Реклама Google — средство выживания форумов :)
К сожалению, копаясь в интернете, я не нашел никаких данных, которые могли бы достоверно сказать о себестоимости поездки в пригородных поездах. Поэтому, пришлось оценивать себестоимость по косвенным признакам и достаточно приближенно. Если я ошибся в расчетах, поправьте меня.
Условно: себестоимость путешествия пригородного поезда из точки А в точку Б складывается из следующих составляющих:
1. Заработная плата машинистов и персонала, работающего непосредственно в электричке.
2. Расход электрической энергии на перевозку электровоза из точки А в точку Б.
3. Амортизация электровоза и вагонов
4. ТО и ремонт электровоза и вагонов
5. Стоимость обслуживания и амортизации железнодорожных путей и прочей инфраструктуры (жд станции, турникеты, контролеры и т.п.)
Итак. Модель для расчета. Берем обычную электричку, состоящую из 10 вагонов и электровоза. В электровозе сидит 2 машиниста. Больше обслуживающего персонала, за исключением цыган, торговцев и бродячих музыкантов, электричка не имеет.
В день электричка делает 4 поездки в один конец.
Заработная плата машиниста: 60 тыс рублей в месяц.
В расчете на один рейс зарплата машиниста 500 рублей. На бригаду машинистов: 1000 рублей.
Расход электрической энергии электровозом: 62,3 кВт.ч./Эл-воз км.
Стоимость электричества: 1 руб/кВт*ч
Маршрут Москва - Сергиев Посад (100 км в один конец): 62,3 * 100 * 1 = 6230 рублей на одну поездку в Сергиев Посад
Амортизация электровоза и вагонов (по реальному сроку службы в 30 лет) в расчете на 100 км: считаем так. Стоимость нового вагона: 15 млн рублей. Стоимость электровоза: 30 млн рублей. Стоимость всего пригородного поезда: 180 млн рублей. В расчете на 100 км: 180 млн / (360 мес *30 дней * 4 поездки по 100 км в день) = 4000 рублей на одну поездку.
ТО и ремонт подвижного состава в расчете на 100 км. Считаем так: расходы на ремонт не более 15% от начальной стоимости оборудования в год. Следовательно, затраты на ТО и ремонт пригородного поезда из 10 вагонов и электровоза составят 180 млн рублей * 0,15 = 27 млн рублей в год. В расчете на 100 км получаем цифру в 18 750 рублей.
Стоимость обслуживания и амортизации самих железнодорожных путей. Сложный вопрос, будем оценивать по косвенным показателям:
РЖД в 2008 году на операционные расходы (включая Локомотив) потратила 821,5 млрд руб. В управлении у РЖД находится 85,5 тыс км. железных дорог. Следовательно, все расходы РЖД на перевозку грузов и пассажиров, включая обслуживание и амортизацию путей, составили 9,6 млн рублей на 1 км. в год.
Но в эти 9,6 млн входят и зарплаты машинистов, и ремонт составов, и покупка футболистов. Надо вычленить именно ту цифру, которая заложена в цене на билет.
Для этого обратимся к статистике, что чаще ездит по этим путям: пассажиры или грузы?
Тоннаж типового грузового вагона: 50 тонн.
За 2008 год было перевезено 2,4 трлн тонно-километров. Или 48 млод вагоно-километров.
Средняя загрузка вагона электрички составляет (предположим) 100 человек.
За 2008 год было перевезено 176 млрд пассажиро-километров. Или 1,76 млрд пассажирских вагоно-километров.
Из них 10% это поезда дальнего следования. Следовательно, на пригородное сообщение приходится 1,6 млрд пассажирских вагоно километров.
Суммируем и вычисляем долю нагрузки на жд полотно от перевозок тел неудачников, живущих далеко от места работы:
1,6/(48+1,76) = 3,2%
Итак, аж 308 тыс рублей ежегодно на километр жд полотна приходится на пассажиров электричек.
Сколько же на время следования электрического чудо-ссаного поезда в Сергиев Посад???
Ответ:
35 рублей за километр и 3500 рублей за всю поездку.
И это я еще не вычел отсюда зарплаты машинистов, амортизацию вагонов и пр. по версии РЖД. Да ладно, пусть РЖД подавится. Суть не в этом.
Что получилось в итоге?
Себестоимость путешествия электрички от Москвы до С-Посада: 1000 + 6230 + 4000 + 18750 + 3500 = округленно, 33,5 тыс рублей.
Сколько же платят пассажиры бедного и несчастного РЖД за поездку до Сергиев Посада???
Вот. нашел в интернете. Почитайте.
В поезд в среднем набивается 1000 человек. Цена поездки: 132 рубля. (Расписание электричек Москва - Кунцево-2. Стоимость проезда. Цена билетов на электропоезда.. Итого: 132 * 1000 = 132 000 рублей.
132000 - 33500 рублей = 100 тыс рублей = прибыль РЖД с одной электрички.
// Эльдорадо
Случилось чудо: с 1-го сентября Северо-Западная Пригородная Пассажирская Компания снизила тарифы на пригородные поезда в Ленинградской области. Акция продлится до конца года и касается только билетов, купленных в кассах.
До этого момента компания стабильно держала планку первенства среди пригородных перевозчиков сети РЖД по росту тарифов, сокращению объемов перевозок и пассажиропотока. В феврале 2011 года СЗППК, борясь с убыточностью перевозок, установила тариф в размере 2,36 руб/км, что уже просто вышло за рамки здравного смысла, по сравнению с тарифами некоторых ППК для дальних расстояний разница составила 4 (четыре!) раза. Стоимость проезда в "социальных" электричках оказалась дороже фирменного плацкарта поездов дальнего следования и оставила далеко позади коммерческих пригородных и междугородных автоперевозчиков Ленинградской области. В результате этого произошло очередное существенное снижение населенности поездов, основными пассажирами электричек стали льготники и железнодорожники, а люди, ездящие за свой счет, предпочли более дешевый и комфортный автотранспорт, где такая возможность имеется.
Новый тариф находится примерно на уровне 1,5 руб/км, имеет небольшую регрессию, а максимальная стоимость поездки ограничена цифрой 200 руб. Шкала достаточно хитрая, все эти цены уже доступны на Яндекс-расписаниях. Так, билет Петербург-Выборг теперь стоит 170 руб, Петербург-Луга 180 руб, Петербург-Вел.Новгород 200 руб.
Остается надеяться, что железнодорожный транспорт со временем восстановит утраченные позиции в Ленинградской области, а СЗППК продолжит реализовывать маркетинговые инициативы подобного рода.
Я неоднократно писал о проблеме безбилетного проезда в электричках. «Зайцы» наносят железной дороге колоссальный ущерб. Действенных средств борьбы с этим явлением, ставшим, к сожалению, массовым, на законодательном уровне пока нет. Что самое печальное, неоплата проезда в электричке воспринимается в обществе сверхтолерантно, что показали результаты всероссийского опроса ВЦИОМ на тему безбилетного проезда. Главный вывод ВЦИОМ: Россия – страна «зайцев». Почти две трети опрошенных (63%) считают электричку транспортом, проезд в котором можно не оплачивать, при этом электричка входит в тройку самых востребованных видов транспорта. Самые злостные безбилетники – мужчины 40-45 лет, то есть одна из самых трудоспособных категорий населения. Часто они мотивируют безбилетный проезд отсутствием денег (?!). Третья часть респондентов относится к безбилетникам с пониманием, примерно столько же – с безразличием, при этом они не видят (или не хотят видеть!) связи между стабильностью оплаты за проезд и качеством парка общественного транспорта, хотя эта связь очевидна. Для справки: безбилетный проезд на электричках ежегодно лишает бюджет компаний-перевозчиков 4-х млрд. рублей. На эти деньги можно увеличить парк на 50 электропоездов при средней стоимости каждой электрички в 80 млн. рублей.
Честно говоря, результаты соцопроса просто шокируют, но статистика – вещь упрямая и дает нам вполне адекватный, хотя в данном случае и неприглядный портрет нашего общества. Эти выводы были недавно представлены на слушаниях в Общественной палате, где пытались найти ответ на вопрос: как заставить «зайцев» вести себя по-человечески? Предложения были следующие: десятикратно увеличить штраф за безбилетный проезд, передать полномочия по отлову «зайцев» транспортной милиции, вывести это нарушение из зоны административной ответственности в гражданско-правовую. Если взывать к порядочности бесполезно, надо ужесточать наказание.