и вспаханным полям. Перевозные Л. приводят в движение молотилки, мельницы, дробилки, соломорезки и употребляются во множестве других случаев.
// Дальше — gatchina3000.ru
В СССР паровые локомобили выпускали до 1960-х гг, после их вытеснили из практики всеобщая электрофикация нархоза и массовое распространение ДЭС.
Трактор - это самобеглая повозка
предназначенная для работы с навесными и прицепными агрегатами, применительно к сельхозу - грубо говоря могущая ездить по полю и оными агрегатами его обрабатывать.
Другой вопрос - что трактор как правило оснащен тем или иным устройством отбора мощности от основного двигателя, что позволяет его применять для тех же функций, что и локомобиль - в те времена в основном делали доп.вал со шкивом, для ременной передачи момента на некий дополнительный агрегат. На те же Фордзоны шкивы ставили вплоть 1960-х гг:
P.S. По поводу ссылки про Самарскую губернию - ИМХО там очень смело сказано что мол эти конкретные локомобили применялись "на свекловичных полях" - т.е. как энергоагрегат для привода чего то - вполне возможно, как трактор - нет.
Ну представьте себе - предположим едет к примеру эта здоровенная дурында (с топкой рассчитанной на солому!!!) по полю с плугом - оцените калорийность соломы и ее потребное количество для использования подобного локомобиля в качестве тягача, дабы держать необходимое давление пара - это за ним по полю должен постоянно ездить целый караван из подвод с соломой, с практически непрерывной подачей оной в топку....
bashmak> А тут искал твои высказывания по СТЗ и наткнулся на "165 тракторов до революции" - вот и написал. Что тоже, учитывая выпуск одного Людиновского завода в 209 локомобилей в 1913 и утверждения о 85% импорта из той же энциклопедии как-то слабо стыкуется между собой.
См. выше.
bashmak> это в связи с переходом на выпуск гусенечных на СТЗ и ХТЗ?
В общем - да.