Мне пока что удалось разыскать "Программу действий" НПС Родина, которую в 1-м приближении можно считать за программу самого Глазьева (по крайней мере, экономическую ее часть он же, в основном, и разрабатывал).
Вот ссылки на эту программу:
1 часть
2 часть
3 часть
4 часть
5 часть
Экономический блок изложен в разделе IV (части 2-5). Вот несколько выдержек:
Принятию концепции структурной перестройки экономики на основе современных технологий, разработке и реализации федеральных программ по ее осуществлению должен предшествовать выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития. Определение приоритетов технико-экономического развития по основным направлениям научно-технического прогресса должно вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и предоставления государственных гарантий под инвестиции в закупки капиталоемкого оборудования отечественного производства. К выбираемым приоритетам следует предъявлять следующие требования.
С научно-технической точки зрения, выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования современного технологического уклада и своевременного создания заделов становления следующего. С экономической точки зрения, государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности; инициировать рост деловой активности в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. Иными словами, она должна создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности. С производственной точки зрения, государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль локомотивов роста для всей экономики. С социальной точки зрения, реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.
К приоритетным направлениям, осуществление которых удовлетворяет всем необходимым критериям, относятся, в частности, следующие:
освоение современных информационных технологий;
развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, поднимающих эффективность АПК, фармакологической и других отраслей промышленности;
развитие новых микроэлектронных технологий и современных средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;
развитие лазерных технологий;
обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства;
обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация атомных станций;
развитие технологий переработки и использования природного газа;
развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;
развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;
развитие жилищного строительства с использованием современных технологий;
развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах;
модернизацию непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.);
оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.
Работу по сохранению и активизации научно-промышленного потенциала в нынешних условиях его глубокого разрушения необходимо концентрировать на следующих направлениях:
обеспечение приоритетности государственной поддержки конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, доведение государственных расходов на эти цели до нормативного уровня, установленного действующим законодательством;
завершение работы по реорганизации предприятий оборонной промышленности в казенные предприятия и акционерные общества, с погашением задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного оборонного заказа, и реструктуризацией других просроченных долговых обязательств;
поэтапное погашение накопленной задолженности государства по оборонному заказу, обеспечение строгого исполнения ассигнований на закупку военной техники и проведение НИОКР в соответствии с требованиями законодательства;
защита внутреннего рынка наукоемкой продукции, активная государственная поддержка ее экспорта.
Важной составляющей политики активизации научно-промышленного потенциала должно быть развитие технологического и научно-технического потенциала промышленности:
повышение государственных расходов на стимулирование НТП и проведение НИОКР, обеспечение финансирования по статье Федерального закона о бюджете Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в размере не менее 4% от расходной части бюджета;
стимулирование передачи технологий из военного в гражданское производство;
выявление и поддержка развития технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке;
стимулирование предприятий, внедряющих отечественные научно-технические разработки путем предоставления льгот по налогообложению и других видов государственной поддержки;
разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов);
повышение эффективности системы экспортного контроля, активная государственная политика по пресечению несанкционированного вывоза перспективных технологий за рубеж;
субсидирование импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации;
создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР.
Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением политики развития, ключевым для преодоления депрессии. Реализация этого направления включает следующие элементы:
учет затрат предприятий на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения;
субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки за рубежом;
сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование их деятельности по предоставлению услуг пользования информационными сетями и базами данных и закупке научной литературы;
поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств;
активное вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала СНГ.
4.4.2. Внешнеторговая политика
Мы намерены реализовать комплекс мер по эффективной защите интересов страны в обстановке резкого обострения международной конкуренции.
Необходимо защищать внутренний рынок от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров, одновременно повышая конкурентоспособность отечественного производства, содействуя продвижению отечественных товаров с высокой добавленной стоимостью на мировой рынок. Намечаемые направления и меры усиления государственного регулирования внешней торговли включают:
определение таможенных тарифов исходя из задач структурной и промышленной политики по расширению производства на существующих и вновь создаваемых мощностях, стимулирование импорта новейших технологий;
восстановление жесткого госконтроля за качеством импортируемых товаров для защиты прав потребителей и устранения дискриминации отечественных товаропроизводителей в процедурах контроля качества и сертификации продукции;
использование компенсационных пошлин ради устранения дискриминации отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке по условиям производства и поставок импортных товаров, особенно сельскохозяйственных;
создание системы государственного страхования экспортных кредитов и поставок;
разработку комплекса государственных гарантий и кредитов при финансировании экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для расширения инвестиционного сотрудничества;
активизацию внешнеполитических усилий по устранению дискриминационных ограничений на ввоз российской продукции, защите прав российских граждан и организаций за рубежом, созданию условий для взаимовыгодной международной экономической интеграции;
максимальное развитие интеграционных процессов в пределах СНГ, восстановление на территории Содружества единого экономического пространства.
4.5. Агропромышленная политика
Аграрно-промышленный комплекс (АПК) производит жизненно важную для общества продукцию, в которой люди нуждаются ежедневно. В бюджете средней российской семьи расходы на продукты питания достигают 50-60 процентов всех затрат.
По существу, сельское хозяйство охватывает все сферы человеческой деятельности, являясь одной из главных составляющих национальной независимости государства его продовольственной безопасности.
Составной частью этого комплекса являются сельское хозяйство и пищевая промышленность. В них занято 9,7 млн. человек, или 15% к общей численности работников материального производства. Кроме того, 23,5 млн. тружеников производят сельхозпродукцию на собственных приусадебных участках. Удельный вес этих отраслей в валовом внутреннем продукте сегодня составляет около 10 процентов, вместо 24% в 1990 году, а доля продовольственных товаров, в общем объеме розничного товарооборота - около 50% (вместо 75).
В то же время потребности населения страны в основных продуктах питания за счет отечественного производства с каждым годом удовлетворяются все меньше. Доля импорта в потреблении мяса, мясопродуктов и масла сливочного достигла 40 процентов, масла растительного 60, сахара (с учетом сырца) 75, молочных продуктов почти пятую часть к потребности. На закупку продовольствия ежегодно расходуется 12-13 млрд. долларов США. Это двенадцать годовых бюджетов сельского хозяйства России!
Российское правительство в интересах импортных монополий щедро и устойчиво финансирует фермеров Европы, США, Канады и Мексики, не находя достаточно средств для собственных фермеров, всех своих товаропроизводителей.
Доля импорта в общем объеме потребления населением продовольствия достигла 30-32%, что выше критического уровня продовольственной безопасности страны.
Столь драматическое положение с основой сельскохозяйственного производства создает большую угрозу национальной безопасности России.
Ненастная, сложная погода в хлебных регионах в уборочную страду в течение двух-трех лет подряд, при существующем машинно-тракторном парке, приведет к массовой гибели зерна, восполнить баланс которого неоткуда (в Западной Европе, США и Канаде засухи).
Жизнь россиян может оказаться под вопросом из-за более острого дефицита продуктов питания, чем в Великую Отечественную войну.
Поэтому мы считаем задачу восстановления материально-технической базы сельского хозяйства первостепенной задачей. Как исключительная мера, требуется государственное дотирование сельскохозяйственного машиностроения.
Разработанная и утвержденная Целевая программа по социальному развитию села имеет серьезные содержательные недостатки и плохо финансируется даже в рамках установленного бюджета. Требуется внести в нее значительные дополнения и добиться улучшения финансовой обеспеченности.
Основные направления по устранению слабостей аграрной политики, на наш взгляд, заключаются в следующем.
4.5.1. Активное участие государства в создании рынка продовольствия
Речь не идет о жестком управлении рынком. Дело в умелом регулировании рынка, предупреждении хаоса. Этим приоритетно занимаются правительства во всех рыночных странах, включая США и ЕС.
Кроме существующих в настоящее время мер, необходимы следующие:
переход на закладку Федерального страхового фонда (по международным нормам, на 60 дней питания) не менее трех миллионов тонн продовольственной пшеницы. С учетом сильных перепадов в годичном производстве зерна переходящий фонд для России должен составлять не менее 5-7 млн. тонн., с ежегодным обновлением;
осуществление закупок зерна в региональные фонды (эта цифра значительно выше). За 2-3 месяца до начала посевных работ государство должно заключить договоры контрактации со всеми товаропроизводителями, провести авансовые (не менее 50%) платежи. Причем, не только на зерно, но и на другие продукты, подлежащие заготовке в страховые фонды.
решительная декриминализация и демонополизация товаропроводящей сети.
Сельскохозяйственные товаропроизводители должны получить прямой доступ к рынкам городов, которые необходимо очистить от организованной преступности. Предлагаемая нами система долгосрочного кредитования АПК и лизинга оборудования позволяет крестьянским хозяйствам создавать собственные перерабатывающие мощности, освобождаясь от диктата монополистов.
В целом, 20-25% от объема производимой в сельском хозяйстве продукции в настоящее время должно регулироваться государственными органами. Это позволит избежать спекулятивного ажиотажа и хаоса на рынке, вызывающих ряд негативных социальных последствий.
4.5.2. Регулирование импорта иностранного продовольствия
Продовольственная независимость страны считается устойчивой, когда удельный вес отечественного производства по важнейшим продуктам питания в общем объеме их потребления составляет в течение года не менее 80-85 процентов.
Понимая целесообразность импорта (в определенных объемах) для создания ассортимента продуктов и более полного удовлетворения спроса, необходимо:
разработать рациональную структуру импорта-экспорта, которая обеспечивала бы баланс финансовых интересов государства, населения и сельхозтоваропроизводителей;
гибко применять квотирование импорта мяса и мясопродуктов;
ввести компенсационные пошлины;
предпринять меры по стимулированию спроса на продукты питания для низкооплачиваемых слоев населения, увеличив специальные трансферты на выплату пенсий, заработной платы тех, кто трудится в бюджетной сфере, а также на выплату пособий.
4.5.3 Повышение удельного веса расходов на сельское хозяйство и рыболовство в бюджетах всех уровней
Расходы на сельское хозяйство упали с 9,8% в 1991 году до 3% в 2004 году. Процесс этот в дальнейшем недопустим. Перенесение финансирования инженерной и социальной инфраструктуры села с федерального на территориальный уровень привело к еще более резкому сокращению инвестиций в производство.
Согласно общемировой практике уровень государственной поддержки сельских товаропроизводителей соотношение всех видов дотаций и компенсаций, других бюджетных ассигнований по всем затратам в сельском хозяйстве должен составить не менее 30-35 процентов. В странах ЕС, где сельское хозяйство процветает, уровень господдержки превысил 38 процентов. Особое значение имеет безотлагательное внедрение системы мониторинга в рыбном хозяйстве.
4.5.4. Регулирование цен и тарифов на энергоносители
В России 75% всех сельхозугодий находится в зоне вечной мерзлоты. Имея богатейшие земли в мире, страна ведет земледелие в условиях короткой весны, лета и осени. Особенность производства за ограниченный период времени необходимо выполнить в пять-десять раз больший объем работы, чем в странах Западной Европы, где, например, осень длится по три-четыре месяца. Холодная зима в России требует строительства теплых помещений для скота, мастерских для механизаторов, отапливаемых теплиц и других производственных объектов.
Высокий энергозатратный уровень всего сельского хозяйства обусловлен нашим климатом. Но ведение сельского хозяйства выгодно практически на всей территории России, кроме Заполярья, так как значительные площади богатой пашни и пойменных лугов на душу населения позволяет без перехода на европейскую (очень дорогую) интенсификацию, получать достаточное количество продуктов питания.
Относительно дешевые энергоносители и регулирование соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную России основа продовольственной безопасности. Ценовые соотношения должны обеспечивать расширенное воспроизводство АПК и стабилизацию цен на продукты питания.
4.5.5. Развитие системы кредитования сельского хозяйства
К началу 2003 года тяжелое финансовое положение подавляющего большинства товаропроизводителей сделало кредит недоступным. Списание в 2003 году задолженности по штрафам и пени не решает проблему восстановления производства и тем более его расширения. Мы считаем необходимым:
отсрочить все долги на пять лет;
расширить объемы дешевых кредитов, доведя учетную ставку до 2-3 процентов, применяя механизмы субсидирования процентных ставок;
перейти в значительной мере к долгосрочным кредитам, поскольку один цикл в земледелии длится год, а в выращивании дойной коровы 3,5 года;
ускорить восстановление Россельхозбанка, специализированного на обслуживании агропромышленного комплекса;
принять меры по стимулированию деятельности кредитно-финансовых институтов в аграрном секторе, в частности кредитных кооперативов.
Ну и т.д., не буду утомлять