Тема: Демокрит --> Аристотель --> Платон: Материализм --> Субъективный идеализм --> Объективный идеализм (Религия).
Мне показалось, что отмеченную в теме тенденцию можно обобщить и на другие историчеккие периоды (Например, эпоха возрождения). В связи с этим – просьба к уважаемым форумчанам: если кто знает исследования на предмет наличия такой закономерности, то где об этом почитать (мне желательно - интеррнете) .
Но теперь я должен уточнить что имею в виду под тенденцией.
«Последние» «дни» (столетия) рабовладельческого общества древней Греции сопровождались подъёмом в науке культуре, … . Соответственно вроде бы имела место тенденция развития материализма. Далее, по мере смены формации (на феодальную) позиции материализма – слабеют, усиливается субъективный идеализм (Если не ошибаюсь – Аристотель, например). (Предварительно развивается – сенсуунализм. Если не ошибаюсь – это, например, Элиатская школа). В конечном счёте и он сдаёт позиции – и сменяется объективным идеализмом (Платон) и далее наступает эпоха религии (средние века). Этому последнему периоду уже отвечает установившаяся новая формация.
И так:
1) Некоторый «последний» период старой формации характеризуется подъемом во «всех» отношениях. Но в основе его лежит технический скачёк (который в конечном счёте приводит к смене формации). Этот период – условно –материалистический.
2) Переходный период к новой формации в философском отношении тяготеет к субъективному идеализму (хотя в конкретных случаях есть «перемешивание»).
3) Окончательное установление новой формации философском отношении характеризуется превалированием объективного идеализма (средние века).
Мне кажется, что аналогичная закономерность смены философских представлений, возникающая при смене формации в древнем мире имеет место и при переходе от феодализма к капитализму. Соответственно первый период (материалистический) – это эпоха возрождения. Далее (примеры для 2-го и 3-о периода), к сожалению, не знаю. Надеюсь – кто-нибудь подскажет (хорошо бы со ссылками на соответствующие работы).
Далее где-то наверно столетие между 19 - м и 20 - м веками, как мне кажется, характеризуется аналогичным переходом. Хотя он уже не так «ярок» как прошлые. Да и переход получается уже – не совсем переход. Поскольку капитализм сменился капитализмом. Но это новый капитализм – уже принципиально другой: «человеческий», а не «дикий» (хотя элементы смешения присутствуют всегда).
С конкретными примерами, ярко иллюстрирующих то, что переходу экономическому соответствовал переход в философии от материализма к религиии (через упомянутые 3 периода) у меня не густо: припоминаю, фрагментарно, некоторые философские течения. Например Юма, Авинариуса, если не изменяет память, можно отнести к вроде бы – сенсуунализму. Хотя «кучу» примеров субъективного идеализма знаю из квантовой механики.
Но чёткой периодической классификации этого перехода у меня не сформировано. Надеюсь, что это вопрос подробно уже кем-то рассматривался. Мне нужны конкретные классифицирующие факты. А именно, чтобы на конкретных примерах было прослежено, как по мере смены формации меняется философия. Про эти классификации хотелось бу узнать как для перехода 19-20 веков, так и для перехода, начавшегося с эпохи возраждения. А также для древнего периода (Древняя Греция, Римская империя, Средние века).
Вопрос то вырос у меня из квантовой механики. Надеюсь написать одну соответствующую статейку. В ней будет обзорчик, касающийся исторических посылок развития субъективизма в квантовой механики (измеряемые величины существуют или нет в зависимости от того, измеряем ли мы их или нет). Поэтому хотелось бы основательно проработать вопрос исторических причин эволюции философии от материализма к объективному идеализму через субъективный. Хотя это мало будет иметь непосредственного отношения к моей планируемой статейке по квантовой механики. Но хотелось бы иметь чёткое общее представление, чтобы можно было уверенно сослаться на соответствующие работы с рассмотренной периодизацией.
Припоминаю, что был какой-то философ, который провёл гигантское исследование по выявлению периодичности в истории на конкретном историческом материале. Он выявил периодичность в культуре, науке, искусстве и др. начиная от первобытного общества (основывался в том числе на раскопках) и до наших дней. Но как мне кажется он не обращал специального внимание на закономерность перехода от материалистического мировоззрения к религиозному (через субъективный идеализм). Меня же интересует детальные исследования именно этого перехода. Т.е. оно уже будет связано с анализом периодичности, которая была детально выявлена указанным философом.
Хочу использовать это исследование (если оно существует) как ссылку в моей работе по квантовой механики: не буду в ней подробно излагать периодичность а только приведу закономерность и дам ссылку.