Вчера от нечего делать, а, точнее, от нечего читать в интернетах, прочел "соло на ундервуде/IBM" Довлатова. Еще в процессе прочтения стали формироваться некоторые не очень-то про-довлатовские настроения. Сам по себе этот сборник литературных анекдотов - вещь весьма приятственная и смешная. Заметки о мире людей искусства, примерно как у Покровского заметки о подводниках - местами смеешься в голос. Местами узнаешь заезженные смешные истории вроде бы без автора - "так вот откуда это".
Однако же к ложке здорового смеха прилагается бочка дегтя. Я допускаю, что восприятие мое узко и субъективно и сформировано на одном частном случае из творческого наследия автора, с этим ничего не поделаешь. Возможно, не с того начал. Но это не остановит меня перед тем, чтобы спросить: а чем-нибудь, пардон, эта условная "богема" занималась? (термин "богема" использован для удобства, не хочу вступать в споры КТО на самом деле был богемой СССР и была ли таковая) По прочтении складывается ощущение, что в основном пила и ссорилась с контролирующими организациями. Выпивала и язвила в адрес худсовета. Закладывала за воротник и хамила поставым милиционерам. Нажиралась и являлась на ответственные мероприятия в полное говно. Ах да, еще обвиняла окружающих в антисемитизме, чуть только померещится.
(Vale - ПРЕВЕД! 1 )
В результате у меня возникает следующий вопрос. Многие персонажи сей книги (давайте не заниматься процентами в подсчетах) в конечном итоге оказались на западе. На запад они рвались. Как я понимаю, вследствие невыносимости существования в рамках советского режима. (невыносимость особенно хорошо раскрыта в книге) Более того, о них принято говорить с определенными интонациями сочувствия. Были вынуждены оставить родную страну чтобы мыкаться на чужбине, но в свободной стране. Я не спорю с тезисом, что человеку естественно стремиться туда, где теплее. Я сам не исключаю для себя возможности переезда в другую страну. Итак, сам вопрос: потерял ли что-то Советский Союз с их отъездом? Я отвечу: нет. Это вам не философский пароход. Это не Сикорский и даже не Северский. И не Картвелли, и не Юркевич. Это кучка тех, кого в наше время в определенных интернет-кругах принято называть "небыдло".
При этом я не против почитать Довлатова еще. И я не отрицаю наличия у него писательского мастерства. Но источников благоговения, подчеркнутого уважения или сочувствия он во мне не открыл.
I don't hit women! I would never hit a woman, Chloe! I'd hit a woman who was trying to hit me with a bottle. That's different. That's self-defense, isn't it? Or a woman who could do karate. I'd never hit a woman generally, Chloe. Don't think that. (с) In Bruges