Хельсинкский трамвай
В Хельсинки очень хорошо уловили мировые тенденции развития трамвайного движения. Этот вид транспорта активно развивается, и для передвижения в центре города на сегодняшний день имеет преимущественное значение. На окраины он (пока?) не ходит, наиболее удаленные конечные станции трамвайных веток располагаются примерно в 6 км от центра. Особенностью является очень близкое расположение станций, на расстоянии 200-300 метров в историческом центре и 400-600 метров в других районах. Учитывая, что это не магистральные маршруты, а местные, очень удобно. Общий недостаток - узкая колея (или 1000 или 1067 мм). Это вполне традиционная ширина для Западной Европы, но наша мне нравится больше. Из-за ширины колеи салон хельсинкского трамвая излишне узок.
Ходят несколько типов вагонов, но два из них основные. Более современный - Variotram. Это немецкая разработка, для столицы Финляндии их производил и поставлял в 1998 - 2004 годах Bombardier, было заказано 40 единиц. Начало эксплуатации было связано со множеством технических проблем и поломок, до 2009 года иногда до половины подвижного состава было неисправно. Город даже вынужден был купить 10 стареньких немецких трамваев Düwag GT6 для "закрытия дырок" и хотел даже вернуть Variotram'ы производителю. В итоге был найден компромисс, заключавшийся в том, что Bombardier берет на себя обслуживание своих трамваев, создает для этого технический центр, если более 4 машин не работают, то платится штраф, если более 8, то расторгается договор. Это, кстати, и к вопросу о выборе новых трамваев для Москвы, как известно это будет разработка Bombardier, производимая на "Уралвагонзаводе" (
http://top.rbc.ru/economics/14/12/2012/836721.shtml).
Впрочем, как пассажиру, мне все это было неизвестно, а трамвай понравился. Благодаря низкому полу очень удобно заходить в вагон. Однако проходы узкие, о чем я уже писал выше. Седушки вполне удобные, а также есть даже столики
для баночки пивка
Вторая основная модель - более старый и "родной" финский Valmet Nr I+ и Valmet Nr II+ 73-87 годов постройки. Я так понял основное их отличие друг от друга в том, что первый - двухсекционный, а второй - трехсекционный. Во втором также особенность - низкий пол на центральной площадке, оборудованный во время последней модернизации.
Простые маленькие удобства.
Пути располагаются по-разному. Где-то отдельно сбоку дороги, где-то по центру на выделенной части дороги, где-то просто-напросто занимают всю дорогу целиком. А где-то улицы чисто трамвайные.
На остановках электронные табло, показывающие время до прибытия следующего трамвая. Заодно на них социальная реклама. Финны тоже любят бухнуть. Если в Эстонии пьяных я вообще не видел, то здесь встречаются. Один чувак вообще у входа в кабак валялся и его там полиция тормошила.
Цена удовольствия 2,2 евро (ок. 95 рублей!). У водителя - вообще 2,8 евро. Это конечно жесть. Билет покупается в автомате, действует 1 час и позволяет ездить неограниченное количество раз как на трамвае, так и на автобусе и метро. Де факто он действует 1,5 часа, так как на билете указывается время начала его действия на 30 минут позже, чем время покупки. Кстати, на сайтах пишут, что есть еще билет чисто на трамвай, он дешевле - 2 евро. Но на самом деле ни в одно аппарате я такого билета не обнаружил.