Non-conformist> Ннуу... Я вообще авиационный техникум закончил. Ты тут... Понимаешь...
Я, понимаешь, аэродинамическую трубу живьём видел, заклёпки на двенадцать в ухи вместо берушей вставлял, голуби мне на грудь срали в обеденный перерыв - а ты тут мне про Сх рассказывать?.. ))
Я же предварительно поигрался в ezalt - при изменении драга от единицы до пяти, высота изменяется на двадцать метров даже при такой скорости... Но "пять" - это, наверное, сильно круто...
***
По сборке фермы. Вспоминаю сейчас свою годовую практику на ТАПОиЧ - там все эти клепально-сборочные нюансы мы проходили практически. Но на конвейере было много проще - все более-менее пространственные конструкции собирались на стапелях, т.е. все соединяемые детали были надёжно зафиксированы и прижаты друг к другу, сверловка в девяноста процентах случаев производилась по готовым направляющим отверстиям; такого понятия как "разметка" не существовало в принципе. Ну, разве только в редчайших случаях, когда заказчик (в основном машины ДРЛО, со вращающейся "тарелкой" сразу за горбом) изъявлял желание приклепать какой-то левый кронштейн подо что-то эдакое.
Я, например, работал на участке сборки секций грузового пола (тогда клепали Ил-76). Секция грузопола - это продольно-поперечный силовой набор, укрытый с одной стороны полуторным листом титанового сплава. Габариты примерно метр на пять. Между титановой пластиной и дюралевым силовым набором прокладывалась герметизирующая серо-зелёная ткань, чем-то пластилиноподобным пропитанная, в обиходе называемая "тиокол" - кстати, только недавно я наконец узнал, откуда есть пошло столь непривычное русскому уху слово. )) Норма - пять секций в день: три до обеда и две после.
И даже несмотря на все стапелЯ, там тоже были нюансы с клёпкой, без соблюдения которых, освободив из зажимов стАпеля готовое изделие, можно было получить заметную даже на глаз "восьмёрку". И тогда начинались проблемы с одной из неласковых женщинок в белых халатиках, которые регулярно наведывались на сборочные участки... В фюзеляжном цеху общей площадью под два стадиона, таких участков насчитывалось - да наверное до сотни. Да...
Натягивать заклёпки постепенно, с разных сторон, чаще всего - от центра к периферии, и по диагонали. Сразу наглухо не клепать: подтянул - посмотрел что и как, куда повело, какие зазоры появились, что куда напряглось. Там зафиксировал полузатянутой заклёпкой, там, там, потом затянул полностью. И только когда тело перестало колбасить - можно сверлить всё остальное и клепать всё подряд. Ну, примерно так же и здесь...
А вот с клёпкой титанового листа поверх готового набора, проблем никогда не возникало, только с его сверловкой: одной заточки сверла хватало на двадцать-тридцать отверстий, а их там около семиста было...
Да. Это было, было... Вечер воспоминаний.
Это сообщение редактировалось 07.10.2012 в 22:52