Обучение корабелов в ФРГ

Болонская система в западной Европе
Теги:флот, ФРГ
 
1 2 3
DE Deep Blue Sea #30.09.2009 06:34
+
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★★
флот
В качестве эпического оффтопика прилагаю небольшую простынку на 10 страниц о том, как сегодня по болонской системе проходят обучение в германских ВУЗах на специальность инженера-судостроителя.

Может кому будет интересно.

Naval Archtecture - сама простыня
Allgemeine Zeugnis - таблица, по котрой я сверяю свои оценки и модули...
Прикреплённые файлы:
 
Carpe noctem, quam minime credula postero  3.5.33.5.3
DE Deep Blue Sea #26.12.2010 20:22  @Deep Blue Sea#30.09.2009 06:34
+
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★★
Спустя почти полтора года с момента написания этого поста можно сделать несколько дополнений

Во-первых, ИМХО болонский процесс не столько страшен, как его малевали. Предметы все те же, что и на дипломе, но пихают их намного быстрее в глотку. В этом году по-идее должен был быть готов первый выводок бакалавров-корабелов. По идее... Из 40 человек одна девушка умудрилась справиться за положенные 3 года. Но у нее реально семь пядей во лбу было и не было личной жизни. Магистр она теперь делает в Норвегии. Первые готовые бакалавры из рядовых ребят и девчат на подходе сейчас - спустя полгода. Основная масса - после 8-го семестра. Т.е. я уже знаю что мне светит - потеря стипендии после 6-го семестра, так как если положено справиться за 3 года, то государство не интересует по какой причине тебе потребовалось больше, даже если это нормально.

Если балду валять не буду, то вполне могу уложиться в 7.

Насчет магистра: есть три основных ветки для углубления. 1-я судопроект - это гидростатики всех мастей, судовая безопасность, экономический анализ. Короче - белая кость среди корабелов, в основном на высоких позициях впоследствии.
2-я Гидродинамики - это яйцеголовые среди нас: математики и программисты. На верфях их меньше - скорее в НИИ и универах сидит основная масса.
3-я каста - нижняя, но я твердо решил для себя, что хочу туда. Это прочнисты. Если другие, скорее носители пиджаков и галстуков, то эти ближе всего к металлу, за что наказаны самыми низкими зарплатами среди всех трех каст. Но меня именно прочность интересует больше всего. Это значит СОПРОМАТ пока из ущей не полезет, методы конечных элементов, структурный анализ.

Снизу мои оценки Up-to-date
Прикреплённые файлы:
 
Carpe noctem, quam minime credula postero  8.0.552.2248.0.552.224
27.12.2010 05:56, Полл: +1: За грызню гранита науки.
RU Prosha #26.12.2010 21:40  @Deep Blue Sea#26.12.2010 20:22
+
-
edit
 

Prosha

втянувшийся

D.B.S.> Если балду валять не буду, то вполне могу уложиться в 7.
Давай старайся, поменьше свою балду валяй и всё получится!
На флоте есть два класса кораблей: подводные лодки и их цели,так выпьем же за то,что-бы первых было больше а вторых меньше!!!  3.6.113.6.11
RU Deadushka Mitrich #26.12.2010 23:43
+
+3
-
edit
 

Deadushka Mitrich

втянувшийся

Очень интересно. Много схожего с нашей учебной программой, но есть и существенные различия. Если сравнить с учебной программой, по которой наши студенты занимались в 70-80-е годы, то основное отличие заключается в том, что у нас проектирование (судна, корабля, пл) было венцом учебного процесса. Этот предмет изучался на последнем курсе (5-м), поскольку считалось (и, пожалуй, справедливо), что овладеть этим предметом в совершенстве можно лишь получив подготовку по куче базовых предметов: начинали с математики, физики, химии (защита от коррозии), материаловедения, сварки, с третьего курса изучали - гидростатику, гидромеханику (собственно гидромех, сопровод, теория гребного винта, гидроаэродинамика СДПП), прочность (сначала теормех и ТММ, сопромат, а потом строительная механика корабля с конструкцией корпуса, в конце вибрация). Экономические науки (ОПУП, ВЭА) читали на старших курсах, на 4м-5м. Технология производства тоже на старших. Венец всему - дипломный проект. Работа на уровне техпредложения КБ. Разделы: общепроектный расчёт, нагрузка, сопровод, движители - ГЭУ, расчёт прочности по правилам КО, конструктивные чертежи (мидель и продольный разрез), принципиальная технология постройки, экономика (расчёт трудоёмкости проектирования и постройки, график Ганта, расчёт стоимости, постановка на линию (для гражданских), ВЭК (для военных), сравнение с аналогом или альтернативным транспортным средством), и ещё раздел охраны труда, обычно заключавшийся в расчёте уровня освещённости или уровня шума.
Вот как-то так...
 3.5.163.5.16
DE Deep Blue Sea #27.12.2010 04:31  @Deadushka Mitrich#26.12.2010 23:43
+
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★★
D.M.> Много схожего с нашей учебной программой, но есть и существенные различия. Если сравнить с учебной программой, по которой наши студенты занимались в 70-80-е годы, то основное отличие заключается в том, что у нас проектирование (судна, корабля, пл) было венцом учебного процесса.

Насколько я понял, система технических ВУЗов в СССР, как и школа были подсмотрены у Германии. Потому и похожи.

Насчет венца - если студент прекращает учебу после бакалавра, то он должен хотя бы номинально что-то уметь. Потому, часть основных предметов уехала вперед на 3-й курс.

Я сейчас на 5-м семестре (начало 3-го курса) занимаюсь теоретическим чертежом круизного лайнера "Aida Vita". По генеральному плану с изображением только палуб я должен восстановить теоретические линии судна и "попасть" в водоизмещение плюс-минус 1% от истинного, посчитать координаты центра величины при крене 0 и 30 градусов и т.д.

Все это вручную на двухметровом листе картона карандашом с планкой, грузами, шаблонами и планиметром.
Прикреплённые файлы:
 
Carpe noctem, quam minime credula postero  8.0.552.2248.0.552.224
Это сообщение редактировалось 27.12.2010 в 04:36
RU Deadushka Mitrich #27.12.2010 20:23  @Deep Blue Sea#27.12.2010 04:31
+
+2
-
edit
 

Deadushka Mitrich

втянувшийся

D.B.S.> Все это вручную на двухметровом листе картона карандашом с планкой, грузами, шаблонами и планиметром.
Как сейчас принято говорить: "респект и уважуха". Есть сомнения в том что сегодняшние студенты корабелы в постперестроечной Россиянии знают что такое планиметры. В своё время мы тоже считали гидростатику врукопашную в табличной форме. Примерно в это же время появились программируемые калькуляторы- "бабозаменители" и "макаки", преподавателями были написаны программы для расчётов, удобно, но студент переставал понимать физический смысл. Ввод - вывод, что между ними никого не интересует.
- Почему так получилось?
- Программа посчитала.
Приятно видеть, что немецкая школа таки заставляет думать головой!
 3.5.163.5.16
DE Deep Blue Sea #27.12.2010 20:57  @Deadushka Mitrich#27.12.2010 20:23
+
+2
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★★
D.M.> Приятно видеть, что немецкая школа таки заставляет думать головой!

А! Забыл написать об этом в простыне.

В школьное время во всех школах ввели обязательные программируемые калькуляторы. Все бы хорошо, но эти калькуляторы были еще и графическими - т.е. рисовали функции на матричном дисплее. Ладно, но может быть еще хуже: это были CAS-калькуляторы, которые могли все, включая решение уравнений с буквенными переменными. Полный эрзац рукопашной математики. Полный абзац тоже.

Поначалу, когда я после украинского 9-го класса приехал в ФРГ и начал в 9-м немецком классе учебу, то бросилось в глаза, что я на год-два дальше них во всех естесственных науках. Потом, в 11-м ввели эти калькуляторы. После 11-го я поменял гимназию на более престижную и выбрал себе математику в качестве углубленного предмета. С этого момента начался провал. Если в начле 12-го я еще мог считать на доске без калькулятора, то после 13-го я в математике, особенно линеарной алгебре был нулевой. И тут - универ!

Полный запрет любых калькуляторов на экзаменах по математике и сопромату, ограничения на графические и программируемые калькуляторы на термодинамике и большинстве др.

С тех пор моя неспособность в математике меня приследует уже два с половиной года почти и несколько раз остро ставила вопрос, нафига мне все это нужно и справлюсь ли я с этим. Такие дела.

Что до гидростатики, то тутслова профа: Вы у меня не будете делать на компе ничего, чего не умеете вручную. Вы не используете ПО - вы его будете разрабатывать.

Позднее он рассксзал, что согласно данным IACS после массового внедрения корабельных САПРов для проектирования линий, общее качество гидродинамики судов ухудшилось, а вследствие этого, расход топлива увеличился. Причина - большинство операторов вбивают данные на уровне обезьян за клавиатурой не понимая как оно работает.
Carpe noctem, quam minime credula postero  8.0.552.2248.0.552.224
RU Deadushka Mitrich #27.12.2010 22:41  @Deep Blue Sea#27.12.2010 20:57
+
+2
-
edit
 

Deadushka Mitrich

втянувшийся

D.B.S.> ... слова профа: Вы у меня не будете делать на компе ничего, чего не умеете вручную. Вы не используете ПО - вы его будете разрабатывать.
+5 В гранит!
 3.5.163.5.16
DE Deep Blue Sea #01.02.2011 21:10  @Deadushka Mitrich#27.12.2010 22:41
+
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★★
Сегодня получил групповое задание по предмету "Schiffskonstruktion". Время до второй половины июня. Группа 9 человек.

Задание - конструктивное исполнение мидельного шпангоута согласно эскизным размерениям, поступившим сверху. небольшого танкера для нефтепродуктов включая техдокументацию и презентацию в электронном виде на САПРе POSEIDON от Германского Ллойда. Самоорганизация в группе, разделение обязанностей, все самостоятельно.

В составе документации:
Мидельный шпангоут (Mainframe), внутреннее дно (Inner Bottom) со всеми Wing-Tanks, поперечная переборка (Transversal Bulkhead), одна палуба на уровне стрингера на выбор (Stringerdeck), продольная переборка 600 мм из середины (Longitudinal Bulkhead 600 from Centerline), Верхняя палуба (Maindeck)...

Party time!!! :D:D:D
Carpe noctem, quam minime credula postero  8.0.552.2378.0.552.237
RU John Fisher #01.02.2011 21:34  @Deep Blue Sea#27.12.2010 20:57
+
+3
-
edit
 

John Fisher

опытный

D.B.S.> Что до гидростатики, то тутслова профа: Вы у меня не будете делать на компе ничего, чего не умеете вручную. Вы не используете ПО - вы его будете разрабатывать.
Да, профессор вызывает уважение! Похоже германское высшее образование не очень-то перестроили. Или оно само "плохо" перестроилось... :)
В мои 90-е годы учеба в России была намного халявнее и меньше по объему, чем у D.M. в 80-е... Компы изучали сами по себе, прикладных задачек мало было. Помню только, что выбор элементов гребного винта по серийным диаграммам был на кафедральной ЭВМ. Но это похоже от того, что уважаемый проф. Ачкинадзе (как я понимаю весьма известный с положительной стороны в соответствующих кругах) просто не считал нужным возиться с "глупыми" студентами-проектантами общего потока. В итоге по этому направлению я вышел из института полным нулем... Так что автоматические прикладные программы в образовании ЗЛО! В остальном компы использовали сами студенты, покупая их себе в домашнее пользование на рынке, или используя машинное время на кафедральных машинах. В итоге основной задачей была именно "иммитация" ручного труда на ЭВМ. Помню, что статику корабля сосчитал с помощью табличного процессора SuperCalc5, воспроизведя в нем все "ручные" таблички из методички. В таком варианте вроде бы не очень бесполезным было использование ЭВМ.

D.B.S.> Позднее он рассксзал, что согласно данным IACS после массового внедрения корабельных САПРов для проектирования линий, общее качество гидродинамики судов ухудшилось, а вследствие этого, расход топлива увеличился. Причина - большинство операторов вбивают данные на уровне обезьян за клавиатурой не понимая как оно работает.
Вот-вот! А у нас слышал на кафедре строймеха от профессора такое высказывание об использовании коммерческих прикладных программ расчетов прочности методом конечных элементов южнокорейскими судостроителями: "Верят в Ansys как в бога! И почти ничего не понимают в теории строительной механики и сопромата."
 8.08.0
Это сообщение редактировалось 01.02.2011 в 22:20
+
-
edit
 

sam7

координатор
★★★★☆
☤☤
John Fisher
Со временем все стало хуже...
Когда я учился "уважаемый проф. Ачкинадзе" бегал к.т.н.`ом и был вполне нормальным.. слегка раздолбаем :D Но нормальным :)
А насчет ЭВМ мне не совсем понятно, в 70-х работали на МИРе только так!
Мински были для зачета по предмету ЭВМ, а на МИРах вовсю работали...
За машинное время дрались :)
 7.07.0
Это сообщение редактировалось 01.02.2011 в 21:46
+
+2
-
edit
 

John Fisher

опытный

sam7> Когда я учился "уважаемый проф. Ачкинадзе" бегал к.т.н.`ом и был вполне нормальным.. слегка раздолбаем :D Но нормальным :)
Ну, пмсм, степень раздолбайства у него в отношении нас, студентов-проектантов, выросла пропорционально его занятости более серьезными вопросами в области теории движителей. Он все таки действующий участник научного творчества, а преподавание было как бы побочным...
sam7> А насчет ЭВМ мне не совсем понятно, в 70-х работали на МИРе только так!
sam7> Мински были для зачета по предмету ЭВМ, а на МИРах вовсю работали...
sam7> За машинное время дрались :)
Речь о том, что если ЭВМ используешь, чтобы самому поставить и решить задачу, то это одно. А если просто вбиваешь туда набор исходных данных и получаешь в ответ готовое решение (точнее даже просто готовый ответ) с использованием разработанной кем-то другим прикладной программы, то результат плачевный - студент перестает запоминать и понимать суть задачи и процесса ее решения. Если это связано с каким-то автокадом, то еще куда ни шло (хотя тоже опасно - машинное черчение таит в себе массу нюансов), потому что это всего лишь инстркмент для корабела... А если прямой корабельный расчет заменяется автоматической программкой, то это швах - готовим оператора этой программки, а не корабела.
 8.08.0
DE Deep Blue Sea #01.02.2011 21:59  @John Fisher#01.02.2011 21:54
+
+1
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★★
J.F.> А если прямой корабельный расчет заменяется автоматической программкой, то это швах - готовим оператора этой программки, а не корабела.

В этом отношении отличается технический университет от Fachhochschule - дословно "Высшая профессиональная школа". Что до быстроты и навыков в конструировании ребята из HAW тоже в Гамбурге, кроют нас как бык овцу, но они операторы. Операторы с каким-то пониманием предмета - иногда с очень хорошим. В конце-концов HAW - основная кузница кадров для гамбургского отделения Аэробуса. На верфях нужны и те и другие. Кто-то должен делать "грязную" инженерную работу между проектировщиками и техническими чертежниками.
Carpe noctem, quam minime credula postero  8.0.552.2378.0.552.237
+
+3
-
edit
 

sam7

координатор
★★★★☆
☤☤
J.F.> Ну, пмсм, степень раздолбайства у него в отношении нас, студентов-проектантов, выросла пропорционально его занятости более серьезными вопросами в области теории движителей. Он все таки действующий участник научного творчества, а преподавание было как бы побочным...
Да, это было видно и в середине 70-х, его стиль. Для преподавателя ВУЗа это неправильно, но.. проехали :)

J.F.> Речь о том, что если ЭВМ используешь, чтобы самому поставить и решить задачу, то это одно. А если просто вбиваешь туда набор исходных данных и получаешь в ответ готовое решение (точнее даже просто готовый ответ) с использованием разработанной кем-то другим прикладной программы, то результат плачевный - студент перестает запоминать и понимать суть задачи и процесса ее решения.

Безусловно, это было понятно было и нам, юнцам, в начале 70-х
Поэтому на Минсках мы только вбивали (предмет сдать надо :) ) , а на МИРах мы сами ставили и решали задачи.

А если прямой корабельный расчет заменяется автоматической программкой, то это швах - готовим оператора этой программки, а не корабела.
 

Ну, это классика :)
Когда мне приносят цифры - я говорю - это неправильно - они - так машина посчитала - я говорю - неправильно - через какое-то время находят ошибку :)

ЗЫ
Добавлю, что такой стиль у ктн`ов тогда был мало распространен, Ачкинадзе в этом был более циничен, чем его коллеги, почему и помнится столько лет.
 7.07.0
Это сообщение редактировалось 01.02.2011 в 22:13
RU John Fisher #01.02.2011 22:32  @Deep Blue Sea#27.12.2010 04:31
+
-
edit
 

John Fisher

опытный

D.B.S.> Я сейчас на 5-м семестре (начало 3-го курса) занимаюсь теоретическим чертежом круизного лайнера "Aida Vita". По генеральному плану с изображением только палуб я должен восстановить теоретические линии судна и "попасть" в водоизмещение плюс-минус 1% от истинного, посчитать координаты центра величины при крене 0 и 30 градусов и т.д.
D.B.S.> Все это вручную на двухметровом листе картона карандашом с планкой, грузами, шаблонами и планиметром.

У нас, кстати, уже не было ни специальных лекал, ни реек, ни грузов, которые в КБ называли "крысами" за "хвостик" для прижима рейки. Для построения линий теоретического чертежа на ватмане у нас особым шиком считалось использование металлической линейки 50см длиной. Ее изгибали одной рукой по точкам на сетке чертежа, а другой проводили линию карандашом. Ужасно неудобно, надо заметить, так как от малейшего нажима карандашом в сторону линейки та меняла упругую линию... :) Ну и нас не заставляли восстанавливать чертеж с общего расположения. На первом курсе просто копировали готовый теоретический чертеж, а на 3-м курсе по таблице ординат рисовали. :)
 8.08.0
DE Deep Blue Sea #01.02.2011 22:36  @John Fisher#01.02.2011 22:32
+
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★★
J.F.> У нас, кстати, уже не было ни специальных лекал, ни реек, ни грузов, которые в КБ называли "крысами" за "хвостик" для прижима рейки.

Кстати, раз Вы первый на форуме, кто смог "опознать" русские названия этих инструментов, не знаете лы Вы можно ли где-то сегодня найти их в России? Ясно, что не было их уже тогда, но а вдруг. Мало ли чего на брахолке не найдешь. Буду очень признателен.

Кстати, в тему. Тоже должно быть знакомо:
Логарифмические линейки, таблицы Брадиса, счёты [Deep Blue Sea#09.01.11 01:55]
Carpe noctem, quam minime credula postero  8.0.552.2378.0.552.237
+
-
edit
 

sam7

координатор
★★★★☆
☤☤
Э-э, ребята, сейчас какой год, I`m little be lost :)

В середине 70-х у нас в корабелке были и рейки, и крысы, и лекала (которыми не пользовались).
Правда, бреда по восстановлению теорчертежа по общему рассположению тоже не было.
(Только у моделистов, но это другая история)
 7.07.0
DE Deep Blue Sea #01.02.2011 22:41  @sam7#01.02.2011 22:39
+
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★★
sam7> Э-э, ребята, сейчас какой год, I`m little be lost :)

Так выше по ветке о том и речь была, что учат ручками для начала. А потом NApa и E4
Carpe noctem, quam minime credula postero  8.0.552.2378.0.552.237
RU sam7 #01.02.2011 22:42  @Deep Blue Sea#01.02.2011 22:36
+
-
edit
 

sam7

координатор
★★★★☆
☤☤
J.F.>> У нас, кстати, уже не было ни специальных лекал, ни реек, ни грузов, которые в КБ называли "крысами" за "хвостик" для прижима рейки.
D.B.S.> Кстати, раз Вы первый на форуме, кто смог "опознать" русские названия этих инструментов, не знаете лы Вы можно ли где-то сегодня найти их в России? Ясно, что не было их уже тогда, но а вдруг. Мало ли чего на брахолке не найдешь. Буду очень признателен.

Эх, молодеж-жь :)
А грохочущие Рейнметаллы (фактически Феликсы (а это помните?) с приводом от электромотора на Лоцманской помните?)
 7.07.0
RU John Fisher #01.02.2011 22:42  @Deep Blue Sea#01.02.2011 22:36
+
-
edit
 

John Fisher

опытный

D.B.S.> Кстати, раз Вы первый на форуме, кто смог "опознать" русские названия этих инструментов, не знаете лы Вы можно ли где-то сегодня найти их в России? Ясно, что не было их уже тогда, но а вдруг. Мало ли чего на брахолке не найдешь. Буду очень признателен.
Да, все, кто с работой КБ сталкивался это знают :) Я просто "похвастал" знанием тут первый... А достать это легче легкого - надо в старое КБ зайти и там еще можно найти этого "хлама"... Когда написал, что не было, имел в виду - в институте у студентов не было и на кафедрах не давали. :)
 8.08.0
+
-
edit
 

sam7

координатор
★★★★☆
☤☤
J.F.> Да, все, кто с работой КБ сталкивался это знают :) Я просто "похвастал" знанием тут первый... А достать это легче легкого - надо в старое КБ зайти и там еще можно найти этого "хлама"... Когда написал, что не было, имел в виду - в институте у студентов не было и на кафедрах не давали. :)

В наше время было и давали. Свободно.
В Корабелке, I mean :)
 7.07.0
Это сообщение редактировалось 02.02.2011 в 16:07
DE Deep Blue Sea #01.02.2011 22:48  @sam7#01.02.2011 22:42
+
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★★
sam7> А грохочущие Рейнметаллы (фактически Феликсы (а это помните?) с приводом от электромотора на Лоцманской помните?)

Я восемьдесят пятого года постройки. Technische Universität Hamburg-Harburg, параллель 2008-го года. :)
Carpe noctem, quam minime credula postero  8.0.552.2378.0.552.237
RU sam7 #01.02.2011 22:52  @Deep Blue Sea#01.02.2011 22:48
+
-
edit
 

sam7

координатор
★★★★☆
☤☤
D.B.S
Мы уже тогда крутыми спецами были :D
А на потоке у нас немцы из ГДР учились
(Это дабы наши воспоминания за оффтоп не приняли :p )
 7.07.0
DE Deep Blue Sea #01.02.2011 22:56  @John Fisher#01.02.2011 22:42
+
-
edit
 

Deep Blue Sea

опытный
★★
J.F.> А достать это легче легкого - надо в старое КБ зайти и там еще можно найти этого "хлама"...

Если я заручусь поддержкой нашего магистра "Ордена Святой Девы Рейки" и его канцлера, сможете достать набор (без крыс :D ) для отправки в Германию? Имеется ввиду покупка :)
Carpe noctem, quam minime credula postero  8.0.552.2378.0.552.237
RU sam7 #01.02.2011 23:04  @Deep Blue Sea#01.02.2011 22:56
+
-
edit
 

sam7

координатор
★★★★☆
☤☤
J.F.>> А достать это легче легкого - надо в старое КБ зайти и там еще можно найти этого "хлама"...
D.B.S.> Если я заручусь поддержкой нашего магистра "Ордена Святой Девы Рейки" и его канцлера, сможете достать набор (без крыс :D ) для отправки в Германию? Имеется ввиду покупка :)

Без крыс это не раритет :D
Ладно, бросьте, мимолетная ностальгия пойдет ;)
 7.07.0
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru