Независимое обозрение - Архангельск
15 января 2004 (1)
Дмитрий КОЛОСОВ
Генеральное наступление на грабли, или Дело о погибшей подлодке К-159
С самого начала уголовное дело, возбужденное по факту гибели атомной подлодки К-159, напоминало некую игру то ли в молчанку, то ли в испорченный телефон. "Знаю, но не скажу..." В роли стрелочников оказались (как и принято у нас в последние годы) высокие военные чины. Буквально на днях знакомый офицер из Североморска, который сейчас служит в штабе Северного флота, после телефонного разговора со мной тяжко вздохнул в телефонную трубку: "Любое происшествие на флоте выливается в поиск виновных, наказание невиновных, поощрение непричастных..."
А начался наш недавний телефонный разговор вот с чего. По мнению моего товарища, (кстати, он очень просил не упоминать его фамилию - как бы чего не вышло...), вполне вероятно, что закрытый процесс по делу о гибели АПЛ может понемногу перерасти в крутой открытый спор между Минатомом и военными. Суть в том, что до сих пор, как выясняется, никто однозначно, официально и конкретно не может сказать, кто все-таки был истинным "хозяином" лодки: флот, который уже много лет ее не эксплуатировал, либо атомное министерство, которое обязано следить за всеми списанными атомными кораблями. Во всяком случае, открыто об этом нигде не сообщалось. Не потому ли и процесс закрытый?
Опять же по словам моего собеседника, опытного офицера (а в его компетентности у меня лично сомнений нет), дело в том, что "гражданские" минатомовцы зачастую просто не подпускают военных к списанным АПЛ: мол, это наше (и деньги за их утилизацию - тоже наши!). По той же причине К-159 не была заполнена полистиролом для повышения плавучести, как было сделано с другими "военными" кораблями: якобы Минатом пожалел на это денег. Чем, естественно, "подставил" военных. А военные взялись за буксировку лишь потому, что... буксировать потенциально опасные плавсредства на Севере просто больше никто не берется - рискованно. Кстати, на северодвинском предприятии "Северный рейд", который, собственно, и заполняет полистиролом старые корабли, подобные К-159, ситуацию комментировать вообще не стали: как я понял, производственники просто не хотят встревать в разборки между Минатомом и флотом. Кстати, слабо верится, что до выяснения причастности Минатома к гибели К-159 вообще дойдет. "Неприкасаемое" российское министерство трудно достать...
А пока в минувший понедельник, в первый день процесса по делу о гибели атомной подлодки К- 159, предъявлено обвинение командующему Северным флотом Геннадию Сучкову, предусмотренное статьей 293 Уголовного кодекса РФ - "халатность, повлекшая смерть одного и более людей". Как стало известно "Независимому обозрению" из компетентного источника в Североморске, в ходе процесса судом будут допрошены 85 свидетелей, семь из них вызваны в суд дополнительно, после предварительных слушаний по делу, прошедших во флотском суде 25 декабря. Процесс начался необычно: защита временно отстраненного от должности командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова сразу же стала настаивать на невиновности своего подзащитного.
Но мнению адвокатов, прокуратура (во всяком случае, пока) не представила ни одного доказательства вины командующего в гибели экипажа К-159... Помнится, сразу же после гибели К- 159 многие центральные информагентства взахлеб сообщали, что К-159 шла на военный завод СРЗ-10 в Полярном. Военные якобы хотели заработать на утилизации подлодки. Но...
Вот новость последнего часа: "Северная субботняя газета" (ее сайт - КСФ.ru), выходящая в Мурманской области и отслеживающая ситуацию с К-159 буквально поминутно, уточнила, что АПЛ К-159 направлялась не в Полярный на военный завод СРЗ-10, а на "гражданский" снежногорский завод "Нерпа". Об этом сообщил директор ФГУП "10 СРЗ" капитан 1-го ранга Анатолий Кольнер. "Подчеркнуть это обстоятельство, - сказал А.В. Кольнер, - заставляют многочисленные, ничем не подтвержденные упоминания нашего завода в СМИ, а также обвинения руководства Минобороны в том, что К-159 в спешке вели именно на военный завод, чтобы заказ на утилизацию и его финансирование остались в рамках Минобороны".
Кроме того, директор СРЗ-10 сообщил, что в рамках заказа по утилизации этой лодки, в том числе ее первого этапа - подготовке к буксировке лодки в конечный пункт назначения, были привлечены специалисты десятка российских предприятий и организаций, в том числе и СРЗ Полярного. Почти одновременно с К-159 из Гремихи вышла вторая лодка - Б-370. Она была благополучно доставлена как раз в Полярный. Между прочим, благополучие буксировки объясняется тем, что эта лодка была заполнена полистиролом... Главный инженер СРЗ "Нерпа" Р. Римденок подтвердил эту информацию. По его словам, потеря АПЛ К-159 имела не только трагические последствия, связанные с гибелью людей. Это событие вызвало производственно- экономическую брешь в работе СРЗ "Нерпа". В 2003 г. подлодку планировалось доставить на завод и начать производственную подготовку, а в 2004 году - произвести работы по выгрузке активной зоны и утилизации субмарины. Финансирование данного заказа, по словам главного инженера, не имело отношения к инвестиционным программам. От себя добавлю: зато имел непосредственное отношение скупой на обеспечение безопасности буксировки... Минатом!
В общем, военные моряки поголовно "за" Сучкова, который "назначен крайним". Командующий Северным флотом, боевой адмирал, стал жертвой экономики. Конечно, не наше дело подсказывать и военному суду, и ГВП, но, похоже, итог слушаний по делу о К-159 предсказуем: Сучкова окончательно отстранят от должности, осудят условно, а потом в качестве некой "компенсации" подыщут должность. Помнится, боевой адмирал Вячеслав Попов после "Курска" (никто, кстати, так и не сказал, в чем же конкретно виноват Попов!) стал не менее боевым членом Совета Федерации от Мурманской области...
Самое горькое, что пока идут разборки, кто же именно пожалел денег на подготовку к буксировке списанной субмарины, благополучно утопла еще одна "бывшая боевая единица"! 7 января во время буксировки на выходе из бухты Улисс затонула дизельная подводная лодка Б-101 (641-й проект, по классификации НАТО - "Foxtrot"), которая была списана еще в 1999 году и продана на металлолом коммерческой структуре. Коммерсанты тоже сэкономили, как и Минатом. Спасительным северодвинским полистиролом в недрах лодки (напоминающей кусок коммерческого металлолома) и не пахло. Как и флотскими буксировщиками. То есть военные, которых после К-159 пинали все, кому не лень, за высокую "потопляемость", ни при чем. Так и хочется съязвить: "наконец-то ни при чем...". Или все равно военных крайними сделают? Во всяком случае, это легче, чем тех же министров или коммерсантов. Проверено. Ведь генеральное наступление на грабли, судя по всему, продолжается...
С самого начала уголовное дело, возбужденное по факту гибели атомной подлодки К-159, напоминало некую игру то ли в молчанку, то ли в испорченный телефон. 'Знаю, но не скажу...' В роли стрелочников оказались (как и принято у нас в последние годы) высокие военные чины. Буквально на днях знакомый офицер из Североморска, который сейчас служит в штабе Северного флота, после телефонного разговора со мной тяжко вздохнул в телефонную трубку: 'Любое происшествие на флоте выливается в поиск виновных, наказание невиновных, поощрение непричастных.....
//
www.arhpress.ru
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©