Гарпунер>Я читал иное - у немцев мало было вылетов из-за отсутствия той же самой зимней смазки. Но с учетом того количества авиации, что было - господства в воздухе не было ни у кого.
Я встряну немного.
Давайте глянем на кой-какие цифири.
Активность авиации сторон в Битве за Москву (имеется в виду количество самолето-вылетов в районе Москвы, в полосе трех фронтов):
За 20 дней ноября:
- у Люфтваффе – 3 500 самолето-вылетов;
- у ВВС РККА – 15 840 самолето-вылетов;
В период, скажем, с 17 по 24 декабря:
- у Люфтваффе – 300 самолето-вылетов;
- у ВВС РККА – 3 200 самолето-вылетов;
Как видим, разница в активности авиации – на порядок. Меня уже после таких цифр не слишком волнует разница в эффективности применения авиации. И как бы мы здесь не разбираем причины таких результатов, их достаточно много. Просто легко видеть, кому принадлежит небо.
Гарпунер>Это я к вопросу о завоевании господства в воздухе и ударах по аэродромам. Даже если большинство самолетов противника сбивается в воздухе, основная задача авиации агрессора в первые дни войны - удары по аэродромам, а не поддержка наземных войск.
Результативность, вот что главное. Уничтожение самолетов противника на аэродромах, борьба с собственно аэродромной сетью, воспрепятствование маневру авиацией – задача важная, но в завоевании превосходства в воздухе – не более чем обеспечивающая, второстепенная.
Я бы даже добавил, что ВВС РККА, к сожалению, перед войной слишком недооценивали возможности авиации по уничтожению самолетов противника на аэродромах. Отсюда проистекают многие беды 22 июня 41 года.
По поводу основной задачи – если мне не изменяет память, 22 июня на подавление авиации противника на аэродромах немцы выделяли не более 50% своей бомбардировочной авиации.
Гарпунер>Это уже интересно. Я почему-то считал, что направляющие для РС как раз ставили чуть не кустарные, а электроспуск и делался для простоты. У того же Голубева (13 ИАП) разделение - на пушечные И-16 не ставились РС, на остальные ставились.
Гарпунер>Может, речь идет о новых самолетах?
Да вот в том-то и дело. Как мы знаем, в ходе войны доработку под РС и в ПАРМ-ах делали, и даже в ТЭЧ-и части – легко.
А вот перед войной – только на заводе.
Я вот на примере И-153 глянул, с ними проще по статистике.
Так вот, производились/дорабатывались они только на Государственном авиазаводе №1 (иногда его называют «Первый завод ОСАВИХИМ», флагман нашей авиапромышленности, к слову).
Так вот, И-153 было выпущено – 3 437 самолетов.
Выпуск начался в 39 – 1011 самолетов, из них с РС – 4 штуки.
В 40-м было выпущено 2362 «Чайки», из них 237 при рождении имели пусковые РС.
В том же 40-м ГАЗ№1 выполнил доработку под установку РС еще на 450 И-153 (у меня в источнике написано – «более 400», давайте считать 450).
В конце 40-го выпуск И-153 был прекращен, завод перешел на МиГ-3. В 41, тем не менее, ВП приняла еще 39 И-153 (по другому источнику – 102, правда не ясно, имелась ли в виду сборка всех 102 из выпущенных ранее деталей, или доработка под М-63).
Как видите, доля «ракетных» И-153 в общем выпуске – совсем не велика.
Гарпунер>Немножко встряну - на пары перешли многие уже летом 41-го. Тот же 13 ИАП КБФ на Ханко.
Да я не спорю, во многих частях так летали, штука в том, что установленный порядок – звено в составе тройки. И основная масса летала так, как предписывалось, увы.