Обрушение по-немецки
Кусок бетонной балки отрывается с потолка вокзала, грохается наземь и едва не накрывает пассажиров. Кажется, такое может произойти только в стране третьего мира. Но фотографии неумолимы, как неумолимы сообщения местных газет: кусок бетонного перекрытия одной из центральных станций берлинской железной дороги – Фридрихштрассе – сорвался и рухнул в самом центре пассажирского зала.
Без жертв обошлось лишь чудом – один из пассажиров только что прошел мимо точки падения балки, другая пассажирка не успела вступить в квадрат поражения. Пожарные в касках еще вермахтовского образца (такие каски, только покрашенные белой краской и снабженные защитой шеи, носят все немецкие пожарные) с нескрываемым удивлением смотрят на бетонную глыбу. Вокзал Фридрихштрассе – один из старейших и самых загруженных транспортных узлов Берлина. Тут останавливаются дальние поезда, региональные поезда, городская электричка и метро. Вокзал совсем недавно капитально ремонтировали, вложив в него 110 млн евро, – но, видимо, ремонт не пошел впрок. О том, чтобы закрыть вокзал, речь не может и идти – без станции Фридрихштрассе вся берлинская система общественного транспорта мгновенно схлопнется.
А берлинская железная дорога и так дышит на ладан – вот уже четыре года подряд каждая зима застает железнодорожников врасплох. Электрички отменяются, оставшиеся ходят с удлиненными интервалами. Пассажиры по полчаса ждут поезда, который должен ходить каждые десять минут. Причина проста: долгие годы железнодорожники экономили на ремонте поездов, и в конце концов у подвижного состава выработался ресурс. Сейчас Берлину катастрофически не хватает поездов, и ремонтники спешно продлевают ресурс составов 1980-х годов выпуска.
Обрушение на обрушении, скандал на скандале – так можно описать историю немецких инфраструктурных проектов последних лет. Вот только что, в прошедшую субботу, в западногерманском Кобленце обрушился предназначенный к сносу мост, накрыв собой четырех находившихся под мостом рабочих. Рабочих, пострадавших от ранений стальными и бетонными частями моста, удалось вытащить из-под завала через несколько часов интенсивных спасательных работ.
И это только один случай разгильдяйства в строительстве. На юге Германии, в Штутгарте, столице одной из самых богатых федеральных земель, Баден-Вюртемберга, вот уже два года длится скандал вокруг строительства подземного вокзала Штутгарт-21. Вокзал должен был заменить старый, но отлично работающий тупиковый вокзал и стать современным, подземным, сквозным вокзалом. Первоначальная стоимость проекта была заявлена в 2,5 млрд евро и одобрена властями. Между тем за последние три года работ стоимость неоднократно поднималась – да так, что злые языки стали поговаривать о том, что заказчики знали о высокой стоимости вокзала и занизили цену, лишь бы протащить проект через местный парламент. Цена вокзала плавно выросла сначала до 5 млрд евро, а на прошлой неделе – аж до 9 млрд. Кто и как будет достраивать проект – неизвестно. Но и выходить из проекта – себе дороже. Закопать котлован обойдется в сумму, сравнимую с постройкой вокзала.
Но любые строительные скандалы и затянутые стройки меркнут перед историей берлинского аэропорта имени Вилли Брандта. Новый центральный аэропорт Берлина должен был заменить собой три старых аэропорта: крошечный Темпельхоф, расположенный почти в центре города (по меркам Москвы – примерно на Добрынинской), а также зажатый между жилых кварталов Тегель и достаточно удаленный от города, но все равно небольшой Шенефельд. Первоначально открытие аэропорта, призванного сделать Берлин вторым по важности после Франкфурта воздушным хабом Германии, планировалось на осень 2010 года, но экономический кризис заставил перенести открытие на июнь 2012 года.
Этой даты власти Берлина и Бранденбурга (две федеральные земли владеют большинством акций аэропорта, еще небольшая доля принадлежит федеральным властям Германии) придерживались с невероятным упорством до последнего. Всего за три недели до запланированного открытия аэропорта компания-подрядчик пригласила на стройку полсотни иностранных корреспондентов и с гордостью показывала им настоящую руину стройки, обещая завершить строительство в срок. Авиакомпании завесили Берлин рекламой нового аэропорта, закупили самолеты и продали билеты на новые рейсы. Открытие обернулось пшиком – за две недели до открытия было объявлено о его переносе: сначала на август-2012, потом на апрель-2013, а еще через пару месяцев – на октябрь-2013.
Сейчас речь идет о новом переносе открытия – по крайней мере, отвечая на прошлой неделе перед парламентом о сроках открытия аэропорта, мэр Берлина Клаус Воверайт заявил, что «не может обещать» открытия аэропорта в срок. Фактически это означает – строительство снова сорвано.
Срыв строительства берлинского аэропорта – это не только имиджевый удар по немецкой столице. Это еще и многомиллионные убытки крупных компаний. «Немецкие железные дороги Deutsche Bahn вовремя ввели в строй подземный вокзал под аэропортом. Поэтому задержка с открытием аэропорта раздражает нас. Из-за постоянного откладывания запуска аэропорта мы несем убытки в миллионы евро», – говорит мне пресс-секретарь Deutsche Bahn. Ему вторит авиакомпания AirBerlin. «После многих безрезультатных переговоров с компанией-оператором аэропорта мы решили подать в суд на оператора и потребовать компенсации наших убытков», – говорит пресс-секретарь AirBerlin Янина Цитц.
В свою очередь, иски компаний делают строительство аэропорта еще более дорогим – а это еще больше затягивает строительство, так как любые дополнительные расходы требуют одобрения антимонопольных властей в Брюсселе. Иными словами, Берлин зашел в глубокий тупик и не знает, как и когда из него выберется. И это – самое большое разочарование для любого иностранца, наблюдающего за немецким организационным коллапсом.
Строительные задержки и технические обвалы – кажется, Германия потеряла свою надежность
// expert.ru