Утилизация Ушакова

Теги:флот
 
1 2 3 4 5 6 7 10
+
-
edit
 

someuser

опытный

Так а на будущее?..
ЗЫ Могла быть и ошибка журналистов, кстати...
По всей видимости, меня скоро окончательно забанят.
Так что использую последнюю возможность...
Прощайте, все участники форума Авиабаза! Было очень интересно общаться с вами без малого год. Ну что же, увы, возникли непреодолимые обстоятельства. Надеюсь, ещё пересечёмся где-нибудь в и-нете, он ведь большой! Не поминайте лихом...
 
+
-
edit
 

Gradient

втянувшийся

"Красной Звезде" можно поверить, там могут ничего не написать, но откровенный гон писать не будут.
 
RU Andrew_han #11.12.2003 15:00
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Gradient, 11.12.2003 14:27:07:
"Красной Звезде" можно поверить, там могут ничего не написать, но откровенный гон писать не будут.
 

инфа про пуски прошла не только в Звезде, так что сам по себе он был. Вопрос только втом, что запускали
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
RU Andrew_han #11.12.2003 15:24
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Воровство на флоте

Российский атомный флот разворовывают по кусочкам
11.12.2003 12:31 | NEWSru.com


Российский северный морской флот разваливается на куски - причем в буквальном смысле слова. Эти куски весьма ценного металла, а также радиоактивные вещества растаскивают предприимчивые воры.

Сотни офицеров и гражданских подрядчиков объединяются в банды с целью незаконной торговли наиболее ценными частями военного флота. Чаще всего речь идет о золотых и платиновых деталях уникальной военной аппаратуры.

По данным ВВС, ежегодно за рубеж вывозят военного добра на миллионы долларов, в ходе операций по извлечению драгметаллов вандалы разрушают приборы на сотни миллионов.

Военный прокурор северного флота Владимир Мулов говорит, что мародеры "выводят из строя дорогостоящее оборудование, крадут, например, части систем ПВО". "Подобные кражи наносят колоссальный ущерб боеготовности флота", - говорит он.

По свидетельству начальника криминальной милиции УВД Мурманской области Виктора Пестерева, среди городских преступных группировок развернулась настоящая война за этот рынок. С начала года произошло уже 10 убийств, так или иначе связанных с дележом, утверждает он. В апреле был убит советник губернатора, известный предприниматель, глава телекомпании "Северо-западное вещание" Дмитрий Швец. Начальник Мурманского областного УВД Виталий Федотов утверждает, что расследование близко к завершению, но ничего конкретно не говорит. Уровень раскрываемости преступлений в регионе один из самых низких по России.

При этом процессы над мародерами в Мурманской области проходят регулярно, однако бизнес этот поставлен на широкую ногу и конец ему положить вряд ли удастся в ближайшее время.

Например, в военном суде Полярнинского гарнизона в середине ноября судили злоумышленников, которые ради "золотосодержащих элементов" микросхем вывели из строя ядерную ракетную установку. Трое преступников проникли на охраняемый объект и вывели из строя пусковую ракетную установку, похитив всего лишь несколько микросхем, содержащих золото. Материальный ущерб составил 16,5 тысяч рублей, а ущерб боеготовности части военные оценить не берутся. Одному из преступников удалось уйти, двое других получат до 6 лет лишения свободы.

Другой характерный случай - дело замдиректора мурманского "Атомфлота" Александра Тюлякова, которого задержали при попытке продажи радиоактивных материалов. По данным ГТРК "Мурман", обвиняемый на суде уже признал себя виновным в хранении радиоактивных веществ. В контейнере у Тюлякова хранилось около килограмма вещества, содержащего уран-235 и 238, радий-226, протактиний-234, свинец-214.

Тюляков утверждает, что продавать его не намеревался, а всего лишь хотел отдать специалистам для исследований. Оперативники, предъявляя кадры оперативной съемки, утверждают, что Тюляков согласился продать контейнер с веществом. Оперативникам выдали так называемую "виртуальную кредитную карточку" одного из мурманских банков, на которой якобы лежала большая сумма денег, и чемодан, набитый деньгами, правда, российскими рублями.

C действующих кораблей и подлодок пропадает все, начиная с плат телекоммуникационного оборудования и фильтров регенерации кислорода и заканчивая боевыми торпедами

Проходные на военных базах, верфях и в военных учреждениях Мурманской области срочно оснащают металлоискателями, но это не останавливает преступников, многие из которых - в форме.

По данным BBC, с действующих кораблей и атомных подводных лодок продолжает исчезать все, начиная с плат телекоммуникационного оборудования и фильтров регенерации кислорода и заканчивая боевыми торпедами.

Мурманской организованной преступности есть за что воевать, а офицерам и военнослужащим - чем поживиться. Из грамотно разобранной на части атомной подлодки класса "Гранит" можно наковырять тонну серебра, 30 кг золота высшей пробы и 20 кг палладия.

Расценки

Картридж для системы регенерации кислорода стоит 2000 долларов - в такой коробке, не превышающей по размерам обувную, содержится 139 граммов палладия. С подлодки "Казань" украли все фильтры. Сняли их два офицера, которых приставили к лодке для ее охраны.

Неплохо расходятся детальные карты подводных лодок, где указаны наиболее "денежные" места, а также инструкции по грамотному демонтажу кораблей.

Местные газеты заполнены объявлениями пунктов приема драгметалла, где не задают лишних вопросов.

В 2002 году 147 людей были осуждены за кражу "золотосодержащих веществ" с военных объектов, больше половины осужденных - офицеры.
NEWSru.com
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
RU Andrew_han #11.12.2003 15:38
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Andrew_han, 11.12.2003 15:00:14:
инфа про пуски прошла не только в Звезде
 

ИТАР-ТАСС. ЕНЛ-2.
11.12.2003 11:25
Российская подлодка успешно выполнила пуск
межконтинентальной баллистической ракеты

МОСКВА, 11 декабря. /Корр.ИТАР-ТАСС/. Тяжелый ракетный
подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий
Донской" ВМФ России успешно выполнил в среду пуск
межконтинентальной баллистической ракеты из района Белого
моря по боевому полю "Кура" на Камчатке. Об этом корр.ИТАР-
ТАСС сообщил сегодня помощник главкома ВМФ РФ капитан 1
ранга Игорь Дыгало.
    Пуск ракеты проводился в рамках комплексных ходовых
испытаний крейсера после его ремонта и модернизации в
производственном объединении "Севмаш" в Северодвинске. В
конце ноября обновленный атомоход провел первый этап
ходовых испытаний на специальном морском полигоне.
Государственные испытания пройдут уже в следующую
навигацию.
    "Дмитрий Донской" - тяжелый атомный ракетный крейсер
стратегического назначения проекта 941 "Акула",
модернизированный в подлодку четвертого поколения.
Обновление лодки, построенной на Севмаше в 1982 году под
номером 711 - головной в серии самых больших отечественных
АПЛ, - длилось 10 лет. Спуск из дока на воду подводного
ракетоносца прошел в конце июня 2002 года.
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  

muxel

Энтузиаст реактивного движения

Насчет запуска. Я думаю что стреляли обычной Р-39. "Булава" еще не вышла на стадию ЛКИ (да и какой первый пуск с АПЛ). ТК-208 в свое время переоборудовали под "Барк", но Р-39 он тоже должен уметь пускать...
 
RU Andrew_han #11.12.2003 18:00
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Атомоход «Дмитрий Донской» произвел успешный пуск баллистической ракеты
11.12.2003
http://economics.pravda.ru/economics/2003/...333/15310_.html

Сегодня около полудня тяжёлый подводный ракетный крейсер стратегического назначения “Дмитрий Донской”, о выходе которого на ходовые испытания сообщала "ПРАВДА.Ру" несколько дней назад, успешно выполнил пуск межконтинентальной баллистической ракеты. Ракета была выпущена из района Белого моря по так называемому боевому полю “Кура” на Камчатке.
Как сообщили "ПРАВДЕ.Ру" в пресс-службе Военно-Морского флота России, пуск ракеты проводился в рамках комплексных ходовых испытаний крейсера после его ремонта и модернизации на Севмашпредприятии. Как уже сообщала "ПРАВДА.Ру", модернизированный крейсер провел первый этап ходовых испытаний на специальном морском полигоне в Белом море, а 9 декабря вышел в море вновь. Провожал (так и хочется сказать – “благословлял”) его на этот выход с ракетной стрельбой сам главком ВМФ Владимир Куроедов. В штабе Беломорской ВМБ (Северодвинск, Архангельская область) до возвращения “Дмитрия Донского” из моря пока не комментируют результаты ракетного пуска. Однако предварительная информация такова: пуск производился из надводного положения и прошел успешно. По выражению военных, ракета “попала в колышек”, то есть попала в точно намеченную учебную цель. Боевое поле Кура на Камчатке уже много лет используется в качестве цели для пуска баллистических ракет, который производится во время испытаний атомоходов в Белом море.
 
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
Это сообщение редактировалось 11.12.2003 в 18:05
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★☆
А почему с надводного? Есть какой-то тайный смысл?
Солипсизм не пройдёт! :fal:  

muxel

Энтузиаст реактивного движения

> А почему с надводного? Есть какой-то тайный смысл?

А они вообще после ремонта хоть раз погружались?
 
RU Andrew_han #11.12.2003 18:18
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

AidarM, 11.12.2003 18:07:23:
А почему с надводного? Есть какой-то тайный смысл?
 

Море льдом покрывается- под воду опасно :rolleyes:
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  

Ajax

новичок

Для Andrew_han:

А что странного в этом сообщении? Стреляли, разумеется, Р-39, программа испытаний после среднего ремонта ведь всегда предусматривает минимум один пуск, насколько мне известно. Под "Булаву"-то он наверняка еще не переделан, ибо "Булавы" этой пока вообще нет
 

YYKK

опытный

Такое ощущение, что на тех же складах где нашли МБР, завалялись и БРПЛ. Что вполне возможно, ведь было судно снабжения для пр.941 предназначеное для перезаряжания б.к. в море (16 ракет).
 

Ajax

новичок

Для YYKK:

Не завалялись. Ракет Р-39 было на 1991 год всего 151 штука в ВМФ, сейчас осталось не более половины. Просто срок их хранения выходит - вот и пуляют. Заодно "утилизация". Вроде бы срок хранения последних так и так истечет к 2007 г.
 
RU CaRRibeaN #16.12.2003 20:35
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Кстати в МИТе на календарике изображен пуск некой БРПЛ ТТ. Видел не я посему сложно сказать что это. Но есть слухи что именно булава или что-то в рамках ее программы.
Shadows of Invasion.  

Ajax

новичок

Для CaRRibeaN:

Угу, и нарисовано на компьютере
 
+
-
edit
 

someuser

опытный

2 Ajax
Так а продлить? Или уже физически невозможно?
Кстати, на иракваре писал кто-то, что это, де, Д-19МУТТХ, если я не ошибаюсь. Кто может прокомментировать?
По всей видимости, меня скоро окончательно забанят.
Так что использую последнюю возможность...
Прощайте, все участники форума Авиабаза! Было очень интересно общаться с вами без малого год. Ну что же, увы, возникли непреодолимые обстоятельства. Надеюсь, ещё пересечёмся где-нибудь в и-нете, он ведь большой! Не поминайте лихом...
 

Ajax

новичок

Ну дык их и так продлевают все время. Только до бесконечности этого делать нельзя, тем более с твердотопливной.
Д-19УТТТХ - это "Барк", которым "Донской" должен был оснащаться изначально в ходе модернизации по пр.941У. Программа, как известно, остановлена еще в 1998 г, а взамен МИТ делает "Булаву".
 

YYKK

опытный

Продлевать до бесконечности конечно нельзя. Правда проработать, если так выразится, любая система (хорошо сделаная) может гораздо больше гарантийного срока, это относится и к ракетам. Правда есть нюансы, типа ресурса входящих в систему компонентов, и самое главное - желания разработчиков и производителей продлить гарантию (деньги ведь все хотят, а они только с новых изделий появятся).
 
+
-
edit
 

Gradient

втянувшийся

Вот кстати, из интервью Дегтяря в НВО за 2000 г.:


- Говорят, что у вас оставалось еще несколько готовых к испытаниям ракет "Барк", но вам просто не дали провести повторные испытательные пуски?

- Действительно, четвертая ракета лежит готовая на заводе. На пятую машину есть все комплектующие: двигатели первой, второй и третьей ступеней, система управления, конструкция амортизационно-стартовой системы ракеты. Если нужно, мы можем собрать и ее. У нас создан задел еще на несколько ракет. В то же время сама АПЛ "Тайфун", кстати, 10 лет простоявшая в доке "Севмашпредприятия" в ожидании перевооружения на наш комплекс, имеет 84-процентную готовность к постановке нового комплекса. На ней уже смонтированы пусковые установки, в ракетные отсеки размещена монтажно-технологическая аппаратура, осталось только поставить корабельные системы, которые находятся на заводах-изготовителях. Но произошло, с нашей точки зрения, немыслимое - Министерство обороны закрыло проект и дало задание начать разработку нового комплекса.
 
+
-
edit
 

someuser

опытный

Чёрт его знает... Может и впрямь возобновили тихой сапой?
По всей видимости, меня скоро окончательно забанят.
Так что использую последнюю возможность...
Прощайте, все участники форума Авиабаза! Было очень интересно общаться с вами без малого год. Ну что же, увы, возникли непреодолимые обстоятельства. Надеюсь, ещё пересечёмся где-нибудь в и-нете, он ведь большой! Не поминайте лихом...
 

Ajax

новичок

Ребята, ну вы даете "Барк" с полигона нормально ни разу не летал - все три пуска в Неноксе были аварийными. Какой сумасшедший после этого такую ракету сразу на подводную лодку потащит??
 
+
-
edit
 

Gradient

втянувшийся

Неожиданное продолжение темы. Источник правда совсем одиозный – подберезовые Грани.Ру.
(none) [can't get WxH '/cms/templates/default/img/system/not-loaded.png']

(none)


(none)

// www.grani.ru
 


11 декабря на стол премьер-министра Михаила Касьянова легла телеграмма, отправленная главкомом ВМФ адмиралом флота Владимиром Куроедовым и руководителем Московского института теплотехники (МИТ) Юрием Соломоновым. Телеграмма была послана с борта тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941 (по классификации НАТО – SSBN Typhoon) и извещала, что в соответствии с постановлением правительства РФ в Белом море проведены полетные испытания макета новой межконтинентальной баллистической ракеты "Булава".

Ракетные комплексы "Булава", по замыслу разработчиков, должны существенно прибавить мощи и "Тайфунам", и строящимся новым РПКСН проекта 955 (серия "Борей"), головной из которых, атомоход "Юрий Долгорукий", седьмой год строится на стапелях "Севмаша". Так что телеграмму из глубин Белого моря вполне можно было бы посчитать исторической. Если бы не одно "но".

Никакого испытания новой ракеты по существу не было. А была заурядная железная болванка, выпрыгнувшая из единственной рабочей шахты атомохода на несколько метров в высоту и после двух секунд "полета" плюхнувшаяся в воду. Причем доставать это "железо" со дна никто и не подумал. Болванка не была снабжена телеметрической аппаратурой и ничего сообщить о своем полете не могла. Под эти две секунды "полета" макета "Булавы" списали многомиллионные средства, истраченные на создание новой ракеты. Посылая телеграмму Касьянову, оба руководителя, мягко говоря, выдавали желаемое за действительное. Однако мифические испытания вполне могут обернуться реальными премиями и наградами для всех участников события. Дело в том, что "Булава" обречена на успех вне зависимости от того, сможет она летать или нет. Очень уж высокопоставленные лица освятили этот проект своим покровительством.

Если все по порядку, то сначала ВМФ возлагал все надежды на межконтинентальную баллистическую ракету "Барк". Занимался ее разработкой Государственный российский центр "Конструкторское бюро им. академика В.П. Макеева" в Миассе (ранее "КБ машиностроения"). Именно его конструкторы создали самые грозные ракеты морского базирования РСМ-54 (Skiff) и РСМ-52 (Sturgeon). Но после трех испытательных пусков готовой ракеты (а всего на испытания нового изделия дается минимум семь ракет) программа была свернута по приказу из Москвы. Это решение вызвало шок и у ракетчиков, и у разработчиков носителя нового оружия (ЦКМТ "Рубин"), и у судостроителей (ПО "Севмаш"), которые, собственно, под "Барк" новодел "Юрий Долгорукий" и "затачивали". Откуда пришла беда, чего ради свернули в одночасье перспективный проект, на который уже столько потрачено сил и средств?

Ларчик же открывался просто. Похоронить "Барк" и поставить все на "Булаву" решили три однокашника по военному училищу: тогдашний министр обороны Игорь Сергеев, его зам по вооружению Анатолий Ситнов и главный конструктор – руководитель МИТа (в прошлом НИИ-1 Министерства оборонной промышленности) Юрий Соломонов. Они и сообразили на троих: быть соломоновской "Булаве"! Главком ВМФ Владимир Куроедов не возражал. И сегодня, по прошествии времени, вместо реальной ракеты у ВМФ есть разбитое корыто. То бишь атомоход "Дмитрий Донской" ("Тайфун"), который в ожидании нового ракетного комплекса тринадцатый год стоит в выпотрошенном виде, и та самая железная болванка, что покоится на дне Белого моря. Плюс серия подводных крейсеров четвертого поколения, чей головной корабль "Юрий Долгорукий" застрял на стапелях в ожидании нового ракетного оружия. Хотя по плану перевооружения ВМФ новые ракетоносцы должны были приходить на смену подводным крейсерам проекта 667БДРМ (Delta IV) еще в 2002 году.

Итак, из оборонного потенциала страны выведены корабли, каждый из которых несет на себе по 200 боевых блоков и по огневой мощи намного превосходит дивизию РВСН. Огромные бюджетные средства пущены на ветер. И нет никакого просвета впереди. Потому что сегодня никто ни за что не отвечает. Потому что главная доблесть военачальников не в уровне боевой готовности вверенных им сил, а заслуга главных конструкторов – не в качестве их разработок. Главное, чтобы тебя держали за своего в Кремле. И тогда любая, даже самая ржавая болванка сойдет за чудо военно-морской мысли. И полетит - если не в жизни, то в правительственной телеграмме обязательно.


Владимир Калинин
 
+
-
edit
 

someuser

опытный

2 Ajax
Ну тогда конечно нет. Сорри, истории сей ракеты я не знаю. :(
2 Gradient
И как же производились испытания макета?.. Что-то моя фантазия такого не понимает.
А, ну дальше по статье всё становится ясно, но похоже на бред, особенно учитывая то, что ракета попала в точку на полигоне, и это никто не опроверг (амеры те же, а ведь могли)...
А вылетевшая и плюхнувшаяся через два метра в воду ракета имхо сделала бы в Донском большую дырку...
Из боевого состава вообще-то пр. 941 не выведены... Верене, списаны 3, но перевооружать их никто не думал...
А Соломонов и "за своего в Кремле"... Ну не знаю уж... Он постоянно только власти и ругает... Не знаю...
По всей видимости, меня скоро окончательно забанят.
Так что использую последнюю возможность...
Прощайте, все участники форума Авиабаза! Было очень интересно общаться с вами без малого год. Ну что же, увы, возникли непреодолимые обстоятельства. Надеюсь, ещё пересечёмся где-нибудь в и-нете, он ведь большой! Не поминайте лихом...
 
RU Andrew_han #12.01.2004 15:25
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

ИТАР-ТАСС. 09.01.2004
В Северодвинске начата утилизация трех атомных подводных лодок

     СЕВЕРОДВИНСК /Архангельская область/, 9 января. /Корр.
ИТАР-ТАСС Владимир Ануфриев/. Специалисты оборонной верфи
"Северное машиностроительное предприятие" /Севмаш/ в
Северодвинске начали утилизацию сразу трех атомных
подводных лодок /АПЛ/ на средства, выделенные США и
Великобританией.
    Как сегодня сообщил корр. ИТАР-ТАСС сотрудник пресс-
службы предприятия Михаил Сторожилов, в плавучем доке
завода приступили к демонтажу тяжелого атомного ракетного
крейсера стратегического назначения проекта 941 "Акула" /К-
712/, построенного вторым в серии самых крупных
отечественных субмарин. Окончательную разделку корабля
финансируют США в рамках межправительственной программы "О
сокращении взаимной угрозы" /Нанна-Лугара/.
    А в док-камере соседнего предприятия "Звездочка"
корабелы Севмаша начали совместную утилизацию сразу двух
многоцелевых АПЛ проекта "Гранит" - К-525 /ранее носившего
название "Архангельск"/ и К-206 "Мурманск". Утилизацию
"Гранитов" финансирует Великобритания в рамках программы
"Глобального партнерства", принятой на саммите стран
"большой восьмерки" в 2002 году. В частности, сообщалось,
что на утилизацию каждого "Гранита" в Северодвинске
выделено по 5,2 млн фунтов стерлингов. По данным Минатома
РФ, в настоящее время выведены из эксплуатации и подлежат
утилизации 99 российских АПЛ.
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
RU Andrew_han #12.01.2004 15:47
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

^ИС: Красная звезда
^ДТ: 09.01.2004
^НР: 000002
^АВ: Владимир ГУНДАРОВ, "Красная звезда".
^ЗГ: Субмарины разберут по атомам
^ТТ:

Процесс утилизации советских АПЛ должен закончиться к 2010 году

Ушедший в историю 2003 год можно назвать годом прорыва в комплексной утилизации
атомных подводных лодок (АПЛ), выведенных из боевого состава ВМФ, а также в
решении других связанных с утилизацией проблем, таких, как обращение с
облученным ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО), реабилитация
загрязненных радионуклидами территорий, береговых и плавучих технических баз
(БТБ и ПТБ). В беседе с корреспондентом "Красной звезды" заместитель
председателя Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Вячеслав
Попов отметил, что все стратегические вопросы утилизации выведенных из боевого
состава АПЛ решены. Остались вопросы тактического характера, которые в принципе
тоже решаемы. Для того чтобы согласиться со столь оптимистическим прогнозом,
надо так же хорошо знать историю проблемы, как ее знает адмирал Вячеслав Попов.

Однажды орел

С 9 августа 1957 года, когда была спущена на воду первая советская АПЛ, до
середины 80-х годов судостроительный комплекс ежегодно сдавал флоту более шести
субмарин. При этом мало задумывались о том, что делать с этими лодками и ядерным
топливом после завершения их эксплуатации. Проектный срок в 25 лет казался
неимоверно большим. Но деньги кончаются быстрей, чем бежит время. Даже на такие
первостепенные вещи, как ядерная безопасность. В благополучный с экономической
точки зрения 1984 год с Северного флота вывезли 10 эшелонов, а в 1994 году -
только один.

Хранилища ОЯТ и РАО оказались переполненными, а базы отстоя - списанными
лодками. Всего из состава ВМФ были выведены 192 атомные субмарины: 116 - на
Северном флоте и 76 - на Тихоокеанском. Причем подавляющее большинство - с
невыгруженными активными зонами. Каждая из них могла стать Чернобылем.

Но не меньшую опасность представляли и береговые объекты. В феврале 1982 года на
БТБ в губе Андреева на Кольском полуострове произошла авария в хранилище ОЯТ. К
сентябрю утечка радиоактивной воды из хранилища достигла 30 тонн в сутки.
Появилась угроза облучения персонала, радиоактивного загрязнения прилегающей
акватории и устья реки Западная Лица. Ликвидировать аварию удалось только через
семь (!) лет.

В целом ситуация оказалась сложной. Надо было выбирать, что спасать в первую
очередь: боевой состав подводного флота или свои территории от радиоактивного
заражения. Но денег уже не оставалось ни на первое, ни на второе.

Древняя легенда гласит, что однажды орел, пораженный стрелою, посмотрев на ее
оперенье, сказал: "Нашими же перьями, а вовсе не чужою рукой, сражают нас
сегодня".

Рубикон перейден

В кризисный для атомного подводного флота 1994 год Правительство РФ утвердило
целевую программу промышленной утилизации кораблей ВМФ. Она была уточнена и
конкретизирована постановлением N 518 от 28 мая 1998 года. Эти два документа
положили начало промышленной утилизации АПЛ. В финансировании работ приняли
участие многие зарубежные страны. Таким образом, Запад уплатил дань за
обеспечение коллективной безопасности.

Сейчас утилизацией, а если называть вещи своими именами, - уничтожением
советских АПЛ - занимаются два завода в Архангельской области, три - в
Мурманской области и один - в Приморье. В общей сложности они способны
обеспечить темпы комплексной утилизации на уровне 18 атомных субмарин. Однако
сегодня, по словам председателя Правительства РФ Михаила Касьянова, темпы
утилизации составляют 10 - 12 АПЛ, притом что их общее число составляет около
200. А по прогнозам специалистов, в ближайшие два года из боевого состава флота
будет выведено еще около сотни атомных субмарин.

Без помощи Запада, считают в Минатоме РФ, нам понадобится 20 - 30 лет, чтобы
утилизировать все свои старые АПЛ. А с международной помощью есть шанс
"разделаться" с ними за семь лет.

Но гладко пока только на бумаге. В действительности же темп утилизации в 2003
году по сравнению с предыдущим годом снизился.

Топтание на месте

Одной из главных причин снижения темпов утилизации АПЛ являются слабые
технологические мощности для выгрузки ОЯТ, отсутствие места в хранилищах для
РАО, нехватка контейнеров для перевозки ОЯТ на комбинат "Маяк", несмотря на то,
что в среднем ежесуточно на путях МПС находятся 6 - 7 составов, перевозящих
радиоактивные материалы. Да и сама переработка вызывает вопросы ученых. На
международной конференции, посвященной проблемам обращения с ОЯТ, в сентябре
прошлого года член-корреспондент РАН А. Яблоков заявил, что как в настоящее
время, так и в обозримом будущем переработка ОЯТ нецелесообразна по
экологическим, экономическим и политическим причинам.

В ходе переработки ОЯТ по существующим технологиям образуется большое количество
РАО, которое по объемам превосходит ОЯТ. Везде, где осуществляется переработка
ОЯТ, происходит масштабное радиоактивное загрязнение среды, в том числе
глобальными и вечными радионуклидами.

Любая переработка ОЯТ для получения вторичных делящихся материалов (урана и
плутония) экономически нецелесообразна в условиях свободного и дешевого рынка
свежего уранового топлива, который будет существовать на протяжении по крайней
мере ближайших 15 - 25 лет.

По данным Минатома РФ, утилизации АПЛ России была оказана международная
финансовая помощь в размере 1,2 млн. рублей - в 2001 году, 0,6 млн. рублей - в
2002 году, 0,8 млн. - в 2003 году.

Из госбюджета на эти же цели было выделено 1,2 млрд. рублей - в 2001 году, 1,86
млрд. - в 2002 году, 2,05 млрд. - в 2003 году. В 2004 году планируется выделить
около 2 млрд. рублей.

В 2001 году утилизировано 7 АПЛ и выгружено ОЯТ из 18 АПЛ. В 2002 году
соответственно - 17 и 14, а в 2003 году - 13 и 12.

К концу прошлого года из состава ВМФ было выведено 193 АПЛ, из которых 94
утилизированы.

А упрощение и удешевление переработки ОЯТ неминуемо приведет к более широкому и
потому менее контролируемому распространению делящихся материалов. Одним словом,
переработка ОЯТ, по мнению ученого, несет угрозу мировой экологической
безопасности, ведет к распространению ядерного оружия и увеличению угрозы его
применения, а также отвлекает средства и ресурсы в ущерб безопасному развитию
энергетического сектора. Но о строительстве хранилища для ОЯТ речь пока не
заходит.

Другая проблема - отсутствие свободных хранилищ РАО. Действующие почти
заполнены, да и сами находятся в неудовлетворительном состоянии. А новые не
строят. Да и где их строить, тоже пока никак не решат специалисты. Ранее
рассматривался вариант размещения хранилища в условиях вечной мерзлоты на южной
оконечности Новой Земли. Летом прошлого года коллегия Минатома даже одобрила
проект, который поддержали Великобритания, Франция, Германия, Финляндия и
Норвегия. Проект прошел государственную экологическую экспертизу. Однако затем
российская сторона отказалась от него, сославшись на то, что примерно через 150
- 200 лет из-за глобального потепления климата вечная мерзлота растает в южной
части архипелага, и тогда радиоактивные элементы могут просочиться в окружающую
среду.

Специалисты Горного института Кольского научного центра РАН за последние шесть
лет исследовали около 30 площадок в Мурманской области под строительство
могильника РАО. Три из них признаны пригодными. Но окончательный выбор не
сделан. А время уходит...

В отстое - двоевластие

Специалисты ВМФ, в частности контр-адмирал Л. Белышев, а также кандидаты
технических наук А. Макаренко и Ю. Унковский из ЦНИИ "Курс" Россудостроения еще
в прошлом году заявили, что технологическое оснащение и квалификация
производственного персонала предприятий промышленности и ВМФ способны обеспечить
комплексную утилизацию 20 - 25 АПЛ в год. И тем не менее из-за проблем,
связанных с выгрузкой ОЯТ из реакторов списанных АПЛ, даже те предприятия, где
уже налажен процесс утилизации старых субмарин, не в полной мере используют свои
технологические мощности. Причина этого более чем прозаична.

Казалось бы, сделано огромное дело: с флота снята забота о списанных АПЛ,
которые сейчас формально переданы Минатому. Но обслуживают их по-прежнему
военные моряки. Гражданские экипажи начали готовить в учебном центре ВМФ им.
Л.Г. Осипенко в Обнинске, но потом посчитали, что зарплата гражданским
специалистам намного превысит денежное содержание военных моряков, поэтому от
идеи сформировать гражданские экипажи быстро отказались.

Военные же, известное дело, не чувствуют себя оторванными от боевого состава
флота. Поэтому, когда требуется что-то снять с отстойной АПЛ для субмарины
первой линии, то есть находящейся в составе сил постоянной готовности, угрызений
совести "отстойные" экипажи не испытывают. Более того, снимают оборудование и с
тех лодок, которые еще только собираются в отстой.

Счетная палата РФ установила, что разукомплектованность АПЛ, передаваемых флотом
на утилизацию предприятиям, составляет от проектного веса до 15 процентов по
черным и цветным металлам и более 50 процентов - по драгоценным металлам. При
этом представители территориальных органов Минимущества РФ утверждают акты
приемки без замечаний, а представители госзаказчика - Минатома РФ - в приемке
АПЛ не участвуют.

Кроме того, в ходе проверки были установлены факты нецелевого использования
бюджетных средств, выделенных на утилизацию АПЛ, на общую сумму более 118
миллионов рублей и неэффективного их использования примерно на ту же сумму.

Трудный хлеб производства

На разных предприятиях себестоимость утилизации АПЛ одного проекта и при
одинаковых организационно-технических условиях рассчитывается по-разному. При
этом накладные расходы составляют в среднем 60 процентов от себестоимости. На
разных предприятиях они меняются по отдельным кораблям в широком диапазоне от 50
до 500 процентов от фонда оплаты труда.

Минатом пытается свести себестоимость к минимальным нормам. Соответственно
меняются и условия ежегодных государственных контрактов, оформляемых Минатомом.
С одной стороны, для предприятий это плохо, а с другой - хорошо, так как
появляется возможность для маневра. В этих условиях корабелы охотнее берутся за
утилизацию АПЛ, полностью укомплектованных и находящихся в хорошем техническом
состоянии. Недостача же черных, цветных и драгоценных металлов, которая
вскрывается, как правило, уже после заключения контракта, для
производственников, можно сказать, удар ниже пояса.

Правительство в 1995 году также подставило подножку корабелам, лишив заводы,
занимающиеся утилизацией АПЛ, таможенных льгот. Таким образом, перспективный
рынок сбыта металлолома оказался для них недосягаем. Судите сами: предлагаемая
цена реализации, например, титанового лома 1.000 долларов за тонну, а таможенная
пошлина - 1.900 долларов. При таких условиях торговать можно только себе в
убыток. А ведь в лимиты средств, расходуемых на утилизацию, закладывается, в
частности, самофинансирование производства за счет продажи металлолома и
вторичного использования высвобождаемого оборудования.

Чем дело кончится...

И все же, несмотря на целый ряд существующих проблем, 2003 год можно назвать
годом прорыва в комплексной утилизации АПЛ. К такому выводу подводят и решения,
принятые на заседании Правительства РФ 4 декабря. Правда, первые результаты
станут очевидными, наверное, лишь во второй половине будущего года. План работы,
намеченный правительством, вкратце таков. До конца апреля утвердить график
передачи АПЛ, выведенных из состава ВМФ, Министерству по атомной энергии. До
конца мая уточнить функции и порядок взаимодействия федеральных органов власти,
участвующих в проведении работ по комплексной утилизации АПЛ. Обеспечить вывоз
на переработку ОЯТ с береговых технических баз, находящихся в бухтах Андреева,
Сысоева и пункте Гремиха, с соблюдением требований ядерной и радиационной
безопасности.

В постановлении правительства на соблюдение безопасности обращается особое
внимание. Дело в том, что уходящий год - это не только год прорыва, но и
трагических уроков.

В пункте Гремиха 12 рабочих филиала Федерального государственного унитарного
предприятия "СевРАО", созданного в Мурманской области для содержания старых
субмарин, площадок с РАО и обращения с ОЯТ, получили в августе различные дозы
радиоактивного облучения.

И в августе же во время буксировки из Гремихи на судоремонтный завод ВМФ в
городе Полярном предназначенная для утилизации АПЛ К-159 затонула вместе с
девятью подводниками.

В новом документе о порядке передачи АПЛ из состава ВМФ исполнителям работ по их
утилизации, проект которого до июня будущего года будет представлен в
Правительство РФ, очевидно, учтут причины, приведшие в одном случае к
чрезвычайному происшествию, а в другом - к трагедии.

Вместо заключения

После второй мировой войны мы построили лодок больше, чем все страны мира,
вместе взятые. Наследство в виде огромного подводного флота, полученное Россией
не в самые лучшие с экономической точки зрения времена, оказалось слишком
обременительным. В трудных экономических условиях страна начала от него
избавляться. Для многих подводников это было личной трагедией. Сегодня пришедшее
на смену молодое поколение моряков уже не воспринимает так остро, как их
предшественники, вывод из боевого состава ВМФ старых субмарин. А те, кто только
еще осваивают азы морской науки, верят, что для них построят новые, более
совершенные и надежные субмарины. Но жизнь этих атомарин будет уже другой,
потому что у нас, как и во всех цивилизованных странах, наконец-то будет создан
замкнутый цикл строительства, эксплуатации и утилизации АПЛ. Через полвека после
начала атомного подводного судостроения в России.
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
1 2 3 4 5 6 7 10

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru