Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода, воспитание которого есть важнейшая задача высшей школы.
Как пояснил телеканалу «Дождь» один из подписавшихся академиков Евгений Александров, кафедра теологии в МИФИ — это последовательные действия РПЦ с целью увеличения клерикализации образования.
«Научной деятельности какое бы то ни было религиозное образование дать ничего не может, потому что в этом смысле наука и религия – это совершенно разные ипостаси», — заявил Александров.
О том, почему я уволился из МИФИ.
Аннотация: Это будет очень сложный рассказ... Потому что я уволился и добровольно и вынужденно одновременно. А история, которая положила начало этому увольнению, началась гораздо раньше, чем оно было оформлено юридически. Но это интересная история, которая показывает как устроена сейчас Россия, российская наука и образование. Поэтому я считаю, что обязан ее рассказать, по крайней мере, для того, чтобы свидетельствовать о нашем времени и нравах. К сожалению, в этой истории будет упоминаться Русская православная церковь, которая тоже оказалась втянута в эту историю. Я буду очень стараться разделить здесь вопросы религии, и вопросы светские... Считаю это важным. Но заранее извинюсь перед всеми, кто сочтет, что у меня это не получилось.
далее [показать]
В 2011 году меня позвали, как обычно, на день открытых дверей - завлекать школьников, убеждать их поступать в МИФИ. Я делал это много лет подряд, и тогда я делал это вполне искренно. В 2011 году я отказался. Я пояснил ответственному сотруднику с кафедры: "Боюсь не удержаться и сказать им - видели крест у входа? Хотите науки - поступайте туда, где креста у входа нет". Так что тогда я в очередной раз промолчал.
Сегодня я уже могу не молчать, меня не держит корпоративная этика.
Уважаемые абиттуриенты, сейчас вы будете решать куда поступать. Не надо поступать в МИФИ. Я закончил этот ВУЗ, я закончил в нем аспирантуру, я выпустил в нем многих дипломников. И я знаю, что говорю. МИФИ пало жертвой политики, ректор МИФИ Стриханов относится ко всем студентам и сотрудникам, как к своим марионеткам. Это подлый и безнравственный человек. Ученый совет МИФИ очень недоволен его политикой, но седовласые профессора боятся высказываться об этом иначе, чем в кулуарных беседах. Это трусы. А ученый не может быть трусом. Ни трусы, ни политики не способны открывать новые знания - они способны только на работу флюгера. Вы могли бы у них этому поучиться, но честное слово - не стоит. Без этого знания ваша жизнь не будет очень простой, но зато она будет интересной. Не тратьте свою молодость на неинтересные вещи, не превращайте процесс обучения, в формальность. Не поступайте в МИФИ. Такого ВУЗа в стране больше нет.
А все сейчас могут пройти на Демократор и подписать заявление с требованием закрыть кафедру теологии в МИФИ. Это обращение подписано 90 академика и членами-корреспондентами РАН. Подписи под ним продолжают прибывать. Именно поэтому я решил написать этот пост. Это не богоборчество, это защита того, что мне дорого. Именно поэтому я призываю людей подписать это заявление - независимо от религиозных убеждений. МИФИ должен учить физиков-ядерщиков, а не теологов. И это не вопрос религии, не вопросы веры или без верия - это все личное дело каждого человека, - это вопрос здравого смысла. Это вопрос, который касается каждого.
Буду благодарен всем, за максимальное распространение этой информации.
P.S.: Особо подчеркну - что все, что я здесь написал - это мое личное видение событий, мое личное мнение, и личные наблюдения. Меня никто не просил написать этот пост. И я не ставил целью кого-то обидеть, написав его. Но как непосредственный участник этих событий, я считаю что могу о них написать. Надеюсь, что вы поймете правильно причины, побудившие меня на этот шаг.
На межфакультетских курсах МГУ, среди которых студенты вольны выбрать, что им слушать, физический факультет, наряду с астрофизикой, биофизикой, макромиром и микромиром, предложил учащимся ознакомиться с «мировоззренческими вопросами современного естествознания», каковые им представит профессор, доктор физико-математических наук Андрей Хунджуа. В программе этого курса, как уже писала «Лента.ру», встречаются такие неоднозначные темы, как «падение нравов» и «поклонение Человеку и Сатанизм» (именно так, с заглавными буквами), а сам Хунджуа ранее неоднократно писал о том, что православный человек может забыть об эволюционизме.
Хунджуа — не единственный представитель физического факультета, проповедующий православный взгляд на науку. Например, в статье о том, что Солнце моложе Земли, соавтором профессора выступила Вера Волчкова — кандидат физико-математических наук и выпускница кафедры физики полупроводников физического факультета МГУ. Авторы пишут, что Земля моложе, чем думает современная физика: из статьи, впрочем, неясно, какую альтернативу авторы предлагают принятой оценке в 4,54 миллиарда лет — то ли 50 тысяч, то ли 10 миллионов лет; но, как бы то ни было, приведенные авторами факты, «свидетельствующие в пользу молодого возраста земли, таким образом, не противоречат Священному Писанию, а находятся в согласии с ним» (орфография оригинала).
Сопредседателями конференции «Христианство и наука» выступили протоиерей Кирилл Копейкин (кандидат как богословия, так и физико-математических наук) и доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической физики физфака МГУ Юрий Владимиров. «Есть метафизические принципы, они общие, и для науки, и для религии. Они работают и в физике, и в математике, и в философии. Например, это принцип тринитарности. В Христианстве он воплощен в догмате Святой Троицы. <...>С докладом же выступил старший научный сотрудник кафедры компьютерных методов физики физфака МГУ, доктор физико-математических наук Александр Белинский. По теме его доклада — «Сие творите в мое воспоминание» — сложно предположить, рассказывал ли Белинский только о богословии или еще и о физике. На его сайте есть, например, чисто богословские статьи (.pdf), без привлечения точных наук; но есть и статья (выполненная на грант INTAS, выданный для изучения неклассического света, что и стало темой докторской Белинского), которая — после рассказа о квантах и холонах — переходит к толкованию Библии. «Эти простые примеры могут помочь физику в изучении Священного Писания, когда простая формальная логика дает сбои и нужно перейти к более глубоким слоям понимания», — пишет Белинский.
Это конечно, с одной стороны, даже смешно, но так-то это писец какой-то.
Как мы уже показали в историческом анализе другого основного понятия физики, теологические рассуждения и схоластические размышления имели решающее влияние на формирование научных понятий. Проблема веры, откровения, причинности и в особенности задача примирения эсхатологической и чудотворной традиции с рациональным мышлением были важными факторами в этом отношении. Для понятий материи и массы были важны следующие три теологических предмета обсуждения: творение, смерть и пресуществление. Они соответствовали натурфилософским проблемам возникновения, аннигиляции и трансмутации материи и, следовательно, имели также отношение к принципу сохранения материи в его первоначальной метафизической форме.
В учении об абсолютном пространстве нашли свое выражение философско-теологические взгляды Ньютона, игравшие в его мышлении гораздо более серьезную роль, чем это можно было бы себе представить, если ограничиться только чтением "Математических начал натуральной философии". "Ньютон был теологом, причем крупным теологом, - пишет в этой связи Б. Г. Кузнецов. - Он посвятил немало страниц и немало доводов догматической и исторической критике идеи триединого божества, он был ревностным сторонником унитарианского вероучения, что не помешало "Началам" стать на континенте Европы знаменем деизма и даже атеизма".
Учёному не достаточны, но часто необходимы поэтическая интуиция теолога и самая тонкая диалектика метафизика, которым обучают в духовных школах.
В традиции российского православия явно прослеживается устойчивая тенденция использовать в свой адрес только слово «богословие», но никак не «теология» … «ни один православный священник в России никогда не употребит по отношению к своей Церкви слово „теология“ — поскольку оно ассоциируется с латинством»[39].
17 января 2011 года Министр образования и науки России А. А. Фурсенко издал Приказ № 49 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация (степень) „магистр“)»[91] В России 36 вузов, в том числе 21 государственный, сегодня выдают дипломы бакалавров и магистров теологии[92]. Согласно стандарту «образование специалистов теологии не преследует цели подготовки священнослужителей». Но аккредитованные Министерством образования и науки духовные школы Русской православной церкви помимо богословского диплома об окончании семинарии церковного образца выдают дипломы «бакалавра теологии» государственного образца[93], так как в курсе «Сравнительное богословие» они изучают и основы других религий.
В современной России теология не входит в государственный перечень научных специальностей (?!)[94]. Представители православия и других конфессий добиваются её включения в этот перечень[95], против чего выступают министр образования А. Фурсенко[96] (?!), эксперты ВАКа[81], некоторые академики Российской академии наук[81][96] и часть научной общественности[81][97][98] (см. Письмо десяти академиков). В феврале 2008 года 225[99] докторов и кандидатов наук выступило за официальное признание теологии отдельной отраслью науки[100], на что в марте того же года последовала негативная реакция СМИ[101] и части научного сообщества[98]. В поддержку признания в России на государственном уровне теологических дипломов, кандидатских и докторских диссертаций в декабре 2010 года выступил ряд профессоров известных немецких университетов[102].
Теология как «учение о Боге», то есть, дисциплина, связанная с религиозной философией, не входит в российскую номенклатуру специальностей научных работников[103]; диссертации по вопросам теологии представляются к защите по научной специальности 09.00.13 — «Религиоведение, философская антропология, философия культуры»[104]. Также Министерство образования и науки РФ предполагает, что вместо открытия научной специальности «Теология» в паспорт научной специальности «История» или же любой другой гуманитарной дисциплины будет заложена возможность защитить диссертацию духовного содержания[94].
Проект об Учреждении Московского университета, утверждённый Елизаветой Петровной в 1755 году, также явно исключал богословие из основной структуры университета[48]:
§ 4. Хотя во всяком Университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется святейшему Синоду.
В результате в XVIII веке Академический университет в Санкт-Петербурге и Московский университет отличались от всех остальных во всём мире тем, что в них не было богословского факультета (кафедра богословия в Московском появилась в 1819 году)[49]. Это стало особенностью всех, кроме Дерптского, теологический факультет которого готовил лютеранское духовенство, университетов Российской империи. После раздела Польши в юрисдикции России был также Виленский университет с теологическим факультетом, но при его закрытии в результате восстания 1830 года теологический факультет был преобразован в Римско-католическую духовную семинарию и затем переведён в Петербург. Одновременно c Виленским был закрыт и основанный Александром в 1817 году Варшавский университет с теологическим факультетом. Этот университет и его теологический факультет возобновили свою деятельность только в 1869 году. До революции структура богословского образования России включала в себя духовные училища, семинарии, академии (последние только в начале ХIХ века стали продолжением семинарского образования)[50], в университетах России православных богословских факультетов не было[51].
Но многие высокообразованные богословы преподавали светские дисциплины на различных кафедрах, в том числе, на кафедрах нравственных и политических наук. С начала XIX века в университетах появились кафедры богословия, всеобщей церковной истории, русской церковной истории, канонического права, которые чаще всего возглавляли священнослужители — кандидаты, магистры и доктора богословия, церковной истории и церковного права. Однако в XIX веке взаимодействие духовной и светской высших школ оставалось весьма ограниченным. А. И. Герцен в своих воспоминаниях отмечал, что в Московском университете только выпускники богословских школ хорошо и правильно понимали философию. Для предотвращения правильного понимания и распространения зарубежных философских учений в России согласно уставу 1884 года, отменённому в 1904 году, способные научить хорошо понимающих философию богословов производству взрывчатых веществ выпускники гимназий и реальных училищ не могли поступать в духовные семинарии, а обучавшиеся в духовных семинариях — в университеты, кроме филологических факультетов, лишь к концу XIX века отличникам семинарий разрешили поступать в Варшавский (уже в 1886 — на историко-филологический и физико-математический факультеты), Томский и Юрьевский университеты.
Но сейчас появилась светская богословская специальность под названием «теология». В МГУ открыта кафедра церковной истории. Для специальности «Филология» была введена теологическая специализация с присвоением квалификации: «Филолог со знанием основ теологии». Были введены специализация «Церковное шитье» для специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», специализация «Иконопись» по специальности «Живопись», а также обсуждается введение специализации «Регентование» по специальности «Хоровое дирижирование»[55].
В Германии теологические факультеты государственных университетов обычно привязаны к конкретной религии (римско-католической, протестантской или исламу) и имеют соответствующие степени и должности. (Например, в Тюбингенском университете — три (католический, протестантский, исламский), а в Боннском университете — два теологических факультета (католический и протестантский)). При этом основной целью теологического обучения является академическое образование духовенства и школьных учителей[58]. Теологические факультеты существовали и в бывшей Германской Демократической республике.
Такая взаимозависимость сохраняется, даже если эти объекты разнесены в пространстве за пределы любых известных взаимодействий, что находится в логическом противоречии с принципом локальности.
Когда-то юный Макс Планк пришёл к семидесятилетнему профессору Филиппу Жолли и сказал ему, что решил заняться теоретической физикой. Маститый ученый ответил: "Молодой человек! Зачем вы хотите испортить себе жизнь, ведь теоретическая физика в основном закончена... Стоит ли браться за такое бесперспективное дело?!"