В 1945 году, 24 июля, на Потсдамской конференции Трумэн в разговоре со Сталиным как бы вскользь упомянул, что США обладает оружием огромной разрушительной силы. Сталин никак не отреагировал, и Трумэну даже показалось, что он не понял, о чём шла речь.
Но Сталин понял. В СССР уже шла работа над атомным проектом, внимательно изучались немецкие документы и донесения разведки. Совсем не было только одного. Не было советского урана...
Его поиски велись по всей стране. С самолётов с радиометром на борту, которые, прижимаясь к рельефу, обшаривали каждый километр. И здесь, у реки Средний Сакукан, что течёт в районе Кодарского хребта, радиометр зашкалило... Внизу была отвалившаяся от скалы глыба, блестевшая маслянистым уранинитом.
Для маркировки местности пилоты скинули вниз обрывки газет. Вскорости на лошадях на место вышли геологи. По дороги лошади погибли - им было нечего есть. Ягель съедобен для них мало. Геологи дошли и выжили. Выяснилось, что в ущелье находится
рудопроявление (пока что месторождением это не называли) с аномально высоким количеством урана - до 30%. Чаще встречалось процентное содержание, в то время как в мире нормой были руды с долями процента.
Работа велась быстро. Стране нужно было атомное оружие. Постановлением Совета Министров СССР № 172-52сс от 15.01.49 организуется Борский исправительно-трудовой лагерь при Ермаковском свинцовом рудоуправлении. Конечно, "свинец" был не свинцом, про что знали и зеки, и даже местные эвенки.
Дорогу пробили вдоль реки. Она до сих пор летом автопроезжаема наполовину своей длины - Урал едет относительно свободно. Вот примерно в таком состоянии, идти можно, причём довольно удобно.
«
Дорога вдоль Среднего Сакукана» на
Яндекс.Фотках
Дорога велась от посёлка Чара. Рядом с посёлком был построен аэродром, который эксплуатировался до нынешних времён, там садились самолёты местной авиации, вроде Ан-2 и Ан-24. Поначалу дорога являла собой зимник, но затем в болотистых местах были сделаны лежни, и дорога стала внесезонной. Брёвна тоже о сих пор сохранились отлично, несмотря на то, что прошло 60 лет.
«
Лежнёвая дорога» на
Яндекс.Фотках
Вдоль дороги встречаются обширные развалины. Вероятно, это было какое-то подсобное хозяйство при руднике.
«
Развалины вдоль дороги» на
Яндекс.Фотках
Над речками были возведены мосты. У бурных рек они не сохранились, но вот мелкие до сих пор с ними.
«
Мост на дороге» на
Яндекс.Фотках
Крупный мост через речку Средний Сакукан обрушился своим центральным пролётом, но его деревянные основания стоят.
«
Мост через Средний Сакукан» на
Яндекс.Фотках
Дорога здесь уходит в сторону ущелья серпантином, чтобы можно было подняться тяжёлому ЗиС-151. Рядом с мостом находится также грустный памятник - могила геолога Нины Азаровой. Молодая женщина погибла при разведке угольного месторождения для нужд лагеря. Это горы, это непредсказуемый Кодар, уголь нашёлся на хребте. Выпал снег, а в конце августа здесь уже осень, а тут день шахтёра. Нина спешила к товарищам на празднование, пренебрегла безопасностью и сорвалась. Напарник прибежал уже к мёртвому телу. Нину похоронили у реки, недалеко от моста. Впоследствии её именем был назван обширный ледник у перевала "25 лет Советской Латвии".
«
Мост через Средний Сакукан сверху» на
Яндекс.Фотках
Выше по течению реки, у слияния с ручьём Медвежий, находится изба гидрометеостанции. На фото можно рассмотреть баню у избы. Сейчас метеорологов там нет, но изба жилая и служит пристанищем туристов, которые ходят в ущелье или просто проходят рядом.
«
Баня при избе метеостанции» на
Яндекс.Фотках
Сама изба ГМС выглядит так. Дымок из трубы - в неё топится печка. Тепло и влажно. Погода на улице дождливая, высохнуть не получилось, но зато согрелись...
«
Изба метеостанции» на
Яндекс.Фотках
Внутри избы, как водится, всякие артефакты, в том числе и схема лагеря. Там всего три комнаты: прихожая, даже без пола, кухня с печкой и комнатка с двухэтажными нарами для спанья. Сохранилась старая кирпичная печь, но топится небольшая маленькая железная. Метеостанция обслуживала аэродром при посёлке Чара.
«
Схема лагеря в избе» на
Яндекс.Фотках
При подходе к ущелью бросаются в глаза уцелевшие столбы ЛЭП. Лагерь снабжался электричеством. От него работало освещение, в том числе и вдоль дороги при въезде в ущелье, вентиляция в урановых штольнях и освещение ограды лагеря.
«
ЛЭП» на
Яндекс.Фотках
Появляются бараки. Нет, эти крепкие до сих пор дома вовсе не для заключённых. Здесь жила администрация лагеря.
«
Здания администрации» на
Яндекс.Фотках
И решётки тут позатейливее, с претензией на красоту. Есть предположение, что в здании была касса, она и зарешечена.
«
Узорчатая решётка» на
Яндекс.Фотках
Недостроенный барак для вольнонаёмных. Рудник закрылся всего через два года поле открытия. Руды оказалось не так много, всё же это было рудопроявление, а не месторождение.
Специалисты жили в палатках. Впрочем, "палатка" - это не туристическая лёгкая палатка, это большая трёхслойная, и в ней не холодно зимой, если внутри топится печь.
«
Недостроенный барак» на
Яндекс.Фотках
Рядом с бараками самодельный музейчик - выложено то интересное, что было найдено при поисках в лагере. Кое что (например, альпинистские кошки) было передано в краеведческий музей в Новой Чаре - посёлке городского типа и станции на БАМе, недалеко от старого посёлка Чара.
«
"Музейчик" при администрации» на
Яндекс.Фотках
В бараке поисковиками было устроено временно жильё, осталась печка, обрывки плёнки на окне. Впрочем, это было давно, крыша течёт, всё сырое, нары внутри разбухли...
«
Барак» на
Яндекс.Фотках
Печка. Такие стояли в каждой комнате домов администрации. В потолке сохранились оббитые железом выводы дымовых труб.
«
Печка-буржуйка» на
Яндекс.Фотках
Перед развёртыванием рудника по полную мощность нужно было провести разведку. Но... Это ж горы! Скалы.
Были вызваны альпинисты. Им предстояло осуществить сплошной каротаж стен ущелья - разметив все стены квадратами 2 на 2 метра, а в интересных местах даже метр на метр, оценить наличие урановых руд для будущих штолен. Скажу даже, что была пробита штольня из соседнего ущелья! В честь этого на скале в ущелье установлены таблички, вторая совсем свежая, июля-августа 2013 года.
«
Новые таблички» на
Яндекс.Фотках
Альпинисты своё отработали. Но их не отпустили - секретная ведь работа была. И не посадили. Просто "сослали" в комфортабельный Арзамас-16. Где они и основали крупнейшую в СССР школу альпинизма.
«
Мемориальная табличка» на
Яндекс.Фотках
Так помаленьку доходим до самого лагеря. Он небольшой. Вышка, остатки колючей проволоки...
«
Сторожевая вышка» на
Яндекс.Фотках
С неба срывается дождь, влажность высокая, фотоаппарат снова заливает...
«
Колючая проволока лагеря» на
Яндекс.Фотках
В самом лагере уцелел один барак и проходная. В проходной есть даже вот такая лавочка со спинкой.
«
Проходная» на
Яндекс.Фотках
Решётки уже простые и функциональные. Как по мне, так даже хлипковаты на вид... Впрочем, побегов и так было немного - а некуда. И БАМа тогда не было рядом, глухой край. Было несколько побегов, неудачных. Вернули обратно - сами сдались...
«
Решётка» на
Яндекс.Фотках
Остатки ограды. Камни все в красной лишайнике. Оцените скалы слева - и там тоже работали альпинисты. Горы сыпятся, порода старая, часть лагеря погребена под сыпухой, даже сюда, до середины ущелья, докатились камни.
«
Ограда лагеря» на
Яндекс.Фотках
Лагерь заключённых, как я уже говорил, небольшой. Вот я стою у второй вышки, разрушенной, спереди видна уцелевшая. Территория - квадрат со стороной примерно с полсотни метров. Но здесь максимум работало 2500 тысячи заключённых - а это к тому же больше, чем коренное население этого района в тут пору!
«
Территория лагеря заключённых» на
Яндекс.Фотках
Наглядная агитация - но лозунг не прочесть. Тем более что там наложение аж двух надписей.
«
Лозунг» на
Яндекс.Фотках
Поднимаемся до промзоны. Здесь добывали уран, оценивали его содержание в породе и отгружали вниз. Здесь же остатки подстанции. Всё что можно, было вывезено и остатки разрушены.
«
Промзона» на
Яндекс.Фотках
Аккумуляторы сжигались.
«
Аккумулятор» на
Яндекс.Фотках
На месте подстанции только торчащие по углам громоотводы и опоры под трансформаторы.
«
Подстанция» на
Яндекс.Фотках
Снова самодельный музейчик.
«
"Музейчик" при промозоне» на
Яндекс.Фотках
Тачка. Они ездили по таким вот дощатым направляющим, только обитым железом. Следов переднего колеса у тачки нет: то ли колесо утрачено, то ли так вот, волоком, её и толкали.
«
Тачка и дорога для неё» на
Яндекс.Фотках
Сеть направляющих довольно разветвлённая: она ведёт к штольням в склонах гор и к рудосбросу, ведущему на дно ущелья.
«
Вид на промозону» на
Яндекс.Фотках
Инструмент, как правило, большой, надёжный и примитивный.
«
"Музейчик" при промзоне» на
Яндекс.Фотках
Видите чёрные пятна на дне ущелья? А это бараки администрации...
«
Лагерь сверху» на
Яндекс.Фотках
Кто-то установил крест. На нём еле разборчива надпись: "новомученикам российским".
«
Памятный крест» на
Яндекс.Фотках
Радиатор двигателя. Здесь работала компрессорная установка для питания отбойных молотков в штольнях.
«
Радиатор» на
Яндекс.Фотках
Рудосброс. По нему из тачек и вагонеток добытую породу сваливали на дно ущелья, а там она уже погружалась на ЗиСы, которые везли её по 36-километровой дороге до аэропорта. Затем Ли-2 или Дугласы DC-3 везли её до Челябинска-40.
«
Рудосброс» на
Яндекс.Фотках
Отхожее место. С красивым видом на долину Среднего Сакукана.
«
Туалет» на
Яндекс.Фотках
Руда возилась в том числе и вагонетками. Вот остатки рельс у рудосброса.
«
Рельсы для вагонеток» на
Яндекс.Фотках
Чуть ближе. Это взорванная вертикальная штольня. Тут вагонетки поднимались на-гора, проезжали двухметровый отрезок пути и опорожнялись в короб. Говорят, перед взрывом внутри осталась вся техника (думаю, туда ещё и свалили всё, что не смогли вывезти). Впрочем, те штольни, что в скале, тоже малодоступны из-за льда - вечная мерзлота же.
«
Взорваная вертикальная штольня» на
Яндекс.Фотках
Сожжённые противогазы. Работа велась по 5 часов за смену. Перед выходом на работу бригаду осматривал медик. Штольни вентилировались - а иначе скапливался радиоактивный газ. Но противогазы и респираторы были нужны как защита от в том числе и от пыли.
Но вообще меня здесь накрыло. Стою у сгоревших противогазов, и мне страшно. Как представлю - люди, в урановой шахте, в противогазе... Адская работа! Тем не менее, тут были определённые льготы. За 150 % выработки нормы срок шёл в зачёт день за три. Паёк также шёл увеличенным - это если самолёт вовремя доставлял еду. А если были проблемы, то голодали все, зеки и вольнонаёмные, тут не было различий.
«
Остатки противогазов» на
Яндекс.Фотках
Тем более при таком свете. Это факел. Освещения не хватало явно. По штольням если и был электрический свет, то лишь по основным штрекам.
«
Факел» на
Яндекс.Фотках
Ящики для переноса породы. Так к рудосбросу носили руду из штолен в скальных стенах...
«
Ящик для руды» на
Яндекс.Фотках
Вот так вот добывался первый советский уран. Через два года рудопроявление иссякло, 26.02.51 вышло распоряжение о выводе контингента из Борского ИТЛ. Часть людей перевели в другие лагеря, выработавших срок выпустили на свободу. О том, как это происходило, говорит интересный факт: первая партия из 88 человек при была на место пьяной - конвой закрыл глаза на наличие водки. Кроме того, в списке значилось 87 человек, так как одного пропустили. Но это заметили не сразу, так как в наличии и было 87 человек: один отстал спьяну. Проспавшись, он без конвоя дошёл самостоятельно до места назначения...
Суммарная работа громадная была проделана.