[image]

Научная фантастика - что это такое и куда ей идти?

 
1 2 3 4 5
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
А вот еще одно мнение (так не любимого некоторыми ;) ) Алекса Семенова, выражающее один из социальных аспектов развития/деградации НФ: alex_semenov: Боги урбанизма. Из цикла: "А король-то голый!"
Всякая страна, которая переживает промышленную революцию, с небольшим сдвигов во времени переживает и массовый всплеск интереса к науке вообще и научной фантастике в частности. Потом интерес спадает. То есть расцвет научно-популярной литературы и научной фантастики - это сезонное, временное явление....
 

То есть спрос на фантастику достигает пика, когда города заполняются негорожанами и им срочно надо подтянуть свое мировоззрение до промышленно-механической кондиции. Вот, кстати, почему у "матерых горожан" увлечение научной фантастикой - признак наивности или "рогатости". Увлекаться фантастикой в "истинно интеллигентном обществе" - несерьезно. Фантастика? Научная?! Ха-ха-ха! Вы конечно шутите, мистер... э... Фейнман!
Долго продолжаться век фантастики не может.
Население страны в массе своей становится городским. Приток народа из деревни не вечен и быстро иссякает, а дети тех, кто переселился в город, уже горожане. Для них культура Города - родная. Этих детей не удивить телефоном и автомобилем (а значит и звездолетом), но самое главное - их к этом и не надо приучать. Они и так быстро учатся совать телефонные карточки в таксофоны и бездумно нажимать все нужные кнопки.
Они это впитали с молоком матери. Они выросли среди всей этой машинерии и просто не замечают ее. Чтобы привлечь их внимание нужно нечто уже совсем другое. Фантастика, научная фантастика, начинает умирать.
Конечно, происходит это не сразу и не окончательно. Литературный жанр начинает эволюционировать, ветвиться, защищаться. Кто вопреки процессу, кто в угоду. Фантастика распадается на ручейки и течения. Теперь каждый сам за себя и против всех. Но бурный поток неотвратимо иссякает.
 

Достаточно оглянутся по сторонам там, где вы стоите.
Нью-Йорк, Москва, Хайфа, Засранск? Есть принципиальная разница?!
Зачем же тогда продолжать молиться богам урбанизма?
Зачем приносить жертву на заплесневелый, пыльный алтарь знаний, как наши наивные отцы?
Зачем перенапрягаться?
Жизнь и так восхитительна!
Мы все давно уже живем в Новой Африке, новом раю, под названием "Город". Мы сюда уже пришли и обосновались.
Мы умные и циничные. Мы все секем... Так какие проблемы, чувак, в натуре?!
Никаких, братан! Пока - никаких...
 
   3.0.153.0.15
+
-
edit
 

spam_test

аксакал


Fakir> Оппаньки!
Для иероглифики тоже должно такое наблюдаться, хотя и в меньшей степени.
   
RU Dem_anywhere #01.12.2009 16:15  @Wyvern-2#01.12.2009 13:31
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
Wyvern-2> А вот еще одно мнение (так не любимого некоторыми ;) ) Алекса Семенова
Алекс конечно умный, но...
Конечно сложно сказать какие книги читают - но какие фильмы смотрят видно явственно. И если позволяют потратить 300млн на НФ-фильм - то он явно не для аутсайдеров создан.
   3.5.53.5.5
RU Alexandrc #01.12.2009 17:21  @Wyvern-2#01.12.2009 13:31
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Wyvern-2> А вот еще одно мнение ...

Вот только не надо выводы про НФ распространять на всю фантастику в целом.

Dem_anywhere> И если позволяют потратить 300млн на НФ-фильм...

Если к фильму внимательно приглядеться, то это больше фэнтази, с большим перекосом в сказочность, с атрибутами техно.
   3.5.23.5.2
RU Dem_anywhere #01.12.2009 17:41  @Alexandrc#01.12.2009 17:21
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
Alexandrc> Если к фильму внимательно приглядеться, то это больше фэнтази, с большим перекосом в сказочность, с атрибутами техно.
Но снято-то как чистая НФ. Фэнтезятины тоже в кино хватает, есть с чем сравнить
   3.5.53.5.5

Cannon

опытный

Fakir> Оппаньки!
Fakir> А шекливское "Потолкуем малость"
Fakir> Потолкуем малость? (fb2) | Либрусек
Fakir> - оказывается, форменная тебе НФ!

Ни разу не фантастика. Читал недавно "Особенности развития профессионального сленга" - у-у-у-у! "Война и мир" отдыхает. Рассмотрены космических масштабов проблемы и через призму сленга показана жизнь такой скорости и переменчивости, что... Толстой плачет. И все это в статье на два журнальных разворота.
   
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Dem_anywhere> Но снято-то как чистая НФ. Фэнтезятины тоже в кино хватает, есть с чем сравнить

Первые Трансформеры имели бюджет $150млн, вторые - $200млн. Сущность "искры" неоднозначна, ее вполне можно трактовать как божественное, не технологическое, вмешательство.
А вот первый сезон Грани обошелся всего лишь в $4млн и гораздо больше похож на НФ :F
   3.5.23.5.2
Это сообщение редактировалось 02.12.2009 в 17:23
EE Татарин #01.12.2009 18:39  @Cannon#01.12.2009 17:48
+
+1
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Cannon> Ни разу не фантастика. Читал недавно "Особенности развития профессионального сленга" - у-у-у-у! "Война и мир" отдыхает.
У Вернона Винджа в "Глубина в небе" была описана технология "фокуса", при которой все ресурсы человеческого мозга в результате определённых (почти необратимых) физических и психических манипуляций подчиняются какой-то сверхзадаче (обычно связаной с его образованием и специальностью). ТО есть, получается такой человек, сверхувлечённый своими профессиональными проблемами и задачами и игнорирующий неинтересный окружающий мир (вплоть полного до игнорирования естественных потребностей). То есть, полное "интеллектуальное рабство".

Одна из многих проблем состояла в том, что фокусированые спецы, сформированные в коллектив, за считанные дни и часы переходили на вновь сформированый "внутренний" сленг. И падение-коллапс в область их сугубо внутренних понятий, происходило очень быстро
Если не следить за формированием такого внутреннего языка с помощью специального человека или заранее не включать в их задачи получения отчётов на нормальном языке, можно было их полностью "упустить" (то есть, они могли бы продолжать бы выдавать результаты, но в недоступной форме: нормальный рядовой человек не способен и на толику сверхусилий фокусированого, а значит, в профессиональном плане он чрезвычайно тупой).

Правда, это как раз фантастика. :)
   3.0.195.333.0.195.33
RU Alexandrc #02.12.2009 17:56
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Всплыло :)The Beast: Как разобраться с фантастикой. Состоялось очередное голосование на сайте журнала «Если». Писатель и критик Василий М | Либрусек
Это из кеша яндекса статья ДИвова

Состоялось очередное голосование на сайте журнала «Если». Писатель и критик Василий Мидянин спросил: «Кто виноват в кризисе отечественной фантастики?»

Подано 702 голоса. Ответы следующие:
- Сволочи издатели, которым выгодно прививать читателю дурной вкус — 13%;
- Гады книготорговцы, работающие с книгой, как с обычным товаром — 4%;
- Уроды критики, погрязшие в некомпетентности, клановых разборках и корпоративной солидарности — 1%;
- Козлы писатели, которые заботятся лишь о собственных тиражах и гонорарах — 9%;
- Дебилы читатели, которые голосуют рублем за низкопробные боевики — 16%;
- Никто, падла, не виноват, ибо, согласно закону Старджона, 90% выпускаемой литературы является браком — 28%;
- Никакого, мать его, кризиса нет, эти панические настроения стабильно возникают раз в несколько лет — 28%.

Коллега Мидянин оценил расклад голосов в короткой и емкой статье с исчерпывающим названием «В светлое будущее – на “Титанике”». Рассказал, как оно все на самом деле, и намекнул, что скоро жопа добром это не кончится.
...
Сплошь и рядом люди, которые еще вчера не стали бы покупать графоманскую белиберду, относятся к ней все снисходительнее. А новое поколение уже полностью дезориентировано. «Яркий образный язык» из отзывов читателей на поверку оказывается набором красивеньких клише литературной попсы полувековой давности. Вычурная фраза, напыщенные метафоры – уже идут за высокий стиль. Клише, штампы, пустозвонство: вы это покупаете? Ничего, за вас купят другие.

Ответить на такой читательский запрос проще простого, и торговля – отвечает. Сообразно запросу, она уже откомпостировала мозги издателям, а авторов и просить не надо, их много разных, хватит на всех. Это кризис фантастики? Отнюдь. Это нормальное состояние развлекательного жанра, нишу которого захватила, на свою беду, русская фантастика. Соответственно, изначально сниженные критерии «развлекалова» переносятся на фантастику в целом.

И те, кто пророчат обрушение рынка фантастики, ошибаются. Такого рынка в чистом виде больше нет.

Есть длиннющий колбасный ряд, в котором изредка попадается фантастический сервелат. Обычно нарезкой.

На бутерброды.

Январь 2008

Оригинал: ищите в яндексе
 
   3.5.23.5.2

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir> Из эссе Рыбакова:

Еще из Рыбакова - занятно и во многом верно, хотя под конец всё равно на антисоветские выпады сбился:





...

Тогдашняя научная фантастика никогда не входила в школьные программы литературы. Можно назвать тому много причин, более или менее важных, но одна, думаю, была важнее всех: научную фантастику и без того читали. С нею не нужно было знакомить нарочно. Среди достаточно большого процента подростков в 60-х—70-х годах прошлого века она была наиболее читаемым видом литературы.

Сейчас даже трудно себе представить, каким успехом она тогда пользовалась и какое влияние оказывала. Для средних и старших школьников она была практически единственным окошком в уже поджидающий их за близким порогом большой, взрослый, завораживающе интересный и ПРЕДЕЛЬНО ПРЕСТИЖНЫЙ по тогдашним меркам мир: мир космоса, мир атома, мир океанских глубин, мир загадок прошлых тысячелетий... Мир простора, чистоты и могущества. НФ базировалась на нехитрой, несколько наивной, но, по большому счету, единственно побуждающей к действию аксиоме: как следует подумав, как следует помучившись и понапрягав мозги, достаточно образованный человек МОЖЕТ ВСЕ.



Трудно найти жизненную позицию, более привлекательную для тех, кто только начинает жить и отвоевывать себе в этой жизни место и направление.

Еще цитата&nbsp[показать]



   3.6.243.6.24
MD Wyvern-2 #13.12.2011 19:43  @Татарин#01.12.2009 18:39
+
+1
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Татарин> Одна из многих проблем состояла в том, что фокусированые спецы, сформированные в коллектив, за считанные дни и часы переходили на вновь сформированый "внутренний" сленг. И падение-коллапс в область их сугубо внутренних понятий, происходило очень быстро
Татарин> Если не следить за формированием такого внутреннего языка с помощью специального человека или заранее не включать в их задачи получения отчётов на нормальном языке, можно было их полностью "упустить"

У меня была такая оригинальная идея, слямзенная более, чем полностью из "Гипериона" :D
Что человечество создало ИскИнов, и получило от них весь букет: карманный термояд, силовые поля, подпространственные сверхсветовые перемещения. Все очень просто, доступно, дешево, прочно вошло даже в быт... Одна только проблема: никто из людей не понимает КАК ОНО РАБОТАЕТ. Причем ИскИны извлекают из этого пользу, фактически подчинив себе человечество - но НИЧЕГО НЕ СКРЫВАЮТ. Бери -не хочу. Люди просто не в состоянии осмыслить и понять сие. Дело не просто в языке - дело в непредставимости явлений и принципов на которых это все работает. Непредставимости настолько, что зафиксированны случаи помешательств и самоубийств у ученых, пытавшихся таки понять.
   3.0.193.0.19
US Сергей-4030 #13.12.2011 19:48  @Fakir#04.06.2006 15:46
+
-1
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Fakir> НФ - это в первую очередь стиль мышления.

Fakir> Научный метод, если угодно.

Чушь это все, какое там мышление в развлекательной литературе. Игровая (художественная) литература есть средство развлечь читателя, при этом выживают те, кто может развлечь широкие круги. Чем больше "мышления" подразумевает книга, тем менее широкие круги она затронет. Тем более - специализированного мышления.

Придумывать тут ничего не нужно. "Реальная" фантастика - это фантастика "вводных". Для того, чтобы промоделировать ситуацию, она просто вводится (скажем, герои прилетают на планету, где сосуществуют два мыслящих вида, оба достаточно высокоразвиты, но при том один - в пищевой цепочке другого). Или вовсе прилетают на планету, где власть имущие в целях пущего порядка подделывают выборные бюллютени. То есть, писатель сразу обозначает сцену, не тратя времени на "постройку". После этого фантастика кончается и все продолжается "как если бы на Земле среди современников". Отслеживаются судьбы героев.

НФ фантастика - это фантастика, в которой отслеживаются судьбы изобретений/науки (наряду с героями). Т.е. показывается, как такое-то изобретение/наука изменяет человека/общество/мир.

Есть еще всякая фэнтэзи, в хороших книжках она близка к "реальной" фантастике и обсуждать ее отдельно не надо. В плохих она близка к абсурду, обсуждать тем более не надо.
   15.0.874.12115.0.874.121
+
+1
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Fakir> Потому что все высшие достижения тогдашней науки к тому времени для меня оказались ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕНЫ. Гены и парсеки не оказались скучными абстракциями, они для меня уже были очеловечены. Среди генов и парсеков совершались подвиги и подлости, кипели любовь и ненависть, боролись Добро и Зло.
Это к спору с Ромой насчет "зажечь" или "наполнить" студента. Эмоциональная значимость процесса - самое важное.
   3.0.193.0.19
RU Fakir #13.12.2011 20:45  @Сергей-4030#13.12.2011 19:48
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> НФ - это в первую очередь стиль мышления.

Fakir>> Научный метод, если угодно.
Сергей-4030> Чушь это все, какое там мышление в развлекательной литературе.

Чушь - это то, что вы сейчас сказали.
Герои какого-либо произведения, сколь угодно развлекательного, могут демонстрировать или не демонстрировать научный стиль мышления - причём безотносительно к тому, что за задачи они по ходу сюжета решают.

Сергей-4030> Игровая (художественная) литература есть средство развлечь читателя, при этом выживают те, кто может развлечь широкие круги. Чем больше "мышления" подразумевает книга, тем менее широкие круги она затронет. Тем более - специализированного мышления.

Что не отменяет.
Персонажи Жюль Верна некогда вполне себе - и тем не менее очень даже :D
Да что там: у самого Гаррисона - та же история. Его вполне развлекательный Язон дин Альт попутно ненавязчиво демонстрирует именно научный стиль.

Сергей-4030> НФ фантастика - это фантастика, в которой отслеживаются судьбы изобретений/науки (наряду с героями). Т.е. показывается, как такое-то изобретение/наука изменяет человека/общество/мир.

Это ваше определение, близкое к общепринятому - ну или наиболее неявно распространённому. Имеет право на существование, однако ж вовсе не факт что единственно верное и исчерпывающее.

Я не помню, поминал ли по ходу данного топика рассказ Пьера Буля "Сколько весит сонет".

«Сколько весит сонет», Пьер Буль | Readr – читатель двадцать первого века

Смерть оборвала жизнь талантливого писателя, и подарила нам загадку, что же он написал перед смертью. Эта тайна может быть разгадана… Читайте, и узнаете как! // readr.ru
 



Он совершенно определённо не трактует вопросов о том, как некое изобретение или открытие изменяет человека, общество, или мир. Однако его традиционно относят к фантастическим (печатают в сборниках фантастики, да и автор - фантаст), а я бы с полной уверенностью отнёс его к научной фантастике, и никак иначе. Именно в силу стиля мышления и подхода главного героя.

(кто-нибудь при большом желании мог бы отнести его к детективному жанру, но это было бы уже сильно притянуто за уши)
   3.6.243.6.24
US Сергей-4030 #13.12.2011 20:52  @Fakir#13.12.2011 20:45
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Fakir> Персонажи Жюль Верна некогда вполне себе - и тем не менее очень даже :D

Персонажи Жюль Верна не предусматривают мышления читателя. Читателю всякие энциклопедические факты просто даются, иногда под это ломается сюжет, а иногда даже без связи с сюжетом. Не подразумевается, что читатель будет мыслить и делать выводы.
   15.0.874.12115.0.874.121
US Сергей-4030 #13.12.2011 20:58  @Fakir#13.12.2011 20:45
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Fakir> Это ваше определение, близкое к общепринятому - ну или наиболее неявно распространённому. Имеет право на существование, однако ж вовсе не факт что единственно верное и исчерпывающее.

Какой смысл в "расширении" терминов? Я бы понял, если бы вы назвали тред "Как бы назвать литературу, в которой а) б) в) ?". Но я не понимаю, зачем вносить путаницу и переопределять устоявшиеся термины? Вы не хотите обсудить вопрос о том, что понятие "нож" совершенно устарело и в вашем прочтении те штучки с четырьмя пиками на конце, которыми обычно прокалывают мясо тоже вполне подходят под понятие "нож"?
   15.0.874.12115.0.874.121
RU Fakir #13.12.2011 21:06  @Сергей-4030#13.12.2011 20:52
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Сергей-4030> Персонажи Жюль Верна не предусматривают мышления читателя. ... Не подразумевается, что читатель будет мыслить и делать выводы.

...однако подразумевается, что собеседник читает пост, на к-й отвечает.
Мышление, в т.ч. научное, демонстрирует персонаж произведения.


Добиться мышления собственно читателя - невообразимо сложная задача. Однозначно на такое мышление закладываются разве что задачники да сборники головоломок а-ля Мартин Гарднер.
   3.6.243.6.24
RU Fakir #13.12.2011 21:08  @Сергей-4030#13.12.2011 20:58
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Сергей-4030> Какой смысл в "расширении" терминов?

В "исправлении имён", если угодно.
Русский термин "научная фантастика" был калькой с известного американского - каковой к науке по-хорошему вообще ни малейшего отношения не имел. Со всеми вытекающими.
   3.6.243.6.24
UA Sheradenin #13.12.2011 21:36  @Wyvern-2#13.12.2011 19:43
+
-
edit
 

Sheradenin

аксакал

Wyvern-2> Что человечество создало ИскИнов, и получило от них весь букет: карманный термояд, силовые поля, подпространственные сверхсветовые перемещения. Все очень просто, доступно, дешево, прочно вошло даже в быт... Одна только проблема: никто из людей не понимает КАК ОНО РАБОТАЕТ. Причем ИскИны извлекают из этого пользу, фактически подчинив себе человечество - но НИЧЕГО НЕ СКРЫВАЮТ. Бери -не хочу. Люди просто не в состоянии осмыслить и понять сие.

Прогноз не новый и не редкий. Iain Banks в своем цикле про Culture как раз и описывает подобную цивилизацию где ИскИны рулят, а разумные животные где-то участвуют в процессе в той или иной роли а где-то просто наслаждаются жизнью и практически неограниченными благами.
   8.08.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Зоричи о. Частично можно и согласиться.

http://www.zorich.ru/articles/b13.htm
   3.6.33.6.3
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

au

   
★★☆
Fakir> Зоричи о. Частично можно и согласиться.

/anger management ON

Ну уж нет. Это громкий гуманитарных пук. Во-первых, фантастика — это сублимация мечты о чём-то. И мечта о космосе лишь продолжает многотысячелетнюю мечту о том что за горизонтом. Так люди расползлись по всей планете, стремясь за горизонт даже когда это было смертельно опасно. Плыли на скорлупках по пасифику, пересекали пустыни и т.д. и т.п. Кто-то в то же время ковырялся в носу и других местах, считая это глубоко осмысленным занятием. И пока были другие, которые стремились за горизонт, ковырятели не были проблемой. А сейчас, по крайней мере по сравнению с мечтами полвека назад, мечты сводятся к глубокому ковырянию в отверстиях самымы экзотическими способами. И вот это: "Филология – это тоже наука", "И история – наука", "И философия – наука, и культурология, и медицина, а уж психология" — вероломная подмена. Самокопание автора может быть очень интересно ему самому, но если он не уносит меня за горизонт, он мне не нужен. НФ должна уносить за горизонт, иначе она не нужна, и никакое словоблудие не компенсирует подмену.

з.ы.1 "С суррогатами надо бороться старинными дедовскими методами: высмеиванием и критическим разоблачением литературного шулерства." — вот и ладненько. Остаётся лишь развить эту мысль до логического предела: "в топку".

з.ы.2 "А научная фантастика не умерла. Совершив побег из камеры смертников, она переоделась в обновки гуманитарных наук и гуляет лабиринтами Фантастики Всея Руси."

Вот изображение этой гуляющей по лабиринтам переодетой фантастики в обновках:

Автор мог бы честно назвать её "весёлой" фантастикой.
   3.5.63.5.6
Это сообщение редактировалось 29.02.2012 в 08:19

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Если мы посмотрим на историю западной фантастики, а это дело очень полезное, то заметим, что наряду с валом сказочной фэнтези и космических опер возникают те или иные волны научной фантастики. Именно волны — то на передний план выходит космическая фантастика, то киберпанк, то книги о биологических и генетических экспериментах, то, к примеру, космическая фантастика об освоении Марса. И каждый раз вскоре после этого общество реагирует увеличением научных изысканий в той или иной области — в космонавтике, компьютерном деле, биотехнологиях… Сейчас идет волна интереса к Марсу. Причем, если первая волна возникает буквально через год-другой, то вторая — лет через десять-пятнадцать, когда начинают работать дети, воспитанные на этой фантастике. Специальный ли это "интеллектуальный пиар", продуманный и финансируемый государством? По большей части нет (разве что в случае с Марсом целенаправленность акции хорошо заметна). Вероятно, первоначально фантасты выступали своего рода выразителями тех неосознанных общественных чаяний, которые еще никак не озвучивались на государственном уровне, а осознавались лишь неким коллективным подсознанием нации… Хотя вот критикую наукообразную фэнтези — а ведь сам пользуюсь ее терминологией! У нас же подобных, разогревающих общественный интерес, волн в фантастике уже долгое время нет.
 


только причины-следствия перепутаны местами, пожалуй.


И как ни опошлен советский лозунг "фантастика должна звать молодежь в ПТУ и ВТУЗы", но фантастика и впрямь должна звать: думать головой, строить будущее своими руками, надеяться не на чудо, а на себя. Конечно, речь не идет о какой-либо государственной поддержке "нужной народу здоровой научной фантастики". Hе дай Бог! Все подобные акции у нас превращаются либо в фарс, либо в трагедию. Хочется верить, что для подобной фантастики все-таки есть свои предпосылки, свои читатели и, конечно же, свои писатели. Иначе мы так и останемся страной, умеющей лишь воевать и забываться.
 
   3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Роджер Желязны, "Мой пристрастный взгляд на особенности научной фантастики"


...

Зияющая, страстно ждущая заполнения ниша в моей душе, куда столь естественно лег исполинский "Аполлон" в тот день во Флориде, - эта ниша возникла в моей душе двадцатью годами раньше, когда я принялся читать рассказы о межпланетных путешествиях. Разумеется, не только эти рассказы формировали устремленность моих мыслей к неизведанному вне Земли, но именно эмоциональная заинтересованность, "задетость" являет собой прочнейший фундамент для мыслей, а поскольку большинство давних - любителей научной фантастики приобщились к ней ещё в нежном возрасте, для них самым привлекательным в НФ осталось именно то, что она продолжает будоражить в их душах определенные чувства. Что это за чувства, собственно говоря? Чистейшей воды эскапизм, бегство от реальности? Или неизбывная страсть к приключениям, вселенского масштаба? Или освежение подростковых фантазий в возрасте, когда этим фантазиям пора бы и поувять? Или все это вместе взятое? А может, ни то, ни другое и ни третье, а нечто четвертое или пятое?

Прирожденная страсть человека к чудесному имеет самое прямое отношение к нашей теме, и недаром я с давних пор отслеживал на всем поле литературы проявления этого общечеловеческого чувства, стараясь уяснить для себя его механизм. Острее всего моя собственная страсть к чудесному была удовлетворена в двух случаях: когда я читал произведения Антуана де Сент-Экзюпери о заре воздушных путешествий и рассказы Жака Кусто о его погружениях в подводный мир в самом первом батискафе. Мне бросилось в глаза, что оба поведали истории, по теме весьма близкие к научной фантастике. Это рассказы о проникновении в прежде совершенно неизвестный мир при помощи особых, придуманных и созданных человеком аппаратов. Самолет, батискаф и ракета - ведь цель у них одна; ввести человека в царство ещё не познанного.

...

Задним умом понятно: возникновение научной фантастики было естественным, логическим следствием того, что наука сменила теологию и освоение новых земель в качестве поставщика пищи для ума.

Разумеется, тут помог и некоторый кризис сугубо реалистической литературы, которая начала покряхтывать от своей приземленной банальности, - и это снова наводит на мысль, что дар свободной фантазии отличен от просто писательского воображения, Я не устаю повторять, что реалистическое направление в литературе вышвырнуло то, что Нортроп Фрай обозначил как возвышенные характеры. В книгах, откуда вымели всех и всяческих героев с жутко большой буквы, королей без царя в голове, богов, полубогов и божков, воцарилась демократия. Вся эта публика благополучно эмигрировала в научную фантастику, где и живет рядышком с мутантами, инопланетянами, роботами, андроидами и шизоидными компьютерами. НФ отличается от реалистической литературы не только источником идей, но и руслом, по которому они в дальнейшем текут, равно как и героями и способами их обрисовки.

... Если картонность создаваемого фантастами мира не замечают и сработанная писателем иллюзия увлекает, то лишь потому, что все наше внимание поглощено действиями этого разумного зверя, человека, ввергнутого в условный мир, но страдающего взаправду. По сути, нет ничего, что не могло бы стать предметом научной фантастики. А принимая клише, мы просто выпрыгиваем в новое пространство из мира зауряд-фантазий, свойственной доэнэфовской литературе. Создание абсолютно нового иллюзорного мира требует много большей искусности. Но мы изощряемся не напрасно. Усилия окупаются сторицей.

...

Научная фантастика, больше любого иного литературного жанра, пронизана этим достаточно новым сознанием беспрерывного восходящего развития, ибо именно это сознание рождает её излюбленный прием - экстраполяцию. Потому-то мне и кажется, что к научной фантастике менее всего подходят слова Аристотеля об условиях человеческого существования, которые он полагал неизменными, и о судьбе человечества, которую он полагал предопределенной.

А научная фантастика ведь пишет о том же - об условиях человеческого существования и о судьбе человечества. Одержимая бесом по имени А-Что-Если, она просто не могла не распилить кандалы аристотелевского Так-Было-Так-И-Будет. Чтобы преуспеть в решении своих задач, научная фантастика смело вернула героев с самой большой буквы, придала времени статус "исторического" - не просто текучего, а всеизменяющего. Вторжение новых технологий создало россыпь общественных конфликтов - и эта нынешняя напряженность пошла в котел воображения. А страсть человека к чудесному была удовлетворена тем, что писатели повели его за пределы известного, открывая горизонты неизведанного. В совокупности эти приемы возвращают человека через фантастическое к реальному, создавая тот самый эффект узнавания, который Аристотель полагал мощнейшим средством воздействия в трагедии. Не бойся я залезать в дебри метафизики, я бы взял на себя смелость утверждать, что чудесное в глубинах сознания читателя узнает себя в писаниях фантаста - и в этой радости узнавания таится притягательность научной фантастики.

Без уважаемых предков не бывает истинной респектабельности. И благо жанр наш очень юный, мы ещё вольны приискать себе предтеч посолиднее, не рискуя вызвать улюлюканье публики. Шутки в сторону: мне кажется, что научная фантастика - прямая наследница древнего эпоса. Традиционно эпические произведения рассматривали как выражающие дух целого народа скажем, "Илиада", "Махабхарата" или "Энеида" являют нам общие жизненные ценности, душевные конфликты и упования древних греков, индусов и римлян. Осмелюсь сказать, что научная фантастика менее провинциальна. Она являет душевные устремления человечества в целом. Я не настолько безрассуден, чтобы утверждать, будто хотя бы одно произведение научной фантастики поднялось до уровня древнего эпоса (хотя Олаф Стаплдон, возможно, приблизился к нему ближе прочих). Просто хочу сказать, что исходный порыв талантливого и серьезного художника, пишущего в жанре научной фантастики, сродни желанию творца древнего эпоса объять необъятное. Ведь фантаст замахивается описать не судьбу одного человека, или дюжины-другой героев, или одного народа, а то, каким будет дух и судьба всего человечества!

... Я отнюдь не считаю, что какое-то научно-фантастическое произведение сколько-нибудь сравнимо с "Энеидой" или "Махабхаратой" по своим художественным достоинствам. Да и все произведения научной фантастики в совокупности вряд ли перетянут, скажем, "Илиаду". Я лишь подчеркиваю, что дух в них - единый. И у фантастов случаются чисто гомеровские озарения, сближающие их жанр с древним эпосом в большей степени, чем произведения других родов литературы, которыми, собственно говоря, научная фантастика рождена и вскормлена. Живучесть научной фантастики определяется, быть может, и тем, что, подобно человечеству, главному своему предмету, она постоянно развивается и, стало быть, не способна исчерпать себя.

...


   28.028.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Фантастика, которой нет

Елена Клещенко«Троицкий вариант» №2(196), 26 января 2016 года Елена Клещенко, зам. главного редактора журнала «Химия и жизнь» Характерная особенность современной русскоязычной научной фантастики: ее не существует. Отдельные имена есть, литературного направления нет. Это не мое мнение, а мнение экспертов, критиков и ценителей. Хотя мой опыт их мнению не противоречит. «Химия и жизнь» много лет проводит конкурс фантастического рассказа, и пару раз мы пытались ставить ограничения: брать на конкурс только научную фантастику, в крайнем случае, не твердую НФ, а антуражную. // Дальше — elementy.ru
 
Когда устройства размером с книгу показывают пассажиру кино либо игровое поле, шансов у книги мало. Развлекательная литература пытается выжить, в том числе снижая себестоимость изданий (экономя на гонорарах, редактуре и корректуре), и уже сейчас видно, что путь это тупиковый. То, что получается, совсем не может соперничать с картинкой. Да и не с чем вообще.

В то же время интерес к науке, пройдя некую точку минимума, начал расти — с этим согласятся многие мои коллеги. Выходят отличные книги, их хорошо покупают, просветительские лекции собирают полные залы. Есть подозрение, что массовый читатель не настолько туп, как думают руководители отделов фантастики крупных издательств, и, увидев слова «нуклеотид» или «точка Лагранжа», не так уж сильно пугается.

Отважусь на большее: представление о том, что массовому читателю нужно только простое и привычное, возможно, не поддерживало на плаву русскоязычную фантастику, а топило ее. Разумеется, простое и привычное нужно, сериалы любят все. Но, в конце концов, фантастика — литература о необычных людях в необычных обстоятельствах. А необычное — оно по определению и непривычное, и непростое.
 



Далее предлагается пять отечественных НФ-книг последних лет. На мой взгляд, из тех, что читал - НФ они достаточно условные. Что "Астровитянка" членкора Горькавого, что "Роза и червь". Ну а Амнуэль - это ИМХО вообще ни в какие ворота. "По построению". Пустое место что с литературной, что с научной точки зрения (даром что вроде астроном или астрофизик по образованию). Хз почему его чуть не сорок лет как печатают - ведь просто графоман, причём в плохом смысле слова, сюжеты унылы, идеи убоги.
   28.028.0
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Fakir> Фантастика, которой нет
С таким подходом:
Поставленные перед героями проблемы не имели отношения к реальной науке
 

НФ скончалась еще на Жюль Верне :evil:

Вот, кстати, Факап Харитонова, ИМХО, НФ. Графоманская, но тем не менее.
А этот... Ник Ясинского? По антуражу вроде как фэнтази, но ГГ действует "по науке" ;)
   48.0.2564.11648.0.2564.116
1 2 3 4 5

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru