Авиапромышленность СССР

Теги:авиация
 
+
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★☆

В ходе одного обсуждения возник вопрос возможностей отечественного авиапрома на основе некоторых примеров, а именно
Отец в конце 60-х работал в КБ. Авиадвигатели делали. Он описывал несколько случаев. Начинались они все одинаково "притащили нам из КГБ двигатель"
1. Турбореактивный двигатель. В двигателе компрессор и турбина. Компрессор - это пачка колёс с лопатками, представляете как выглядит. Так вот каждое колесо компрессора - это цельная отливка. Воспроизвести не смогли :( Вот просто "не шмогла". Сумели сделать цельную отливку "четвертинки".
2. Турбореактивный двигатель. На валу узел отбора мощности. Кинематически две шестерёнки под углом 90 градусов. В нашем двигателе узел содержит несколько десятков деталей. Там же довольно высокие температуры, нагрузки, вибрация "ой". И надо, чтобы всё это работало. Во вражеском двигателе - ДВЕ ШЕСТЕРЁНКИ, ВСЁ!!! Почему?? Шестерёнки очень хитрой формы. НЕТ СТАНКА НА КОТОРОМ ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ.
3. Турбореактивный двигатель. В нём прокладка между секциями двигателя. Температуры высокие (камера сгорания рядом). На наших двигателях, ставили всегда из медных сплавов. Мягкая бронза в сущности. На вражеском - пустотелый стальной тор БЕЗ ЕДИНОГО ШВА. Воспроизвести не смогли. Вот образец. Ничего космического. Даже сталюка "ничего особенного". Но пустотелый тор без единого шва. Сделали аналог из обычной стальной трубки - согнули, саврили, доработали напильником.
 

Что можно сказать об этом?
 8.0.18.0.1
LT Bredonosec #11.12.2011 04:05  @tramp_#11.12.2011 00:20
+
-
edit
 
tramp_> Что можно сказать об этом?
насчет цельнолитого колеса в 60-х годах, имхо, лажа..
тогда вроде как именно сборными все делалось. И лопатки на зубцах запирались в колесе.
А делать четвертинку диска - при их скоростях вращения - это ж самоубийство..
имхо, лажа какая-то..

Про пустотелый тор без единого шва - быть может, просто шов был заполирован потом? Я к примеру не представляю как физически сделать без швов пустотелый тор. Ну, за исключением вакуформа с одной пипкой для наддува ))) Но и то ж швы будут)) в местах спила литников )
А заполировать шов - мне недавно делали сварные детали - тут же и заполировали шов, что не было видно, где он был )


Про шестеренки - что 2 под углом, понятно, что форма зубьев изогнутая - видел на болгарках, насчет станков - мейби, конечно.. Но вот что отбор для коробки агрегатов - сложнейший узел - не помню такого.. В учебке стоял Аи-25 с вырезом в четверть, но я не помню какого-то сверхсложного узла там... мож просто склероз..
 3.0.83.0.8
RU tramp_ #11.12.2011 11:55  @Bredonosec#11.12.2011 04:05
+
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★☆

tramp_>> Что можно сказать об этом?
Bredonosec> насчет цельнолитого колеса в 60-х годах, имхо, лажа..
потому как это блиск, с которым и сейчас возятся...
Bredonosec> Про пустотелый тор без единого шва - быть может, просто шов был заполирован потом? Я к примеру не представляю как физически сделать без швов пустотелый тор.
Наши как-то рекламировали технолгию обкатки трубы на роликах с последующим превращением ее в пустотелый шарик, для подшипников, там тоже не было швов
 8.0.18.0.1
+
-
edit
 

Slavutich

втянувшийся

tramp_> Что можно сказать об этом?

Насколько я в курсе: 1. Для конца 60-х моноколесо компрессора это конечно задача была. Но у разных двигателей компрессоры ну очень разные - стальные еще были в те года, у разных ступеней компрессора разные колеса, плюс подпорные ступени, свободные и т.п. Вот некоторые колеса для некоторых ступеней некоторых двигателей и у нас выгрызали из цельной отливки. А "четвертинки" (по нескольку лопаточек в детали) и для турбин делали, для статорных ступеней. Вот там точное литье, потом только шлифовка и электроэррозия для вентиляции.
2. Есть такие шестерни. В Запорожье их делал станок Аллисон, полученный через пяток стран в обход КОКОМ.
3. Если речь о демпфере, то у нас с ними тоже изощрялись - от штамповки взрывом до намотки графитоэпоксидных композитов.
кому - в УНСО, кому - в менты!..  6.06.0

Aaz

модератор
★★☆
tramp_> каждое колесо компрессора - это цельная отливка.
Если я не ошибаюсь, то отлитое целиком турбинное колесо - это пресловутая технология "блиск" (один из ее вариантов), к которой подошли совсем недавно. Может, речь идет о центробежной ступени компрессора?

tramp_> НЕТ СТАНКА НА КОТОРОМ ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ.
ЕМНИП, был подобный станок, в частности, на "Красном Октябре" - обработка шестерен для вертолетных редукторов. Там условия очень жесткие - и ничего, справлялись как-то. Станок, если я не путаю, был шведский.

tramp_> пустотелый стальной тор БЕЗ ЕДИНОГО ШВА.
Пардон, но не верю. Пустотелый шар без швов, НЯЗ, делался центробежным литьем. Гемор был изрядный, но справлялись.
Но вот тор... ИМХО, топология не велит. :)

Хотя станочный парк у нас был, конечно, аховый. И это несмотря на то, что МАП имел собственное станочное производство (если я не путаю, один из заводов был в Кимрах).
Какое-то время держались на "репарационном" станочном парке - но он не вечен, да и тоже со временем переставал удовлетворять требованиям пр-ва.
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  8.08.0

iodaruk

аксакал


tramp_>> НЕТ СТАНКА НА КОТОРОМ ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ.
Aaz> ЕМНИП, был подобный станок, в частности, на "Красном Октябре" - обработка шестерен для вертолетных редукторов. Там условия очень жесткие - и ничего, справлялись как-то. Станок, если я не путаю, был шведский.


Я смутно подозреваю что возможен другой вариант-так как отбор мощности-это не вертолётный редуктор(обороты->момент->габариты->масса)

Так как редуктор угловой-то возможно там какой то хитрый профиль спиральных зубьев-счас лень подымать литературу-делать сканы-но разных профилей там немало.

А с нарезкой и шлифовкой спиральных зубьев у нас проблемы испокон веку.

Поэтому могло выйти так что комбинация профиля зубьев и точности обработки, потребной для данного устройства-действительно нереализуема в условиях СССР. А сохранение компоновки двигателя могло привести к тому что привело-остальное то трогать нельзя было...
 15.0.874.12115.0.874.121
KZ MacLeod_KZ #12.12.2011 07:09  @tramp_#11.12.2011 00:20
+
-
edit
 

MacLeod_KZ

новичок

tramp_> В ходе одного обсуждения возник вопрос возможностей отечественного авиапрома на основе некоторых примеров, а именно
tramp_> Что можно сказать об этом?


в порядке оффтопа
А Вы у Дмитриева под каким ником пишете? :D;)
Liberate tute me ex inferis...  9.09.0
RU tramp_ #12.12.2011 08:16  @MacLeod_KZ#12.12.2011 07:09
+
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★☆

MacLeod_KZ> А Вы у Дмитриева под каким ником пишете? :D;)
а так не видно, по заданному вопросу? ;)

вот только неясно со станками, о проблемах с ними часто упоминают, неужели у нас не могли попробовать сделать свои аналоги?

всем спасибо, значит действительно было возможно.
 8.0.18.0.1
KZ MacLeod_KZ #12.12.2011 08:51  @tramp_#12.12.2011 08:16
+
-
edit
 

MacLeod_KZ

новичок

tramp_> вот только неясно со станками, о проблемах с ними часто упоминают, неужели у нас не могли попробовать сделать свои аналоги?

Присоединяюсь к вопросу.
КМК, станок не микросхема, можно разобрать и подетально скопировать, сплавы там не такие уж и навороченные. С рабочим инструментом - да, могут быть сложности.

П.С. А вообще может в полный рост встать проблема "курицы и яйца": станок есть, но с необходимой точностью его скопировать НЕЧЕМ, а с меньшей точностью - результат не тот...
Как-то так...
Liberate tute me ex inferis...  9.09.0
+
-
edit
 

101

аксакал

MacLeod_KZ> КМК, станок не микросхема, можно разобрать и подетально скопировать, сплавы там не такие уж и навороченные. С рабочим инструментом - да, могут быть сложности.

ИМХО идея тухляк, т.к. на станке нужно обеспечить постоянство характеристик в заданном диапазоне.
И нормальый разработчик годами может свой станок по крохам доводить, избавляя от паразитных вибраций, биений и прочее.
Вон, китайских станков, копий европейскийх, жопой ешь, а толку.
С уважением  7.07.0
+
-
edit
 

iodaruk

аксакал


Вот.

Как я понимаю-для разных профилей нужна разная кинематика движущихся частей.
Прикреплённые файлы:
 
 15.0.874.12115.0.874.121

Aaz

модератор
★★☆
tramp_> неужели у нас не могли попробовать сделать свои аналоги?
Попробовать - могли. И пробовали. Но вот результат...
Я в разных темах упоминал пресловутый стенд по доводке шариков, имевшийся на 1-м ГПЗ. Работал по большим праздникам - по заказам авиакосмоса или атомщиков. Был вывезен из Германии после войны. Аналогов у нас не было.
Точно так же упоминал не раз и весы, на которых мы взвешивали в ЛИИ Су-27 - одесского завода выпуска 1936 года - они еще ТБ-3 помнили. Аналогичные по конструкции весы (бытовой аналог - на картинке) были и на "тридцадке" - доводилось присутствовать при взвешивании МиГ-29. Тогда во всем мире уже юзали тензометрические платформы.
ИМХО, вопрос "производства средств производства" в СССР имел, скорее, философский характер. При нашей низкой производительности труда сил едва хватало на производство средств потребления (и неважно, что это за средства потребления - стиральные машины или танки). Узкие места в производстве станков и т.п. (типа тех же кранов для судомонтажа) затыкались импортом, а остальное был "ширпотреб" на уровне пресловутых ДиПов, которые у нас работали еще и в 70-е годы.

ЗЫ: Еще могу вспомнить историю, как фирма Lee (не путать с джинсами :) - это "микрогидравлика" - http://www.theleeco.com/LEEWEB2.NSF) предлагала поставить на МиГ комплект своих девайсов. В отличие от наших чемоданов по полтора кг весу, эти клапаны весили десятки граммов, и "врезались" непосредственно в тело г/агрегата. На МиГе не нашлось возможности нарезать с нужной точностью отверстия под посадку этих устройств.
Прикреплённые файлы:
000.jpg (скачать) [7,7 кБ]
 
 
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  8.08.0
Это сообщение редактировалось 12.12.2011 в 12:47

PPV

опытный

Aaz> ... Точно так же упоминал не раз и весы, на которых мы взвешивали в ЛИИ Су-27 - одесского завода выпуска 1936 года - они еще ТБ-3 помнили. ...
Госдержвагонзавод, г. Одесса, 1938 года выпуска. Кстати, отличные весы! В прошедшую Пт., 09.12.2011 мы вновь, после долгого перерыва воспользовались ими - взвешивали Су-31М4 для сборной.
Правда, следует отметить, что это была вынужденная мера, мы давно пользуемся тензовесами, а вот под спортивные машины тензовесов на фирме нет...
 7.07.0
Это сообщение редактировалось 12.12.2011 в 14:13
+
-
edit
 
PPV> В прошедшую Пт., 09.12.2011 мы вновь, после долгого перерыва воспользовались ими - взвешивали Су-31М4 для сборной.
а что, сушки снова производятся? Говорили, что уже давно всё..
 3.0.13.0.1
+
-
edit
 

PPV

опытный

Bredonosec> а что, сушки снова производятся? Говорили, что уже давно всё..
Нет, это остатки из старых запасов...
 7.07.0

Aaz

модератор
★★☆
PPV> Госдержвагонзавод, г. Одесса, 1938 года выпуска.
А я почему-то как 36-й помнил. Склероз, однако... :(

PPV> Кстати, отличные весы!
Отличные - только в "тензо" можно сразу забить программу вычисления центровки, и не мудохаться с пересчетом...
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  8.08.0
+
-
edit
 

Invar

опытный
★☆

tramp_>> Что можно сказать об этом?
Slavutich> Насколько я в курсе: 1. Для конца 60-х моноколесо компрессора это конечно задача была....Вот некоторые колеса для некоторых ступеней некоторых двигателей и у нас выгрызали из цельной отливки.

Вот, например, компрессор, аж три ступени "без единого гвоздя" :) . Где-то начало-середина 60.
Прикреплённые файлы:
 
Лучше других аргументов и доводов мировоззрение защищает полиция (с) С. Лем Все самые большие глупости на свете делаются с серьезным выражением лица Тот самый  

Aaz

модератор
★★☆
Invar> Вот, например, компрессор, аж три ступени "без единого гвоздя" :) . Где-то начало-середина 60.
А что за движок?
Кроме того, насчет "без единого гвоздя" у меня есть сомнения. ЕМНИС, тогда венец и диск компрессора делали все же отдельно - и на 2-3-й ступенях здесь, вроде бы, именно так.
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  8.08.0
RU Владимир Малюх #13.12.2011 06:41  @MacLeod_KZ#12.12.2011 08:51
+
+2
-
edit
 
MacLeod_KZ> КМК, станок не микросхема, можно разобрать и подетально скопировать, сплавы там не такие уж и навороченные.

Святая наивность :)
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  15.0.874.12115.0.874.121
KZ MacLeod_KZ #13.12.2011 07:09  @Владимир Малюх#13.12.2011 06:41
+
-
edit
 

MacLeod_KZ

новичок

В.М.> Святая наивность :)

Я уже понял... :)
Liberate tute me ex inferis...  9.09.0

101

аксакал

Invar> Вот, например, компрессор, аж три ступени "без единого гвоздя" :) . Где-то начало-середина 60.

"Скажи мне какой у тебя ресурс и я скажу тебе кто ты."
:)
С уважением  7.07.0

Invar

опытный
★☆

Aaz> А что за движок?
Aaz> Кроме того, насчет "без единого гвоздя" у меня есть сомнения. .....

ВГТД ТA-6. РЭ есть тут:

bookfi.org/book/539415

"Рабочие лопатки всех ступеней выполнены за одно целое с дисками" - стр. 111
Лучше других аргументов и доводов мировоззрение защищает полиция (с) С. Лем Все самые большие глупости на свете делаются с серьезным выражением лица Тот самый  
UA Sheradenin #14.12.2011 09:55
+
-
edit
 

Sheradenin

аксакал

Когда-то общался с химиком-технологом. Практически все реактивы с высокой степенью очистки для нужд лабораторий и для производства закупались за границей ((( В том числе и для военки - якобы даже глицерин нужной степени чистоты в промышленных количествах сами произвести не могли.
Freedom is the right to tell people what they do not want to hear. George Orwell  8.08.0
RU stashandr #11.08.2012 11:36
+
-
edit
 

stashandr

новичок
Извиняюсь за оффтоп, т. к. я новый пользователь, то не могу создавать новые темы.

Рассматривались ли планы строительства новых авиазаводов в СССР в 80-е?

И какие были альтернативные площадки для строительства завода для выпуска Ан-124 в 70-е (альтернатива Ульяновску)? Например, где-нибудь за Уралом?
 11.011.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

BrAB

аксакал
★★
stashandr> Рассматривались ли планы строительства новых авиазаводов в СССР в 80-е?

а к этому моменту в полный рост ещё и ульяновск не переварили
Было у еврея всё плохо. Пришел за советом к равину. Тот - напиши над дверью - "Так будет не всегда". Стало всё ок. Пошел он благодарить. А тот ему - надпись не стирай. Злой чечен ползет на берег. ©Лермонтов  17.0.963.6517.0.963.65

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru