GREI>> На некоторых судовых генераторах старой конструкции (читал книгу начала 50-х) подобное достигалось гораздо проще - дополнительным отводом от обмотки статора.
GOGI> Это очень сильно сложнее, чем регулировать возбуждение.
GOGI> Ну и плюс есть всякие такие штуки как коэффициент заполнения паза, который при одном отводе не получится сделать высоким
Меньше коэффициент заполнения паза - значит меньше КПД? А насколько меньше? Я с мощными электрическими машинами не встречался, но в бытовой технике вовсю используются трансформаторы с раздельными по оси центрального магнитопровода первичной и вторичной обмотками, очень технологично. Но это при мощностях в пару десятков ватт, не больше. А вот в бесперебойниках используется строго вторичка (высоковольтная) вокруг центральной, а поверх первичка (низковольтная). Получается, каждая обмотка должна заполнять паз на всю длину, и габариты трансформатора должны быть как можно ближе к тороиду. Длинные трансформаторы только в высоковольтных источниках встречал, типа ноутбуковых или мониторных. Они там на пару киловольт, но ток маленький - десяток милиампер. И то греются...