О роли паранойи в современном обществе.

 

Rada

опытный

Ни для кого не секрет, что мы живём во времена недоверия и страха, не виданные до сих пор в истории. Страшные войны, тиранические режимы, власть мега-корпораций, и невиданная концентрация СМИ в руках немногих рассаждает разрушительные семена недоверия, беспокойства и страха. Современный человек в развитом индустриальном обществе постоянно окружён армиями невидимых, но бдительных глаз – налоговые органы знают до копейки его доход, финансовые организации знают всю историю его покупок, стерильная атмосфера корпораций пронизана стукачами, страховые компании знают его историю болезни лучше любого доктора, а программы-шпионы на его компьютере отсылают частную информацию странным конторам со странными именами. Продукты, которые он ест, напичканы загадочными веществами, невидимая пыль с синтетических ковров в его доме намертво вьедается в легкие, а телевизор проецирует на него образы рекламных роликов, нацеленных на подсознание. Хакеры воруют его кредитные карточки, а его детей учат в школе как подавать в суд на родителей. Итак, мой дорогой друг, ты в безвыходном положении, никуда ты от нас не денешься, а твой удел – удел покорного быдла, в мире, где всё есть лишь декорации и фальшивые улыбки, а твоя ценность – лишь в эффективности твоей функции как быдла. Да, я совсем забыл – ты уволен, 20 минут, чтобы ты покинул свою соту-перегородку, мой ассистент проводит тебя до двери.

Такая обстановка развитых обществ является плодородной почвой для разных теорий заговора, и в особо тяжёлых случаях – для психических расстройств. Вряд ли найдётся голливудский кассовый фильм, где не было бы какого-нибудь страшного секрета – «Матрица», «Терминатор», «Вторжение похитителей тел», «Экс-файлы» - всего лишь примеры увлечения конспирацией массовым сознанием. Теории заговора служат некой конструктивной цели – в мире, где нельзя доверять продажным и отупляющим СМИ, они служат развитию критического мышления, информированности, и скептицизма. Любой более-менее серьёзный конспиролог – человек очень информированный – гораздо более, чем среднестатистический человек, он умеет искать и анализировать тонны информации из разных источников, и находить целостность и противоречия там, где средний человек «схавает». Но увлечение такими теориями имеет и плохие черты – психические расстройства, пристрастие, избирательность и однобокость толкований событий. Чем грандиозней теория, тем больше в ней противоречий, создающих маниакальное влечение вот-вот всё обьяснить.

Интересно то, что мы все верим в какую-нибудь теорию заговора. Мой вопрос в этом топике – как отличить, какие теории имеет право на существование, а какие глупы? Если критерий – техническая выполнимость, то какие из следующих вещей вы считаете выполнимыми (среди них есть также один факт):
1. Октябрьская революция – заговор немецких спецслужб.
2. Американцы елетали на луну.
3. В 50-х годах ЦРУ проводило эксперименты с ЛСД на собственных гражданах.
4. Сионистский заговор.
5. Армия ООН скрывается в Мексике, ожидая приказа напасть на США.

В какие теории верите вы? Как вы их оцениваете в роли нашего общества?
С себя можно начать когда все остальное будет в порядке.  
+
-
edit
 

Limfater

втянувшийся

Верю в непорядочность многих людей. Верю в организованную преступность и терроризм. Я не верю в организованное зло, я верю в его самоорганизацию. Как необходимый для развития общества элемент хаоса. А с чего вы взяли, что все верят в какую-то теорию заговора?
 

Rada

опытный

2 Limfater:
я наверное не правильно вырасился насчёт того что все верят во что-то подобное - я имел ввиду, что многие теории уже стали как бы элементом фолклора, например пресловутый глаз на долларе, миссия Аполлон, Ленин в запечатанном вагоне, и т.д. То есть, любой человек знает о них, и находится под влиянием таких теорий. В век недоверия поверить в такие вещи становится особенно легко.
С себя можно начать когда все остальное будет в порядке.  
RU Centuriones #02.02.2004 13:54
+
-
edit
 

Centuriones

опытный

В свое время подобные мысли были опубликованы в журнале "Техника-молодежи" в статье (автора не помню) "НЛО и нлонавты в свете фольклеристики". И что это доказало. Ничего. То, что на долларе изображен символ "Великого архитектора вселенной", а не "Единоначальной, присносущей и нераздельной Троицы" известно давным-давно и понятно любому, кто хоть чуть-чуть может думать головой и знаком с Христианской и масонской символикой. Про опыты над людьми с применением ЛСД должен знать любой врач-психиатр, тем более что результаты многих публиковались. В СССР все эти публикации шли под грифом ДСП. Подобные опыты проводились, например в Чехословакии в первой половине 1960-х годов, есть публикации в специальной литературе. И так далее... Мифы больше порождают те, кто хочет скрыть информацию. Или исказить ее. Старый и проверенный веками прием: дается 10 процентов правды, 10 - полуправды и 80 процентов пурги. Мифы политического плана часто создаются путем подмены понятий ("Ленин в пломбированом вагоне и Германский Генштаб").
Раньше были времена,
А теперь мгновения.
Раньше поднимался дух,
А теперь давление.
 

Rada

опытный

2 Centuriones:
я согласен с вами, что много таких теорий и полуправд создаются намеренно, чтобы отвлечь внимание от дейтвительных пороков общества. Но я не согласен, что это всегда так. Дело в том, что люди, помешанные на заговорах - ярые индивидуалисты, одиночки, скептики наконец. Они как правило не верят в правдивость государства и СМИ. И это я считаю положительным качеством - это намного лучше, чем покорная вера в олигархические телевидение и газеты.

Но что удивительно, так это какой сильной может быть влияние паранойи на рядового человека. Я, к примеру, один раз сильно повёлся на заговор Иллюминати, ходил под впечатлением несколько дней. Удивительно, что поиск по теме привёл меня в город где я живу. Дело в том, что аэропорт Дэнвера в чём-то уникален - очень необычная форма здания и очень артистичный внутри - много больших рисованных панно, стекло, металл, футуризм, и так далее. На монументальном камне в лобби высечен масонский знак, и написано "Коммиссия нового мира". Хм, хорошо, смотрим дальше - на одном из больших панно на всю стену изображена следующая картина (довольно известная, послужившая созданию скандала, вследствие чего была убрана) - изображены дети разных национальностей, стоящих полукругом, а в центре полукруга лежит мальчик, судя по-всему мёртвый - глаза закрыты, в руках какие-то цветы. И ещё много панно апокалиптического содержания расположены в разных частях аэропорта. В разных уголках расположены странные статуи. Я могупривести ссылки на фотографии, если это интересно.

Вообщем, поверить, или хотя бы нервничать по-поводу всяких заговоров легко. Так есть ли грань - хоть какая нибудь, которая позволяла бы отделить вещи со смыслом от глупостей?
С себя можно начать когда все остальное будет в порядке.  
RU Centuriones #04.02.2004 00:42
+
-
edit
 

Centuriones

опытный

 
Rada, 03.02.2004 23:14:47:
Так есть ли грань - хоть какая нибудь, которая позволяла бы отделить вещи со смыслом от глупостей?
 


Как писал "гуру" Климов "у них мистика, а у нас статистика". Последнее, кстати, тоже с большим подвохом. Например, какого человека считать нормальным? Говорят, что в Московском 2-м меде, один преподаватель психиатрии говорил примерно так:
- Вы можете просто так взять и сесть в позу "лотоса"?
Одна студентка отвечает:
- Могу.
- А я вот не могу и уверен что 90% здесь сидящих тоже не могут. Следовательно вы - ненормальная.

Кстати именно так современная психиатрия определяет критерий нормальности - как определенное отклонение от среднего. Тоже самое на счет вещей и явлений. (Вспомним Галилея и Коперника). Или "знаменитое" решение Французской Академии о том, что камни не могут падать с неба...

Продолжение следует...

 
Раньше были времена,
А теперь мгновения.
Раньше поднимался дух,
А теперь давление.
 

ED

аксакал
★★★☆

Rada, Вы у кого спрашиваете? Здесь в основном российские граждане и ужасы «развитого индустриального общества» нам пока малознакомы. Да и западным форумчанам про «стерильную атмосферу корпораций» вряд ли стоит рассказывать после Энрона и Пармаллы. Так что первый миф, который стоит обсудить – это вся вводная часть Вашего вопроса, миф об «армии невидимых, но бдительных глаз» и его влиянии на общественное сознание.
 
+
-
edit
 

Limfater

втянувшийся

У меня, пожалуй, тоже найдется одна паранойя. Мне все больше кажется, что чем больнее люди, тем это выгоднее государству. А учитывая тотальную перенаселенность планеты, мое подозрение увеличивается. То есть они не вредят, они просто особо не чушутся.
 
RU Centuriones #05.02.2004 00:36
+
-
edit
 

Centuriones

опытный

Перед тем, как продолжить, представляю статью отрывок из статьи "Паранойя" (Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический словарь. : )

[font=Times]Паранойя (Paronoia). - По этимологическому значению это слово соответствует понятию об извращении ума, и оно употреблялось давно для обозначения известных форм душевного расстройства. С начала 80-х годов установилось его употребление для весьма характерной формы помешательства, выделенной первоначально немецкими психиатрами под названием первичного сумасшествия (primare Verrucktheit) и принятой в настоящее время всеми школами. Отличительная особенность этой формы психоза заключается в том, что нелепые бредовые идеи появляются и укрепляются в сознании при сохранении умственных способностей и более или менее правильном мышлении, при том без резких изменений настроения. Раз появившись, нелепые идеи прочно удерживаются, и их не удается устранить никакими убеждениями. Вместе с тем они размножаются отчасти путем логической разработки, отчасти благодаря постепенному возникновению новых нелепых идей, которые зарождаются так же, как первоначальные. В значительной мере также обманы чувств, преимущественно галлюцинации слуха, доставляют материал для бреда. Что касается содержания последнего, то преобладают идеи преследования, по крайней мере в начальных стадиях болезни; впоследствии вместе с ними большую роль играют идеи величия. Течение болезни хроническое, и в нем можно различать три стадии.

Первая, подготовительная стадия, обнимает тот период времени, в течение которого бред еще не обнаружился в речах и поступках больного и о его существовании узнают лишь впоследствии, когда болезнь сделалась очевидной. Тогда оказывается, что еще задолго до того, за несколько месяцев и даже больше, у больного произошла перемена характера. Продолжая свой обычный образ жизни и исполняя по-прежнему свои служебные и общественные обязанности, он делается подозрительным и недоверчивым. По его мнению, люди стали относиться к нему иначе, чем прежде, вообще что то против него творится, его чести или его жизни грозит какая-то опасность. По мере того как эти опасения развиваются в больном, он начинает принимать меры самообороны и обнаруживать прямо враждебное отношение к своим мнимым преследователям - социалистам, полиции, магнетизерам или определенным личностям.

Вместе с тем он переходит во вторую, главную стадию болезни, которая может быть названа бредовой, потому что характеризуется именно детальной разработкой бредовых идей. Эта стадия длится многие годы. Путем возникновения нелепых идей и обманов чувств создается сложная система, преимущественно в смысле бреда преследования. Больные окружены шпионами, их мысли узнаются путем телефонов и магнетизма; они слышат угрозы, бранные слова; им показывают путем волшебного фонаря неприятных лиц, неприличные сцены; им внушают чужие мысли, их заставляют думать, говорить и делать различные вещи против их желания и т. п. Все это делается с целью их компрометировать, извести, погубить, довести до самоубийства, поставить в безвыходное положение и проч. Под влиянием такого бреда больные становятся угнетенными и раздражительными, теряют интерес ко всему другому. Считая себя жертвами интриг, они становятся крайне осторожными в беседах, чтобы как-нибудь не повредить себе; видя, что их считают помешанными и хотят лишить свободы, они скрывают свой бред и уклоняются от откровенных бесед на эту тему. Но нередко под влиянием озлобления они теряют сдержанность, бранятся, пишут оскорбительные письма разным лицам, производят публичные скандалы, запасаются оружием и исподтишка совершают покушения на жизнь главных виновников будто бы направленного против них заговора. Наряду с идеями преследования существуют обыкновенно также другие нелепые идеи чрезвычайно разнообразного содержания, а кроме того навязчивые мысли, галлюцинации, различные непреодолимые импульсы, необъяснимые странности поведения. Впоследствии нередко в систему бреда вплетаются также идеи величия, переоценка собственной личности. ... Замечательно, что вне круга нелепых идей, больные способны здраво судить о многих предметах практической жизни, науки и искусства. Иногда сфера бреда бывает очень ограничена, частичная, и тогда может казаться, что субъект имеет только несколько пунктов (idees fixes), на которых он помешан, а во всех других отношениях он здоров. С течением времени мышление извращается также вне этих пунктов. На высоте бредовой стадии кроме того наблюдаются в виде эпизодов припадки помрачения сознания со спутанностью идей, беспричинное угнетение или, наоборот, возбуждение, вообще перемены настроения, не стоящие в прямой связи с бредовыми идеями. В отдельных случаях действительно бредовая стадия тянется многие годы, с поразительной ясностью сознания и сохранением памяти и умственных способностей. Случается также, что временно нелепые идеи перестают занимать больного, но такие "светлые промежутки" длятся недолго и всегда нарушаются возвратом бредовых идей.

Если физическое состояние больных благоприятно, так что жизнь их не прерывается случайным осложнением, то с годами они переходят в третью стадию, которую можно назвать стадией психической слабости. Этот переход происходить весьма медленно, незаметно, и характеризуется общим понижением прежнего интеллектуального уровня. Вместе с тем больные уже не продуцируют новых идей бреда, меньше или вовсе не реагируют на обманы чувств, которые и сами по себе становятся реже; они впадают в равнодушие, апатию, теряют интерес к своим бредовым идеям, не защищают их с такой горячностью. Способность к связному мышлению и правильному восприятию внешних впечатлений слабеет, но почти никогда не теряется вполне. Если больные в этой стадии находятся в заведении для умалишенных, то обыкновенно составляют кадр наиболее послушных пациентов, и их легко бывает приспособить к производительному труду в огороде или мастерской. Только что представленное описание П. относится к типической, классической форме ее, которая впервые послужила к выделению этой формы помешательства и которая повсюду встречается довольно часто.

Кроме ее существуют еще видоизменения П., которые вследствие своеобразности своих проявлений, выделяются в особые подвиды ее. Главные из них: 1) галлюцинаторная П. Она характеризуется в отличие от типической формы преобладанием обманов чувств, которые видимым образом создают материал для нелепых идей, хотя последние кроме того возникают также самостоятельно. Но здесь не наблюдается такой систематизации бреда и течение болезни не допускает деления на стадии. Преобладает также бред преследования. Больные слышат бранные слова, их обвиняют во всевозможных преступлениях против нравственности, религии, государственных законов; им угрожают судом, каторгой, изощренными пытками. Они ощущают пронизывающие их электрические токи, капание горячего масла на спину, им портят воздух, прибавляют яд к пище, переворачивают внутренности, у них ноги сделались стеклянными и т. д., с бесконечными вариациями. Этот бред и поддерживающие его галлюцинации иногда держатся в течение многих лет с небольшими видоизменениями и временными остановками, без резкого ослабления умственных способностей.

2) Любовное помешательство или эротомания. Здесь центральный пункт бреда заключается в том, что больной, чаще больная, считает себя предметом любви определенного лица, иногда даже совершенно незнакомого. Она усматривает доказательства этому во всевозможных фактах, не имеющих ни малейшего отношения к делу, поощряет воображаемого поклонника и т. п. Никакие уверения, что предположения больной неосновательны, не могут поколебать нелепую идею и остановить нелепое поведение. Подобный частичный бред может длиться многие годы, причем "предмет" иногда меняется. Умственные способности в других отношениях долго не обнаруживают болезненных изменений. У мужчин эротомания реже бывает столь изолированной и обыкновенно сочетается с идеями преследования и величия другого содержания.

3) Религиозное помешательство. Эта фирма П. отличается преимущественно религиозным содержанием нелепых идей и обманов чувств. У больных, главным образом на почве чрезмерной религиозности, появляются галлюцинации слуха и зрения, сообщающие их с загробным миром, с определенными святыми или с Богом, и вместе с тем возникают нелепые идеи о религиозной миссии. Они воображают себя призванными для исправления человечества, для направления его на путь истины; под влиянием таких идей, а также слышимых ими голосов, приписываемых ими Высшей силе, они бросают свои занятия и отправляются проповедовать новую религию. В средние века, при фанатизме и невежестве народных масс, такие помешанные субъекты иногда принимались за проповедников нового религиозного учения и находили приверженцев. Несомненно, что именно таким образом возникли некоторые религиозные секты. История Орлеанской Девы, страдавшей бесспорно религиозным помешательством, показывает, что этот частичный бред может играть роль в качестве важного политического фактора... Больные этой категории чрезвычайно опасны, так как под влиянием мнимых приказаний свыше они готовы изуродовать себя, считая мученичество необходимым звеном для своей миссии, а также зарезать кого угодно, начиная с собственной семьи. Временно галлюцинации могут притихнуть, и тогда бред бледнеет, перестает занимать больных, но при случае он опять оживает.

4) Сутяжное помешательство. При этой форме галлюцинации совершенно не играют роли, и бред возникать первично, являясь при том, в начале по крайней мере, весьма ограниченным. В сущности мы здесь также имеем дело с бредом преследования, но в своеобразном виде. Повод к нему обыкновенно подает какой-нибудь процесс, столкновение с законом, приговор суда, который кажется несправедливым или в самом деле нарушает интерес больного. Он обращается к высшим инстанциям, к прессе, к сочувствию общества, старается воздействовать на административные сферы, добивается личных объяснений с высшими представителями власти. Не допуская ни на минуту, что он может быть не прав, больной способен довести себя до разорения, хотя бы дело, из за которого он сутяжничает, не представляло ценности. Вместе с тем в больном упрочивается убеждение в подкупности и несправедливости судей, он считает себя жертвой неблагоприятных условий, поборником истины, он призван пострадать за нее; таким образом к идеям преследования примешивается переоценка собственной личности и бред величия. По временам у больного появляется сильное возбуждение, под влиянием которого он грубо оскорбляет своих мнимых врагов, покушается на убийство с целью обратить на свое дело внимание всего мира. В более спокойном состоянии такие больные сочиняют бесчисленные жалобы и докладные записки, в которых проявляется склонность к софистическим и диалектическим изворотам. Поэтому их долго не считают больными, пока какая-нибудь дикая или преступная выходка не вызовет сомнений относительно исходной точки их сутяжнической деятельности. С годами наступает психическая слабость с потерей энергии и упадом интеллекта, хотя возможны и остановки болезни, так что больной, сохраняя свои умственные силы, перестает сутяжничать, или вместо этого бреда является какойнибудь другой.

5) Врожденная П. отличается не только тем, что душевное расстройство здесь обнаруживается уже очень рано, преимущественно около периода половой зрелости, но она обладает кроме того еще некоторыми существенными особенностями. Здесь обманы чувств совершенно отступают на задний план и бред слагается почти целиком из первично возникающих бредовых идей. Последние также слагаются в систему, более или менее частичны, оставляют соображение свободным для остальных сторон мышления, но здесь обыкновенно существует врожденная психическая слабость. Уже с детства такие субъекты обнаруживают извращенную логику, странное поведение, некоторое притупление умственных способностей, и уже на такой болезненной почве формируется параноический бред преследования и величия.

Нужно заметить, что помимо очерченных здесь форм П., которые все представляются хроническими, крайне длительными, некоторые представители психиатрии принимают еще форму острой паранойи, характеризуемой острым, бурным развитием частичного, систематизированного бреда. Другие же относят такое проявление помешательства к той обширной группе, которая была обособлена в новейшее время под названием "аменции" (amentia) или "спутанности". Ограничение П. длительными формами болезни, развивающимися исподволь, без помрачения сознания, заслуживает предпочтения между прочим в виду того, что острые случаи обыкновенно сразу обращают на себя внимание и больные быстро попадают в заведения для умалишенных. Между тем параноики описанных выше видов долго находятся на свободе и вращаются в обществе со сложившимся уже бредом. Иногда даже близкие к ним люди долго не признают их за помешанных. Действительно, встречаются иногда такие случаи, когда бред крайне ограничен и позволяет этим больным пользоваться свободой и вести свои дела, как совершенно здоровым в психическом отношении людям. Но такое течение болезни принадлежит к исключениям. Правило составляет вышеочерченный ход болезни, вследствие которого субъекты, одержимые П., должны быть изъяты из свободного обращения в обществе, так как они могут оказаться опасными, и кроме того потому, что они не могут обходиться без постороннего ухода; при содержании в хорошо устроенном заведении болезнь таких больных протекает спокойнее благодаря устранению раздражений, проистекающих из житейской сутолоки. Собственно лечение этой формы помешательства до настоящего времени не может похвалиться благоприятными результатами. Мы уже говорили о том, что эти нелепые идеи при самом своем возникновении являются для больных непреложной истиной, не требующей никаких доказательств и не подлежащей опровержению. Этим свойством по существу различаются параноические бредовые идеи от нелепых идей, свойственных иногда здоровым людям как результат заблуждения... П. Розенбах.
[/font]

(Все выделения и сокращения мои).

Как можно видеть, характеристика болезни позволяет упечь в психушку любого человека, поскольку у любого (кроме откровенного дебила) всегда найдется какой-нибудь "пунктик". Я не представляю, почему при такой широкой трактовке заболевания, советские психиатры под нажимом КГБ сочинили еще "латентную форму шизофрении". Или решили так: "У нас — шизофреники, на Западе — параноики"?

Кого можно считать больным, как определяются критерии я уже показывал в своем сообщении от 04.02.2004 00:42:42.

А кто является не параноиком? Законопослушный гражданин, верящий во все, что ему говорят начальники и власти, верящий в прессу (обязательно проправительственную), не имеющий собственного мнения по многим вопросам, ограниченный в мышлении, всегда делающий то, что разрешено...
Иными словами — типичный обыватель и добропорядочный семьянин. Любого бунтаря, по определению, можно обвинить параноиком. Ведь критерий нормальности может определить только врач!
Раньше были времена,
А теперь мгновения.
Раньше поднимался дух,
А теперь давление.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru