[image]

Почему люди слушают музыку?

 
1 2 3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Kuznets> непонятно. старый (пифагорейский) ряд был основан на достаточно простых вещах.

Они, в частности, 1) не знали про логарифмы вообще и 2) не знали о логарифмической (примерно) чувствительности человеческих органов чувств (это надёжно установили в конце XIX века, а обобщили уже в начале ХХ).

Впрочем, это детали. Как пифагорейская, так и китайская пентатоническая музыка всё равно уже музыка как сложившийся жанр, пусть и недоточенная под особенности восприятия.
   3.0.153.0.15

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Lamort> Вообще, интересно наверно выглядит инструментальный концерт с точки зрения существа, которое не воспринимает музыку вообще, - что-то вроде сборища зомби. :)

Да что там зомби - среди людей тоже вполне встречаются индивиды, не воспринимающие музыку.
Например, Екатерина Вторая была из таких.
Еще - кто-то из великих математиков, Гаусс, кажется ("Я не знаю, что такое плохая и хорошая музыка: есть большой шум и маленький шум").
   3.0.153.0.15
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Lamort> а не может ли быть "ещё какая-то музыка"? :)

Музыки полно разно. Тут, скорее, вопрос терминологический уже.

Balancer>> Есть много внешних абстрактных вещей, вызывающих у человека те или иные психофизиологические реакции и кроме музыки.
Lamort> Например? :)

Ну, от балды:



:)

Lamort> визуальный объект как правило любой человек может описать во воспроизводимой другими форме, а вот музыку не может.

Опиши множество Мандельброта. И, наоборот, словами и музыку можно описать.

Lamort> Музыка не несёт информации сознанию и не является прямым физиологическим фактором, как например вкус.

Музыка — это именно прямой физиологический фактор. Зря, что ли, уже отправляли к нейрофизиологам? :) Вот, скажем, почему почти вся танцевальная музыка строится около 120 bpm? Потому что ритмическое возбуждение коры височных областей (слуховая зона) передаётся на двигательные зоны в задней (кажется) части мозга, а ходьба у нас — автоколебательный процесс, тактирующийся как раз ~120bpm. Ритмический стук два удара в секунду — и ногам самим хочется начать двигаться :)


Lamort> Слышать-то я тоже слышал, но, может быть это или сказка, или интерпретация какого-то поведения медведя, которое не связано с издаваемыми звуками.

Фиг знает. В любом случае этот вопрос вторичен. Животные может и играли бы на «внешних инструментах», но делать их не имеют :)

Lamort> Разумеется, но если "музыку выкинуть", почти ничего не изменится.

Это если музыку выкинуть, но не трогать слух. Точно также — выкинь любование радугой или наслаждение от свежей прохлады — тоже мало что изменится.

Lamort> Однако это мощнейшее социальное явление и, к тому же, огромная сфера экономики.

Потому что это очень эмоциональное явление. И? В чём вопрос-то, не понимаю.

Lamort> Человек может умереть от множества причин, я говорю про музыку, которая детерминировано будет вызывать определённый мощный негативный физиологический эффект у вполне здоровых людей.

Здорового человека музыка вряд ли может убить. Но музыка может сделать здорового больным. И потом — убить. Депрессии, самоубийства и т.п. :) Дальше эту тему лучше с новыми нашими законами не развивать. А то форум забанить могут :)
   27.0.1453.11027.0.1453.110
+
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
Balancer> Важно ещё помнить, что соответствующие музыкальные ряды — это особенность западной музыкальной школы. На том же востоке музыка совсем иная. И нашему уху — не гармоничная :)

Ноты те же, просто интервалы другие в основном. Плюс звучание инструментов - европа намного вперед ушла. Мне давно еще, когда я гитарой занимался, препод показывал китайские мелодии на ней - непривычно да, но не отталкивает. Пять минут - и уже вполне ничего. ;)
   

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
Fakir> Они, в частности, 1) не знали про логарифмы вообще и 2) не знали о логарифмической (примерно) чувствительности человеческих органов чувств

Имхо функция чувствительности тут несколько не к месту. Это скорее к силе звука, к строению оргАнов и тд. А не к музыкальному строю. Там просто делили струну.

Пс хотя... Гармоники это интерференция с наложением фаз.. Да, наверное, влияет. Интересно было бы почитать на этот счет что нить.
   
Это сообщение редактировалось 14.06.2013 в 02:13
+
+1
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
Lamort> Однако, если человек будет слушать бензопилу, все подумают, что у него крыша поехала, при этом все слушают музыку, которая, я бы сказал, менее информативна чем звук работы бензопилы.

Наоборот :) в музыке, особенно полифонической, степень упорядоченности информации на порядки выше чем в шуме от пилы.

Lamort> Восприятие музыки считается нормальным вообще без какого-либо логического объяснения. :)

Кстати, возможно, именно в силу того, что "степень энтропии" в звуках музыки явно меньше чем в обычных бытовых звуках и шумах. То есть мозгу не надо напрягаться, выделяя нужную инфо из шума. Он отдыхает, человек кайфует )))
   
+
-
edit
 

Jerard

аксакал

Kuznets> Пять минут - и уже вполне ничего. ;)

А как насчет тибета? :D Тибетская церемониальная музыка это блин... жестко.
   21.021.0
+
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
Kuznets>> Пять минут - и уже вполне ничего. ;)
Jerard> А как насчет тибета? :D Тибетская церемониальная музыка это блин... жестко.

ничего про это не знаю, но этническая музыка вполне может до сих пор основываться на своих собственных строях.
на том же пифагорейском строе тоже можно музыку писать. но для полифонии он слабо пригоден. иначе на пианино пришлось бы делать не по одной черной клавише например а по две :) собственно отчего и перешли на равномерный.
математические основы музыки в европе начали закладываться в 16 кажется веке, в китае работы по этой теме начались имхо в 20 веке.
делай выводы кто дальше продвинулся :)
   21.021.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Кстати, хочу сказать, что сложный музыкальный синтаксис (а в музыке есть синтаксис) обрабатывается теми же зонами, которыми обрабатывается синтаксис естественной речи, то есть зона Брока в этом участвует, и гомологичные зоны правого полушария.
 

(с) нейрофизиолог Татьяна Черниговская
   3.0.153.0.15
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Kuznets> делай выводы кто дальше продвинулся :)

Так о том, кто куда продвинулся спору нет. Просто речь о том, что вся эта гармоника желательна, но не обязательна. Вон, на терменвоксе вообще нет дискретизации :)
   2525
+
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
Kuznets>> делай выводы кто дальше продвинулся :)
Balancer> Так о том, кто куда продвинулся спору нет. Просто речь о том, что вся эта гармоника желательна, но не обязательна. Вон, на терменвоксе вообще нет дискретизации :)

Там и музыки толком нет. ))

Вот пока была монофония, одноголосная музыка, она и не была обязательной. Лепили кто во что горазд. В полифонии такое не проходит, аккорды на кривых интервалах звучать не будут.
Более того, например струнный инструмент настраивают не по совпадению нот (хотя с этого начинают), а по звуку октав - разница когда ненастроено очень хорошо слышна. Ну, после определенного времени )
Вон, сыграй на двух терменвоксах ))))
   

AXT

инженер вольнодумец
★★
Kuznets> Более того, например струнный инструмент настраивают не по совпадению нот (хотя с этого начинают), а по звуку октав - разница когда ненастроено очень хорошо слышна. Ну, после определенного времени )

Ага! Например фортепиано так настраивают — но не совсем так. Если кто не в курсе, то фортепиано — это струнный инструмент. И основным критерием настройки является, чтобы "квинтовый круг сошёлся". То есть, упрощённо говоря, чтобы шагая вперёд-назад в пределах двух октав квинтами, можно было бы вернуться к исходному тону, ни разу не испортив гармонию.

PS: Вспомнились мучения по настройке гитары Шиховского мебельного завода :) Этот ужас, действительно, можно только по октавам настраивать, да и то с трудом. Мне про неё (другой экземпляр) рассказывали страшную историю, что после того, как гитару, хм, изрядно искупали в воде, и она расклеилась, владелец выпилил новые деки из берёзовой трёхслойной фанеры — и гитара стала звучать лучше!
   

Lamort

ограниченный
★★★★
админ. бан
Fakir> Да что там зомби - среди людей тоже вполне встречаются индивиды, не воспринимающие музыку.
Fakir> Например, Екатерина Вторая была из таких.
Fakir> Еще - кто-то из великих математиков, Гаусс, кажется ("Я не знаю, что такое плохая и хорошая музыка: есть большой шум и маленький шум").

Не можете указать источник этой информации, - только не думайте, что я её оспариваю, мне интересны подобные случаи и то, что это была за невосприимчивость, а также, естественно, как она была выяснена.
Весьма интересно, если человек никак вообще эмоционально не реагирует на музыку.

В свою очередь могу сказать, что знаю реальные случаи когда человек не может слушать музыку в результате эмоционального переутомления. Видимо срабатывает самозащита мозга. :)
   
+
-
edit
 

Lamort

ограниченный
★★★★
админ. бан
Lamort>> а не может ли быть "ещё какая-то музыка"? :)
Balancer> Музыки полно разно. Тут, скорее, вопрос терминологический уже.

Не совсем, допустим, для большинства людей это просто шум, а для некоторых людей воспринимается как музыка.

Balancer>>> Есть много внешних абстрактных вещей, вызывающих у человека те или иные психофизиологические реакции и кроме музыки.
Lamort>> Например? :)
Balancer> Ну, от балды:
Balancer> http://1.bp.blogspot.com/_bD0aYQBi3V0/.../s1600/1272920308791.jpg
Balancer> http://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/wp-content/uploads/.../09/snow.jpg
Balancer> http://sirius.h1.ru/desk/saturn01.jpg
Balancer> :)

Картинки занимательные, но только и всего, я не говорю, что они никаких эмоций вообще не вызывают, но сравнительно с некоторыми музыкальными произведениями можно сказать, что практически не вызывают. :)

Balancer> Опиши множество Мандельброта. И, наоборот, словами и музыку можно описать.

Тебе описание алгоритма или описание картинки, которую я вижу? Если описание картинки, то всё просто, - открыл файл в шестнадцатеричном виде "и поехали". :)

Lamort>> Музыка не несёт информации сознанию и не является прямым физиологическим фактором, как например вкус.
Balancer> Музыка — это именно прямой физиологический фактор. Зря, что ли, уже отправляли к нейрофизиологам? :) Вот, скажем, почему почти вся танцевальная музыка строится около 120 bpm? Потому что ритмическое возбуждение коры височных областей (слуховая зона) передаётся на двигательные зоны в задней (кажется) части мозга, а ходьба у нас — автоколебательный процесс, тактирующийся как раз ~120bpm. Ритмический стук два удара в секунду — и ногам самим хочется начать двигаться :)

Хорошо, я неверно выразился, - музыка не является физиологическим фактором восприятие которого предусмотрено строением и нормальным функционированием организма.
Что касается "120 ударов в минуту", - это очень напоминает "взлом системы", хотя и довольно примитивный. :)

Balancer> Фиг знает. В любом случае этот вопрос вторичен. Животные может и играли бы на «внешних инструментах», но делать их не имеют :)

Я не про это говорю, - возможно это мы воспринимаем действия животных как "музицирование", а эти действия имеют какое-то совершенно другое предназначение. Например, пение соловья на самом деле нечто вроде, - "пошли все "на ...", эта территория занята". :)

Lamort>> Разумеется, но если "музыку выкинуть", почти ничего не изменится.
Balancer> Это если музыку выкинуть, но не трогать слух. Точно также — выкинь любование радугой или наслаждение от свежей прохлады — тоже мало что изменится.

Я было хотел сказать, что "любование радугой" никто специально не организует, но потом вспомнил о моде и несколько усомнился.
На музыку похожа мода в одежде, - тоже не имеет прямого смысла, однако вызывает эмоциональную реакцию. :)

Lamort>> Однако это мощнейшее социальное явление и, к тому же, огромная сфера экономики.
Balancer> Потому что это очень эмоциональное явление. И? В чём вопрос-то, не понимаю.

Вопрос в том, что интерес к музыке в некотором роде напоминает наркоманию, - получение эмоций за счёт совершенно неестественного фактора.

Balancer> Здорового человека музыка вряд ли может убить. Но музыка может сделать здорового больным. И потом — убить. Депрессии, самоубийства и т.п. :) Дальше эту тему лучше с новыми нашими законами не развивать. А то форум забанить могут :)

Все медицинские форумы и форумы где обсуждается ОМП уже забанили, а фильм "Сигнал" изъяли из просмотра? :)

Хорошо, не убить, а например, вылечить или заставить делать что-то "для чьей-то конкретной пользы", - в общем оказать сильное детерминированное воздействие на поведение. :)
   
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Lamort> Не совсем, допустим, для большинства людей это просто шум, а для некоторых людей воспринимается как музыка.

При чём почему — в теме уже ответ звучал не раз :)

Lamort> Картинки занимательные, но только и всего, я не говорю, что они никаких эмоций вообще не вызывают

Ну, значит ты из тех людей, которые изображения воспринимают как те самые упомянутые люди музыку в роли шума :)

Lamort> Тебе описание алгоритма или описание картинки, которую я вижу? Если описание картинки, то всё просто, - открыл файл в шестнадцатеричном
виде "и поехали". :)

Точно также и с музыкой. Можно и формулой расписать, и в шестнадцатеричном виде записать.

Lamort> Хорошо, я неверно выразился, - музыка не является физиологическим фактором восприятие которого предусмотрено строением и нормальным функционированием организма.

И что? :)

Lamort> Что касается "120 ударов в минуту", - это очень напоминает "взлом системы", хотя и довольно примитивный. :)

И таких «взломов» у нас много :)

Легко обмануть также осязание (тот же известный «осязательный обман» с перекрещенными пальцами на острой грани). А уж про обоняние или вкус вообще молчу :)

Lamort> Я было хотел сказать, что "любование радугой" никто специально не организует, но потом вспомнил о моде и несколько усомнился.

Радуга — это абстрактный пример. Есть куда более распространённый пример — любование живописью или фотографией. Просто я их не трогал, раз мы именно про абстракцию.

Lamort> Вопрос в том, что интерес к музыке в некотором роде напоминает наркоманию, - получение эмоций за счёт совершенно неестественного фактора.

Даже любование на свою вторую половинку на фото в таком случае такая же наркомания. Ибо ты любуешься набором пикселей или крупинок красителя :)

Lamort> Хорошо, не убить, а например, вылечить или заставить делать что-то "для чьей-то конкретной пользы", - в общем оказать сильное детерминированное воздействие на поведение. :)

Навскидку.

Ну и, да, меня музыка не раз в норму приводила :D
   27.0.1453.11027.0.1453.110

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Lamort> Не можете указать источник этой информации,

В данном случае - читанные в детстве журналы "Техника - молодёжи" или "Наука и жизнь", но склоняюсь к первому :F
   3.0.153.0.15
+
+1
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
Lamort>> Не можете указать источник этой информации,
Fakir> В данном случае - читанные в детстве журналы "Техника - молодёжи" или "Наука и жизнь", но склоняюсь к первому :F

TM-magazine - Однажды... - Большой шум и маленький шум

 1970  1971  1972  1973  1974  1975  1976  1977  1978  1979  1980  1981  1982  1983  1984  1985  1986  1987  1988  1989  1990  2000  2006 Ваше имя (латинскими буквами):Ваш пароль:Отправить Сейчас на сайте: Ваш IP: 89.108.118.15 По всему сайтуПо номерамФорумГостеваяНовостиБлогИскать    всего    сейчас на сайте TM 1976 №1 Создано : 15/08/2008 @ 15:04 Обновлено : 29/07/2009 @ 23:06 Категория : Страница просмотрена 1428 раз  Предпросмотр печати      Версия для печати Добавить комментарий Пока комментариев нет.Вы первым можете добавить комментарий! // Дальше — tm-old.ru
 
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Кант называл музыку не то "развлечением плебеев", не то "развлечением для низких людей" - что-то в таком духе.
   3.0.153.0.15
LT Bredonosec #17.10.2013 22:29  @Balancer#14.06.2013 00:52
+
-
edit
 
Balancer> Важно ещё помнить, что соответствующие музыкальные ряды — это особенность западной музыкальной школы. На том же востоке музыка совсем иная. И нашему уху — не гармоничная :)
не скажи. На днях слушал какую-то монгольскую певицу....
Понятно, что использовать собор св Иоанна для монгольских песен - идея идиотская (ну не та там акустика, эхо убивает приемчики, рассчитанные на открытую степь), но некоторые песни звучали настолько сильно, что даже я забалдел.
Прикреплённые файлы:
0817r.jpg (скачать) [2256x1496, 449 кБ]
 
 
   12.012.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Музыкальные нейромифы и нейрофакты

Как известно, современная нейробиология понимает лишь 10% мозга. А, попались! На самом деле это миф! Нейробиология не понимает вообще ничего, даже микропроцессор с Донки Конгом. Но она очень старае… //  batrachospermum.ru
 
Музыкальные нейрофакты:

8S – Музыканты демонстрируют сильную нейрофизиологическую «сцепку» между слухом и моторикой, которая развивается от интенсивного тренинга.
9S – Влияние пассивного прослушивания музыки во время немузыкальной активности зависит, например, от музыкальной искушенности человека, эмоционального воздействия и характера музыки.
то означают все эти слова - мне лично непонятно; т.е. слова по отдельности понятны, как совокупность - нет. F. ЖР)
10S – Некоторые люди даже в отсутствие нарушений слуха не понимают тональностей, мелодий и ритмов.
11S – Музыканты могут обрабатывать музыку быстрее, точнее и эффективнее немузыкантов. (просто удивительно! ну кто бы мог подумать!! - F.)
12S – Анатомическая структура мозга меняется вследствие интенсивной практики игры на инструменте.
13S – Музыкальное образование может улучшить языковые навыки.
14S – Обработка слуховой информации тренируется путем прослушивания музыки.
 
   51.051.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Восприятие музыки

Нейропсихолог Диана Омиджи о музыкальном строе в разных культурах, методах изучения восприятия музыки и врожденной амузии //  postnauka.ru
 
Несколько лет назад я занималась исследованием людей с расстройством под названием «врожденная амузия». Таким людям сложно понять, что песня, которую я напеваю, — это “Happy Birthday to You” (большинство из нас знает эту мелодию, мы ее слышим с первого дня рождения). Мы провели серию исследований, чтобы выяснить, каковы причины этих трудностей. Первый вопрос был о том, трудно ли им усваивать структуру строя, в котором они находятся. Оказалось, что все не так просто. Они могут усвоить структуру последовательностей тонов так же хорошо, как и контрольная группа. А может ли быть так, что даже если они не могут сказать, что услышали в мелодии неверную ноту, то они все равно имплицитно ее обрабатывают? Оказалось, что так и есть: они могли имплицитно понимать, что одна нота менее ожидаема в данной мелодии, чем другая. А затем мы с помощью ЭЭГ показали, что мозг действительно отслеживает информацию, о которой сознательно сообщить эти люди не в состоянии.
 

Музыкальные способности

Психолог Бруно Гинграс о биологических компонентах музыкальности, причинах отсутствия слуха и связи музыкальных способностей с генотипом //  postnauka.ru
 
Расстройства восприятия музыки

Врожденная амузия, то есть неспособность понимать и исполнять музыку, — это состояние, проявляющееся на протяжении всей жизни человека, и обнаруживается оно приблизительно у 3% населения. У человека с амузией повреждено восприятие высоты тона, и это затрагивает возможность распознавать фальшивые ноты в мелодии и еле уловимые интонации речи (например, в тоновых языках). Пациенту с амузией зачастую сложно узнать знакомые мелодии или попасть в ноты при пении. Восприятие и воспроизведение ритма, за исключением самых редких случаев, остаются незатронутыми. Врожденная амузия вызвана биологическими факторами: некоторые исследования указали на нарушения в правой слуховой зоне и коре нижней области лобной доли, но причины этих нарушений неврологического развития остаются неясными. Люди, страдающие от врожденной амузии, во всех прочих отношениях не отличаются от здоровых людей — за исключением того, что многие из них чаще всего не получают удовольствия от занятий музыкой.

Недавно было открыто еще одно условие, связанное с музыкальной развитостью. При помощи «Барселонского опросника отдачи от музыки» группа исследователей во главе Эрнестом Мас-Эррерой обнаружила, что небольшой процент населения не получает удовольствия от прослушивания музыки, хотя эти люди не страдают от депрессии, получают удовольствие от других занятий и обладают нормальными способностями к восприятию музыки. Это состояние называется «музыкальная ангедония» и определяется как невозможность получать удовольствие от музыки.
 




Подобно IQ и эмоциональному интеллекту, музыкальная развитость — это психометрическая концепция, призванная объективно измерить навык, способности или личностные качества человека. Музыкальная развитость оценивает музыкальные умения, мастерство и достижения, а также умение понимать и оценивать музыку. Это многогранная концепция, которая охватывает разные формы взаимодействия человека с музыкой, и уровень развитости каждой из них у одного человека может отличаться
 



Тесты на музыкальность

Начиная с Сишора, ученые разрабатывали тесты, призванные объективно измерить способности к музыке — например, способность замечать мелкие различия между двумя почти идентичными мелодиями или ритмическими рисунками. Среди этих тестов можно выделить «Стандартизированные тесты музыкального интеллекта» (Standardized Tests of Musical Intelligence) Винга и «Профиль музыкальных способностей» (Music Aptitude Profile) Гордона. Среди современных тестов, которые обычно можно пройти онлайн меньше чем за 20 минут, можно отметить «Профиль навыков музыкального восприятия» (Profile of Music Perception Skills), «Тест на музыкальный слух» (Musical Ear Test) и «Шведский тест на распознавание музыки» (Swedish Musical Discrimination Test).
 



Одно из первых исследований музыкальных способностей близнецов провела группа исследователей во главе с Дрейной. В 2001 году они показали, что способность распознавать фальшивые ноты в мелодии, что связано со способностью слышать разницу между тонами разной высоты, наследуема на 70–80%, то есть как минимум 70% дисперсии определяется наследственными факторами. Более новые исследования продемонстрировали тот же результат, хотя похоже, что влияние наследственности на восприятие частот выше, чем на восприятие ритма.
 

Assessing Musical Abilities Objectively: Construction and Validation of the Profile of Music Perception Skills

A common approach for determining musical competence is to rely on information about individuals’ extent of musical training, but relying on musicianship status fails to identify musically untrained individuals with musical skill, as well as those who, despite extensive musical training, may not be as skilled. To counteract this limitation, we developed a new test battery (Profile of Music Perception Skills; PROMS) that measures perceptual musical skills across multiple domains: tonal (melody, pitch), qualitative (timbre, tuning), temporal (rhythm, rhythm-to-melody, accent, tempo), and dynamic (loudness). The PROMS has satisfactory psychometric properties for the composite score (internal consistency and test-retest r>.85) and fair to good coefficients for the individual subtests (.56 to.85). Convergent validity was established with the relevant dimensions of Gordon’s Advanced Measures of Music Audiation and Musical Aptitude Profile (melody, rhythm, tempo), the Musical Ear Test (rhythm), and sample instrumental sounds (timbre). Criterion validity was evidenced by consistently sizeable and significant relationships between test performance and external musical proficiency indicators in all three studies (.38 to.62, p //  journals.plos.org
 

Собственно тест на "музыкальное IQ":

PROMS | take the test – Universität Innsbruck

Click on one of the test version below to get more information.   - get to know the PROMS - Duration: 3 min. Subtests: 4 - the quick one - Duration: 15 min. Subtests: 4 - the compact one - Duration: 30 min. Subtests: 4   - the allrounder - Duration: 35 min. Subtests: 8 - the original - Duration: 60 min. Subtests: 9 - the flexible one - Duration: optional Subtests: 1-9 //  www.uibk.ac.at
 

Take the Test | PROMS Test-Demo – Universität Innsbruck

  This is a 3 minute DEMO showing how the online PROMS works, including the type of feedback that is offered to participants.   Duration: 3 min Subtests: Melody, Rhythm, Tuning, TempoTo start the PROMS-Demo, select one of the languages below:   English German   //  www.uibk.ac.at
 
   51.051.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Разлад мажора

Что не так с музыкальными универсалиями //  nplus1.ru
 
   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Оливер Сакс, "Галлюцинации"




Исследования, проведенные с помощью позитронной-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии, показали, что, как и при восприятии реальной музыки, музыкальные галлюцинации обусловлены активацией обширных нейронных сетей, охватывающих множество областей головного мозга – слуховые области, двигательную кору, зрительную кору, базальные ганглии, мозжечок, гиппокамп и миндалину. (Прослушивание музыки или игра на музыкальных инструментах требует участия большего числа областей мозга, чем любой другой вид деятельности, и именно поэтому музыкальная терапия помогает при самых разнообразных нарушениях.) Эта музыкальная нейронная сеть может активироваться непосредственно, как в случаях джексоновской эпилепсии, при высокой температуре и делирии[32], но в подавляющем большинстве случаев музыкальные галлюцинации возникают при ослаблении существующих в норме тормозных механизмов. Самый частый случай – это слуховая депривация на фоне глухоты. Таким образом, музыкальные галлюцинации пожилых, страдающих глухотой больных по своей природе аналогичны галлюцинациям при синдроме Шарля Бонне.

Но, несмотря на то что физиологически музыкальные галлюцинации глухих и зрительные галлюцинации при синдроме Шарля Бонне очень похожи, они все же сильно отличаются друг от друга феноменологически, и этим еще раз подчеркивается значительное отличие нашего зрительного мира от мира музыкального. Разница эта проявляется в способах, какими мы воспринимаем, припоминаем и воображаем зрительные и музыкальные образы. В нашем распоряжении нет заранее созданного по определенному образцу, собранного в единую конструкцию визуального мира: нам приходится – по мере наших сил – каждый раз воссоздавать его заново. Построение визуального мира включает в себя анализ и синтез на многих функциональных уровнях головного мозга, начиная с восприятия линий и углов и заканчивая приданием им определенной ориентации в затылочной коре. На самом высоком уровне – в области нижневисочной коры – происходит анализ и распознавание реальных сцен, предметов, животных, растений, букв и лиц. Сложная зрительная галлюцинация требует согласованного взаимодействия всех этих элементов для их сборки, коррекции и повторной сборки.

Музыкальные галлюцинации не таковы. Конечно, в восприятии музыки играют роль отдельные функциональные системы, отвечающие за восприятие высоты тона, тембра, ритма и т. д., но музыкальные нейронные сети головного мозга работают все вместе и одновременно, а элементы – мелодический контур, ритм или темп – не могут значительно меняться без потери узнаваемости музыки. Мы всегда оцениваем музыкальное произведение как единое целое. Каковы бы ни были процессы первоначального восприятия и запоминания музыки, если музыкальное произведение отложилось в памяти, то оно остается в ней не как конгломерат различных элементов, но как процедура его исполнения. Музыка проигрывается, исполняется сознанием и мозгом всякий раз, когда мы ее вспоминаем. То же самое происходит, когда музыка в голове возникает спонтанно – будь то в виде навязчивой мелодии или галлюцинации.




Такая сложность музыкального восприятия даёт намёк и на то, почему же некоторые люди музыку не воспринимают в принципе - в настолько длинной и взаимоувязанной цепочке достаточно, чтобы хоть в одном звене что-то засбоило, и привет.
   97.0.4692.9997.0.4692.99

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Lamort>> Вообще, интересно наверно выглядит инструментальный концерт с точки зрения существа, которое не воспринимает музыку вообще, - что-то вроде сборища зомби. :)
Fakir> Да что там зомби - среди людей тоже вполне встречаются индивиды, не воспринимающие музыку.

У О.Сакса, оказывается, есть целая отдельная книжка про физиологию и нейропсихологию восприятия музыки - "Музыкофилия" ("MUSICOPHILIA"), уже 2 перевода.




...

Существуют формы глухоты в отношении ритма – слабо выраженной или тотальной. Эта глухота может быть врожденной и приобретенной. Известно, что Че Гевара был начисто лишен чувства ритма и музыкального слуха и мог танцевать мамбо, когда оркестр играл танго. Но при инсультах в левом полушарии мозга у больных может развиться глухота в отношении ритма при сохранении способности различать мелодии. Правда, невосприимчивость к ритму встречается очень редко, так как в мозгу за восприятие ритма отвечает множество разных областей.

Существуют также культурные формы ритмической глухоты. Так, Эрин Хэннон и Сандра Трегуб показали, что шестимесячные дети легко распознают любые ритмы, но к году диапазон узнаваемых ритмов сужается, хотя восприятие их становится более отчетливым. В годовалом возрасте дети легче узнают те ритмы, к которым они привыкли, так как часто их слышат. Дети обучаются этим, характерным для данной культуры, ритмам, внутренне их усваивают. Взрослым намного труднее научиться распознавать «чужеродные» ритмы и их рисунок.

Воспитанный на западной классической музыке, я без труда распознаю относительно простые ритмы и метры, но теряюсь, сталкиваясь с более сложным ритмом танго или мамбо, не говоря уже о синкопах и составных ритмах джаза или африканской музыки. Принадлежность к определенной культуре и привычка могут определять также и способность к восприятию музыки. Так, люди вроде меня находят «естественной» диатоническую шкалу, она для нас понятнее, нежели индийская музыкальная система, состоящая из двадцати двух нот. Тем не менее не существует врожденных неврологических механизмов предпочтения того или иного типа музыки, так же как нет таких предпочтений в отношении языков. Единственным неотъемлемым признаком музыки является наличие дискретных звуков и ритмической организации.

Многие из нас не способны напеть или насвистеть услышанную мелодию, но если мы сознаем этот недостаток, то это значит, что «амузией» мы не страдаем. Вообще, истинной музыкальной глухотой страдает не более пяти процентов населения. Люди с такой амузией, сами того не замечая, фальшивят при воспроизведении мелодии и не замечают фальшивого пения других.

...

Люди с грубыми нарушениями восприятия музыки могут, тем не менее, наслаждаться ею, а подчас очень любят петь. Амузия – в полном смысле этого слова, то есть тотальная амузия, – это совсем другое дело, ибо в этом случае звуки не воспринимаются как звуки, а следовательно, музыка не воспринимается как музыка.

В неврологической литературе можно найти описания таких классических случаев. Анри Экен и Мартин Л. Альберт пишут, что для таких людей «мелодии теряют свои музыкальные свойства и могут принимать неприятный немузыкальный характер». Они описали человека, бывшего певца, который жаловался, что слышит скрежет автомобильных тормозов всякий раз, когда слушает музыку.

Я считал такие описания невероятными до тех пор, пока не испытал такую амузию на собственном опыте дважды – оба раза в 1974 году. Первый раз это случилось, когда я ехал в машине вдоль реки Бронкс и слушал по радио балладу Шопена. В какой-то момент с музыкой произошла странная метаморфоза. Фортепьянные звуки в течение пары минут утратили свою красоту и превратились в монотонные удары с неприятным металлическим оттенком, как будто балладу стали выстукивать молотком по железному листу. Правда, я не утратил способность воспринимать ритм, и поэтому продолжал узнавать балладу по ее ритмическому рисунку. Через несколько минут, к финалу пьесы, ее мелодичность восстановилась. Это происшествие так сильно меня озадачило, что, вернувшись домой, я позвонил на радиостанцию и спросил, не было ли это экспериментом или шуткой. Мне ответили, что, конечно, нет, и посоветовали проверить автомобильный радиоприемник.


Несколько недель спустя нечто подобное случилось, когда я сам играл на фортепьяно мазурку Шопена. Снова произошла резкая перемена звучания, музыка превратилась в рассогласованный грохот с примесью неприятной металлической вибрации. Правда, на этот раз в правой половине моего поля зрения появилась блестящая и мерцающая ломаная линия – такие линии часто появлялись у меня во время приступов мигрени. Теперь мне стало ясно, что амузия у меня является частью мигренозной ауры. Тем не менее, когда я спустился на первый этаж и заговорил с хозяином дома, наши голоса звучали абсолютно нормально. Странному изменению подвергалась только музыка, но не речь или иные звуки[38].

Мои переживания, так же как и большинство описанных в неврологической литературе, – были связаны с приобретенной амузией. Ощущения были пугающими и одновременно чарующими. Мне стало интересно, есть ли люди, страдающие врожденной амузией? Я был поражен, когда нашел следующий пассаж в автобиографии Набокова «Память, говори»:

«Как это ни прискорбно, но для меня музыка – всего лишь произвольная последовательность более или менее раздражающих звуков. …Концертный рояль и все духовые инструменты в малых дозах нагоняют на меня скуку, а в больших – причиняют неимоверные страдания».

Честно говоря, я не знаю, какой вывод можно сделать из этих слов, ибо Набоков – великий ироничный шутник, и никогда не знаешь, стоит ли воспринимать его слова всерьез. Но вполне вероятно, что в ящике Пандоры его многочисленных дарований нашлось место и почти тотальной амузии.

Я встречался с французским неврологом Франсуа Лермиттом, который однажды сказал мне, что, слушая музыку, он может сказать только одно: «Марсельеза» это или нет. Этим и ограничивалась его способность распознавать мелодии[39]. Он нисколько не расстраивался по этому поводу и не имел ни малейшего желания исследовать неврологическую основу своего состояния, а просто принимал себя таким, каким был. М

...

В 1990 году Изабель Перец и ее коллеги в Монреале разработали специальный набор тестов для оценки амузии и во многих случаях смогли выявить нейронные корреляты определенных типов амузии. Авторы полагают, что есть две основные категории музыкального восприятия; одна включает в себя распознавание мелодий, вторая – восприятие ритма. Нарушение восприятия мелодий обычно сопровождает поражения в правом полушарии головного мозга. Представительство восприятий ритма намного шире и устойчивее, области, отвечающие за восприятие ритма, находятся не только в коре левого полушария, но и в подкорковых системах, например, в базальных ганглиях, мозжечке и других областях[43]. Могут наблюдаться и другие особенности: например, одни индивиды могут оценить ритм, но не ощущают размер, или наоборот.

...

Несколько лет назад мой коллега Стивен Спарр рассказал мне о своем пациенте, профессоре Б., превосходном одаренном музыканте, который в свое время играл на контрабасе в Нью-Йоркском филармоническом оркестре под управлением Тосканини, являлся автором большого учебника по теории музыки и, кроме того, был близким другом Арнольда Шёнберга. «Теперь, в девяносто один год, – писал Спарр, – профессор Б. по-прежнему сохраняет ясность ума, интеллект и живость. На этом фоне он перенес острое нарушение мозгового кровообращения, после которого потерял способность распознавать мелодии. Сейчас он не может узнать даже «Happy Birthday to You». Восприятие высоты тона и ритма остались прежними, но пропал синтез их в единую мелодию.

Правда, профессор Б. мгновенно узнавал мелодию, если прочитывал ее нотную запись. Музыкальное воображение его не пострадало, он мог напеть мелодию любой сложности, и очень точно. Проблема заключалась только в обработке слуховой информации, в неспособности удержать в памяти слышимую последовательность нот.

Мне приходилось читать множество сообщений о такой мелодической глухоте, наступавшей после черепно-мозговых травм и инсультов, но я ни разу не слышал о гармонической глухоте – до тех пор, пока не познакомился с Рэйчел И.

...

В мозгу существует множество уровней, на которых происходит интеграция восприятия музыки, и, следовательно, множество уровней, на которых способность к такой интеграции может утрачиваться или нарушаться. В какой-то степени у Рэйчел было нарушено восприятие и других звуков. Слуховое пространство ее оказалось расщепленным на дискретные, не связанные между собой элементы: уличные шумы, домашние шумы, звуки, исходившие от животных; каждый из этих звуков мог внезапно выделиться и целиком привлечь к себе внимание, так как переставал вписываться в звуковой фон или ландшафт. Неврологи называют этот феномен симультагнозией, но она чаще бывает зрительной, а не слуховой[45].


...

Нарушение музыкального слуха: кохлеарная амузия

...

Около месяца я не подходил к инструменту и не сочинял музыку, – сказал он, – а когда сел за рояль, вдруг заметил, что верхний регистр, в котором я играл, страшно расстроен. Звуки выходили очень резкими и визгливыми… и абсолютно не мелодичными». В частности, ноты стали субъективно восприниматься на четверть тона выше в первой октаве и на полтона выше в остальных октавах. Когда Джекоб пожаловался владельцу рояля, на котором он играл, на то, что инструмент расстроен, тот искренне удивился и сказал, что все, кто до этого садился за его рояль, находили инструмент превосходным. Озадаченный Джекоб вернулся домой и решил проверить себя на собственном электронном синтезаторе, всегда великолепно настроенном. К своей досаде, композитор обнаружил, что и здесь ноты верхних октав звучали слишком высоко.

Джекоб записался на прием к знакомому отоневрологу, у которого наблюдался на протяжении шести или семи лет в связи со снижением слуха в отношении высоких частот. Специалист – не меньше, чем сам больной, – был поражен соответствием характера снижения слуха и искаженного восприятия звуков – и то и другое начиналось с 2000 герц (почти три октавы выше среднего до), и тем фактом, что левое ухо завышало частоту звуков больше, чем правое (разница достигала большой терции в верхней частотной области фортепьяно). Это повышение, рассказал Джекоб, не было строго линейным. Например, какая-то одна нота воспринималась с очень небольшими искажениями, а ноты по обе стороны шкалы искажались очень сильно. Причем степень этого искажения могла день ото дня изменяться. Была, кроме того, еще одна странная аномалия: ми, расположенная на десять нот выше до среднего, то есть вне области искаженного восприятия, звучала заниженно почти на четверть тона, но такого понижения не было у нот, расположенных по обе стороны от ми.

В повышении звучания в области поражения восприятия была последовательность и определенная логика, но Джекоба больше всего поразило понижение звучания ми. «Выпала какая-то пара волосковых клеток, при сохранении соседних клеток по обе стороны от поврежденных, – и ты среди нот, звучащих нормально, получаешь заниженную ноту. Как одна испорченная струна в рояле».


   97.0.4692.9997.0.4692.99

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Lamort>> Вообще, интересно наверно выглядит инструментальный концерт с точки зрения существа, которое не воспринимает музыку вообще, - что-то вроде сборища зомби. :)


Какое странное зрелище – наблюдать целый биологический вид – миллиарды человеческих существ, – играющий и слушающий бессмысленные тональные сочетания, всерьез отдающий значительную часть своего времени предмету, который они называют «музыкой». По крайней мере, эта особенность рода человеческого сильно озадачила интеллектуальных инопланетян, Сверхправителей из романа Артура Кларка «Конец детства». Любопытство заставило их высадиться и посетить концерт. Они вежливо слушают музыку, по окончании концерта поздравляют композитора с его «величайшим шедевром», но в действительности сама музыка остается для них совершенно невразумительной. Пришельцы не могут понять, что происходит с человеческими существами, когда они слушают или сочиняют музыку, потому что с ними самими не происходит ровным счетом ничего. Они сами как вид лишены музыки.

Мы можем вообразить Сверхправителей, которые на своих кораблях рассуждают об услышанном. Они будут вынуждены признать, что эта штука, называемая «музыкой», каким-то образом (и очень сильно) влияет на людей, составляет значимую часть человеческой жизни. Тем не менее в музыке нет рациональных понятий, она не предлагает ничего конкретного; мало того, в ней нет образов, символов и прочего языкового материала. Она не имеет представляющей силы. Она, в конце концов, никак не соотносится с миром.

На Земле редко, но встречаются люди, которые, подобно Сверхправителям, лишены нервного аппарата, позволяющего оценивать тональность и мелодичность.
 

© Оливер Сакс, "Музыкофилия", предисловие
   97.0.4692.9997.0.4692.99
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru