> Сомневаюсь, что Покрышкину пришло бы в голову изобразить, что нибудь эдакое под носом мессера
А вот именно ему это в голову-то и приходило, почти постоянно.
И в начале войны, в том бою когда он на подбитом Миг-3 (расстреливаемом двумя Ме) совершал рывки с сторону, за полсекунды до пушечной очереди.
И попозже, когда стали практиковать выход из под удара замедленной полубочкой. Это когда противник зашёл в хвост, а атакуемый делает эту полубочку, и атакующий проскакивает вперёд, прямиком в сектор обстрела.
А ещё многие пилоты использовали такую возможность манев-ти, как полёт со скольжением. Это когда самолёт летит немного вбок, под углом к собственной оси. Понятно что даже в идеальных условиях внезапной атаки, прицелится (и взять упреждение) очень сложно по такой цели. Между прочим, этот приём приносит в жертву максим. скорость.
А были в ВМВ примеры и применения маневренности без особого смысла, и соотв-но без успеха. По моему Нимиц-Поттер ( не уверен) писали, что английские лётчики в первых боях с итальянцами, с удивлением наблюдали как самолёты противника начинали эволюции на грани высшего пилотажа, причём без особого повода. Видимо итальянцев так учили, что пока самолёт вертится он непобедим,вот они и усердствовали. По поводу, и без.
Так что всё надо применять вовремя. И маневрировать самолёт должен не всё время полёта, а когда надо резко довернуть, или увернуться. Пусть даже с потерей энергии ( а назовите хоть один манёвр прибавляющий её
), но в строго необходимых рамках.