ПРИОРИТЕТЫ ГОСОБОРОНЗАКАЗА
В НОВОМ ГОДУ ЗАТРАТЫ НА ВООРУЖЕНИЕ СОСТАВЯТ 14% ОТ БЮДЖЕТА СТРАНЫ
Будущий 2004 г. станет уникальным для предприятий оборонного комплекса. Впервые в новейшей истории нашей страны Государственный оборонный заказ на будущий год одобрен в конце текущего года. До сих пор это происходило в мае, в результате работы ОПК по его исполнению приобретали характер, близкий к авральному. На непосредственное освоение выделенных средств у производителей оставалось всего несколько месяцев. Безусловно, такая ситуация не шла на пользу ни ОПК, ни Минобороны РФ.
Более того, в ноябре на заседании Военно-промышленной комиссии было принято решение, разрешающее предприятиям и заказчикам заключать договоры и контракты по Гособоронзаказу 2004 г., не дожидаясь окончательного утверждения ГОЗ правительством. В результате ОПК получил возможность разворачивать работу по госзаказу буквально с первых дней января.
Еще одной новинкой будущего года является распространение практики уже отработанных по номенклатуре Тыла единых торгов на закупки вооружения и военной техники общего назначения. Опыт проведения закупок на конкурсной основе показывает, что такой подход за счет экономии средств позволяет приобретать на 15% больше намеченного.
Этой информацией накануне заседания правительства, на котором рассматривался Гособоронзаказ на 2004 г., с "ВПК" поделился заместитель министра экономического развития и торговли РФ Владислав Путилин.
По его словам, для выполнения заданий по Гособоронзаказу в 2004 г. планируется выделить 341,2 млрд. руб. Это 14% расходной части бюджета и более 40% всех средств, выделяемых на нужды обороны и безопасности. Рост затрат по ГОЗ составляет 19,8% по сравнению с 2003 г., в том числе по оснащению вооружением и военной техникой - на 30%.
Конечно, ничего сверхъестественного в том, что Гособоронзаказ на 2004 г. одобрен в конце 2003-го, нет. Такой шаг просто делает работу производителей по выполнению заказов Министерства обороны и других силовых структур ритмичной и цивилизованной. Однако, к сожалению, от этого в России уже отвыкли. В результате, по информации Владислава Путилина, в 2003 г., впервые за последнее время, темпы выполнения работ отставали от темпов финансирования. Для того, чтобы такая ситуация не повторялась, правительство оставляет за собой право перераспределять неиспользованные средства на другие нужды (естественно, в рамках ГОЗ).
В правительстве разработан также комплекс мер, который позволит несколько умерить и аппетиты монополистов на рынке вооружений и военной техники. А, как известно, большая часть сложных систем вооружения производится именно монополистами. Это касается такой продукции, как ракеты, подводные лодки, самолеты, танки, сложные артсистемы. Цены на них растут значительно быстрее, чем инфляция, поэтому заложенные в бюджете индексы-дефляторы работают неэффективно. По словам Владислава Путилина, стоимость ракетного комплекса "Тополь-М", работы по созданию и производству которого всегда являлись приоритетными, с начала производства возросла уже более чем на треть. Предполагается переход к системе трехгодичных контрактов, что позволит закупать комплектующие по более низким ценам.
Поможет снизить издержки и перераспределение части функций Министерства обороны по организации работ в рамках ГОЗ в пользу управляющих компаний - холдингов. По словам Владислава Путилина, положительный опыт такой деятельности уже имеется, он был накоплен в ходе работ по созданию РК "Тополь-М", атомных подводных лодок четвертого поколения.
Несмотря на все положительные моменты, связанные с улучшением ситуации с финансированием оборонного комплекса, денег на 2004 г. выделено все-таки на 20% меньше, чем это ранее предусматривалось Государственной программой вооружения. Поэтому в такой ситуации заказчикам необходимо продумать наиболее приоритетные направления, по которым финансирование работ будет осуществляться в полном объеме. По словам Владислава Путилина, на следующий год таких направлений выделено 28. И в первую очередь - это системы управления, разведки, навигации, связи, космические программы, в частности ГЛОНАСС. Космосу, как гражданскому, так и военному, уделено очень серьезное внимание - финансирование этого направления по сравнению с 2003 г. составит 200%.
ВВС получат большую номенклатуру средств поражения, в том числе - высокоточное оружие. Планируется провести модернизацию бомбардировщиков
Су-24 и штурмовиков
Су-25, истребителей
МиГ-29 и перехватчиков
МиГ-31. Впервые за последние десятилетия для Вооруженных Сил закупят новые танки - в войска должны поступить 14 машин Т-90. По словам Владислава Путилина, начнется серийное производство оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер". Будут продолжены производство и поставка в РВСН стратегических ракет "Тополь-М". Надо отметить, что в отличие от прошлых лет в 2004 г. расходы на нужды стратегических ядерных сил поставлены на 4-5 место.
В части опытно-конструкторских работ будут профинансированы дальнейшая разработка перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), вертолета
Ми-28Н, ударного самолета
Су-27ИБ, транспортных машин
Ан-70 и
Ил-76МФ, модернизация стратегических ракетоносцев
Ту-160 и
Ту-95МС. Продолжится создание новой морской баллистической ракеты, атомного подводного ракетоносца четвертого поколения проекта 955.
Владислав Путилин отметил, что в силу многих причин финансирование некоторых направлений, предусмотренное в ГОЗ на 2004 г., не всегда согласуется с принятой ранее Государственной программой вооружения. К примеру, потребовалось срочно доработать самоходную гаубицу "Мста-С", поэтому в 2003 г. на нее выделили в два раза больше средств, чем предусматривалось по программе вооружения. Теперь она фактически доведена и на 2004-й денег на нее заложено меньше, чем в ГПВ.
В программе вообще не значатся работы по созданию базового комплекта боевой индивидуальной экипировки военнослужащих "Бармица", однако в соответствии с Гособоронзаказом на этот проект в 2004 г. будет выделено около 50 млн. руб. "Бармица" представляет собой полный комплект индивидуальной экипировки солдата, включающий оружие, бронежилет с разгрузочным жилетом, шлем, индивидуальные средства связи, разведки и навигации, рейдовый рюкзак, снаряжение, спальный мешок, теплую одежду и обувь и другие предметы экипировки. Путилин также отметил, что в ГОЗ на следующий год предусмотрено создание системы управления и связи, "пронизывающей" всю дивизию - от командира до рядового - в расчете на 3 соединения. Массовое оснащение Вооруженных Сил РФ новейшей техникой и вооружением по планам правительства и Министерства обороны должно начаться с 2006 г. Так что есть основания надеяться, что к концу этого десятилетия в Российской армии появится не только оружие, но и бойцы ХХI в.
Илья КЕДРОВ