Продолжаю выкладывать избранное из каталога "Международная выставка "Железнодорожный транспорт '86", экспонаты СССР".
В нём несколько разделов, каждый раздел предваряет рисунок паровоза - по хронологии. Вот их я сейчас и покажу. Они почему-то довольно тёмные, но зато, несмотря на отсутствие тенжеров у паровозов, фоном прорисована соответствующая времени и месту применения местность. А я от себя добавлю подробностей...
1. Паровоз Черепановых. Смесь частично своих, часть почерпнутого Мироном Черепановым в его командировке в Англию технических решений. Как следствие, получился паровоз вполне на уровне Стефенсона, а второй - даже лучше. Но поскольку он эксплуатировался на дороге длиной меньше километра, то в итоге всё равно вернулись к лошадям... Невыгодно вышло.
«
Паровоз Черепановых» на
Яндекс.Фотках
2. Первый пассажирский паровоз Коломенского завода, сделанный по своим чертежам, а не копия зарубежных. На нём уже появилась будка с крышей, защищающая бригаду от непростых российских погодных условий. Первые же паровозы не имели даже крыши. Но не только погода была недружественна - однажды локомотивную бригаду сломавшегося на перегоне паровоза съели волки...
«
Парово 1-2-0» на
Яндекс.Фотках
3. Паровоз Ов. Знаменитая "овечка". "О" означает основной, закупался как товарный вагон. Имел большой запас по прочности и по нагрузке на ось - в итоге практически все бронепоезда во Второй мировой на базе "овечек" и были - они позволяли навесить броню без изменения конструкции экипажной части. До "овечки" выпускался тип "Од", отличался старым кулисным парораспределительным механизмом - не Вальсхарта, а Джоя. Вообще, долго выпускавшаяся серия, полтора десятилетия на стапеле! На момент постройки была прорывом - 4 ведущие оси, а не три, компаунд-машина вместо простого действия.
«
Паровоз Ов» на
Яндекс.Фотках
4. Паровоз Дж. Не понимаю, зачем он тут оказался, разве что как экзотика. Переделанный в железнодорожных мастерских (отсюда буква ж) паровоз-двухпарка (то есть две пары ведущих осей, отсюда и буква Д, эта серия объединила все старые паровозы на две оси)
«
паровоз Дж» на
Яндекс.Фотках
5. Паровоз Нв. Работал на Николаевской железной дороге (отсюда буква), имел кулисный механизм Вальсхарта (индекс "в"), водил пассажирские скорые (курьерские так называемые) поезда из СПб в Москву и соответственно обратно.
«
паровоз Нв» на
Яндекс.Фотках
6. Паровоз серии Э. Ну, что сказать, его все знают! И видели пусть не в фильмах, так на памятниках. Сменивший "овечку" основной товарный паровоз (уже 5 ведущих осей), также вынесший на себе военные перевозки. Является рекордсменом по количеству построенных паровозов и продолжительности выпуска. Выпускали его даже не на десятке - на почти двух десятков заводов как в России, СССР, так и за границей.
«
паровоз Э» на
Яндекс.Фотках
7. Ещё одно событие 1912 года - паровоз С. Пассажирский паровоз, точно также сделанный для вождения быстрых поездов. Обратите внимание на его номер - С.245. Паровоз, на котором правительство Ленина переезжала из Петрограда в Москву - по крайней мере до Бологого. Драматическую историю сохранения последней "эски" с перемаркированием С.68 в С.245 я уже рассказывал...
«
Паровоз С» на
Яндекс.Фотках
8. И снова 1912 год. Паровоз серии У: Рязано-Уральских дорог. Имел компаунд-машину на 4 цилиндра и соответственно коленчатую первую ведущую ось, цилиндры высокого давления располагались снаружи и имели привод на вторую ведущую ось. Машина была сложной в ремонте. Одна из них сохранилась - это паровоз У-127, на котором везли умершего Ленина (по странному совпадению бывшим почётным машинистом этого паровоза) в Москву из Горок, о чём я тоже уже рассказывал. Что характерно, на картинке номер У-128.
Паровоз в отличном состоянии и скоро будет доступен всем - когда наконец-то на Павелецкой закончится затянувшийся ремонт музея железных дорог.
«
паровоз У-128» на
Яндекс.Фотках
9. Паровоз ФД - Феликс Дзержинский. Первый продукт "шарашки", а также первый продукт компиляции по мотивам американского паровозостроения. В США были заказаны два типа паровозов Т
а и Т
б, а также чертежи к ним.Чертежи были получены раньше паровозов, и ещё до того момента, как заказанные паровозы прибыли в СССР, первый ФД, сделанный за 40 недель, уже вышел на испытания! Американские же прототипы особо не работали у нас - были очень тяжелы, не для наших путей. ФД же имел также пассажирскую модификацию, названную ИС, а при Хрущёве переименованную в ФД
П. "Машина «ИС», единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления; я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне – столь же прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина. (© А. Платонов)"
«
паровоз ФД» на
Яндекс.Фотках
10. Паровоз серии СО. Серго Орджоникидзе или просто Серго в устах машинистов. Попытка получить более мощный, чем Э, паровоз, при том сохранив значительную унификацию с ним. Имел огромную топку - 6 кв.м., протопить которую было на пределе человеческих сил, а стокер в машине проектно отсутствовал. Потому все сохранившиеся паровозы СО переведены на отопление мазутом... Также стоит отметить, что на СО проводились эксперименты с конденсацией пара - Каганович очень рассчитывал на экономичность этого паровоза в песках Средней Азии, куда его и отправляли. Собственно на картинке не зря показаны ЛЭП - этот паровоз вполне может быть символом первых пятилеток.
«
Паровоз СО» на
Яндекс.Фотках
11. П36. Последний пассажирский паровоз Коломенского завода. О чём на картинке на дымоотбойнике паровоза и написано (этот паровоз, П36-0251, сохранился, стоит в музее на Варшавском вокзале). 251 паровоз, всего-то... На них и закончилась эпоха паровозостроения в СССР, машины, считавшиеся символом развития страны, внезапно по решению правительства стали наоборот - якобы показывать отсталость...
«
Парово П36» на
Яндекс.Фотках