Реклама Google — средство выживания форумов :)
За день до соревнований нашим танкистам предоставили возможность опробовать вверенную технику, проехать на танке по маршруту трассы. После этого — выверка прицелов и приведение вооружения к нормальному бою. Стоит отметить, что до этого экипаж под командованием гвардии старшего лейтенанта Артема Богданова только проверял и обслуживал технику. Но если вы впервые сядете за руль новой машины, то уверен: у вас точно не сразу получится безошибочно проехать препятствия на автодроме. Так и с танками. Пока механик-водитель не сядет за рычаги и не включит передачу, пока наводчик-оператор не нажмет на кнопку электроспуска, не состоится контакт «человек — машина» и, как следствие, задача не будет выполнена.
Разноцветные семьдесятдвойки, которые приняли команды после жеребьевки, оказались в отличном техническом состоянии. Нашей команде достался танк желтого цвета. Все машины только прибыли в парк 2‑й гвардейской мотострелковой дивизии с ремонтного завода, их пробег составлял не более 150 километров.
После первого знакомства с танком наши танкисты вывели боевую машину на стартовую линию маршрута. За предыдущий день экипаж успел сработаться с машиной и чувствовал себя спокойно и уверенно.
Осмелюсь предположить, что виной тому — отсутствие навыков запуска управляемой ракеты из «спортивных» танков, ведь на пристрелке за день до соревнований не было возможности провести стрельбу ракетой.
Расстояние до красного танка осталось прежним, российский экипаж не дает ни единого шанса обогнать себя на трассе. Это и объяснимо — российские экипажи проводили тренировки и прошли уже первых два этапа соревнований на этой трассе. Механик-водитель красного танка наверняка выучил наизусть каждую ямку, кочку и препятствие на трассе.
Стоит отметить, что до этого экипаж под командованием гвардии старшего лейтенанта Артема Богданова только проверял и обслуживал технику.
Это и объяснимо — российские экипажи проводили тренировки и прошли уже первых два этапа соревнований на этой трассе. Механик-водитель красного танка наверняка выучил наизусть каждую ямку, кочку и препятствие на трассе.
Нашей команде достался танк желтого цвета. Все машины только прибыли в парк 2‑й гвардейской мотострелковой дивизии с ремонтного завода, их пробег составлял не более 150 километров.
По поводу стрельбы ТУР. Я смотрел 14 и 17, знаю результаты 15 и 16. ТУР летали "сапогом", не "садились" на траекторию, срывались с наведения. В целом менее 50% попаданий. Думаю, основная причина - истекшие сроки хранения. Эти боеприпасы имеют возраст 20 лет и более. Кстати, аналогичная картина наблюдалась в Чечне, когда пытались стрелять ТУР из Т-80Б. По моим наблюдениям, "нормальные" ТУР все, 100%, попали в цель. Убежден, что проблема в истекших сроках хранения. Правда, остается открытым вопрос, почему все ТУР не прогнали через КПМ.
Стрельба практическими снарядами (в том числе с ходу при фланговом движении танков) была в целом куда более успешной. Проблемы возникали при недостаточной квалификации экипажей, их слабой слаженности, вмешательстве посторонних обстоятельств. Первый пример: четыре подряд снаряда "мимо денег" из-за выставленной "кем-то" на ТБВ температуры наружного воздуха -18°C. Второй пример: мехвод дернул танк при загрузке боеприпасов, наводчик выронил снаряд, снаряд сломал руку командиру танка. Третий пример: упомянутые здесь провода телевизионщиков, попавшие под кассеты АЗ.
Стрельба из ЗПУ, наоборот, порадовала. Честно говоря, не ожидал, что будет такой большой процент попаданий в мишень зависшего вертолета на дистанции 800 метров. Знаю на практике, как это трудно сделать на ЗПУ Т-72Б.
Наблюдал казахский цирк снаружи с вышки КП в бинокль.
1. Танк выскочил наискосок бетонной площадки для загрузки БП и чуть вперед (на полкорпуса за площадку, с наклоном вниз носовой части). При этом отрицательный угол прицеливания явно превышал максимальный угол склонения пушки, что выражалось в периодических биениях пушки об упоры (наблюдал это отчетливо).
2. В нарушение мер безопасности НО и командир приступили к загрузке боеприпасов при НЕЗАСТОПОРЕННОЙ пушке, что было отлично видно с вышки.
3. Во время загрузки МВ самостоятельно решил поправить положение танка, заняв позицию, предписанную условиями биатлона (по центру бетонной площадки).
4. Отчетливо видел: в момент начала движения танка назад зримо качнулся ствол пушки. НО, подававший снаряд через люк командира, его выронил и ухватился за крышку люка.
5. Как известно, наиболее удобное положение для СКОРОСТНОГО снаряжения АЗ в Т-72 (увы, вопреки инструкциям): член экипажа внизу на полике БО практически лежа, слева от пушки, ПРАВОЙ рукой ловит снаряды, подаваемые из люка командира, принимает их на предплечье и затем досылает левой рукой в кассеты АЗ. По такой методике время снаряжения АЗ сокращается в среднем в 1,5 раза по сравнению с нормативным, а особо тренированными экипажами танкистов - почти в 3 раза.
6. Из моей беседы с казахскими экипажами сразу после оглашения результатов танкового биатлона всплыло две версии перелома руки командира танка (он в это время уже был в госпитале). Версия 1: во время рывка танка назад НО не удержал боеприпас и тот с высоты более метра головной частью ударил в предплечье командира, прижатое к полику БО, что привело к перелому. Версия 2: При рывке танка назад ограждением дернувшейся пушки сломало руку командиру, который принимал снаряд.
7. Исходя из своего опыта "общения" с танками Т-72 и наблюдения на танковом биатлоне, согласен на 100% с первой версией. За все время службы не припомню ни одного случая травмы пушкой при отработке ей предельных углов. Такого просто быть не может, даже на предельных углах, там достаточно места для рук, ног и других частей тела.
...
Вообще в смысле организации стрельб гигантские ресурсы были брошены на показуху и очень малые - на реальное обеспечение. По своему опыту скажу, что нормальное обеспечение стрельб (пусков) штатными боеприпасами, а тем более - учений с боевой стрельбой (чем по сути является танковый биатлон) требует ОЧЕНЬ больших усилий по их организации (по мерам безопасности, мишенной обстановке и еще многим направлениям), чего явно не хватало на танковом биатлоне. В частности, не мной одним, но и другими ветеранами танковых войск, были отмечены моменты грубого нарушения мер безопасности: танки, "промазавшие" стрельбой штатным снарядом, уходили на "штрафной круг" с отключенными стабилизаторами. В итоге зачастую их пушки были направлены на зрительские трибуны, где располагались тысячи людей. Честно говоря, у меня, по опыту многочисленных стрельб, в эти моменты "яйца подкатывали к горлу" и я лишь шептал" "Господи, пронеси". Счастлив, что на на танковом биатлоне происшествий не случилось. Но за время своей службы я знаком и с совсем другими ситуациями подобного рода, когда гибли люди.