Здравствуйте, уважаемый Вячеслав.
Позволю себе рекомендацию для всех. Давайте Резуна и его писания не упоминать, проще так. Источником они не являются, автор и не претендует, а построения у каждого свои, с подобным успехом можно на любого автора форумов ссылаться, то есть без успеха.
Vikond>...Я и сам до сих пор с трудом перехожу на "ты", хотя моя профессия, вроде бы, предполагает повышенную раскрепощенность и коммуникабельность. Очевидно, историк во мне вступает в противоречие с журналистом
Нормальный, не интимный способ обращения взрослого к равному собеседнику. Я весьма коммуникабелен, просто не путаюсь уже в оттенках речи как в отрочестве.
Vikond>Увы, не всеми, а у меня просто жизненный опыт. Приходилось много общаться с очевидцами и участниками исторических событий, а потом сравнивать их слова с документами.
Вы и уважаемый Aaz «на новенького». Многие частности в том, что Вы и он пишете сейчас не встречают уже былого сопротивления... Мне отрадно.
Vikond>Три бака стояли как на одноместном, так и на двухместном "иле".
Давайте как-нибудь определимся, зададим пределы, то есть. Су после 42-ого можно пренебречь. До 43-его на Ил был либо только пилот, либо 2 бака и пулемётчик. Дальше экстраполировать ШБ трудно, ведь я не о Су-6 из реальности речь веду, как Вы заметили наверное. Су-6 предназначался для смены Ил-2, он должен быть
много круче, чтоб в серию попасть.
Vikond>А на Су-2 крыльевые бензобаки (установленные из-за наличия фюзеляжнного бомбоотсека) являлись дополнительным уязвимым участком немалой площади. И хотя они и были протектированы, это не спасало от снарядов авиапушек и МЗА.
Были протектированы на меньшинстве из 800 Су-2 и не снабжались наддувом, который и появился то к 1942-ому. Даже не все, видимо, из 250 самолётов последней серии имели протектирование. Я пишу об этом лишь для того, чтобы объяснить впечатление ветерана о «горючести» Су-2. Наличие
дополнительных крыльевых баков — безусловно сильная сторона Су-2 и источник весовой оптимизации, если по какой-то причине от них придётся отказаться. Также, как и наличие штурмана с турелью и нижним пулемётом. Иначе сопоставить поздние Су-2 и ранние Ил-2 не удастся.
Для меня же важно, что Су-2 или похожий на него самолёт (Р-10) имел бы большие потенции чем многократно перелицованный Ил и более уместную концепцию применения, тоже потенциально. Об этом далее.
Vikond>Верхняя турель МВ-3 на Су-2 действительно лучше и удобней, чем на "иле", но не надо забывать, что на ней стоял не УБТ, а ШКАС.
Как только УБТ будет готов, его можно установить на Су-2 без сложностей вовсе, как и было на множестве самолётов. Я не помню в чём там было дело, возможно в боекомплекте, но сложностей с заменой не было. Кстати, ШКАС в качестве оборонительного пулемёта не столь уж плох, особенно если пренебречь его частыми отказами.
Vikond>А что касается нижней люковой установки, то это скорее "пугач", чем реальное оборонительное вооружение. Судя по отзывам летчиков, из-за малого сектора обстрела и практически нулевого обзора, попасть из нее можно было только случайно.
Однако такую точку настойчиво ставили на все относительно-тихоходные дневные более-менее высотные бомбардировщики. Су-2 всё же не ДИ-6 (тоже полезный самолётик), который своими турелями должен был что-то сбивать, это именно «пугачи» предназначенные для применения в
боевых порядках.
Д.Ж.>>Кстати, М-88Б, скажем, определённо экономичнее АМ-38 и высотнее.
Vikond>Высотнее, но зачем это для штурмовика? На АМ-38 высотность снизили намеренно.
Не снизили, а пренебрегли ей для простоты и лёгкости. Большая высотность при прочих равных дала бы возможность применить Ил на большей дальности, когда противника в воздухе нет. Такие случаи бывали. Ju-87 интенсивно применялся почти до конца Войны, но лишь там, где была возможность.
Vikond>Вот именно, что дешев, прост, но не специализирован, а наоборот - универсален. Он мог атаковать наземные цели, защищенные МЗА, огнем ствольного оружия, а для Су-2 - это было гораздо более опасно.
Я бы сильнее определил — удешевлён и упрощён, но вовсе не универсален. Для навигации, поиска цели, прицеливания и применения бомб у него было приспособлений не больше чем у истребителя, на который бомбы подвесили «по случаю». Скажем, бронекоробка Ил-2 деталь непростая, особенно если не пренебрегать её целевыми качествами, как приходилось иногда.
Кстати о танках. В ВИФ2 NE неоднократно обсуждалась проблематичность поражения танков пушками Ил-2, да и многих прочих самолётов. Приводились достаточно убедительные свидетельства того, что против танков именно применялись бомбы, причём не ПТАБ, так как практика применения ПТАБ была отработана лишь к концу Войны, а «соток» по площади.
Пушки нужны были, чтоб атаковать «колонну», то есть многочисленные небронированные и слабобронированные цели — грузовики, людей, зенитные средства. Именно против стрелковых зенитных средств были эффективны ШВАК и ВЯ, так как они обладали большей дальностью эффективного огня.
Редкое применение немцами 37-и мм пушек со Stuka и Hs-129 именно против танков — исключение. Предполагалось очень точное поражение уязвимого МТО танка. Кстати, Aaz-у, горизонтальное бронирование многих танков времён войны много сильнее нынешних. К концу Войны и мы и союзники пришли к тяжёлым РСам и мелким ПТАБ против танков.
Vikond>Не на Ил-2, а на ЦКБ-55/57. На всех серийных машинах уже стояли ШВАКи или ВЯ.
Я Вам и указываю, что Су-2, точнее какой-нибудь ШБ, Су-X — виртуальные машины, был бы оснащён ШВАКАМИ с той же лёгкостью. Объёмы крыла и компоновка шасси этому нисколько не припятствовали.
Vikond>Поясните, пожалуйста, свою мысль. Насколько мне известно, Ил-2 применялся далеко не только на переднем крае, и в качестве бомбардировщика ничуть не реже, чем в роли штурмовика.
Вроде уже пояснил. Применялся, но вынужденно. Тот же Пе-2 — пикирующий бомбардировщик — применялся как ближний маловысотный бомбардировщик. Кстати, поначалу, до конца весны 42-ого, Ил-2 норовили применять в основном как штурмовик — пушками. Но вышел специальный и очень строгий приказ, предписывающий все вылеты Ил-2, да и других самолётов могущих нести бомбы, выполнять исключительно с полной бомбовой нагрузкой. Причиной тому и то, что исследованиями выяснили: наибольший эффект дают-таки бомбы.
К сожалению, привожу по памяти, не помню где читал.
Vikond>Преимущество Ил-2 в том, что он изначально проектировался в расчете на универсальность, а ШБ это (IMHO) одна из не самых удачных попыток попыток универсализации ближенго бомбардировщика с целью придания ему свойств штурмовика.
Так не получился универсальный. ШБ — универсальный, потому может и не слишком хороший штурмовик. Универсальному самолёту нужен прицел, навигация, связь, дальность, высотность (любая). Ил-2 — специальный маловысотный, ближний самолёт для действий в зоне поражения стрелкового вооружение наземных войск противника, с простейшей тактикой поиска и прицеливания. Возможно и тут источник ценности Ил-2 в той ситуации, квалификация пилота предполагалась не большой, а стрелок и вовсе пассажир, борющийся за свою жизнь.
Vikond>Могла. А если еще брони добавить и поставить пушки, то получился бы Су-6. Но только Сухой сделал все это слишком поздно. А кто не успел, тот опоздал.
Ну, это-то ясно. Мне же интересно сопоставить реализованную практику применения ВВС с возможной альтернативой. В который раз подчеркну, что даже и Су-2/ШБ мне не слишком дорог, были и другие машины: не менее 6 проектов для программы «Иванов», да модификации двухместных истребителей, да лёгкие двудвигательные самолёты.
Чтобы сильно не дрейфовать, я напомню: моё предложение касается двигателей, прежде остального. «Звёзды» ближним (тактическим) самолётам, АМ-35/37 бомбардировщикам и перехватчикам, потомки пушечного Hispano в утиль. Также как «перебились» наши авиаконструкторы без М-106 и 107 на М-105, ВК-105ПФ, также могли бы пережить без М-71 и 90 на М-63/88/82.
Д.Ж.>>Живучесть же звездообразного двигателя и его системы охлаждения давало снижение массы брони, это повсеместная практика показала.
Vikond>А Вы не задумывались, почему оказался "не ко двору" Ил-2 с мотором М-82? Казалось бы, почти тот же случай, что и с ЛаГГ-3: переделки минимальны+экономия броневой стали+более высокая весовая отдача, скороподъемность, потолок, однако.........
Однако перебои с поставкой Ил-2 на фронт в мясорубку лично Сталин не допускал ни при каких обстоятельствах. Во-вторых, М-82 и понимание того, какой капот ему нужен реально были готовы лишь к середине 42-ого, но к тому времени идеи перемешались в новый узор.
Именно Ил-2 и его двигатель производились на тех заводах, которым повезло. Тут ранние решения безусловно определяют последующий выбор, по-моему. Будь те решения иными...
Vikond>Для бомбардировок с больших высот предназначены самолеты иного класса. С нормальными бомбоприцелами и более высокой бомбовой нагрузкой. Да и что об этом говорить, все равно, не умели у нас бомбить с больших высот...
Много чего не умели, но учились. Вы сами и указываете на узость применимости Ил-2.
Vikond>Дык, невозможно настолько удешевить Ту-2, чтобы он хотя бы отдаленно приблизился к Ил-2 по себестоимости.
Однако и эффективность, устойчивость Ту-2 выше, но Ту-2 опоздал. Не от того ли, что конструкторов «пересаживали»?
Тут, кстати, встаёт сложный вопрос о роли самого Ильюшина, как политика. Яковлеву многое и с обоснованиями сейчас инкриминируют. Ильюшин же руководил ЦКБ, созданию которого противился АНТ. Кербер утверждает, что именно история с противоборством созданию ЦКБ не устроила руководство отрасли и, мол, потому его дискредитировали. Хотя конечно... Умел Усатый вымазать всех дерьмом.
Vikond>На мой взгляд, Ил-2 при всех своих (огромных) недостатках - это лучшее из того, что было создано и освоено в производстве нашим авиапромом за годы ВМВ. Это именно тот самолет, который более всего соответствовал как возможностям нашей промышленности, так и условиям боевого применения советских ВВС.
Вы о каком Ил-2? О Ил-2 1940-ого? Самолёт этот оказался единственным сколь-нибудь приемлемым в нише ближних ударных самолётов. Его облик и технология устоялись лишь к концу 43-его. Подобный путь мог пройти и другой прототип, в том числе двухмоторный, скажем. Что-нибудь с 2-я М-62 и парой в экипаже, не было такого в серии к Войне.
Я хочу показать, что очередное вынужденное решение не стоит так уж возносить. Надо, разумеется, помнить и о невысокой эффективности Ил-2, многочисленных потерях экипажей и самих Ил-2, усилий на подготовку этих экипажей, о проблемах, которые создало сверхмассовое производство Ил-2: об отложенных Ту-2, МиГ-3... ТБ-7, кстати, я ставлю не слишком высоко, бес с ним.
Vikond>Он не зря стал символом. Дерево+броня+летчик, который умеет взлетать, садиться, лететь по прямой, нажимать на гашетку и сбрасывать бомбы по команде ведущего - вот то, что было нужно в той обстановке "как воздух, как хлеб". Все остальное - пустые мечтания.
Да и тут-то самолётик вроде бронированного и модернизированного Р-10 «Иванов» c М-88А, скажем, вполне смотрелся бы.
Vikond>Да, Неман со своим богатым опытом деревянного самолетостроения мог бы оказаться востребован в годы войны. Впрочем, этим опытом обладал не он один...
Ага. А кого из тогдашней многочисленной харьковской поросли припомнить можете? Их, знаете ли, расстреляли почти всех, включая большую часть профессуры, кого не расстреляли, полагаю, далее не высовывались. Даже и Туполев, на память, по Керберу, выписывая себе доходяг из лагерей, мало кого знал из харьковских, киевских, школа другая, с Сикорского ещё, который к Жуковскому относился недружелюбно. Киевское КБ Антонова после Войны из «москвичей» и, вроде бы, поляков поначалу собирали.
Vikond>Что толку гадать? Может быть, могли, а может быть и нет. Во всяком случае, если оставить за скобками морально-этическую сторону дела, я не думаю, что, работая вне "шарашек", кто-то из них создал бы что-либо лучшее, чем то, что у них получилось "в реале".
А я вот уверен. Скажем, сам я в «шарашку» не хочу, чтоб не получить подзатыльник работаю плохо, пробовал. Причём, если припомните, то молодая поросль, все эти Пашинины, Микояны, Яковлевы, Лавочкины, Гудковы, Яценко... — ох много их, — чувствовали себя достаточно безответственно, разъезжали, меняли место работы, отдыхали... до поры. Тогда уже на верх пробивались горластые.
Пашинин вот интересен мне. Под его истребитель выделили крупнейший серийный завод, машину не построили даже. Не беда, он объединился с ЛаГГами, остался после с Лавочкиным, стал одним из его заместителей, приемником. Однако КБ Лавочкина при нём быстро развалилось. Что думать? Не хватало Пашинину весьма специфических «пробивных способностей»? Чего бы достиг сам Лавочкин без Горбунова, а, скажем, Гуревич без Микояна, Бериев (Бериашвили) без Берия? Мне понятно, что умение общаться, организовывать и даже вести интриги весьма важно, но в СССР это какое-то особое умение, кажется.
Конкуренция доходила-таки до вредительства, а уж о широком обмене идеями можно и не писать. Мы сейчас только выясняем обстоятельства интересных отечественных экспериментов и поисков, пусть даже не слишком удачных, но, коли о них не узнали, они бесполезная трата сил и таланта.
Vikond>Серьезных проколов, на мой взгляд, было не так уж много. Вся беда в том, что нам с нашей бедностью каждый прокол обходился больнее.
Да где ж бедность, всё не пойму? Тут какое-то иное слово нужно.
Дмитрий Журко