"Разве мой Лотрек хуже, чем Лотрек Лотрека?!"
(с) х/ф "Как украсть миллион"
Henricus Anthonius van Meegeren
10 октября 1889
Девентер
30 декабря 1947 (58 лет)
Амстердам
Нидерланды Нидерланды
Хан ван Меегерен (нидерл. Han van Meegeren; 10 октября 1889, Девентер — 30 декабря 1947, Амстердам) — голландский живописец, портретист, один из известнейших фальсификаторов XX века, прославившийся подделкой картин Вермеера Дельфтского и Питера де Хоха. Картины ван Меегерена европейские искусствоведы приняли за редчайшие образцы творчества классика. На своих подделках он заработал свыше 8 миллионов гульденов (25-30 млн $ в перерасчёте на современный курс).[1]
Меегерен родился в 1889 году в Девентере, был третьим ребёнком в семье.
// Дальше — secure.wikimedia.org
Хан ван Меегерен (1889 — 1947) — голландский живописец, портретист, один из известнейших фальсификаторов XX века, прославившийся подделкой картин Вермеера Дельфтского и Питера де Хоха. Подделывал полотна, чтобы отомстить миру за равнодушие к себе как к художнику. Картины ван Меегерена европейские искусствоведы приняли за редчайшие образцы творчества классика. На своих подделках он заработал свыше 8 миллионов гульденов (25-30 млн $ в перерасчёте на современный курс).
...
Будучи убеждённым художником-реалистом, Меегерен не принимал всего нового в живописи. Чтобы отстоять себе место в мире искусство и иметь заработок на жизнь, он не нашёл другого выхода, кроме как заняться подделкой картин столь любимых им старых мастеров.
Первые четыре картины, выполненные в стиле XVII века, так и не были проданы: «Гитаристка», «Женщина читающая ноты» в стиле Вермеера, «Женщина с бокалом» в стиле Франса Хальса и «Портрет молодого человека» в стиле Терборха.
Эти стилистические и технические эксперименты настолько убедили Мегерена в своих способностях, что он написал картину «Христос в Эммаусе» — одну из лучших своих подделок «под Вермеера».
...
В сентябре 1937 года «Христос в Эммаусе» был опознан искусствоведом Брёдиусом как произведение Вермеера Дельфтского, и притом одно из лучших. Брёдиус посчитал, что якобы Вермеер в момент написания этой картины находился под влиянием итальянских мастеров, на что, собственно, и надеялся Ван Меегерен.
Первоначально Ван Меегерен сам желал раскрыть своё ловкое мошенничество, в частности желая погубить репутацию Брёдиуса как искусствоведа, но после того, как продал это полотно за сумму, эквивалентную нескольким миллионам долларов (по нынешнему курсу), желание переубеждать покупателя у него пропало.
...
В 1938 году Ван Меегерен удалился в Ниццу, где написал еще две подделки — «Игроки в карты» и «Пирушка» в стиле Питера Хоха. Помимо того, Ван Меегерен написал «Тайную Вечерю», опять же подражая стилю Вермеера, но из-за угрозы войны он вернулся в Голландию, оставив картины в Ницце. В 1941—1943 гг. после развода со второй женой, Ван Меегерен написал ещё серию картин «под Вермеера». В основном это были полотна религиозного жанра, так Ван Меегерен пытался «восполнить» наследие Вермеера, написавшего так мало религиозных картин.
...
В 1943 году Ван Меегерен продал неравнодушному к искусству фашистскому лидеру Герману Герингу свою новую работу «Христос и судьи», выдавая её за Вермеера. За эту картину он запросил 1600 тыс. гульденов. На тот момент это была чуть ли не рекордная сумма, уплаченная за произведение кого-либо из старых мастеров.
В 1945 году американский капитан Гарри Андерсон обнаружил «Христа и судей» в коллекции Геринга. Американцам не составляло труда установить, что продавцом картины выступил ван Меегерен. Голландские власти предъявили ему обвинение в распродаже национального культурного достояния. За коллаборационизм ему грозил солидный тюремный срок, так как его подделки всё ещё считались подлинниками Вермеера.
29 мая 1945 г. ван Меегерен был взят под стражу. После двух недель тюремного заключения он заявил, что на самом деле проданные им картины являются подделками. Для проверки подлинности его заявлений голландское правительство на 6 недель поместило Меегерена под арест в специально арендованном доме, где тот должен был под наблюдением написать подделку. Так появилась его последняя картина — «Молодой Христос, проповедующий в храме».
В ноябре 1947 года Ван Меегерен был осуждён за подделку произведений искусства и был приговорён к одному году тюремного заключения. Месяц спустя, в возрасте 58 лет, он скончался от сердечного приступа, чему способствовало многолетнее употребление алкоголя и наркотиков.
(
ИМХО сажать за такие "преступления" - свинство и зависть )
Роковая красотка Клеопатра лицом походила на Инну Чурикову, среди всех фараонов Тутанхамон являлся самым незначительным, Бэкингем был гомосексуалистом, а Мата Хари - романтичной идиоткой по фамилии...
// shakko.wordpress.com
Удивительно, но эти Меегерен никогда не пытался продать этих столь узнаваемых фальшивых «вермееров». Они остались у него, и в юридическом смысле эти картины – не более чем просто экзерсисы, разрешенные любому художнику. Объяснение простое: не смотря на то, что картинка достаточно похожа, сами полотна могут сойти за старинные только на репродукциях: Меергерен тут не озадачивался состариванием холста, грунта и красочного слоя, он просто упражнялся в живописи. Их физическое состояние явно свидетельствует о том, что картины написаны в ХХ веке.
Меегерен не обходит вниманием и других художников: он пишет в стиле Петера де Хоха подделки под названием “Игроки в карты” и “Пьяницы”, а также подделывает «Мужской портрет» Терборха. Их он продает уже за пяти- и шестизначные цифры, ведь он уже освоил высокое искусство состаривания живописной поверхности с помощью пропекания в печи, использования жестких барсучьих кистей, кислот и проч.
...
Из двух миллионов долларов современными деньгами – цены “Христа в Эммаусе”, Меегерену досталось две трети. Это сумма была отрадной. Он покупает себе скромненький особнячок в солнечной Ницце, он вкладывает деньги в другую недвижимость. Торгует и другими своими подделками, продав, например, в 1939 году де хоховских “Пьяниц”.
И тут случается вторая мировая война. Меегерен покидает муссолиниевскую Италию и возвращается в Голландию.
В эти годы он бросает свою вторую жену, продает еще некоторое число подделок под Вермеера, продолжает покупать дома, отели, и сильно углубляется в тему алкоголя и наркотиков.
В 1941 году Меегерен продает “Тайную вечерю” за сумму примерно равную 4 миллионам фунтов стерлингов по сегодняшним ценам коллекционеру по имени ван Бонинген.
Чисто по-человечески, как творцу, ему было конечно тяжело. В отличие от настоящих художников, он не мог приглашать натурщиков и писать с них – они ведь могли разболтать. После войны, когда вскрылось его преступление, в написанных им подделках стали отмечать заметное воздействие черно-белого кино. Оно помогало ему понимать караваджизм. И помогало просто придумывать – и не только способ накладывания теней: когда ширма спала с глаз, в числе одного из персонажей его картин с легкостью узнали саму Грету Гарбо!
...
Роковым произведением для Меегерена оказалась картина “Христос и грешница”, обнаруженная после войны в коллекции Геринга (в числе бесценных шедевров она была спрятана в соляных копях Alt-Aussee). Вермеер был популярен у элиты нацизма: “Искусство живописи” фюрер повесил на стены своей горной резиденции Berchtesgaden.
После разгрома нацизма, когда «Христа и грешницу» обнаружили среди добычи Геринга, Меегерена арестовали за коллаборационизм, выражавшийся в разбазаривании народного голландского имущества. По некоторым данным, в тот момент ему принадлежало около 50 доходных домов и отелей – настолько прибыльным оказался для него Вермеер.
За сотрудничество с фашистами ему грозил расстрел. Умирать не хотелось. И, оказавшись на скамье подсудимых, Меегерен признался в подделке. Какое расхищение национального достояния, говорил он, я обменял эту картину на 200 подлинных произведений голландских художников, меня нужно чествовать как национального героя, ведь Вермеер-то был поддельным!
Кажется странным, что ему действительно не поверили. И ему пришлось написать “Христа среди учителей”. Для забавы сравним это полотно с работой его современника Отто Грибеля, члена “Ассоциации Немецких Революционных Художников”, и мы поразимся, настолько много в Меегерене черт его собственной эпохи и настолько мало XVII века.
“Христос среди учителей”, написанный подсудимым под надзором судей и экспертов, убедил общественность в том, насколько сурово она ошибалась. Обвинение было снято, и Меегерен был осужден всего лишь за подделку – всего на один год. Но организм старого морфиниста не выдержал, и через месяц отбывания наказания Меегерен скончался от сердечного приступа.
Эта история оставила сильный отпечаток в искусствоведческой науке. Список картин Вермеера был сильно пересмотрен и очищен от всех подозрительных вещей. Но были и более глобальные последствия: она доказала, что “знаточеский” метод экспертизы, основывающийся на “внутреннем чутье”, “интуиции” эксперта – конечно, вещь прекрасная, но следует также обращать огромное внимание на технические средства экспертизы. Например, при изучении подделок Меегерена стало ясно, что кракелюры верхнего живописного слоя (созданные им искусственно), банально не совпадают с кракелюрами нижнего слоя – того старинного полотна, на котором он малевал свои подделки. Тогда как при одновременном старении оригинала они должны совпадать.
И "настоящий" ван Меегерен: