В ближайшее время в правительство поступит на согласование законопроект «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации». Документ предусматривает два вида перевозок – по контракту, то есть по регулируемым тарифам, и по ценам, установленным перевозчиком.
После принятия этого закона, если власти региона откажутся заключать договор на пригородное обслуживание своего населения, у перевозчиков останется два выхода: либо прекратить своё существование из-за убыточности, либо сокращать количество поездов и назначать в оставшихся свои, экономически целесообразные тарифы, что приведёт к повышению стоимости билетов. А между тем договоры с перевозчиками о тарифах до сих пор не заключили густонаселённые Приморский, Ставропольский, Краснодарский края, Ленинградская, Вологодская области и Москва.
Более того, из 71 региона, где существуют пригородные перевозки, заявки на дотации об их финансировании в Минфин направили администрации всего 53 субъектов Федерации. Впрочем, и само ведомство ещё не готово к работе с субсидиями для регионов: Минюст до сих пор не утвердил методику расчёта затрат, учитываемых при формировании тарифов.
– Мы не можем просто компенсировать затраты, которые нам предъявляют регионы, – прокомментировал ситуацию заместитель министра финансов Александр Новак, – поскольку мы столкнулись с тем, что иногда они отличаются от данных железнодорожников в разы. В одних регионах доходы от пригородных перевозок компенсируют расходы на 75%, а в некоторых всего на 6%. Нужно понять, почему такая разница, и в связи с этим как раз ждём методику специалистов по тарифам. В бюджете предусмотрено 25 млрд руб. на сбалансированность бюджетов регионов, но, скорее всего, мы не будем полностью удовлетворять все запросы, а станем вместе софинансировать компенсацию убытков. Мы работаем над этим напряжённо, чтобы успеть до 1 января.
Разъяснил государственный подход к пригородным тарифам вице-премьер Сергей Иванов на недавней коллегии Минтранса.
– Регионы должны понимать: если они хотят перевозить своё население в популистских целях за пять копеек – это одно. А если за сто рублей билет – это другое. Но тогда и доходность будет близка к реальной. Поэтому тех, кто перевозит за пять копеек, да ещё и половину из них безбилетников, не будут полностью субсидировать. Мы выделили дотации в 25 млрд руб. И теперь никакого перекрёстного субсидирования не будет, и РЖД теперь от этой обузы освободится, – сказал Сергей Иванов.
Однако времени до отмены субсидирования остаётся всё меньше. И ситуация не внушает оптимизма, поскольку всем известно, что федеральные ведомства способны затянуть решение любой проблемы до бесконечности. И подтверждает это спокойствие регионов, которые, похоже, не верят, что с 1 января пригород станет работать по-иному: иначе чем объяснить, что их администрации не начинают серьёзную разъяснительную работу с населением о перспективах пассажирских перевозок в будущем году.
А между тем договоры с перевозчиками о тарифах до сих пор не заключили густонаселённые Приморский, Ставропольский, Краснодарский края, Ленинградская, Вологодская области и Москва
Частный экспресс пришёл в Пермь
На рынке пригородных пассажирских перевозок растёт конкуренция
Автор: Вера Морозова
Фото: Гудок.RU - Новости железнодорожного, автомобильного, авиационного, водного транспорта, машиностроения и логистики
От станции Пермь-2 до станции Дивья СвЖД в первый рейс отправилась шестивагонная электричка. С ноября этот маршрут обслуживает частный оператор – ООО «Пермский экспресс».
Как рассказал директор компании Александр Ширяев, электропоезд будет ходить один раз в сутки. Перевозчик, в состав акционеров которого не входят ни краевое, ни городское правительство, ни ОАО «РЖД», будет арендовать подвижной состав у Свердловской дороги и платить за пользование инфраструктурой. Компания была зарегистрирована в январе этого года, лицензию получила в конце сентября.
«Конечно, логичнее было бы выйти на этот рынок в 2011-м, но мы хотим принять участие в конкурсе по распределению маршрутов, который краевое правительство собирается проводить в ноябре. Поэтому нам важно приобрести опыт и со следующего года уже работать на нескольких направлениях», – отметил Александр Ширяев.
Руководство компании собирается побороться за кунгурское направление. Выбор объясняется высокой плотностью населения в этой части Пермского края.
«В эту сторону ездит большое количество дачников, кроме того, на этом маршруте пока не работает ОАО «Пермская пригородная компания», – объяснил Александр Ширяев.
ОАО «Пермская пригородная компания» (ППК), созданное осенью 2009-го краевым правительством и ОАО «РЖД», начало работать в июле этого года. Пока ППК перевозит пассажиров только по 19 маршрутам городской электрички и на перегоне верещагинского направления. Остальными направлениями занимается Дирекция по обслуживанию пассажиров, а ППК выступает в роли агента по оформлению проездных документов и сбору выручки. По мнению генерального директора ППК Сергея Канцура, от появления ещё одного перевозчика выиграют в первую очередь пассажиры.
По предварительным расчётам, в 2011-м убытки от пригородных перевозок в Пермской области могут составить около 1 млрд руб. Краевые чиновники рассчитывают, что конкуренция заставит операторов снижать издержки. Руководство «Пермского экспресса» соглашается с тем, что выйти на безубыточный уровень будет непросто.
«Но мы рассчитываем в том числе и на дотации, которые регионы будут получать из федерального бюджета», – отметил Александр Ширяев.
Как сообщили «Гудку» в ОАО «РЖД», деятельность ООО «Пермский экспресс» начинается в рамках создания конкурентного рынка в регионе.
По мнению заместителя начальника департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Максима Артёмова, безусловно, позитивным было бы появление перевозчиков, обладающих собственным подвижным составом, компетенциями и квалификацией, профессиональными навыками в сфере обслуживания пассажиров, информационного обеспечения, технологией продажи билетов.
01.11.2010
Инвестиционная программа ОАО "Российские железные дороги" в 2011 году может достичь примерно 400 млрд. рублей, сообщил президент компании Владимир Якунин на брифинге в Сочи.
"Мы можем достичь самой высокой инвестпрограммы с учетом средств, выделяемых на олимпийские проекты. (Она) может достичь 400 млрд. рублей" - сказал он.
"Но это теоретические цифры, - уточнил В. Якунин, - и они связаны с продажей наших активов".
Ранее В. Якунин сообщал, что инвестиционная программа в 2011 году может составить 349 млрд. рублей.
Эта же цифра фигурирует и в одном из вариантов финансового плана РЖД, рассматривающихся во вторник на заседании совета директоров компании, уточнил источник, присутствовавший на заседании. По его словам, этот же вариант предусматривает инвестпрограмму на 2012 год в размере 364 млрд. рублей, в 2013 году - 326 млрд. рублей. Сокращение инвестпрограммы в 2013 году он также объяснил завершением финансирования олимпийских проектов.
В. Якунин сообщил журналистам, что финансовый план компании будет рассматриваться правительством в начале декабря.
"Решения совета директоров заключаются в том, что мы должны представить прогноз в соответствии с расчетами экономически целесообразного уровня тарифов. А дальше нарисовать матрицу - в каком объеме государство должно поддерживать инвестпрограмму, если сдерживается рост тарифов", - пояснил журналистам В. Якунин.
Он напомнил, что дефицит средств в соответствии с программой развития железнодорожного транспорта и стратегией компании может составлять 400 млрд. рублей.
Источник, присутствовавший на заседании совета директоров, также отметил, что на реализацию олимпийских проектов в 2011 году предусмотрено выделить 50 млрд. рублей.
Еще один собеседник пояснил, что в связи с опережающими темпами строительства олимпийских объектов 20 млрд. рублей из ежегодно выделяемых 60 млрд. рублей были перенесены на 2010 год. 10 млрд. рублей будут записаны в бюджете РЖД 2010 года, а другие 10 млрд. рублей - в бюджете 2011 года. Итого с учетом оставшихся 40 млрд. рублей в 2011 году в бюджете компании предусмотрено выделение на реализацию олимпийских проектов 50 млрд. рублей. "То есть общий лимит не меняется, но по годам перераспределяется и (финансирование - ИФ) идет более быстро", - отметил он.
До этого в ходе посещения строящейся железной дороги Адлер - Горноклиматический курорт "Альпика Сервис" В. Якунин отметил, что ориентировочная стоимость реализуемых олимпийских проектов составляет 260 млрд. рублей. Здесь же он подчеркнул, что сумма предварительная, поскольку из шести запланированных объектов пока силами РЖД ведется стройка пяти из них. Реализация проектов идет в соответствии с изначально согласованным графиком, сказал В. Якунин.
При этом глава РЖД отметил, что станции "олимпийской" железной дороги строятся таким образом, чтобы потом часть конструкций можно было использовать на инфраструктуре РЖД. "Совсем необязательно держать здесь такой станционный комплекс. Мы его делим на три части. Одна часть остается, а "крылья" (верхняя часть платформы) могут быть перенесены в другое место", - пояснил глава РЖД.
Говоря о других проектах, которые реализуются в преддверии Олимпиады, В.Якунин сказал, что участок железной дороги Аэропорт "Сочи" - Станция "Адлер" будет сдан в эксплуатацию почти на год раньше срока - в декабре 2011 года. Это связано с просьбой местных властей и призвано решить проблему загруженности сочинских дорог, добавил президент РЖД.
Источник: РЖД-Партнер, BFM.ru, Коммерсантъ-Online
Безбилетный пассажир едет в электропоезде с молчаливого согласия и за счет добросовестного пассажира. Сообщить о «взятке» или безбилетном проезде – проявление сознательности.
Мы уже писали о ситуации, сложившейся в нынешнем году с пригородными перевозками на электропоездах: несмотря на то что администрация Санкт-Петербурга установила новые тарифы в срок, областные власти спешить с этим не стали – и в итоге цена билетов «туда» и «обратно» на многих популярных направлениях оказалась весьма различной.
Для примера: проезд от Московского вокзала до Поповки с нового года обходится в 55 рублей, а обратный – в 70 целковых. От Финляндского вокзала до станции Всеволожская можно добраться за 41 рубль, а обратно – уже за 58 рублей 80 копеек. И так далее...
Стоимость проезда в "Аэроэкспрессе", следующих из столичных вокзалов в аэропорты Московского авиационного узла и обратно, с 1 февраля 2011г. возрастет с 300 до 320 руб. Об этом говорится в сообщении ООО "Аэроэкспресс".
Детский билет по-прежнему будет стоить 100 руб., проезд для детей в возрасте до 5 лет - бесплатный. Билет в вагон бизнес-класса подорожает до 550, вместо 500 руб.
С 15 февраля 2011 года ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» снижает стоимость абонементных билетов для пассажиров, следующих на дальние расстояния (свыше 50 км) в Ярославском направлении. Данная акция является экспериментом и продлится три месяца. В течение этого периода будет изучен спрос на абонементные билеты пониженной стоимости и будет принято решение о целесообразности распространения этого опыта на другие направления.