sabakka>> Это только стоимость обучения. Чтобы успешно сдавать зачёты и экзамены тоже расклошелиться надо. Иначе придётся учиться. Хотя сейчас, возможно, "просто учиться" уже не прокатывает.
alex_ii> Где как. Есть места, где достаточно просто не халявить, а учиться. Есть и другие места - где этого уже мало. Ну так эти места не вчера появились...
В регионах разложение преподавательского состава затронуло даже некогда сильные ВУЗы с хорошим рейтингом по стране (по состоянию на конец 90-х).
Этот процесс шёл буквально у меня на глазах.
1 - 3.5 курсы (1999-2002 гг.) - высокий уровень преподавания, в основном преподы советского разлива, молодые преподы также демонстрируют достаточно хороший уровень.
3.5 - 5 курсы (2003-2004 гг.) - половина преподов - молодые, 2/3 которых не демонстрирует признаков высшего образования и вообще способностей к интеллектуальному труду. Зато с ними кому надо было, всегда мог договориться. Часть старичков, в том числе и достаточно сильных, также оказалась подвержена. Именно они сделали этот бизнес централизованым.
У предприимчивых старичков появились две формы побочного заработка:
1. Привлечение умных студентов в свои фирмы (у нас это фирмы по автоматизации всевозможных производственных процессов). Студентам платили очень мало, но решали все их "проблемы по учебе": бакалвриат, диплом инженера, магистратура, аспирантура и.т.д. В идеале - держать студента на крючке до 27 лет, когда ему больше не будет резона прикрываться от Армии учебой. Короче рабство. Я, как человек от природы недоверчивый и самостоятельный, рабства избежал.
2. "Закрытие предметов" всяким раздолбаям, собирающимся нихрена не учиться, но в итоге всё же получить диплом зачем-то. Был офигенный спрос - было и предложение.
В ВУЗах пониже рангом уже тогда, когда я учился, просто учиться и не халявить было недостаточно для того, чтобы "успевать в учёбе" - обязательно нужно было платить.
Это сообщение редактировалось 07.09.2012 в 04:26