[image]

Нил Стивенсон - Барочный цикл: "Ртуть", "Смешение", "Система мира"

"Ртуть" - роман о Ньютоне, пуританах и вообще вещь отличная
 
+
+2
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
По рецензии на обложке можно предположить, что внутри - что-то а-ля, прости господи, Дэн Браун: алхимики и т.п., а заместо Леонардо - Ньютон; не повторяться же.
Поэтому покупал, несколько пересилив себя, под воздействием хорошего в целом впечатления от "Криптономикона".

Оказалось - хрен там: никаким Брауном и близко не пахнет, и слава богу.
На самом деле - очень добротный исторический роман (поэтому, строго говоря, в фантастике ему не совсем место). Я бы сказал - соцреалистический в лучшем смысле слова.
(ремарка: в данном случае эпитет "исторический" не следует понимать как свидетельство полной достоверности описываемых событий).

Напоминает... Как бы объяснить, чтоб недлинно и понятно.... Вообразите помесь некоторых романов Пикуля ("Слово и дело", "Фаворит") и "Острее шпаги" Казанцева (квазиисторический роман о Ферма): причём от каждого из ингредиентов взято лучшее, а худшее, наоборот, не взято.

Итого - в романе много Ньютона, много пуритан и их проблем в пред- и пост-кромвелевской Англии, присутствуют также Гук, Семюэль Пепис и англо-голландские войны, а также большой лондонский пожар, чума, а из мелочи - пираты, Тауэр и прочая, прочая, прочая - из размеров кирпича понятно, что уместилось многое :) (я пока всего-то в районе 250-й страницы из примерно 900-т :F )
Кстати, размер - тоже одно из достоинств романа: не приходится опасаться, что скоро кончится :)

Немного удивило, зачем в число персонажей включен некий Уотерхауз (точнее, опять целый клан) и Енох Роот - но вот так чего-то автору захотелось. ИМХО, это в общем совершенно лишнее.


Суммируя: всячески рекомендую. Причём лучше, ИМХО, на бумаге. Как минимум вторую книгу цикла куплю точно.
   3.6.33.6.3
Это сообщение редактировалось 26.07.2012 в 21:05

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Если уточнять - тут даже не два в одном, тут три в одном: исторический роман, научно-популярный (он же историко-научный роман), да еще и политический роман.
Кстати - лучше "Криптономикона", я уже окончательно убедился.

И становится грустно, что у нас ничего подобного и близко сейчас не пишут :( Хотелось бы ошибиться, но...
Начинаешь чувствовать себя культурной периферией...


Правда, решительно не понимаю, зачем он туда вкрячил не только Уотерхауза с Роотом, но теперь еще и Шафто. Может, это у них в америках традиция такая, типа как у нас с Семецким? Или спор на бутылку? Или это его родственники-друзья-издатели, которым приятно видеть свои фамилии в печати? :)

И тезис о значительном превосходстве простых англосаксов вследствие "свобод и Хартии" над всякими там французами и поляками - мелькает :)


Интересно, что если верить Стивенсону - Гук пытался создать прототип ДВС, сперва модель на порохе, но не собирался на этом останавливаться. Мне такого в надёжной литературе не попадалось, но биографию Гука я знаю недостаточно хорошо, что-то мог упустить. Никто не встречал?

— Отвесь мне пять гран пороха, — попросил Гук, не отрывая глаз от разрежающей машины: снабжённого поршнем цилиндра, одного из тех, при помощи которых они с Бойлем исследовали расширение газов.

...

— Тонкий порох используют в театре. — Даниель кивнул на мешочек, потому что руки у него были заняты. Отвесив пять гран пороха, он ссыпал их в бумажный кулёк и отнёс Гуку. — Такой горит много быстрее грубого. — В подтверждение своих слов Даниель потряс кульком; звук получился, словно встряхивали песок. Гук забрал порох и высыпал в цилиндр разрежающей машины. Некоторые из машин были стеклянные, но эта представляла собой тяжёлую медную трубку размером с чайницу, то есть, по сути, миниатюрную мортиру. Поршень входил в неё, как ядро.

— Знаю, — отвечал Гук, — потому и не хочу всыпать пять гран такого пороха в свою разрежающую машину. Пять гран комстоковского пороха горят медленно и ровно, выталкивая поршень, как мне нужно. То же количество пороха из мешочка сгорит в один миг, взорвав мой аппарат и меня.

...

Гук вставил в цилиндр шатун и соединил его с кривошипом, потом через крошечное запальное отверстие поджёг порох. Бабах! Поршень подскочил так быстро, что Даниель не успел даже отшатнуться. Шестерни завертелись, закручивая пружину, свернутую в спираль диаметром с тарелку. Собачка остановила храповик, чтобы она не раскручивалась. Гук совместил шестерни так, чтобы огромная часовая пружина посредством ремня передавала движение ведущему валу странного спиралевидного предмета, очень лёгкого, изготовленного из пергаментной бумаги, натянутой на каркас из лозы. Наподобие архимедова винта. Пружина начала медленно раскручиваться, быстро и ровно вращая винт. Стоя рядом с ним, Даниель ощущал вполне заметный ветер. Это продолжалось больше минуты — Гук засёк время по своим новейшим часам.

— Если подобрать форму и закладывать порох через равные промежутки времени, эта машина сможет оторвать себя от земли, — сказал Гук.

— Добавлять порох будет непросто, — заметил Даниель.

— Я пользуюсь порохом потому лишь, что он у меня есть, — отвечал Гук. — Теперь, когда председателем Королевского общества избран Англси, я думаю испробовать горючие газы.
 
   3.6.33.6.3
RU Cormorant #16.01.2013 07:34
+
-
edit
 

Cormorant

опытный
★★
не совсем в тему.

В общем, автор рубит:
   23.0.1271.9723.0.1271.97

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir> Интересно, что если верить Стивенсону - Гук пытался создать прототип ДВС, сперва модель на порохе, но не собирался на этом останавливаться. Мне такого в надёжной литературе не попадалось, но биографию Гука я знаю недостаточно хорошо, что-то мог упустить.

В самом деле такие идеи были, только не у Гука.
   3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Дочитал "Смешение" (на бумаге). Гут. Не хуже первого тома. Читать однозначно стоит. Третий кирпич - "Система мира" - тоже уже приобретен, но прочтение пока чуток отложу :) Хотя и любопытно, как он там собирается наукообразно обосновывать "филофское золото царя Соломона" :)

Некоторые моменты всё же с перебором - скажем, коварная уловка японцев с ртутью и бухтой уж очень наворочена для конца XVII века и тогдашних японцев: пусть и "научная", но крутая фантастика :)
   3.6.33.6.3
Это сообщение редактировалось 27.07.2013 в 14:27

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Подумалось, что у всего этого стивенсоновского творчества в наших реалиях может быть один занятный побочный эффект: если не разрушить, то хотя бы несколько поколебать представление о торговле и коммерции вообще как чём-то недостойном для мыслящего интеллигентного человека :)
   3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Поскольку одним из персонажей трилогии являет Фатио Дюйе, личность вполне историческая, но - в отличие от Ньютона, Лейбница, Гука и др. - у нас весьма и надёжно малоизвестная ("Такой молодой - а уже такой неизвестный!" (с) Ландау), то стоит привести пару ссылок.

Совсем в двух словах можно упомянуть, что он был создателем модели гравитации, ставшей известной под названием гипотезы Лесажа.

Теория гравитации Лесажа. «Традиция», свободная русская энциклопедия

Теория гравитации Лесажа. «Традиция», свободная русская энциклопедия Другие названия: Теория гравитации Фатио-Лесажа // traditio-ru.org
 

Nicolas Fatio and the Cause of Gravity

Nicolas Fatio and the Cause of Gravity // www.mathpages.com
 
   3.6.183.6.18

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Дочёл "Систему мира". Гут, гут. Стоило того.
Хотя концовка несколько выпадает. Всё-таки в концовках Стивенсон традиционно слабоват, по-моему.

Не о главном: теперь можно быть уверенным, что Барочный цикл к фантастике отнесен не только по инерции восприятия автора, не только как альтернативка, но и по сугубо формальным признакам. Во-первых, Енох Роот - таки тот самый. Что уже. Во-вторых, присутствует, как оказалось, еще один фантастический (а может и фентезийный, шут пойми) элемент.
Кто не дочитал "Систему..." до конца - лучше не заглядывайте&nbsp[показать]
   3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
С удивлением, переходящим в охренение, заметил сегодня два тома - "Смешение" и "Система мира" - на развальчике уценённых книг, по 200 рублей том (после издания были по 700-900 в магазинах). А тут - по 200 штука. И, похоже, не первый день лежат.
Кому надо - спешите, имеете шансы: развальчик на Проспекте Мира, по пути к Олимпийскому, на углу у церкви и трамвайных путей.
   28.028.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

The Baroque Cycle - Wikipedia

The Baroque Cycle is a series of novels by American writer Neal Stephenson. It was published in three volumes containing 8 books in 2003 and 2004. The story follows the adventures of a sizeable cast of characters living amidst some of the central events of the late 17th and early 18th centuries in Europe, Africa, Asia, and Central America. Despite featuring a literary treatment consistent with historical fiction, Stephenson has characterized the work as science fiction, because of the presence of some anomalous occurrences and the work's particular emphasis on themes relating to science and technology. The sciences of cryptology and numismatics feature heavily in the series, as they do in some of Stephenson's other works. //  Дальше — en.wikipedia.org
 

Забугорный народ пытается придумать, в чём там всё-таки было дело с золотом Соломона. Не сказать, чтоб получилось что-нибудь сильно интересное.

What's up with Enoch Root? Part III: The System of the World

Well now, the Baroque Cycle is finished, and we know for sure that something very strange is going on with Enoch Root, but we still don't know what.Not a lot was revealed in the last volume, because Enoch Root stayed off-stage the entire novel, appearing only in letters.Herewith are some thoughts and questions, hypotheses and wild guesses, based on the complete Baroque Cycle. What follows are a few brief thoughts on these questions. Massive spoilers included. Please don't read unless you've finished Cryptonomicon and all three volumes of the Baroque Cycle, or you will regret it. //  Дальше — www.cafeaulait.org
 
   51.051.0
Однако... Не собираются ли переводить?
The novels incorporate historical events in Poland, Rome, Russia and central Asia that ran concurrently with the last major events of the Mongol invasion. The authors construct a fictional narrative that connects all these events of the year 1241, describing some earlier historical events and adding other entirely fictional events and characters.
 



The Siege of Kiev (1240) and other events in the Mongol invasion of Rus and Europe are described in 1241 by a survivor, as a group of the novel's fictional characters pass through the ruined city. The Battle of Mohi (Hungary) and the Battle of Legnica (Poland) are also described by fictional "survivors". Several religious orders of knights formed during the Crusades (and their leaders), including the Teutonic Order, Knights Hospitaller and Livonian Brothers of the Sword are involved in the narrative.
 



Alexander Nevsky's 1242 campaign against German and Estonian invaders is a major subject of Book 4, including the climactic Battle on the Ice. The mythical Baba Yaga helps the protagonists defend Kievan Rus'. In Book 5, the action shifts to the Albigensian Crusade against Catharism, and the 1244 siege of Château de Montségur.
 


Хотя эта самая четвёртая книга - без Стивенсона.

Лаборатория Фантастики

Марк Теппо, Купер Му, Джозеф Брасси, Ангус Трим «Katabasis: Book Four». Всё о книге: оценки, отзывы, издания, переводы, где купить, скачать и читать. //  fantlab.ru
 

Вообще поскольку межавторский цикл... да, большой вопрос - стоит ли переводить :)

Лаборатория Фантастики

Межавторский цикл «The Foreworld Saga». Всё о книге: оценки, отзывы, издания, переводы, где купить, скачать и читать. //  fantlab.ru
 

Лаборатория Фантастики

Завершение трилогии «Монголиада». Нил Стивенсон и компания продолжают повествование о людях – борцах за свободу, чьи судьбы сливаются в единый поток истории. В то время весь мир ходил по острию кинжала и зависел лишь от отваги людей –самых разных людей. Тень Фридриха II, монарха Священной Римской Империи, по-прежнему висит над пошатнувшимся... //  fantlab.ru
 
 51.051.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir> Однако... Не собираются ли переводить?
Fakir> The Mongoliadhttps://en.wikipedia.org/wiki/The Mongoliad - Wikipedia
Fakir> Вообще поскольку межавторский цикл... да, большой вопрос - стоит ли переводить :)

Да, похоже, что не будут, и, вероятно, правильно сделают.
Николь Галланд написала несколько исторических романов, а потом через знакомого литературного агента попала в проект Нила Стивенсона «Монголиада» — серию интерактивных книг, которые выходили в виде приложений для смартфонов. В компании Нила работали шестеро писателей, включая Грега Бира, но ему понадобился «женский взгляд на историю». Идея «Взлёта и падения ДОДО» принадлежала Стивенсону — вероятно, он поделился ею с Галланд, потому что для образа Мел Стоукс опять же требовался «женский взгляд».
 



Хотя сама по себе попытка нащупать новую нишу литературного формата заслуживает внимания. Даром что одобрить её трудно. К добру наверняка не приведёт по-любому, но эксперимент должен быть экспериментальным. И где-то это в историческом русле традиций.

Как написать успешный фэнтези-эпик | Книги | Мир фантастики и фэнтези

Известная писательница Вера Камша делится советами и соображениями о том, как получаются и какими должны быть длинные книжные циклы. //  www.mirf.ru
 



Отдадим дань и столь неотъемлемой части человеческой природы, как любопытство. Подглядывание с последующим перемыванием косточек веками оставалось популярнейшим развлечением. Потом на смену сплетням у колодца пришли книги и газеты, а затем и телевидение. Люди начали воспринимать сильных мира сего и вымышленных персонажей, как соседей, которых можно обсуждать, осуждать и одобрять


Не только «Три мушкетера», но и «Граф Монте-Кристо» являли собой романы-фельетоны, публиковавшиеся поглавно в газетных «подвалах» первой полосы и нацеленные на вполне конкретную аудиторию. На послереволюционную Францию или Англию эпохи промышленной лихорадки, где резко выросло число грамотных людей. Не просто умеющих читать и писать, но способных ориентироваться в истории и географии, интересующихся, и всерьез, политическими и этическими вопросами. Не настолько, чтобы грызть философские трактаты, но достаточно, чтобы постановка серьезных проблем на страницах приключенческого романа привлекала, а не отталкивала.

Романы-фельетоны давали публике то, что та хотела: увлекательную историю, разбитую на кусочки-блоки того размера, который можно с удовольствием прочесть на досуге (а досуга в эпоху становления капитализма у людей деловых немного) и при этом соотнести с собственным миром.


«Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо» публиковались по одной главе, как сериалы с продолжением

Нам, нынешним, это странно — а ведь тогдашнее «бульварное чтиво» поднимало кучу актуальных проблем и при этом имело относительно коллективную форму, предвосхищая нынешние телесериалы. Фельетоны читали вслух всей семьей или хотя бы обсуждали по мере выхода. А теперь внимание: из этого следовала одна важная особенность, которую нынче зачастую упускают — каждый блок должен был не просто быть интересен, а захватывающе интересен. Кто-то выезжал за счет лихих сюжетных выкрутасов, те же, кого читают и помнят до сих пор, старались насытить текст всем — происшествиями, портретами, философскими мыслями, эмоциональной нагрузкой. Плюс узнаваемая с первого взгляда стилистика.

...

А вот в России жанр не прижился, потому что до кампании по ликвидации безграмотности для него просто не имелось аудитории. Лермонтов попытался написать приключенческий роман вроде скоттовских «Пуритан», получился «Герой нашего времени». Гениально, но из другой оперы. Аналоги «Парижских тайн» у нас были — начиная с Булгарина с его «Иваном Выжигиным», но «Графа Монте-Кристо» с обилием поднимаемых им философских и политических проблем не случилось, а этическую проблематику при переносе на нашу почву, кажется, вовсе не заметили.


   51.051.0
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru