О дозаправке в воздухе на форуме нет практически ничего. Подкину немного информации, но только о Ту-95. Раньше они заправлялись от 3м. Шланг – 50м,...
//
www.avsim.su
- о процедуре.
Раньше они заправлялись от 3м. Шланг – 50м, здоровый металлический конус. Самая большая неприятность по технической части, которая могла произойти – это обрыв шланга у его основания
http://www.airforce..../tu95/index.htm Длинна шланга 50 м, длинна Ту-95 такая же. Шланг ложился на стабилизатор ограничивая управление по высоте. Для предупреждения подобной ситуации конус крепился на срезных втулках, так называемое слабое звено, задача которого была в случае чрезмерных нагрузок на разрыв освободить шланг в месте соединения с конусом. В этом случае шланг уходил в танкер а конус оставался на штанге. Срезные втулки были рассчитаны только на 6 контактов и после каждого полета на дозаправку заменялись на новые. Существовала даже такая традиция – командиру корабля (Ту-95) впервые самостоятельно выполнившему дозаправку техники с заправщика, после полета передавали одну из втулок которую он, потом долго хранил у себя как реликвию. Еще одной особенностью старого заправщика было то, что при расцепке происходило опустошение шланга и около 300 литров керосина выливалось прямо на заправляемый самолет. Мне известен один неприятный случай, связанный с этим. При приеме топлива (командир корабля Каричковский – гарнизон Узин) самолеты вошли в зону грозовой деятельности, пошли на расцеп. Вместе с выбросом топлива произошел разряд статического электричества между конусом и штангой и взрыв. Летчиков ослепило вспышкой, пока адоптировалось зрение, они потеряли 1.5 км. На тот случай, если после заправки танкеру не удавалось убрать шланг - имелась гильотина, обрезающая шланг по его основанию. Самолет приходил на аэродром и над грунтовой полосой сбрасывал шланг, тут же на него набрасывались техники с ножами и разрезали его на куски. Резали его за то, что наружный его слой был сделан из натурального каучука, из них получались лучшие в мире подошвы для валенок.
С середины 80-х годов танкеры начали заменять на Ил-78 и Ил-78м. с новой системой заправки
http://www.zvezda-npp.ru/zaprav.htmll Сделан этот самолет на основе Ил-76. Внутри фюзеляжа размещались два дополнительных топливных бака по 15 тыс. литров, три УПАЗа (универсальный подвесной аппарат заправки) два крыльевых для истребителей и хвостовой для серьезных самолетов Конус тряпочный складной с металлическими спицами (как зонтик). Шланг вдвое короче, чем у 3м. Никаких срезных втулок, количество контактов не ограничено. Топливный насос находится прямо в УПАЗе и работает от воздушного потока. Остальное аналогично старому заправщику: следящая система – следит за длинной шланга не допуская образования петли, система сигнализации - лампы «красная, зеленая, желтая» отображающие длину шланга. Шариковый замок соединения конуса с топливной головкой на Илу аналогичен по конструкции, но выполнен более компактным. Поэтому для дозаправки требовалась другая головка на штангу Ту-95, причем их было выполнено две модели. Первая модель требовала больших усилий при сцепке и контакт был возможен только при выстреле штанги или сближении с большой скоростью, но после аварии на Су-24 головки были заменены на более совершенные позволяющие выполнять контакт и без выстрела.
Ту-95 для дозаправки имел выдвижную штангу и две фары для освещения заправщика и конуса. Штанга выдвигалась при помощи пневмоцилиндра, причем вперед она выдвигалась очень быстро – выстреливала, а назад медленно. Управлялась от кнопок на штурвале.