[image]

Private Space Launch - создание ракеты на ГРД

Проект, посвященный созданию носителя на ГРД
 
1 26 27 28 29 30 75
RU Alex_Dieng #21.10.2010 10:41  @Serge77#21.10.2010 10:34
+
-
edit
 

Alex_Dieng

втянувшийся

Serge77> ... Не забудьте как следует протестировать систему спасения. Желательно выложить её чертёж сюда, проверим, покритикуем ;^))

Это обязательно. Отрабатывать парашютный отсек будем в аэродинамической трубе (те в которых парашютисты тренируются).
   3.6.113.6.11
+
-
edit
 

RocKI

опытный

Alex_Dieng> Ну, какие были... ;) Учитывая, что данная ракета является экспериментальной, аэродинамическое качество для неё не очень актуальный вопрос.
Я понимаю, что вам на качество наплевать, но вас ведь увидят и специалисты. Я бы со стыда сгорел.
   8.08.0

FRC

опытный

Alex_Dieng>> Ну, какие были... ;) Учитывая, что данная ракета является экспериментальной, аэродинамическое качество для неё не очень актуальный вопрос.
RocKI> Я понимаю, что вам на качество наплевать, но вас ведь увидят и специалисты. Я бы со стыда сгорел.

На самом деле шляпки уберем, просто уже не до этого было. А со стыда нам и так сгорать. Текстовку даже не успели подготовить и рассказывали экспромтом, так что ляпов наверняка, много.
   7.07.0

FRC

опытный

Ckona> FRC, "а вот с этого места - подробнее" (ТМ)


Вот инструкция. Я еще сам толком не разбирался. Там правда про кнопочки ничего нет. Апогей определяет по датчику давления.
В апогее подает аналоговый сигнал на запал №1, а на заданной высоте - на запал №2.
Прикреплённые файлы:
 
   7.07.0

Yalex

втянувшийся
RocKI

Разумеется на качество нам не наплевать.
Вы упускаете один нюанс, он гораздо страшнее наших недоделок, а именно: Все журналисты полнейшие дилетанты и в большинстве случаев они абсолютно не компетентны в областях о которых рассказывают. И самое страшным будет текстовка за кадром, которую будет писать ничего не смыслящий в теме журналист.
Остается только надеяться что он понял принцип работы узлов ракеты и цели которые ставит перед собой наша команда.

В тему БРЭО. Мне видится герметичный отсек электроники т.к. совершенно не ясно как поведут себя электронные компоненты в условиях разреженной атмосферы. Понятно одно, герметики и смолы используемые в условиях атмосферы не подходят т.к. неизбежно начнут "газить", что может привести к потере функциональных свойств( тепло и электроизоляции, мех. характеристиках, платы может "повести" в следствии разрушения связующего в текстолите).
   3.6.113.6.11

Serge77

модератор

Yalex> В тему БРЭО. Мне видится герметичный отсек электроники

По-моему это перебор. С электронными компонентами точно ничего не будет, с текстолитом тоже. Батареи нужно проверить (ну может ещё конденсаторы), это легко сделать.

Какая будет скорость полёта? Аэродинамического нагрева не будет?
   3.0.173.0.17

Yalex

втянувшийся
моделизм ракетомоделизм
ну по прикидкам ракета должны иметь скорость в несколько махов. Будет нагрев конечно, но не существенный, при 3М лобовые поверхности могут разогреться до 200-300 градусов. От таких температур можно относительно легко защититься, материалы уже есть, да и время воздействия будет небольшим. В любом случае будем мерить температуру на обтекателе при тестовых запусках, это ценная интересная информация.
А вот спуск совсем другое дело. Самая главная проблема на мой взгляд это торможение ракеты до скорости на которой сработает паращют. Ведь при свободном падении с большой высоты ракета разгонится до очень высоких скоростей, и нужны будут какие то тормозные щитки, или их подобие. Они должны быть способны выдержать как физическую так и тепловую нагрузку при входе в атмосферу. Но это дело будущего. Пока надо решать насущные проблемы.

>>По-моему это перебор. С электронными компонентами точно ничего не будет, с текстолитом тоже. Батареи нужно проверить (ну может ещё конденсаторы), это легко сделать.

Проверить надо все. В принципе есть даже где проверить, причем и с температурой и с вакуумом и сразу весь отсек. Но! Компоненты весьма дорогая вещь, и запороть её очень не хотелось бы. Вы очень самонадеянно подходите к подобным вещам, не надо недооценивать влияния низкого давления на полимеры. Большинство не могут работать в условиях низкого давления, особенно реактопласты с отвердителями т.к. при низком давлении начинается диффузия недоотвержденных компонентов на поверхность. А такие компоненты есть всегда. Причем во многих случаях объемы этих компонентов могут быть весьма существенны( проценты от массы).

Многие забывают про еще одну особенность низкого давления, а именно работу подвижных узлов. Требуются специальные подшипники для работы в условиях вакуума т.к. жидкая смазка не сможет работать при низком давлении и низкой температуре.Это накладывает особые требования к сервомашинкам.

Суммируя проблемы получается что гораздо надежнее сделать герметичный отсек с приборами. Ведь потребуется обеспечить постоянные, оптимальные условия для работы блока с электроникой. Все отклонения от нормы( изменение температуры, давления) будут сказываться на точности показания датчиков, а этого необходимо избежать.
   3.6.113.6.11

RocKI

опытный

Yalex> Разумеется на качество нам не наплевать.
Yalex> Вы упускаете один нюанс, он гораздо страшнее наших недоделок, а именно: Все журналисты полнейшие дилетанты и в большинстве случаев они абсолютно не компетентны в областях о которых рассказывают.

Да дело не в этом. Я же говорю как бывший спец. Когда смотришь по тв, треп журналюг вообще просеиваешь, но очевидные ляпы конструкции от них не зависят и сразу бросаются в глаза. Доверие сразу пропадает. Не надо оправдываться, просто решите для себя насколько вам важно мнение спецов, увидевших материал. Я только предупредил.
   8.08.0

-VMK-

опытный

Yalex> ... Вы очень самонадеянно подходите к подобным вещам, не надо недооценивать влияния низкого давления на полимеры.

Електрониката работи безпроблемно - пример: Father and son film outer space, do-it-yourself style | Yahoo! Green
   3.6.113.6.11

FRC

опытный

Выкладываю примерный график работ. На "Политбюро" еще не обсуждался. Просто чтоб было понимание, к какому этапу работ относятся те или иные озвученные технические решения:

1. до конца 2010 года:
- доработка системы зажигания двигателя
- запуск ракеты "как есть" только с системой спасения (пишущей) и GSM маяком на высоту хотя бы 1-2 км. Для проверки работы спасения и вообще - пора. Если разрешат выше - будем пускать на полной заправке.

2. 2011 год:
- доработка ракеты и запуски с электроникой (alex_dieng).
- ОКР по регулированию тяги ГРД.
- изготовление стабилизированной платформы с ручным управлением и автопилотом (комплектующие найдены). ДЛя безопасной отработки СУ ракеты.
- ОКР по ГРД (1000кгс).
- если разрешается высотный пуск - изготовление и запуск 2-х ступенчатой ракеты без ПН.
- начало работ по ЖРД с камерой сгорания из УУКМ (материал найден в свободной продаже).

3. 2012 год (если доживем :-)):
- изготовление ракеты для подъема 10кг ПН на высоту более 150км.

Делать бесполезную болванку, которая улетит на 100км с 1 кг ПН смысла не вижу. так что пока надо нарабатывать практику и делать "домашнее задание" по системе управления, двигателям, материалам, расширять производственные возможности, находить новых участников и источники финансирования, решать вопрос с полигоном и статусом проекта.
   7.07.0

NNV

втянувшийся

FRC> Выкладываю примерный график работ.

Это, как я понимаю, относится к "большой" ракете, которая на фото. А вот все-таки, что будет с "маленькой" ракетой, которую я видел у тебя в гараже?
   

FRC

опытный

Yalex>> ... Вы очень самонадеянно подходите к подобным вещам, не надо недооценивать влияния низкого давления на полимеры.
-VMK-> Електрониката работи безпроблемно - пример: Father and son film outer space, do-it-yourself style | Yahoo! Green

На любительских зондах, насколько я видел, до 40 км запускают и "мыльницы" и GPS... Альтиметр у нас работает пока на датчике давления, так что герметично не выйдет. Да и высоты полетов выше 1-2 км для нас пока закрыты. Вопрос надежности при влиянии более высокого вакуума, ускорения, радиации, вибраций и низких температур - я не рассмативаю, т.к. проверить сможем только при комплексных летных испытаниях.
   7.07.0

FRC

опытный

FRC>> Выкладываю примерный график работ.
NNV> Это, как я понимаю, относится к "большой" ракете, которая на фото. А вот все-таки, что будет с "маленькой" ракетой, которую я видел у тебя в гараже?

К этой "большой ракете" относится 2010 год и п.1 2011 года. Остальное еще не ясно. Маленькую надо уже запускать. Руки не доходят парашют сшить. В остальном она полностью готова.
   7.07.0
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Yalex>>> ... Вы очень самонадеянно подходите к подобным вещам, не надо недооценивать влияния низкого давления на полимеры.

Читая ваш топик можно подумать, что не было 70 лет "космической эры". Найдите в библиотеке отраслевые стандарты:"Аппаратура научная, космическая". Там указаны все нормы и требования к компонентам (ЭРИ), узлам и системам аппаратуры, устанавливаемой на борт. Хотя вам до космоса ещё далеко, но по крайней мере будете знать что нужно делать. Гажение материалов в вакууме, вещь может быть и существенная, но больше проблем создаёт диссипация излучаемой энергии в электронных блоках. Для оптики существует проблема конденсата и нарушения юстировки, если не вскрыты полости в стаканах обьективов. Для механических узлов давно разработана вакуумная смазка, хотя при адаптации неспециализированных изделий бывают трудности её удержания в нужном месте. По-поводу вашей "бортовой аппаратуры" хочется заметить следующее: чем больше физических величин предполагается для измерения, тем меньше шансов измерить хотя бы одну. Вам бы сначала провести хотя бы 3 испытания двигателя с повторяющимися зарактеристиками, затем сделать несколько статических испытаний системы выброса парашюта (FRC, про аэродинамическую трубу - это правда??? В смысле - это не анекдот "про новых русских ракетчиков"), а потом попытаться запустить хотя бы на 300 м вашу ракету с ЛЁТНОЙ моделью ГРД. Между стендовым образцом и лётным двигателем - дистанция огромная. Как мы знаем из нашей же истории - "сырые" движки делали ненужным приложением и тратой денег всю полезную нагрузку, так хорошо и тщательно разработанную. И вот это всё нужно делать без шумихи и ненужной публики. Это серьёзная и тяжёлая работа. И только после нее "охрипнет товарищ Левитан". А вы, пока даже не перестали использовать термин "ракетомоделизм", для оценки своей деятельности.
   3.6.103.6.10
+
-
edit
 

FRC

опытный

Yalex>>>> ... Вы очень самонадеянно подходите к подобным вещам, не надо недооценивать влияния низкого давления на полимеры.
a_centaurus> Читая ваш топик можно подумать, что не было 70 лет "космической эры".

Честно говоря, я считаю обсуждение проблем эксплуатации техники в космических условиях, применительно к нашему проекту, сильно преждевременными.

a_centaurus> ... Вам бы сначала провести хотя бы 3 испытания двигателя с повторяющимися зарактеристиками, затем сделать несколько статических испытаний системы выброса парашюта (FRC, про аэродинамическую трубу - это правда??? В смысле - это не анекдот "про новых русских ракетчиков"), а потом попытаться запустить хотя бы на 300 м вашу ракету с ЛЁТНОЙ моделью ГРД.

Именно в такой последовательности и будем делать. При таком двигателе будет проблематично не превысить 300м. Думаем на 1км для начала. Более чем достаточно.
Про трубу - думаю ее хозяева не позволят такие фокусы делать. Идею еще детально не обсуждали. Надо или это лишнее усложнение процесса - мне не понятно.
Как мне видится, вполне достаточным будет измерить усилие, создаваемое вытяжным парашютом. Это можно и без трубы замерить. Хотя, возможно я не прав. Нам бы с двигателем завершить....

a_centaurus> А вы, пока даже не перестали использовать термин "ракетомоделизм", для оценки своей деятельности.

Объективно - это он и есть. Пока. Перестанет им быть, когда кто-то решит вложить средства в проект.
   7.07.0
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

FRC> Объективно - это он и есть. Пока. Перестанет им быть, когда кто-то решит вложить средства в проект.

Ракетное моделирование отвечает нормам ФАИ. То что мы все здесь делаем или пытаемся делать во всем мире относят к Экспериментальному ракетостроению. Поскольку в РМ по правилам не разрешается использовать нестандартные двигатели. А мы именно их разрабатываем и делаем. В ОСТах на специальную аппаратуру определяется диапазон использования тех или иных технологий или компонентов. В космос вы вряд ли доберётесь, но, например, перегрузки в 30-50 g на любительских ракетах достигаются элементарно. Поэтому, надо хотя бы ознакомиться с рекомендациями "как надо и как не надо". Иногда неправильное расположение контактов или той же батареи по осям перегрузок приведёт к отказу.
Дело не в отсутствии, или наличии средств. Если тебе дать миллион сегодня, то ни завтра, ни послезавтра (и боюсь, что никогда) ты не превратишься в профессионального ракетчика. А будешь заниматься тем, чем занимаешься. Только за чей-то счет. :D
   3.6.103.6.10
RU Alex_Dieng #21.10.2010 22:25  @a_centaurus#21.10.2010 21:52
+
-
edit
 

Alex_Dieng

втянувшийся

a_centaurus> ... В космос вы вряд ли доберётесь, но, например, перегрузки в 30-50 g на любительских ракетах достигаются элементарно. Поэтому, надо хотя бы ознакомиться с рекомендациями "как надо и как не надо". Иногда неправильное расположение контактов или той же батареи по осям перегрузок приведёт к отказу...

30-50g - это перебор, большая часть обычной гражданской аппаратуры вырубится. 2-5g - не больше. Конструировать специальную аппаратуру с нуля - на мой взгляд не самое экономное решение и в части времени, и в части финансов.

К ОСТам мы сейчас доступ врятли сможем получить, ибо многие из них для "с.п.". Но основные принципы конструирования я помню. Никто и не возражает, если нужно чтобы аппаратура себя вела хорошо в воздухе, её сначала обкатывают на земле, причем в условиях максимально схожих с "боевыми".

ps/ Количество контактов в подобной аппаратуре стараются сводить к минимуму. Даешь качественную пайку! ;)
   3.6.103.6.10
+
-
edit
 

FRC

опытный

FRC>> Объективно - это он и есть. Пока. Перестанет им быть, когда кто-то решит вложить средства в проект.
a_centaurus> Дело не в отсутствии, или наличии средств. Если тебе дать миллион сегодня, то ни завтра, ни послезавтра (и боюсь, что никогда) ты не превратишься в профессионального ракетчика. А будешь заниматься тем, чем занимаешься. Только за чей-то счет. :D

Да, видимо так. Если предположить, что найдется сумасшедший, который даст столько, сколько попросишь, то это ускорило бы процесс. Можно было бы организовать нормальное опытное производство привлечь всех необходимых специалистов. Скорее всего, мне бы места там не нашлось :-)

А вообще, я на сайте писал, что пока не будут достигнуты результаты, свидетельствующие о готовности в части техники и знаний/опыта для скачка в космос, все будет финансироваться за свой счет. Процесс будет долгий и мучительный. Илюзий на этот счет нет и о космосе сейчас я лично не думаю.
   7.07.0
+
-
edit
 

FRC

опытный

Alex_Dieng> 30-50g - это перебор, большая часть обычной гражданской аппаратуры вырубится. 2-5g - не больше.

На старте у нас будет 8-10g. Вроде бы из западных отчетов следует, что коммерческие АЦП вполне штатно работают.
   7.07.0
AR a_centaurus #22.10.2010 00:37  @Alex_Dieng#21.10.2010 22:25
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Alex_Dieng> ps/ Количество контактов в подобной аппаратуре стараются сводить к минимуму. Даешь качественную пайку! ;)

Ну это - "стараются". "Они", в смысле. Сами добейтесь. Когда-то у нас в цехе бортовой электроники военпреды принимали платы, руководствуясь одним, простым как сатин принципом: "Хорошая пайка - блестящая. Плохая - тусклая". Преимущество ракеты с ГРД (про ЖРД не говорим), что стартовые ускорения меньше чем с РДТТ. К 8-10 g можно свести. Билл Колбурн на своих ракетах ставил гидротаймер на этиленгликоле. Это позволяло плавно набрать тягу. Посмотрите в его книге, она же у вас есть. Там CD приложен с чертежеми в AutoCADe.
   3.6.103.6.10
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

FRC>>> Скорее всего, мне бы места там не нашлось :-)
FRC> А вообще, я на сайте писал, все будет финансироваться за свой счет. Процесс будет долгий и мучительный.

Ну-ну, без патетики. Процесс творчества должен приносить радость. Иначе - зачем. Никого своим проектом ты не удивишь. Особенно в Р. Наооборот - дойдёт до серьёзной независимой экспертизы (если таковая ещё есть), спецы тебя ощиплют как цыплёнка. Поэтому, мой (наш, поскольку Rock тебе тоже написал) тебе совет: планер ракеты сделать по классической схеме, в пропорциях, рекомендованных например, ракетной аэродинамикой Фон Кармана. Я как-то выкладывал, да и книга в Инете есть. Чтобы никто не смог придраться ни к трем стабикам (а почему три, а не 4???), ни к болтованию сегментов фюзеляжа из техники судовых котлов и паровых установок. Ни к пропорциям короткого обтекателя. В аэродинамике необходимо учесть значительное изменение положения Cg на активном участке полёта гибридной ракеты. Поработать в программе-симуляторе (Aerolab, например), введя график тяги своего реального двига. выяснить скорость и подобрать как форму, так и оптимальное положение стаб. Рассчитать, изготовить и испытать парашют. Не думай, что это так тривиально, что можно сляпать п. диаметром купола 1.5 м за один вечер. Вы ещё намучаетесь с системой выброса, с подбором чувствительного заряда в пироустройстве. С креплением фала и запутыванием строп... С прожигом купола при выбросе. Это предметы дительной работы даже на малых калибрах и весах. А как только ты перевалишь за 2 кг и калибр 100, эти проблемы сразу скакнут в геометрической прогрессии. A установка двигателя в отсек и его заправка на стартовой позиции - это отдельная песня. Так что рекомендую пересмотреть свой "партийный график" в сторону реалий и не кукарекать, пока не рассвело. У вас очень сильная группа (даже завидно) и вам по силам сделать настоящую ракету зонд первого поколения. Смените target на разработку масштабного прототипа гибридной sounding rocket. И сразу будет легче. Как рассказывать, так и делать. В ракетной технике было (и есть) целое направление РЗ атмосферы. Найти задачу и реализовать её можно для метеорологии, физики атмосферы, радиооптики и т.д. Если будет солидный и недорогой носитель для 1 кг п.н. для высот хотя бы 10 км уже можно найти заказчиков и партнёров в отраслевых и академических институтах. От ИКИ до ИЗМИРАНа и Арктического Инст... Ведь прежнего парка р.з. уже нет.
   3.6.103.6.10
RU Alex_Dieng #22.10.2010 09:18  @a_centaurus#22.10.2010 01:06
+
-
edit
 

Alex_Dieng

втянувшийся

a_centaurus> ... Рассчитать, изготовить и испытать парашют. Не думай, что это так тривиально, что можно сляпать п. диаметром купола 1.5 м за один вечер. Вы ещё намучаетесь с системой выброса, с подбором чувствительного заряда в пироустройстве. С креплением фала и запутыванием строп... С прожигом купола при выбросе. Это предметы дительной работы даже на малых калибрах и весах. А как только ты перевалишь за 2 кг и калибр 100, эти проблемы сразу скакнут в геометрической прогрессии. A установка двигателя в отсек и его заправка на стартовой позиции - это отдельная песня. Так что рекомендую пересмотреть свой "партийный график" в сторону реалий и не кукарекать, пока не рассвело.

Уже рассчитали, изготовили: 2-х метровым, круглым - осталось испытать и доработать. Методику выпуска парашюта из контейнера уже продумали, в целом и в общем она выложена у Антона на сайте. Прожига купола в принципе не может быть, поскольку укладка и пирозаряд разделены герметичной металлической вставкой. Запутывание строп устранили их специальной, раздельной укладкой. Бывают еще: перехлест, закрутка и схлопывание купола, но их можно устранить только отработкой при разных вариантах укладки купола и скорости его выпуска. Будем испытывать, а там посмотрим...

Планы и сроки пишут, даже в обычной жизни, всегда нереальные, они всегда ползут вправо. Посему предлагаю к некоторым крайне оптимистичным и пессимистичным мнениям относится проще. "Партийный график" сам по себе пересмотреться...

a_centaurus>... Если будет солидный и недорогой носитель для 1 кг п.н. для высот хотя бы 10 км уже можно найти заказчиков и партнёров в отраслевых и академических институтах. От ИКИ до ИЗМИРАНа и Арктического Инст... Ведь прежнего парка р.з. уже нет.

Недорогой понятие относительное. Наши "научные мужи" как не крути, а голодранцы. Надежды, что на наше изделие будет спрос в научных кругах, почти никакой.
   3.6.113.6.11

RocKI

опытный

FRC> Про трубу - думаю ее хозяева не позволят такие фокусы делать.
FRC> Как мне видится, вполне достаточным будет измерить усилие, создаваемое вытяжным парашютом. Это можно и без трубы замерить. Хотя, возможно я не прав.

Хорошая труба - это классная вещь. Её надо прежде всего использовать для определения Сх (к-та сопротивления) и определения центра давления. Причем лучше это сделать с эмитацией работы двигателя и без. Можно было бы замерить боковой момент и экспериментально подобрать размер стабилизаторов.
Кстати, совсем не обязательно продувать саму ракету. Можно сделать точную модель, даже из дерева и на ней отрабатывать компоновку.
   8.08.0

FRC

опытный

FRC>> Про трубу - думаю ее хозяева не позволят такие фокусы делать.

RocKI> Хорошая труба - это классная вещь.

Саша собирается общаться с ее владельцами. Вряд ли они позволят производить какие-то пиротехнические опыты в ней. Если продуть ракету или парашют, думаю вполне.
В любом случае было бы здорово, если ты бы нашел время проделать эти опыты вместе.
   7.07.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

RocKI

опытный

FRC> Вряд ли они позволят производить какие-то пиротехнические опыты в ней. Если продуть ракету или парашют, думаю вполне.

Если ты под пиротехникой подразумеваешь имитацию работы двигателя, то это не нужно. Для имитации достаточно организовать либо выдув сжатого воздуха, либо хотя бы "жесткую" имитацию истечения - просто державка или насадка определенной формы. Тут важна не столько скорость истечения,сколько отсутствие донного сопротивления. Оно влияет на Сх и положение ЦД.

FRC> В любом случае было бы здорово, если ты бы нашел время проделать эти опыты вместе.

Это интересно. По возможности постараюсь выбраться.
   8.08.0
1 26 27 28 29 30 75

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru