«Обход и осмотр Ме-163 после приземления позволили сразу обнаружить признаки, свидетельствовавшие о воздействии больших скоростей и перегрузок, которому я непреднамеренно подверг самолёт. Руль направления был разрушен полностью; на вертикальном оперении остался лишь его лонжерон. Крепления на поверхности фюзеляжа и крыльев были вырваны из гнёзд. Инцидент послужил суровым напоминанием того, что энтузиазм опасен без самого тщательного планирования, а день принёс опыт, который следовало «зарубить на носу».»
Джефф Этелл («Комет, Мессершмитт 163»)
Общераспространённое мнение против опыта пилота-испытателя
1. Ракетные двигатели могут взрываться «без предупреждения»
Р.О.: двигатели были надёжными, довольно безопасными и отрегулированы таким образом, что неравномерное поступление топлива влекло за собой их отключение. Если в двигателе и была проблема с эксплуатацией, то связана она с отключениями, а не со взрывами. Единственные случаи разрушения двигателей имели место во время начального периода испытаний прототипов или в результате повреждений в бою, а так же при авариях.
2. Протекавшее топливо могло превратить пилотов в желе, в частности, если самолёт переворачивался
Р.О.: Пилоты, включая и меня, выживали после переворотов «Комет», и при подобных происшествиях утечка горючего в кабину не была неизбежной. Когда топливо контактировало с органическими материалами, включая кожу, оно воспламенялось лишь через несколько секунд. Наши защитные нейлоновые костюмы не возгорались, но были промокаемыми и горючее могло просочиться через них на кожу.
3. Установка предкрылков была необходима для парирования тангажа, вызванного закрылками
Р.О.: Закрылки лишь выполняли роль триммеров, а установка подкрыльевых предкрылков не повлияла на продольный момент.
4. Скачки уплотнения, сопровождавшиеся скоростным пикированием, часто вели к фатальным последствиям
Р.О.: Мне неизвестны смертельные исходы подобных происшествий. «Комет» при таком пикировании выравнивался после снижения до определённой высоты, которая нейтрализовала проблемы, вызванные уплотнением.
5. Около 15 процентов «Комет» разрушились при выходе из скоростного пикирования, когда становилось значительным волновое сопротивление
Р.О.: Мне о подобных происшествиях ничего не известно.
6. Срыв потока происходил внезапно, а его парирование было настолько сложным, что требовало значительного мастерства даже у опытных лётчиков-истребителей
Р.О.: Передняя кромка крыла самолёта была оснащена щелями, предотвращавшими срыв потока и обеспечивавшими моментальное восстановление управляемости машины. Самолёт не проявлял тенденции к сваливанию в штопор и был спроектирован таким образом, чтобы его могли пилотировать «медленные» пилоты.
7. Эффективное управление самолётом на малых скоростях было по плечу лишь опытным пилотам
Р.О.: На малых скоростях самолёт был послушным и «дружественным» и посадка не представляла труда для «медленных» пилотов.
8. «Комет» не был удачным истребителем, но дальнейшее развитие могло бы превратить его в грозный перехватчик
Р.О.: Проект Ме-263 – следующей версии Ме-163 – был оснащён убирающимся шасси, ерметической кабиной и значительно большим запасом топлива, но он так и не преодолел этап разработки раннего прототипа.
Я согласен с тем, что Ме-163В не был удачным истребителем. Всего построено несколько сот Ме-163В, но к 31 декабря 1944 года пригодными к полётам оставалась лишь 91 машина, а в течение войны они сбил всего 16 самолётов противника. Прошу однако обратить внимание на то, что при полной мощости или в пикировании Ме-163 мог летать кругами вокруг любого истребителя того времени.
В сущности, главным достижением «Комет» стало развитие высокоскоростных полётов, что со всей очевидностью продемонстрировал успех «Конкорда» (Concorde) с дельтавидным крылом и космического челнока с дельтавидным крылом. Концепции Липпиша живы и сегодня.
Комет Ме-163 Истребитель, опередивший время
В июле 1944 года американские авиаторы были атакованы в небе Германии чем-то, что больше походило на футбольный мяч со стреловидными крыльями, чем на истребитель. Он перемещался с невиданной прежде скоростью и набирал высоту под невообразимо крутым углом. Их противником оказался Мессершмитт Ме-163В «Комет».
«Комет» был единственным самолётом с ракетным двигателем, а так же первой «бесхвосткой», принятой на вооружение и принимавшей участие в боях. С высоты сегодняшнего дня он представляется странной комбинацией необыкновенно передовых идей и необыкновенно архаичных черт. Его крылья были стреловидными, однако изготовленными из дерева с управляющими поверхностями, обтянутыми полотном. Он летал на околозвуковой скорости, но приземлялся по-планерному. Это был самый скоростной самолёт Второй Мировой, однако время работы силовой установки было настолько мало, что не позволяло ему удаляться далеко от места базирования.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]