Насколько помню из лекций по авиамедицине (возможности человека выполнять полет и их границы), имеет значение:
1 Величина
2 Продолжительность
3 Скорость роста перегрузки
4 Направление
Наиболее сильное влияние - на сосудистую систему: пример: голова выше сердца на 30см => при перегрузке 5g -> 0.3*5g= 120mm Hg - что есть нормальное кровеносное давление. => снабжение мозга прекращается.
Давление в глазах - 20ммРтути, -> если +перегрузка уменьшает давление в голове до 20мм, нарушается кровоснабжение сетчатки. (тут возникает вопрос длительности - насколько помню, после 1-2 сек перегрузки около +4 чего-то завечерело
) Кроме того, сужается поле зрения(разные виды рецепторов за разное зрение отвечают и по-разному нуждаются в питании)
Зовется - серая пелена. 2,5-4Ж.
Черная пелена - 4-4,5Ж
Более 5Ж - потеря сознания. Возвращается секунд через 10-15 после снятия перегрузки + 20-30сек, врубиться в ситуацию. (для боя - это смерть)
Имелась в виду положительная перегрузка (от головы к ногам) продолжительностью более нескольких (?не помню) секунд.
Отрицательная (ноги-голова)-еще хуже. Даже кратковременная 2кратная перегрузка может вызвать разрым глазных капилляров, меньшая - "красная пелена"
3 -разрыв капилляров мозга. Кста, именно от этого очень много пилотажников поплатилось здоровьем. Сразу эффект может быть незаметен, а чеерз время - опухоль (в т.ч. злокачественная=рак) мозга.
Смягчающие факторы: (механ)
1 противоперегруз. костюмы - зажимают, препятствуют оттоку крови
2 оптимальная поза: угол наклона кресла-65
о
(для оптимизации работы - изменяется 17-65)
3 Кислород подается с положительным давлением
4 Инерциаьлные способы: в жидкости выдерживает 26-31Ж (не хочу пробовать)
(физиолог)
1 Физ. форма: стенки сосудов укрепляются, эластичнее.
2 Тренировки на центрифуге - увеличивают сопротивляемость на 2-4Ж (через месяц эффект заканчивается)
3 спец упражнения М1, Л1
4 Подбор людей по телосложению (меньше рост - меньше перепад давлений - легче переносится перегрузка)
/фармаколог.
//В комплексе меры позволяют повысить сопротивляемость до 9Ж долговременной перегрузки.
Кратковременно, ессно, можно перенести много больше. Упоминавшаяся катапульта - 22-27, при раскрытии парашюта, (по пособию) -до 16Ж (не замечал неприятных ощущений, разве что, если лямку неправильно пристроишь и она на шары надавит
:o :o
) и т.д.