Реклама Google — средство выживания форумов :)
«Конец истории и последний человек» (англ. The End of History and the Last Man) — первая книга американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы. Была выпущена в 1992 году издательством Free Press. Публикации книги предшествовало появление в журнале The National Interest эссе «Конец истории?» (1989), которое получило широкий резонанс в прессе и научной печати. В книге «Конец истории и последний человек» Фукуяма продолжает линию эссе и утверждает, что распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы правительства. В представлении Фукуямы конец истории, однако, не означает конец событийной истории, но означает конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, а вместе с ними — конец искусства и философии.
- Я считаю его человеком не сложным, но имеющим точные политические рефлексы Сложность души, высота интеллекта в нашей политике не являются преимуществом. Мы не в Англии. Народ дичает, народ не примет сложно устроенную личность. Четвертый претендент — сам Ельцин.
- Что, возможен еще и третий срок?!
- Сто процентов! Ельцин не имеет себе равных в России. Все прочие — хорьки рядом с ним. Лебедь в сравнении с Ельциным — самоувлекающийся мальчишка! Президент безупречен в собственно властной сфере, вне идеи, смыслов, целей. Это политическая супермашина. Но — лишенная всякой стратегии. Влияет на него в основном дочь.
Господин Бородай вернулся из Москвы в очень хорошем настроении и заявил, что я не являюсь ни одной из кремлевских башен. Это прекрасное заявление. Ну, мы-то с вами всё время слышали, что я тут, вообще, являюсь всеми башнями, то неизвестно чем.
И, в отличие от других его заявлений, абсолютно справедливое. Я действительно не являюсь ни одной из кремлевских башен. Именно поэтому могу реагировать очень быстро. Вот это было не просчитано. Скорость. Я не согласую ни с кем своих действий. Я умею оценивать ситуацию. Это результат многолетнего опыта работы в горячих точках. Как говорят в таких случаях: сам себя не похвалишь – никто тебя не похвалит, сидишь, как оплеванный. Но хотя я не являюсь ни одной из кремлевских башен, у меня есть способность общаться, ну, скажем так, с духом Истории. Господину Бородаю это мое заявление может показаться странным, но он вскоре поймет, что хотя этот дух – гегелевский – не имеет материального выражения, а также пространственной локализации в пределах той или иной башни, но иногда результаты определенного взаимодействия с духом Истории могут быть вполне практическими. И я даже готов высказать смелую гипотезу о том, что мои общения с духом Истории, осуществляемые во время нахождения в ДНР, после приезда в ДНР, и те общения, которые будут осуществляться в дальнейшем, могут и впрямь иметь практическое значение. Хотя это всего лишь дух – он в башнях не расположен.
Разбирательство по поводу того, кто является укрмашиной, начато не мною, но, начавшись, оно будет завершено – как на основе некоторых материалистических контактов, осуществляемых представителями башен, к числу которых гордо относит себя Бородай, так и на основе моего скромного общения с духом Истории. Куда мне до башен!
Сидящие здесь люди понимают, что я не шучу, а старожилы даже наблюдали несколько моих эффективных взаимодействий исключительно с духом Истории. В качестве одного из примеров, лишь одного примера такого взаимодействия, я могу привести снятие Лебедя с поста секретаря Совета безопасности РФ в 1996 году. Я много знал о Лебеде, потому что я работал в Приднестровье. И, в частности, плотно взаимодействовал тогда с приехавшим сейчас в ДНР господином Антюфеевым, тогдашним министром безопасности Приднестровья.
Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена рассмотрению «абсолютной идеи» на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа», т.е. «абсолютной идеи», преодолевшей свое «отчуждение», снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается, в конечном счете историей познания и самопознания.(2.30)
Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания « абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).
Фридрих Энгельс в проекте программы Союза коммунистов «Принципы коммунизма» (конец октября 1847 года): «Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый социальный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию. <…> Частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а её место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества.»[4]
Карл Маркс (1844): «<…> коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность.»[5] «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.»[6]