VB> Тебя кто-тот обманул.VB> капиталистическая теория и практика далеко не так уж одобрительно относится к отсутствию конкуренции на рынке, а не безудержной норме прибыли.
А это независимые вещи? Зачем, по-твоему, конкуренция нужна - просто "шоб було"?
Периодически меня просто поражают представления почтеннейшей публики о капиталистической экономике - настолько они расходятся с тем, что думают "там". Действительно, у нас пока не капитализм с человеческим лицом, а самый что ни на есть дикий никак не выветрится из жизни и из сознания, причём воспринимаеймый как должное.
VB> Пока есть желающие покупать iPhone несмотря на наличие на рынке кучи более дешёвых моделей на Android говорить о монополизме не приходится.
Он, конечно, не монополист. Но тем не менее и об идеальной конкуренции говорить не приходится.
Цитата из переводного американского учебника (Вэриан):
Если какая-то фирма получает прибыль, продавая свой продукт на рынке
отрасли, а другим фирмам не разрешается в точности воспроизводить этот
продукт, они все же могут посчитать для себя выгодным вступить в данную
отрасль и производить в ней продукт, сходный с данным, но в чем-то от него
отличающийся. Экономисты называют данное явление дифференциацией
продукта — каждая фирма пытается сделать свой продукт отличным от
продукции других фирм отрасли. Чем в большей степени ей удается сделать свой
продукт отличным от продуктов других фирм, производящих сходную
продукцию, тем большей монопольной властью она обладает, тем менее
эластична кривая спроса на ее продукт. Рассмотрим, например, отрасль по
производству безалкогольных напитков. В ней существует ряд фирм,
производящих сходные, но не одинаковые продукты. У каждого продукта имеется свой
круг покупателей, и потому фирма — производитель каждого продукта имеет
некоторую степень монопольной власти.
Структура отрасли, подобная описанной выше, сочетает в себе элементы
как конкуренции, так и монополии; поэтому такую структуру называют
монополистической конкуренцией. Структура отрасли является
монополистической в том смысле, что каждая фирма отрасли сталкивается с нисходящей
кривой спроса на свой продукт. Следовательно, она располагает некоторой
рыночной властью, т.е. может устанавливать свою собственную цену, а не
принимать пассивно цену, навязываемую ей рынком, как это делает
конкурентная фирма. С другой стороны, фирмы такой отрасли должны
конкурировать за покупателей как в области цен, так и в области номенклатуры
продаваемой продукции. Более того, ограничения по вхождению в отрасль
монополистической конкуренции новых фирм отсутствуют. В указанных
отношениях рассматриваемая отрасль подобна конкурентной.
Монополистическая конкуренция является, возможно, наиболее
распространенной формой отраслевых структур.
VB> Та ещё скажи, что картины всех художников должны стоить одинаково (в пределах себестоимости красок и холста)
...именно поэтому Леонардо и Ван Гог - свого рода монополисты