Bredonosec> Айдар хорошую ссылку подкинул на тему того, кем были высшие круги рпц в годы второй мировой.
а теперь собсно линка, педовика.
Митрополи́т Се́ргий (в миру Дми́трий Никола́евич Воскресе́нский; 26 октября 1897, Москва — 29 апреля 1944, близ Вильнюса) — епископ Русской православной церкви, митрополит Виленский и Литовский, с 24 февраля 1941 года Патриарший экзарх Прибалтики.
Окончил Московское Заиконоспасское духовное училище (1913).
С 1918 по 1922 год служил на гражданской службе.
В 1922 году поступил в Московский Данилов монастырь. Был послушником настоятеля монастыря епископа Феодора (Поздеевского), бывшего ректора Московской духовной академии.
// Дальше — ru.wikipedia.org
Биография
Окончил Московское Заиконоспасское духовное училище (1913).
С 1918 по 1922 год служил на гражданской службе.
В 1922 году поступил в Московский Данилов монастырь. Был послушником настоятеля монастыря епископа Феодора (Поздеевского), бывшего ректора Московской духовной академии.
В 1923 году
осуждён за «антисоветскую агитацию и пропаганду».
В 1925 году пострижен в монашество с именем Сергий, возведён в сан иеродиакона, а затем и в сан иеромонаха.
В 1930 году — настоятель собора в Орехово-Зуеве. Одновременно исполнял обязанности по поручению заместителя Патриаршего Местоблюстителя по Московской Патриархии, в частности, вёл работу «по юридическим вопросам церковной жизни».
Редактор «Журнала Московской Патриархии» с № 4 (1931) до прекращения издания в 1935 году.
В 1932—1933 годы — настоятель Воскресенского храма в Сокольниках.
Викарный епископ
29 октября 1933 года в храме Воскресения в Сокольниках хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии.
С 10 мая 1934 года — епископ Бронницкий, викарий Московской епархии.
По некоторым данным
в 1935 году был арестован, но затем освобождён благодаря ходатайству матери.
С середины 1936 года — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.
По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского,
Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий не доверял епископу Дмитровскому Сергию
(Воскресенскому): «Блаженнейший был откровенен только с близкими ему людьми и даже будущему Экзарху Сергию не мог всего доверять,
и боялся его в последние годы». Анатолий Свенцицкий вспоминал, что «о владыке Сергии [Воскресенском] ходили дурные слухи», а московское духовенство отзывалось о нём, как о провокаторе.
8 октября 1937 года после ареста протоиерея Александра Лебедева назначен управляющим делами Московской Патриархии с возведением в сан архиепископа.
К 1939 году остался в числе четырёх епископов Московского Патриархата на территории СССР, имеющих регистрацию в качестве «служителя культа». Ещё около 10 епископов пребывали на покое или находились в ссылках. Прочие были расстреляны либо пребывали вне СССР.
В 1940 году обеспечил воссоединение с Московской Патриархией епископов территорий, вошедших в состав СССР по Договору о дружбе и границе между СССР и Германией: сперва Польши, затем командирован с той же целью в республики «советской Прибалтики» (Латвию и Эстонию).
Для служения в Москве архиепископу Сергию была предоставлена церковь Преображения на Преображенской площади, которая «полностью покрыла все расходы по командировке Преосвященного в Прибалтику».
Служение в Прибалтике
24 февраля 1941 года назначен митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии. При занятии германской армией Прибалтики остался с паствой, не бежав из Риги, где находился в конце июня 1941 года, перед его оккупацией. По словам протоиерея Георгия Митрофанова, «Прибывшего в марте 1941 года в Прибалтику митрополита Сергия Воскресенского, <…> представители местного духовенства поначалу воспринимали просто как большевистского агента. И
ему потребовались очень большие усилия уже в период оккупации, занимая последовательную антикоммунистическую позицию, чтобы получить доверие этого духовенства, как и германских оккупационных властей».
Оказавшись на территории Рейхскомиссариата Остланд, укрепил структуру Московского Патриархата в Прибалтике:
хиротонисал двух энергичных епископов (Даниил (Юзвьюк) и Иоанн (Гарклавс)), открыл в г. Вильно Богословско-пастырские курсы. Прекрасно зная положение религии и верующих в СССР,
незамедлительно принял «под своё архипастырское покровительство» районы, оккупированные группой армий «Север». В августе 1941
организовал и направил во Псков православную миссию — группу священников, которые возглавили возрождение религиозной жизни на этих территориях. (Советские репрессии привели к тому, что в Псковской и Новгородской епархиях практически все духовенство было уничтожено).
Сумел сохранить своё влияние, несмотря на попытки национальных элит прибалтийских стран добиться назначения более националистически настроенных иерархов, и распространить его практически на все территории рейхскомиссариата Остланд; по данным историка Ольги Васильевой, «Разговор между Розенбергом и владыкой Сергием (Воскресенским) был очень чёткий.
Немцы поддержали именно его, а не Августина Петерсона, который после немецкой оккупации Латвии требовал изгнания митрополита Сергия как „красного“ митрополита»[6]. Тем не менее в феврале 1942 года он был переведен из Риги в Вильнюс, откуда ему было труднее поддерживать связь с Псковской духовной миссией.
Сергий подозревался немцами в растрате средств духовной миссии; согласно отчету эйнзатцгруппы, половина всех пожертвований прихожан миссии доставалась экзарху.
Сохранял номинальное каноническое подчинение Московскому патриархату (во главе с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), с сентября 1943 года Патриархом), несмотря на неудовольствие немецких властей. 2
3 июля 1942 года созвал архиерейское совещание экзархата в Риге, которое направило приветственную телеграмму Гитлеру, обнародовало заявление с отмежеванием от позиции, занятой патриархией, и приняло решение в обычных богослужениях прекратить возношение имени патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского), то есть на приходах имя Патриаршего Местоблюстителя не поминалось, поминовение его происходило лишь на архиерейских службах — подобная практика действовала в Русской церкви до Патриарха Тихона (тогда поминался Святейший Синод).
После избрания Сергия (Страгородского) патриархом в 1943 году публично выступил против формального опротестования его назначения, ссылаясь на то, что в таком случае он сам и его епископы будут выглядеть как немецкие марионетки, и предложил вместо этого делать в пропаганде упор на то, что и советская власть вынуждена искать опоры в церкви, что означает идейное банкротство большевизма, а также «разыгрывать карту Патриарха Московского против Сталина».
(Harvey Fireside. Icon and Swastika: The Russian Orthodox Church under Nazi and Soviet Control. (Russian Research Center Studies. — Vol. 62.) — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1971. — 242 pp. — PP. 133—139.)
Выступления экзарха-митрополита Сергия представляли опасность для советской пропаганды, и Определением от 22 сентября 1942 года Патриарший Местоблюститель «теперь же» потребовал у митрополита, находившегося за линией фронта, объяснения о своих действиях, «отлагая решение по сему делу до выяснения всех подробностей».
В конце ноября 1942 года экзарх организовал в г. Дно собрание православного духовенства возрождённых приходов Ленинградской области, которое также осудило просоветскую позицию патриархии.
Пасхальные богослужения 1943 года экзарх совершал в Пскове, где архиерейских служб не было с конца 1930-х годов. В августе того же года он ездил служить в Псково-Печерский монастырь. Там он провёл ещё одно совещание архиереев экзархата, в котором участвовал и схиепископ Макарий (Васильев), бывший в 1930-х годах «катакомбным епископом» в СССР.
В апреле 1943 года,
реагируя на приказ немецких оккупационных властей обеспечить под страхом отправки в концлагерь членов литовских органов самоуправления составление списков мужчин призывного возраста для формирования подразделения СС, Сергий направил епископам письмо, в котором призывал выполнить требования властей и разъяснить населению возможные последствия неповиновения, настаивая при этом, что данная деятельность должна проводиться ими как лидерами общин, а не как церковными сановниками.
Отличная биография, ага.