Анатолий Бритиков, «Русский советский научно-фантастический роман»
Время «Аэлиты»
Could not resolve host: readr.ru
// readr.ru
"Может показаться странным, что «Аэлита», ставшая для Алексея Толстого чем-то вроде моста на родину, оказалась фантастическим романом"
Стоит, однако, вспомнить, что этот жанр очень характерен для ранней советской прозы: в том же 1922 г., что и «Аэлита», вышли «Страна Гонгури» В. Итина и «Месс-Менд» М. Шагинян, в 1923 — «Трест Д. Е.» И. Эренбурга, «Грядущий мир» Я. Окунева. Список можно продолжить.
Could not resolve host: readr.ru
// readr.ru
«Аэлита» явилась известным синтезом опыта Толстого в утопической, приключенческой и научной разновидностях фантастики. В то же время в этом романе писатель решительно стал на сторону революции. В марсианской фантазии он впервые попытался понять русскую революцию как художник, увидеть в ней закономерный этап истории человечества — истории, развернутой не только в прошлое, но и в будущее. Такую историю желал теперь иметь русский народ, объяснял Вадиму Рощину «красный» подполковник Тетькин в «Восемнадцатом годе».
Научной фантастикой и романтическим «историзмом» легенд об Атлантиде «Аэлита» безмерно далека от «Хождения по мукам». И все-таки именно она была написана между двумя редакциями «Сестер» — эмигрантской и первой советской. Ее, а не другую вещь, читал Толстой в советском посольстве в Берлине накануне возвращения на родину. В это время было написано письмо А. Соболю и опубликовано второе — Н. Чайковскому, в которых Толстой отрекался от добровольного изгнания и из-за которых эмиграция отреклась от него.
О происхождении мотивов Атлантиды в "Аэлите" [показать]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
Философией Тускуба Толстой откликнулся на волновавшую мировую общественность проблему буржуазной цивилизации (Г. Уэллс, И. Эренбург). Ее конец некоторые западные писатели (О. Шпенглер) отождествляли с закатом человечества. В эмиграции Толстой остро ощутил пессимизм послевоенной Европы — «уныние опустошенных душ» (10, 41). Фатализм Тускуба сконцентрировал мироощущение общества, охваченного чувством обреченности.
С деспотической цепкостью навязывает Тускуб человечеству свой собственный закат. Он почти искренен и по-своему прав, когда оправдывает философию заката двадцатитысячелетней цивилизацией угнетения: так жить в самом деле не стоит… Трудно отделаться от впечатления, что Алексей Толстой угадал самоубийственную психологию современного империализма, готового обречь человечество на истребление, лишь бы не допустить коммунизма.
Could not resolve host: readr.ru
// readr.ru
Примечательна в этом плане перекличка «Аэлиты» с марсианскими романами Берроуза, отца небезызвестного Тарзана. Этот писатель подготовил в англо-американской фантастике так называемую космическую оперу — ковбойский вестерн, перенесенный на другие планеты. В 20-е годы романы Берроуза обильно переводились у нас. В «Аэлите» можно заметить отсвет талантливого воображения американского фантаста (мертвые города, гигантские битвы воздушных кораблей, подвиги могучих землян среди слабосильных марсиан). И — ничего похожего в побуждениях героев.
Could not resolve host: readr.ru
// readr.ru
Устройство реактивного «яйца» Лося воспроизводит ракету К. Э. Циолковского, описанную в его труде «Исследование мирового пространства реактивными приборами». Толстой допустил неточности, бросающиеся в глаза современному читателю: «яйцу» сообщает движение не непрерывное горение, а серия взрывов, взрывная же работа двигателя мгновенно уничтожила бы Лося с Гусевым. Впрочем, в те времена это вряд ли было ясно даже крупным специалистам.
Ну, что до взрывов, то литературовед неправ
- тут мало того, что в качестве контрпримера можно вспомнить ПуВРД (начиная с V-1), и более современные детонационные двигатели разных типов, но и Толстой фактически дословно воспроизводил одну из идей Циолковского - правда, у того горючее было более правдоподобный, чем "порошок из ультралиддита".
В 1931 году Алексей Толстой в последний раз обратился к фантастике в военно-утопических сценах, завершающих написанную совместно с П. Сухотиным пьесу "Это будет". Но интерес к жанру он сохранил до конца жизни, внимательно следил за всем новым, что возникало на литературном горизонте. И стоило в конце 1944 года в журнале "Новый мир" появиться первым "Рассказам о необыкновенном" Ивана Ефремова, как Толстой, будучи уже смертельно больным, пригласил его к себе. Принимая молодого писателя в палате Кремлёвской больницы, Толстой не мог знать, что перед ним человек, с чьим именем будет связан весь следующий этап в истории советской научной фантастики. Так же, как не мог знать и того, что два десятилетия спустя начальный период в истории этого жанра в нашей литературе назовут "временем Аэлиты".