Насчет тяговооруженности наших и амовских самолетов.
Приведу выдержки из уже упомянутой статьи Тимофеева.
"... Что касается тяговооруженности, то это вопрос куда более тонкий, чем кажется, а потому в большей части авиац. литературы в его отношении приходится встречаться с заблуждениями. Стандартный подход таков: взять величину максимальной тяги на форсаже из какой-нибудь таблицы ТТХ, помножить на количество двигателей самолета и поделить на нормальную или максимальную (кому как нравиися) полетную массу, взятую из той же таблицы. И тогда читатели со страниц книг и журналов узнают о том, что "у Су-27 тяговооруженность 1,2..." или что в подобном роде.
Но при этом в голову не приходит, что тяга двигателя, установленного на стенде и на стоящем на газовочной площадке самолете - отнюдь не одно и то же. При установке на самолет тяга снижается из-за наличия потерь во входном и выходном устройствах, а также из-за отбора мощности на привод самолетных агрегатов. В полете же с ростом высоты тяга падает из-за уменьшения давления воздуха, а сростом скорости возрастает, но при этом растет и лобовое сопротивление двигательной установки. Так что, если вы захотите узнать тягу двигателя (а потом и тяговооруженность) в условиях ближнего возушного боя (Н=3000м, М=0,8-0,85), то известную стендовую тягу следует умножить на некий эмпирический коэффициент 0,785, который и предназначен для учета различных потерь на подобном скоростном режиме. В этом случае тяга АЛ-31Ф будет равна примерно 9800кгс, против 12,500 на стенде. Конечно, "сушка" может иметь тяговооруженность 1,2 и 1,3, но только на сверхзвуке и без оружия на внешней подвеске. Именно поэтому в приводимой таблице помимо макс. стендовой тяги дана и величина форсажной тяги в маневренном бою, которая и была использована при расчете тяговооруженности.
Тип истр. МиГ-29 Су-27 Ф-15С Ф-16с Ф/А-18С Мираж ЕФ2000
2000-5
Тип дв. РД-33 АЛ-31Ф F-100- F-100- F-404- М53-Р-2 JF200
PW-220 GE-100 GE-402
Тяга дв.кгс
Форс.стенд. 2х 2х 2х 1х 2х 1х9870 2х9200
8800 12,500 12,400 13,150 8030
Форс.полет. 2х 2х 2х 1х 2х 1х7750 2х7222
6910 9813 9734 10,300 6304
Пл.крыла 38,1 62,0 56,6 27,87 37,16 41,0 50,0
Массы
Пуст.самол 10,850 16,300 12,970 7975 10,720 7500 9750
оружия *) 547* 547* 537** 447** 537** 470*** 542#
топлива#) 1782 4700 3075 1565 2463 1561 2000
общая пол. 13,179 21,547 16,583 9987 13,633 9531 12,292
Расп.дальн. 750 1950 950 1000 1100 825 1100
Нагр. крыло 346 347 293 358 367 232 246
Тяговоор. 1,05 0,91 1,17 1,03 0,91 0,8 1,18
*) - показана масса 4 УР с ИК ГСН и пушечного боекомплекта
- - масса 4 ракет Р-73 и боекомпл. для 30мм пушки ГШ-301
- - масса 4 р-т AIM-9M и боекомпл. 20мм пушки M61A1
- - масса 4 р-т МАЖИК-2 и боекомпл. 2х 30мм. пушек ДЕФА554
#) - указана половина массы топлива, заливаемого во внутренние баки..."
В таблице приводятся данные и по некоторым другим типам самолетов, но просто нет места по ширине.
Сразу, конечно, бросается в глаза то, что тяговооруженность у "сушки" может быть повышена за счет уменьшения запрвки, но я просто не знаю, насколько прожорливы ее движки, и на какой боевой радиус она при этом может рассчитывать.
Прошу извинения, но таблица как-то вся поехала...