[image]

Морское братство - нерушимо! Российско-Белорусский проект

 
1 5 6 7 8 9 17
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

МОЁ СЕДОВО - АЗОВСКОЕ МОРЕ - Военно-патриотическая акция "Морской Сталинград"

Военно-патриотическая акция "Морской Сталинград" проходит в России и Белоруссии в память о годовщине битвы за Кавказ. Морской поклонный крест будет установлен в Новороссийске. // sedovo.org
 
   
+
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

Морская авиация в истории Белорусии. Вместо вступления. - Морская авиация в Беларуси - Каталог статей - Музей авиационной техники - Боровая

Главная страница О музее ЭкспозицияАн-2 Ан-12Б Ан-26ЛЛ Ил-14П Ил-18В Ил-2 Ка-26 Л-29 Ми-1М Ми-2 Ми-8Т Ми-24П Ми-26 Миг-15УТИ МиГ-17 МиГ-19П МиГ-21бис МиГ-23УБ МиГ-25БМ МиГ-25ПУ МиГ-27К МиГ-29 Пе-2 Су-7БМК Су-17М Су-24МКабина Су-24М Су-25 Ту-134А Як-18 Як-25 Як-28ПП Як-40 СССР-87855 Як-40 EW-88187 Як-52 НКТЛ 29-39 Экспозиция - Видео Из жизни музея Авиапамятники Беларуси Мемориал Каталог статей Фотоальбомы Гостевая книга Обратная связь Форум Главная страница Главная страница Главная страница Главная страница О музее О музее О музее О музее Экспозиция Экспозиция Экспозиция Экспозиция Ан-2 Ан-12Б Ан-26ЛЛ Ил-14П Ил-18В Ил-2 Ка-26 Л-29 Ми-1М Ми-2 Ми-8Т Ми-24П Ми-26 Миг-15УТИ МиГ-17 МиГ-19П МиГ-21бис МиГ-23УБ МиГ-25БМ МиГ-25ПУ МиГ-27К МиГ-29 Пе-2 Су-7БМК Су-17М Су-24М Кабина Су-24М Су-25 Ту-134А Як-18 Як-25 Як-28ПП Як-40 СССР-87855 Як-40 EW-88187 Як-52 НКТЛ 29-39 Экспозиция - Видео Экспозиция - Видео Экспозиция - Видео Экспозиция - Видео Из жизни музея Из жизни музея Из жизни музея… // Дальше — aircraft-museum.ucoz.ru
 
   
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

К 23 февраля 2014 года участники проекта "Морское братство-Нерушимо!" готовят мероприятия в Лепеле, Могилёве и Быхове в рамках акции - Морские крылья Беларуси.
http://www.bykhov.by/?p=25786http://www.bykhov.by/?p=3726
   
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

Противостояние ВМФ СССР и ВМС США в период Холодной войны | За тех, кто в море!

Российская Федерация РАНДЕВУ С МИСТЕРОМ ЭЙЗЕНХАУЭРОМ Средиземное море было пропитано смертью – противолодочные средства НАТО непрерывно сканировали толщу морской воды, воздух гудел от базовых патрульных самолетов. Американцы явно готовились к какому-то важному событию. Но у советской дизель-электрической подлодки С-360 была собственная задача – дойти в подводном положении до Гибралтара, скрытно проникнуть в район боевого маневрирования авианосца «Рузвельт», определить состав кораблей его охранения и после успешного выполнения задания благополучно вернуться на базу в заливе Влера (Албания). // Дальше — maxpark.com
 
   
Это сообщение редактировалось 11.01.2014 в 08:57
+
+1
-
edit
 
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

Б-440 пр. 641. Боевая служба 15.09.1973 - 8.10.1974 | За тех, кто в море!

Условия службы на послевоенных дизельных ПЛ и АПЛ первых поколений ВМФ СССРПЛ Б-36 пр. 641 в "Карибском кризисе" (операция "Кама")ПЛАРК пр. 675. Поход Камчатка – Филиппинское море и обратно Честно отвечу, не знаю. Я на такой не служил. Это очень старый проект. Да на своей не помню)))Если хотите, посмотрите здесь: ссылка на militaryrussia.ru // maxpark.com
 
   
Это сообщение редактировалось 11.01.2014 в 08:58
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

Единственный в Беларуси Центр юных моряков отмечает 25-летний юбилей | НОВОСТИ БЕЛАРУСИ ОТ СТВ

Новости Беларуси. Морская романтика в Бресте. Единственный в Беларуси Центр юных моряков отмечает 25-летний  юбилей. Сегодня в этом внешкольном учреждении занимается свыше тысячи воспитанников. За четверть века более 1 // www.ctv.by
 
   
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

Размышления о демагогах и дилетантах - "Автономка" Александра Викторова

«Размышляй обо всем, что слышишь, но верь лишь тому, что проверишь» «Беда принуждает ко лжи даже честных» Публилий Сир Не успел закончиться траур по н... // avtonomka.org
 
   
+
-
edit
 
+
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

http://groupava1.mycdn.me/getImage?photoId=506401142194&photoType=5 [can't get icon's size]

Беларусь-морская держава! : Группа по интересам. Другое : Одноклассники

Ветераны ВМФ из Беларуси – сделаем историю Морской славы Беларуси. Вспомним всех моряков от Петра до наших дней. Прошу высылать в личку данные на моряков - прадедов, дедов и отцов, родственников, знакомых, моряков всех времён для составления списка. Буду признателен. Сегодня в Республике Беларусь живут около 250 тыс. человек, служивших в разные годы в частях ВМФ СССР. Согласно статистике с 1945 года по 1992 год, через Флот прошло около МИЛЛИОНА!!! белорусов! Беларусь дала Флоту 74 адмирала, посвятившим свою жизнь Военно-морскому флоту! Морская пехота дважды рождалась в Беларуси. В 1705 году и 1963! Таким достоянием может гордиться любая страна Европы! Морское братство-нерушимо! // www.odnoklassniki.ru
 
   
Это сообщение редактировалось 29.01.2014 в 23:26
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

Оборона Одессы (Украина, 5 серий) 2011 год смотреть онлайн

Приветствую Вас, Гость | RSS Четверг, 23.01.2014, 07:26 Вся хроника WW2 Германия СССР Великобритания США Италия Финляндия Док. студии Крылья России Ударная сила СтарМедиаПро Совершенно секретно Невидимый фронт Искатели Цена победы ТК Россия Лучшие док. Циклы Великая война (18 серий) ВМВ день за днем (96 серий) Неизвестная война (20 серий) Оружие победы (36 серий) Вспомнить правду (11 лекций) Освободители (12 серий) Дороже золота (39 серий) Броня России (10 серий) Апокалипсис: ВМВ (6 серий) Секретный полигон (23 серии) Тайны разведки (49 серий) Горячие точки хол. // Дальше — voenhronika.ru
 
   
Это сообщение редактировалось 29.01.2014 в 23:28
+
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

Библиотека штурмана

Библиотека штурмана

Друзья сайта: Владивостокское морское собрание Вестник Ростовского-на-Дону морского собрания Советский подводник (Рижское ВВМУПП) Общество подводников Латвии МОБИЛЬНЫЙ ШТУРМАНСКИЙ КОШЕЛЕК "В службе сего офицера не было обстоятельств, лишающих права на получение знака отличия беспорочной службы или отдаляющих срок выслуги к сему знаку". Такая запись сделана на последней странице послужного списка капитана II ранга Владимира Ивановича Лепко за 1911 год. Этот человек - один из героев Порт-Артура - долгие годы тихо жил в Ленинграде, на Васильевском острове. // Дальше — shturman-tof.ru
 
   
Это сообщение редактировалось 29.01.2014 в 23:28
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

Николай Черкашин
Памяти экипажа С-80

СМЕРТЬ В РЕЖИМЕ МОЛЧАНИЯ

Эта женщина была окружена ореолом мрачной тайны. Ее муж, ко-
мандир подводной лодки, погиб со всем экипажем в Баренцевом море. Никто не знал - как, где и почему. Об этом предпочитали не расспрашивать - особый отдел еще не закрыл следствие.
Вдова командира работала метрдотелем ресторана «Космос» в портовом пригороде Мурманска - Росте. Ресторан по нынешнем понятиям - второразрядный кабак, но для нас, подводников, выбиравшихся в столицу Заполярья из отдаленных баз, «Космос» представал фешенебельнейшим заведением, где каждый вечер шумел и сверкал скоротечный праздник жизни. Его хозяйкой была, строгой и внимательной, одетой всегда в черное платье, была она - Светлана. И каждый год - 27 января - ей приносили в заснеженном морозном Мурманске свежие цветы. Число роз всегда было четным...
  • * *

Шестидесятые годы начались для Северного флота более, чем мрачно: из корабельного списка пришлось вычеркнуть сразу три подводные лодки. Даже в войну такое случалось нечасто... Сначала бесследно исчезла в море дизельный ракетоносец С-80.Потом рванули торпеды в носовом отсеке Б-37, стоявшей у причала в Полярном. Чудовищной силы взрыв разворотил и соседнюю подводную лодку С-350. Погибли сто двадцать два моряка. При-чины взрыва не выяснены до сих пор. Не исключалась диверсия — шла Холодная война...
Средняя дизельная подводная лодка С-80, приспособленная для запуска крылатых ракет, 25 января 1961 года вышла в дальний полигон Баренцева моря - туда, где сейчас покоится на грунте атомный подводный крейсер «Курск». Вышла не надолго - на несколько дней. На борту - 68 человек, включая второго командира. Последний раз субмарина дала о себе знать в 23.00 26 января. Командир капитан 3 ранга Анатолий Ситарчик доложил, что все задачи боевой под¬готовки выполнены, и просил «добро» на возвращение в базу. «Добро» дали. Но в 00 часов 47 минут 27 января радио¬связь прервалась. С-80 в Полярный не вернулась. В тот же день комфлота выслал на поиски два эсминца и спасательное судно. Район, в котором исчезла С-80, отстоял от побережья на 50 миль и занимал площадь 384 квадратные мили. Глубины — от 200 метров и ниже. Зимний шторм швырял корабли, моряки тщетно пытались разглядеть сквозь снежные заряды черный силуэт субмарины или хотя бы черное масляное пятно на воде.
На следующий день по флоту объявили аварийную тревогу, и на поиски С-80 вышли еще два эсминца, четыре малых противолодочных корабля, корабль разведки и спасательное судно.
Полярный притих в недобром пред¬чувствии. Увы, день, точнее, глухая арктическая ночь не принесла никаких вестей. Тогда начался массированный по¬иск с привлечением авиации, подводных лодок и рыболовецких судов с их придонными тралами и поисковой аппаратурой. Вдоль береговой линии летали пограничные вертолеты. Радиотехнические посты просеивали на своих экранах каждое пятнышко засветки.
О мертвых — либо хорошее, либо ничего. Это этическое правило не распространяется на моряков. Командир отвечает за все, что случилось на корабле и с кораблем, даже если он мертв.
Не миновала эта участь и навечно 36-летнего командира С-80 капитана 3 ранга Анатолия Дмитриевича Ситарчика.
Вот что писал о нем и об обстоятельствах катастрофы его бывший непосредственный начальник, командир дивизии подводных лодок Северного флота, а впоследствии Адмирал Флота Георгий Егоров:
« Подводные лодки с крылатыми ракетами на борту - сложные по устройству корабли. Поэтому нам (офицерам штаба - Н.Ч.) приходилось часто выходить в море на этих кораблях, изучать личный состав, особенно командиров. Тогда-то я и обратил внимание на одного из них. В море он допускал оплошности, часто нервничал, что совершенно недопустимо для подводника. Я не раз обращался к командующему подводными силами контр-адмиралу Г. Т.Кудряшову с просьбой отправить этого командира на тщательную медицинскую проверку для определения его психологического состояния, но этого сделано не было.
Вскоре я снова вышел в море на той же подводной лодке для проверки корабля и всех его систем на глубоководное погружение с уходом на рабочую глубину до 170 метров.
Испытания показали, что прочный корпус, все забортные отверстия, механизмы в основном удовлетворяют предъявляемым требованиям. Но снова возникли серьезные претензии к командиру корабля. Поэтому я приказал начальнику штаба дивизии капитану 1-го ранга Н.М. Баранову не отправлять лодку в море, а заняться совершенствованием подготовки командира и личного состава непосредственно в базе».
Распоряжение комдива не выполнили и «выпихнули» С-80 в полигон для отработки плановой курсовой задачи. О, этот всемогущий идол - план!
Капитан 1 ранга Егоров находился на мостике плавбазы «Иртыш», когда из перехваченной радиограммы узнал, что С-80 отправлена в море.
«Поэтому, — писал Георгий Михайлович, — не вступая в полемику, а ссылаясь на тяжелый прогноз погоды, дал радиограмму в штаб подводных сил: «В связи с приближающимся ураганом прошу ПЛ С-80 срочно возвратить в базу».
Приближение шторма уже чувствовалось по многим признакам.
Я приказал отправить в море часть лодок с рейда и погрузиться на глубину в назначенных районах. И, находясь на мостике плавбазы «Иртыш», которую на якорях носило с борта на борт ураганной силы ветром 25—30 метров в секунду при сплошных снежных зарядах, следил по локации за состоянием кораблей на рейде. От командиров лодок периодически поступали док¬лады о положении дел. Прошла радиограмма от подводной лодки С-80. Поскольку она была адресована штабу подводных сил, мы не смогли ее раскодировать. Полагал, что моя просьба выполнена, что командир С-80 подтвердил приказание штаба о возвращении и лодка направляется в базу.
Уже на рассвете получаю тревожный доклад: «Узел связи флота постоянно вызывает подводную лодку С-80. Ответа от нее нет».
С ураганом шутки плохи. Каких только не возникло тогда предположений о причинах молчания корабля. Командир С-80, не получив распоряжения штаба о возвращении в базу, мог пойти на погружение, чтобы укрыться от шторма под водой.
Решение тренировать экипаж при плавании под РДП в условиях тяжелого шторма в полярную ночь не вызывалось ни какой необходимостью. Мои сомнения относительно возможностей этого командира, к несчастью, подтвердились.
После подъема лодки с грунта проверка журнала радистов показала, что приказа штаба подводных сил о возвращении С-80 в базу, что могло предотвратить катастрофу, на корабль не поступало. Значит, моя просьба командованием подводных сил не была удовлетворена».
Сомнения относительно возможностей...
Известно, что мнения начальников и подчиненных часто расходятся. Вот бывшему лейтенанту, а ныне Герою Советского Союза вице-адмиралу запасу Евгению Чернову командир С-80 помнится совершенно другим человеком: «Это был смелый, решительный и грамотный подводник. Отец его генерал-авиатор, погиб во время войны. Анатолий Дмитриевич выходил в море в отцовском летном шлеме и его перчатка. Это был его талисман. Не знаю, взял ли он с собой эти реликвии в тот последний выход...»
Только через неделю после исчезновения С-80 — 3 февраля — рыбаки с траулера РТ-38 обнаружили в трале аварийный буй, которым обозначают место, где затонула лод¬ка. На нержавеющей табличке разобра¬ли тактический номер — С-80.
К сожалению, никто из рыбаков не мог сказать, где и когда они затралили буй. Штурманы схватились за свои линейки и циркули, пыталясь по расчетам вероятного дрейфа уточнить место. На¬несли на карты район, где штормом могло оборвать буй. Искали до 16 февра¬ля. К этому сроку в отсеках С-80 никого бы в живых не было.
Взять бы чуть севернее всего на полторы мили, и лодку бы нашли. Но никто не пересек 70-ю, будто заколдо¬ванную параллель. Правда, если бы тог¬да и обнаружили С-80, помочь ей было бы нечем — мощную судоподъемную фирму «ЭПРОН» по воле Хрущева давно
«Под аварию» главкому ВМФ СССР удалось выбить деньги на развитие спаса¬тельных средств. Самое главное — спроектировали и построили «Карпаты», специальное судно для подъема затонувших лодок.

«В их жилах не свернулась кровь...»

Подлодку нашли 23 июля 1968 года. С-80 лежала на твердом грунте на ровном киле, накренившись на правый борт.
Первые обследования с помощью спускаемой водолазной камеры показали: оба аварийно-спасательных буя — носовой и кормовой — отданы. Значит, под¬водники были живы по меньшей мере в обоих кормовых отсеках. Верхний рубочный люк задраен. Никаких видимых повреждений ни легкий корпус, ни прочный не имели. Особое внимание обратили на рули: все горизонтальные застыли в положении «на всплытие», вертикальный же был переложен «лево на борт». Именно по этим последним «телодвижениям» корабля была состав¬лена потом версия гибели.
После долгих проволочек и кадровых неурядиц была сформирована экспедиция особого назначения (ЭОН). Ее командир капитан 1 ранга Сергей Минченко — безусловный герой этой судо¬подъемной эпопеи. Ведь начинать при¬ходилось практически с нуля. Правда, в строй только что вступил спасатель под¬водных лодок «Карпаты». Но поднять с глубины 200 метров подводную лодку — задача более чем сложная.
Минченко вспоминает:
— С-80 перетащили в безлюдную бухту Завалишина, что под Териберкой, и поставили на понтоны. Как быть дальше? Специалисты из минно-торпедного управления уверяли государственную ко¬миссию, что при осушении отсеков торпеды, пролежавшие столько лет под водой, при перепаде давления могут взорваться. Они почти убедили руководство не рисковать и подорвать лодку, не осушая ее, не извлекая тел погибших. При этом терялся весь смысл напряженнейшего труда — поднять корабль, чтобы выяснить причину гибели!
Однажды вечером ко мне приходит минер, капитан 2 ранга (фамилию, к сожалению, не помню): «Разрешите, я проникну в первый отсек и приведу торпеды в безопасное состояние!» Риск огромный, и все-таки я разрешил. Очень важно было выяснить все обстоятельства катастрофы. Ночью отправились с ним на С-80. Кавторанг, одетый в легководолазное снаряжение, скрылся в люке. Я страховал его на надстройке. Наконец, он вынырнул: «Все. Не взорвутся.»
Утром — совещание. Докладываю: работать можно. Как, что, почему?! Рас¬сказал про ночную вылазку. Взгрели по первое число за самовольство. Но председателем госкомиссии был Герой Советского Союза вице-адмирал Щедрин, сам отчаянный моряк. Победителей не судят. Отсеки осушили. Началась самая тягостная часть нашей работы: извлечение тел.
Рассказывает вице-адмирал запаса Ростислав Филонович:
- Мне пришлось первому войти в отсеки С-80. На это право претендовали и особисты, и политработники, но решили, что сначала субмарину должен осмотреть кораблестроитель. Я вошел в лодку с кормы - через аварийный люк седьмого отсека. Тела подводников лежали лицом вниз. Все они были замаслены в соляре, который выдавило внутрь корпуса из топливных цистерн. В первом, втором, третьем и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большинство тел извлекли именно из носовых отсеках. Вообще, все тела поражали своей полной сохранностью. Многих узнавали в лицо - и это спустя семь лет после гибели! Медики говорили о бальзамирующих свойствах морской воды на двухсотметровой глубине Баренцева моря...
  • * *

То, что открылось глазам Филоновича, даже в протокольном изложении ужасно. Хлынувшая в средние отсеки вода прорвала сферические переборки из стали толщиной в палец, словно бумагу. Лохмы металла завивались в сторону носа — гидроудар шел из пятого дизельного отсека. Вода срывала на своем пути механизмы с фундаментов, сметала рубки и выгородки, калечила людей... В одном из стальных завитков прорванной переборки Филонович заметил кусок тела. Почти у всех, кого извлекли из четвертого и третьего отсеков были разможенны головы.
Участь тех, кого толстая сталь при¬крыла от мгновенной смерти, тоже была незавидной: они погибли от удушья. Кислородные баллончики всех дыхательных аппаратов (ИДА) были пусты. Но прежде чем включиться в «идашки», моряки стравили из парогазовых торпед сжатый воздух в носовой отсек.
Когда взяли пробы воздуха из «подушек» в первом, третьем и седьмом отсеках, то кислорода вместо нормальных 22% оказалось: в первом - 6,9%, в третьем - жилом - 3,1%, в седьмом - кормовом - 5,4%.
Не все смогли выдержать пытку медленным удушьем. В аккумуляторной яме второго (жилого) отсека нашли мичмана, который замкнул руками шину с многоамперным током... Еще один матрос затянул на шее петлю, лежа в койке. Так и пролежал в петле семь лет...
Остальные держались до последнего. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка обнаружили тела старпома - капитана 3 ранга В. Осипова и командира ракетной боевой части (БЧ-2) капитан-лейтенанта В. Черничко. Первый нес командирскую вахту, второй стоял на перископе как вахтенный офицер. Кто из них первым заметил опасность — не скажет никто, но приказ на срочное погружение из-под РДП отдал, как требует в таких случаях Корабельный устав, капитан 3 ранга Осипов.
Тела командира С-80 и его дублера капитана 3 ранга В. Николаева нашли в жилом офицерском отсеке. По-видимому, оба спустились в кают-компанию на ночной завтрак. Катастрофа разыгралась столь стремительно, что они едва успели выскочить в средний проход отсе¬ка...
Рассказывает бывший главный инженер ЭОН - экспедиции особого назначения, ныне контр-адмирал-инженер Юрий Сенатский.
— В бухту Завалишина, где стояла на понтонах С-80, подогнали СДК (средний десантный корабль). В десантном трюме поставили столы патологоанатомов. Врачи оттирали замасленные лица погибших спиртом и не верили своим глазам: щеки мертвецов розовели! В их жилах еще не успела свернуться кровь. Она была алой...
Кончина шестидесяти восьми подводников на С-80 была воистину мученической. Врачи уверяли, что на своем запасе отсечного воздуха подводники вполне могли протянуть неделю. Неделю ждать помощи и уходить из жизни в бреду удушья...
- Они пели «Варяга»! - уверял меня капитан медслужбы Валерий Коваль. Мы пили спирт вместе с остальными участниками «дезинфекции» С-80 после извлечения трупов, и капитан готов был вцепиться в любого, кто усомнился бы в его словах. - Понимаешь, в кают-компании был накрыт стол... Они прощались. Они пели...
Так ему хотелось... Так он видел.

Потом погибших уложили в гробы, и СДК с приспущенным флагом двинулся в Полярный, в бухту Оленью.
Когда тела экипажа С-80 были преданы земле, точнее вечной мерзлоте Оленьей губы, кадровики совершили свой ритуал - в комнате для сжигания секретных бумаг предали огню удостоверения личности офицеров и мичманов погибшей лодки.
На капитана 1 ранга Бабашина легла еще одна нелегкая обязанность: рассылать родственникам погибших подводников их личные вещи. Было куплено 78 одинаковых черных фибровых чемоданов. В каждый положили по новенькому тельнику, бескозырке... У кого сохранились часы — положили и их. Перетрясли баталёрки, нашли письма, книги, фотоаппарат. И поехали по всему Союзу фибровые чемоданы и цинковые гробы с «грузом 200». Потом, спустя четверть века, полетят над страной «цинки» афганцев в «черных тюльпанах». А тогда молча, скрытно, секретно хоронили моряков...
С той поры прошло 36 лет. Не Бог весть какая древность. Но за это время на флоте сменилось не одно поколение, так что узнать теперь что-либо о погибших чрезвычайно трудно. Лишь отрывочные сведения от тех, кто когда-то сам служил на С-80 или дружил с кем-то из экипажа. Вот что рассказал о капитан-лейтенанте Викторе Черничко его сослуживец капитан 1 ранга в отставке Бабашин:
— В памяти остался как весельчак, гитарист, лыжник, боксер. Нос, как у всех боксеров, был слегка кривоват, но это даже ему шло... Успеху у женщин эта его «особинка» не мешала. А вообще-то, был добрый семьянин, отец двоих детей. Заядлый лыжник. Иной раз прибегал прямо к подъему флага, сбрасывал лыжи — и в строй.
Высококлассный ракетчик, выпускник Севастопольского военно-морского училища имени Нахимова. Он уже получил назначение на большую ракетную подлодку 651-го проекта. Мог и не ходить в море, но взялся подготовить своего преемника - командира ракетной группы Колю Бонадыкова. «Последний раз, - говорил, - схожу, и все». Вот и сходил в последний раз...
Точные обстоятельства гибели С-80 не установлены и по ею пору. Есть лишь версии, более или менее убедительные.
С-80 относилась к классу средних дизельных торпедных подлодок. Но в отличие от других (лодок 613-го проекта было построено свыше двухсот) она могла нести и две крылатые ракеты, расположенные в герметичных контейнерах за рубкой. По сути дела, была испытатель¬ной платформой для нового морского оружия.
Была и еще одна техническая особенность, возможно, сыгравшая роковую роль.
— Шахта РДП (труба для подачи воздуха к дизелям с перископной глу-бины. — Н. Ч.) на С-80 была шире, чем на других «эсках», — говорит моряк-подводник старший мичман В. Казанов. — В тот день море штормило и был хороший морозец. Волна, как видно, захлестывала шахту, и на верхней крышке намерз лед. Лодка пошла на глубину, а крышка не закрылась... Вода рванула в пятый отсек, где два моряка пытались уберечь корабль от катастрофы. Мы их там и нашли...
А вот выводы Сергея Минченко:
— Положение вертикального руля С-80 — 20 градусов на левый борт — говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, что¬бы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном...
Что же это за «неизвестное судно», которое неожиданно оказалось в полигоне боевой подготовки? Никаких советских кораблей, рыболовецких траулеров там в тот день не было. Это подтверждают все оперативные службы. Но если вспомнить, как часто появлялись и по¬являются поныне в прибрежных водах Кольского полуострова иностранные подводные лодки, нетрудно предположить, что командир С-80 увидел в перископ корабль-разведчик, шедший без отличительных огней и потому особенно малозаметный в полярную ночь да еще в слабосильную оптику. Вполне понятен был интерес военно-морской разведки НАТО к необычной подводной лодке с ракетными контейнерами.
Итак, у С-80 не было прямого столкновения с неизвестным кораблем, но был опасный маневр, вы¬званный появлением этого корабля в запретном районе. Маневр, который в силу случайности стал роковым.
Важно отметить, что С-80 не жертва обстоятельств, а боевая потеря, понесенная флотом в ходе самой тихой, но отнюдь не бескровной подводной охоты в океане.
Последнюю точку над «i» в моем расследовании трагедии С-80 поставил ее бывший старпом, переведенный за несколько лет до гибели субмарины на другой корабль, а ныне вице-адмирал запаса Евгений Чернов:
- Лодки не должны тонуть, как вы понимаете, при срочном погружении из-под РДП даже при обмерзании поплавкового клапана. В любом случае подача воздуха к дизелям из атмосферы перекрывается мощной захлопкой. Как только С-80 стала уходить на глубину, матрос-моторист бросился перекрывать воздушную магистраль, из которой била вода. Он отжимал рычаг захлопки вправо, а надо было — влево. Парень жал с такой силой, что согнул шток. Он был уверен, что перекрывает, на самом же деле открывал по максимуму. В чем дело? В пустяке. Матрос этот был прикомандирован с другой лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо. Матрос не знал этой особенности. Выходит, вино¬вен в гибели С-80 тот, кто не успел или забыл предупредить его об этом. Кто? Командир отделения? Старшина команды? Командир группы? Инженер-механик? Кому легче от того, что вина за катастрофу распределилась по этой цепочке? Тем более что подобных «чужаков» на лодке было семь человек, не считая офицеров-дублеров. Порочная практика прикомандирования специалистов с других кораблей за несколько часов до выхода в море, увы, существует и поныне, несмотря на все приказы и инструкции. Нечто похожее произошло и на атомной подводной лодке К-429 в 1983 году - там было прикомандированы 47 человек их 87 по штату. Но эта уже другая с история с тем же печальным финалом.
https://www.facebook.com/nikolaj.cerkasin1/...
   
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

Ил-4 возвращается в Быхов - 15 Января 2014 - Музей авиационной техники - Боровая

Главная страница О музее ЭкспозицияАн-2 Ан-12Б Ан-26ЛЛ Ил-14П Ил-18В Ил-2 Ка-26 Л-29 Ми-1М Ми-2 Ми-8Т Ми-24П Ми-26 Миг-15УТИ МиГ-17 МиГ-19П МиГ-21бис МиГ-23УБ МиГ-25БМ МиГ-25ПУ МиГ-27К МиГ-29 Пе-2 Су-7БМК Су-17М Су-24МКабина Су-24М Су-25 Ту-134А Як-18 Як-25 Як-28ПП Як-40 СССР-87855 Як-40 EW-88187 Як-52 НКТЛ 29-39 Экспозиция - Видео и 3D Из жизни музея Авиапамятники Беларуси Мемориал Каталог статей Фотоальбомы Гостевая книга Обратная связь Форум Главная страница Главная страница Главная страница Главная страница О музее О музее О музее О музее Экспозиция Экспозиция Экспозиция Экспозиция Ан-2 Ан-12Б Ан-26ЛЛ Ил-14П Ил-18В Ил-2 Ка-26 Л-29 Ми-1М Ми-2 Ми-8Т Ми-24П Ми-26 Миг-15УТИ МиГ-17 МиГ-19П МиГ-21бис МиГ-23УБ МиГ-25БМ МиГ-25ПУ МиГ-27К МиГ-29 Пе-2 Су-7БМК Су-17М Су-24М Кабина Су-24М Су-25 Ту-134А Як-18 Як-25 Як-28ПП Як-40 СССР-87855 Як-40 EW-88187 Як-52 НКТЛ 29-39 Экспозиция - Видео и 3D Экспозиция - Видео и 3D Экспозиция - Видео и 3D Экспозиция - Видео и 3D Из жизни музея Из… // Дальше — aircraft-museum.ucoz.ru
 
   
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

ТАРАСУ ФИСАНОВИЧУ — 75!

Vladimir Pelevin (Пелевин) blog

Главная страница Уважаемые посетители блога ! ЗДРАВСТВУЙ Год Морской Змеи ! ПОЗДРАВЛЕНИЕ СЫНУ ГЕРОЯ Уважаемый Тарас Ильич! Примите самые искренние поздравления со знаменательным событием в вашей жизни — 75-летием со дня рождения в колыбели Северного флота — г. Полярном Мурманской области!Желаем Вам, несмотря на Ваше медицинское образование, здоровья и флотского долголетия, дальнейших успехов в общественной и творческой деятельности, в деле защиты правды истории о роли и месте Военно-Морского флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, о весомом вкладе подводников Северного флота и Вашего отца — самого молодого командира подводной лодки и самого молодого Героя Советского Союза среди них Израиля Ильича Фисановича! // Дальше — vladimir-pelevin.blogspot.com
 
   
IL boxer #31.01.2014 12:39  @diver47ovra#30.01.2014 22:08
+
-
edit
 

boxer

опытный

Ув. коллега!
Интересует фактический номер и полное наименование в.ч 86203 из состава 57-й мрад.
Типа батальон связи и РТО.(?).
С ув. Вох.
   8.08.0
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

НИКОЛАЙ ЧЕРКАШИН: «Я КАЖДЫЙ ГОД ВОЗВРАЩАЮСЬ В БЕЛАРУСЬ…» | Во славу Родины – Свежий выпуск

Комментарии запрещены. The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post. Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here. Powered by Vote It Up // vsr.mil.by
 
   
+
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

УРА! РУССКОМУ ФЛОТУ! » Афганинва Сумская городска организация ветеранов и инвалидов войны в Афганистане

УРА! РУССКОМУ ФЛОТУ! 20 февраля 2014 года – 215 годовщина взятия Русской эскадрой под командованием вице-адмирала Фёдора Ушакова крепости Корфу. // afganinva.ru
 
   
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

Из личного архива. Перегнал в цифру с VHS. Извиняюсь за качество. Видимо так записано с TV.
   
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

В Краснодаре стартовала акция памяти "Морские крылья Отечества"

Сегодня, 14 февраля, в Краснодаре стартовала российско-белорусская акция памяти "Морские крылья Отечества". В рамках акции состоялась торжественная передача представителям делегации Республики Беларусь останков военного летчика, уроженца Витебской области Николая Пшенко, погибшего в боях за Кубань в годы Великой Отечественной войны. "Для нас очень значимо, что именно в нашем городе стартует эта масштабная акция памяти, которая пройдет от Краснодара до города Быхов в Беларуси и призвана подчеркнуть значимость совместного подвига наших народов в годы Великой Отечественной войны. // Дальше — www.livekuban.ru
 
   
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государстваСтартует общественно-патриотическая акция «Морские крылья Отечества» в рамках Международного проекта «Морское братство – нерушимо!»

Сайт посвящен деятельности Постоянного Комитета Союзного государства. Постоянный Комитет Союзного государства является рабочим аппаратом Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства. Постоянный Комитет организует реализацию положений Договора, разработку предложений по стратегии развития Союзного государства, координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства. // www.postkomsg.com
 
   
+
+1
-
edit
 
+
+1
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

В Краснодаре останки военного летчика из Беларуси – участника Великой Отечественной войны проводили на Родину

Сегодня в столице Кубани стартовал первый этап российско-белорусской акции памяти «Морские крылья Отечества». В ее рамках прошла торжественная передача представителям делегации Республики Беларусь останков военного летчика, уроженца Витебской области, погибшего в боях за Кубань в годы Великой Отечественной войны. Во время церемонии к собравшимся обратился глава Краснодара Владимир Евланов. // www.glava.krd.ru
 
   
+
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

Наша Власть: дела и лица

общероссийский ежемесячный журнал для политических и деловых кругов наша власть дела и лица // www.nashavlast.ru
 
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

peter_p

втянувшийся

III этап акции "Морские крылья Отечества".Дата проведения: 18-19 февраля 2014 года.Место проведения: город Лепель, Витебская область, Беларусь.Организаторы: Администрация города Лепель, активисты движения «Морское братство – нерушимо!» при содействии Постоянного комитета Союзного государства, Витебское отделение белорусского Союза офицеров, Союза ветеранов Военной разведки республики Беларусь и Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане.Очередной этап акции «Морское братство – нерушимо!», посвященный летчикам-героям, запланирован в городе Лепель и Лепельском районе, откуда был родом погибший на Черноморском побережье Кубани, уроженец Лепельского района старший сержант Пшенко Николай Михайлович, который был найден поисковым отрядом «Подвиг». Останки героя будут преданы земле с соблюдением торжественного воинского церемониала. В программе - посещение музея; мероприятия, подготовленные Администрацией Лепельского района; передача реликвий от Краснодарского края, связанных с подвигом героя.
   
1 5 6 7 8 9 17

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru