Авиационные спецификации на болты, затягивание, крепления и проч.

Теги:авиация
 
1 2 3 4 5 6
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Вот тут, буквально пару дней назад, повезло ночью под дождем, по колено в грязи, далеко от городов менять пробитое колесо машины.
Извозился (сцуко, затянуто было не по-людски туго), поменял. Сорвал резьбу на одном из пяти болтов, пришлось ехать на четырех.

Попутно пришла мысль. А какие вообще в авиации есть спецификации на болты и их затяжку? С какими усилиями (в н/м) они затягиваются? Какими инструментами (воздушные пистолеты, как у автомехаников, или что-то еще?), наносится ли какая смазка? Особенно интересуют крепления у гидравлических силовых приводов закрылков, элеронов, стабилизаторов, носков крыла. В том месте, где они крепятся к держащим элемнетам в наборе корпуса. Какие применяются в авиации методы против самораскручивания: шплинты, штифты, контрагайки, гужоны, шайбы всякие? Существуют ли какие-то особенные процедуры проверки этих болтов/затяжек и пр.?
 
+
+1
-
edit
 

101

аксакал

Все как в общем машиностроении. Поэтому открываешь справочник Анурьева и вперед с песней. Контровка - первые два упомянутые тобой варианты на букву Ш.
В наиболее ответственных еще применяют попарную контровку проволкой, если есть рядом две резьбовых соединения.

Момент закрутки если указывается конструктором, то здесь же и указывается, что нужно соответствующим инструментом крутить, который умеет измерять усилие затяжки.

Герметик и клей - на глазок, зависит от квалификации исполнителя. Знания передаются от стариков к молодым в цехе.
Стояли у нас МиГ-АТ, так на старых бортах, где сотовая панель на клей крепилась к обшивке клей был нанесен тоненьким слоем. А на новых, где уже мОлодежь трудилась, как икрой с маслом на хлеб.
С уважением  7.07.0

Aaz

модератор
★★☆
101> Контровка - первые два упомянутые тобой варианты на букву Ш.
Мелкие резьбовые соединения раньше контрились еще и краской / лаком.
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  9.0.19.0.1

YYKK

опытный

Aaz> Мелкие резьбовые соединения раньше контрились еще и краской / лаком.
И сейчас... Попроще БФ-4, получше АК-070... совсем хорошо (но почти неразборно) ВК-9...
Заклёпки так вообще на сырой грунтовке (той же АК-070)...
Покрытие лаком головок и выступающих частей винтов и т.п. - это не для стопорения, а для восстановления нарушенного покрытия крепежа.

Требования на момент ... есть, иначе можно сорвать резьбу (в первую очередь относится к деталям из алюминиевых сплавов). На практике можно сорвать до М3, М4- уже нужно сильно постараться.

ГОСТов, ОСТов, РТМ, ПИ, СТП - много чего есть.
 

101

аксакал

Aaz> Мелкие резьбовые соединения раньше контрились еще и краской / лаком.

Только если условия позволяют.
По большей части нас е...али за такую контровку.
С уважением  8.08.0

AXT

инженер вольнодумец
★☆
Aaz>> Мелкие резьбовые соединения раньше контрились еще и краской / лаком.
101> Только если условия позволяют.
101> По большей части нас е...али за такую контровку.

И правильно делали. Плёнка лака или краски очень плохо держит нагрузку на срез, так что получается больше видимость контровки, чем контровка. Всё равно, как верёвку вязать бабьим узлом — вроде держит, но подведёт в самый нужный момент.
... так пускай наступает на нас холодным рассветом новый день ...  9.0.19.0.1

101

аксакал

AXT> И правильно делали.

До сих пор помню как из-за стола привставал гуру и из его ноздрей начал идти сизый дым, когда он услышал, что законтрили краской кое что на стойке шасси.
:D
С уважением  7.07.0

Dio69

аксакал

101> ...Контровка - первые два упомянутые тобой варианты на букву Ш.
101> В наиболее ответственных еще применяют попарную контровку проволкой, если есть рядом две резьбовых соединения.

Контровка - это стандарт конечно, но увеличивает в разы время обслуживания. Порой в разы.
Заменить агрегат 30 минут, а законтрить после сборки - 1,5 часа. Итого - 2 часа.
ИМХО контровка в большинстве мест - анахронизьм. Нужны какие-то более оперативные решения.

101> Момент закрутки если указывается конструктором, то здесь же и указывается, что нужно соответствующим инструментом крутить, который умеет измерять усилие затяжки.

Обычно в технологических картах указывается момент затяжки и конкретный ключ.
 9.0.19.0.1
+
-
edit
 

Полл

литератор
★★★★☆
Dio69> Нужны какие-то более оперативные решения.
У меня отец писал диплом по какому-то новому типу разъемных соединений на замену резьбовых-болтовых. Могу его спросить, что они тогда прорабатывали.
 

Invar

опытный
★☆

101>> ...Контровка - первые два упомянутые тобой варианты на букву Ш.

Третий тоже. Шайбы широко распространены. Технологичность оставляет желать лучшего, что при сборке, что при разборке плюс одноразовость применения.

Много проволоки по трубопроводам.

Dio69> Контровка - это стандарт конечно, но увеличивает в разы время обслуживания. Порой в разы.
Dio69> Заменить агрегат 30 минут, а законтрить после сборки - 1,5 часа. Итого - 2 часа.

При особо "удобной" конструкции. Сами по себе нормы времени на стопорение небольшие.

Самоконтрящиеся гайки опять-таки не вчера придумали и вовсю применяют вместо тех же шайб, например, или при одностороннем подходе.
Лучше других аргументов и доводов мировоззрение защищает полиция (с) С. Лем Все самые большие глупости на свете делаются с серьезным выражением лица Тот самый  

Jerard

аксакал

YYKK> И сейчас... Попроще БФ-4, получше АК-070... совсем хорошо (но почти неразборно) ВК-9...
Каменный век, блин...
Даже ВАЗ давно перешел на фиксаторы резьбы и самоконтровки. Даже в 2107 :D
"Остановите Землю — я сойду" (С) Лесли Брикасс, Энтони Ньюли  9.0.19.0.1
Это сообщение редактировалось 24.01.2012 в 05:10

Aaz

модератор
★★☆
101> Только если условия позволяют.
В приборном оборудовании это было самым ходовым. Исключение, ЕМНИС, составляли гироскопические приборы. Видимо, они считались источником вибрации...

101> По большей части нас е...али за такую контровку.
И правильно делали - жестянщикам это не положено. :)
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  9.0.19.0.1

Aaz

модератор
★★☆
Jerard> Каменный век, блин...
Jerard> Даже ВАЗ давно перешел на фиксаторы резьбы и самоконтровки. Даже в 2107 :D
Охренительный прогресс. :) А зачем ВАЗу контровки - у них и так все мгновенно прикипало до слома болтов. :)
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  9.0.19.0.1

Jerard

аксакал

Aaz> А зачем ВАЗу контровки - у них и так все мгновенно прикипало до слома болтов. :)

А вот фиксаторы, они от прикипания и защищают. :)
Герметизирует резьбовые соединения, предохраняя их от влаги и коррозии.
 
"Остановите Землю — я сойду" (С) Лесли Брикасс, Энтони Ньюли  9.0.19.0.1

iodaruk

аксакал

Invar> Третий тоже. Шайбы широко распространены. Технологичность оставляет желать лучшего, что при сборке, что при разборке плюс одноразовость применения.

Элементарно-шайба одевается до накатки резьбы-усё-получается готовое изделие болт с несъёмной шайбой.
 16.0.912.6316.0.912.63

Aaz

модератор
★★☆
Jerard> А вот фиксаторы, они от прикипания и защищают. :)
Почему-то на моем стареньком "Гольфе" ничего не прикипало. Может, просто нужно сталь брать получше, и резьбу нарезать поточнее? :)
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  9.0.19.0.1

Jerard

аксакал

Aaz> Почему-то на моем стареньком "Гольфе" ничего не прикипало.
Не знаю, "Гольфами" не пользовался.

Aaz>Может, просто нужно сталь брать получше, и резьбу нарезать поточнее? :)

Это вообще проблемы москвичей. У нас и так нормально. :D Больше песок мешает.
"Остановите Землю — я сойду" (С) Лесли Брикасс, Энтони Ньюли  9.0.19.0.1
+
-
edit
 
YYKK> Требования на момент ... есть, иначе можно сорвать резьбу (в первую очередь относится к деталям из алюминиевых сплавов). На практике можно сорвать до М3, М4- уже нужно сильно постараться.
ну.. м4 как раз срывать получалось многократно.. в детстве.. еще как детские конструкторы собирал ))
А более мелкие даж нечаянно теперь можно попортить при закрутке шуруповертом электрическим. Разок чуть передержал, не выключил - оно вообще головку винта отломало..
Не знаю, какая там на батарейках моща, я думал, мизер, а оно вон как..
Voeneuch, учи физику, манажор ))  3.0.13.0.1
+
-
edit
 
Aaz> Почему-то на моем стареньком "Гольфе" ничего не прикипало. Может, просто нужно сталь брать получше, и резьбу нарезать поточнее? :)
не знаю, я в юности работал в автосервисе, гольф тоже разбирал. Прикипевших болтов тоже было.
и было б удивительно обратное. В грязи-то..
Voeneuch, учи физику, манажор ))  3.0.13.0.1

101

аксакал

Dio69> ИМХО контровка в большинстве мест - анахронизьм. Нужны какие-то более оперативные решения.

Знал бы прикуп жил бы в Сочи.
Тут приходиться метаться между технологичностью, условиями доступности и ценой вопроса.
Проволочку вставить может и муторно, но проще, особенно в полях.
С уважением  7.07.0

Invar

опытный
★☆

iodaruk> Элементарно-шайба одевается до накатки резьбы-усё-получается готовое изделие болт с несъёмной шайбой.

Есть и такие. Вообще много чего есть, если хорошо поискать, например, гайки с моментом затяжки в 3000 кгс*м ;).
Но речь о мелочи (много)лапчатой. И вот загибаемые лапки как раз удобства не добавляют.
Лучше других аргументов и доводов мировоззрение защищает полиция (с) С. Лем Все самые большие глупости на свете делаются с серьезным выражением лица Тот самый  

YYKK

опытный

AXT>Плёнка лака или краски очень плохо держит нагрузку на срез, так что получается больше видимость контровки, чем контровка.
Непонял про срез :eek:
Контровка клеем/грунтовкой от самоотворачивания. И наносится на резьбовую часть...

Используется в местах не требующих разбоки в эксплуатации...
Если требуется разборка - пружинные шайбы. Невыпадающие винты... для удобства. Резьбовые втулки подпружиненые, цангообразные...

Это правда с точки зрения авиационного приборостроения.

Bredonosec>ну.. м4 как раз срывать получалось многократно..
Я уж не буду спрашивать из какого материала... ладно ;)
Сорвать сталь в стали ("нормальной") - нужно постараться, в алюминиевом сплаве - больше вероятность. Титан "плывет"...

P.S. На клей ВК-9 - гораздо больше вероятность сломать, чем открутить (если конечно непрогреть хорошо).
 

Dio69

аксакал

Dio69>> Контровка - это стандарт конечно, но увеличивает в разы время обслуживания. Порой в разы.
Dio69>> Заменить агрегат 30 минут, а законтрить после сборки - 1,5 часа. Итого - 2 часа.
Invar> При особо "удобной" конструкции. Сами по себе нормы времени на стопорение небольшие.
Invar> Самоконтрящиеся гайки опять-таки не вчера придумали и вовсю применяют вместо тех же шайб, например, или при одностороннем подходе.

Могу по памяти назвать несколько мест в 29й машине, где заменить ответственный узел можно не снимая агрегата с борта. Но вот что бы законтрить крепёж после сборки - надо полностью демонтировать агрегат с борта, с последующей сборкой, и полной проверкой системы. На это могут уйти несколько часов. И ничего там не самоконтрящегося.
Т.е. открыть отсек, снять крышки с агрегатов, вытащить неисправный узел, заменить его и закрыть крышку агрегата - это тридцать минут.
А вот что бы законтрить - надо всё полностью разбирать, при этом часто снимать соседние агрегаты, потом собирать это всё обратно и всё проверять - и восстановленную систему и соседние, которые пришлось трогать.
 9.0.19.0.1
RU Jerard #25.01.2012 04:52  @Bredonosec#24.01.2012 15:55
+
+2
-
edit
 

Jerard

аксакал

Bredonosec> ну.. м4 как раз срывать получалось многократно.. в детстве.. еще как детские конструкторы собирал ))
А я недавно М8 обломил рожковым ключом. :D Ставил аморты (новые) и вот... пришлось менять аморт целиком.
Трубу не пользовал. :D
"Остановите Землю — я сойду" (С) Лесли Брикасс, Энтони Ньюли  9.0.19.0.1
+
+1
-
edit
 

TEvg

аксакал

админ. бан
Jerard> А я недавно М8 обломил рожковым ключом. :D

А я голой рукой. Когда пытался купить велик. Сломанный велик тут же отдал взад.
 3.6.133.6.13
1 2 3 4 5 6

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru