Никарагуанский канал: большая игра Яковлева Наиля Магитовна – ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской А...
// forum.polismi.org
...
Идея строительства Никарагуанского канала изначально принадлежала немецкому ученому Александру фон Гумбольдту. В колониальные времена испанская монархия даже проявила интерес к его проекту, но война за независимость в Латинской Америке отложила эти планы на многие годы.
После введения в эксплуатацию Панамского канала (август 1914 г.) аналогичные проекты на территории других центральноамериканских стран утратили актуальность. Но на рубеже ХХ и XXI вв., когда стало очевидным, что пропускная способность существующего Панамского канала перестала удовлетворять современные потребности мировой торговли и возникла идея его модернизации, оживились и прежние проекты, в том числе возведения Никарагуанского канала. Существует версия, что план строительства «антиамериканского» торгового морского пути на территории Никарагуа, контролируемой правительством Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО), принадлежала президенту Венесуэлы Уго Чавесу, планировавшему наращивать экспорт нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, чтобы ослабить свою зависимость от рынка США.
В Никарагуа о планах строительства помнили при всех правительствах. Еще до прихода к власти сандинистов, в 1999 г. была образована специальная правительственная комиссия, которая к августу 2006 г. разработала детальный проект строительства [2]. Тогда же была определена его ориентировочная стоимость – 18 млрд долл (в ценах 2006 г.), а также намечены альтернативные маршруты прокладки канала.
Эксперты пришли к выводу, что оптимальным является маршрут с выходом на Isla del Venado в Карибском море (трасса № 3). По их мнению, данный вариант обеспечивает наилучшие геологические, топографические, гидрологические и экологические характеристики, а также наименьшие затраты. Сандинистам после прихода к власти в 2006 г. оставалось лишь наполнить проект реальным содержанием и найти подходящее время для его реализации. Этот момент пришёлся (в силу разных обстоятельств) на 2012 г.
...
По сообщениям информационных агентств, предпринимающих усилия по изучению деятельности компании «Xinwei», в 12 из 20 стран, указанных в качестве площадок для её бизнеса, не было обнаружено никаких следов крупных и успешно реализованных бизнес-проектов. Скорее наоборот. Например, в Камбодже работы «Xinwei» заморожены, в Зимбабве она ассоциирована с местной фирмой, в судебном порядке лишенной лицензии и имущества [6]. В прессе превалирует мнение, что концессию на руководство строительством Никарагуанского канала Ван Цзин получил благодаря протекции сына президента Никарагуа, Лауреано Ортеги Мурильо.
Для подведения законодательной базы под отношения с китайскими партнёрами 7 июня 2013 г. президент Д. Ортега представил в Национальную Ассамблею ещё два документа: проект закона № 840 под названием «Специальный закон о развитии инфраструктуры и транспорта, связанных с никарагуанским каналом, о зоне свободной торговли и прилегающей инфраструктуре» и рамочное соглашение о концессии и строительстве Никарагуанского канала, включающее в себя проекты развития отношений между Никарагуа и «HK Nicaragua Canal Development Investment». Поскольку большинство в Национальной ассамблее принадлежит правящей партии «Сандинистский фронт национального освобождения», внесённые президентом законопроекты были одобрены уже 13 июня практически без обсуждения. Многие аналитики (как никарагуанские, так и зарубежные) отмечали, что с точки зрения национальных интересов Никарагуа закон № 840 был шагом назад в сравнении с законом № 800, который гарантировал 51% акций никарагуанскому государству. (В соответствии с законом № 840 осуществление проекта будет полностью находиться в руках частных инвесторов.)
БМК – самый грандиозный строительный и инфраструктурный проект за всю историю не только стран Центральной Америки, но и латиноамериканского региона в целом. Предусматривается, что будущий канал соединит Атлантический и Тихий океаны в дополнение к Панамскому каналу и более чем в три раза превзойдёт последний по протяжённости и пропускной способности. По данным, предоставленным «HKND Group», сооружение будет иметь 286 км в длину (в том числе 80 км по озеру Никарагуа), 520 м в ширину и 22 м в глубину, что позволит пропускать суда большого водоизмещения.
«
Проект имеет большой потенциал и способен изменить мировую торговлю, принести большие экономические и социальные дивиденды Никарагуа, её соседям и всей Латинской Америке. Он предназначен для перевозки сырья, например нефти, сжиженного природного газа, стали, из США в Азию или железной руды из Бразилии. Есть большая потребность в новом канале, построенном по последнему слову в инженерии, чтобы дополнить Панамский канал и пропускать большие суда», – считает пресс-секретарь «HKND Group» Роналд Маклейн-Абароа [7].
...
Международный ракурс
Планы сооружения в Никарагуа нового межокеанского канала, по мере их реализации, окажут воздействие на отношения Манагуа с другими странами мира и повлияют на геополитические расклады.
Уже сейчас ясно просматривается линия разлома: с одной стороны выступают государства, заинтересованные в БМК, открыто или завуалированно поддерживающие инициативу никарагуанского президента, с другой – государства, опасающиеся ощутимых финансовых потерь в случае введения канала в строй. В числе первых – крупные страны-экспортёры, планирующие наращивать поставки своих промышленных и сырьевых товаров в глобальном масштабе и готовые активно использовать центральноамериканский межокеанский маршрут: Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Тринидад и Тобаго, Уругвай и др. В числе вторых (потенциальных проигравших) фигурируют, в частности, Панама, Мексика, другие центральноамериканские страны и, вероятно, США.
Панама пока воспринимает проект БМК с известной долей иронии. Министр иностранных дел этой страны Фернандо Нуньес Фабрегас до подписания никарагуано-китайских соглашений выражал мнение, что «легче достичь Луны, чем построить канал в Никарагуа» [12]. Однако в случае реализации проекта Панама может отреагировать на ситуацию весьма болезненно, учитывая угрозу нынешнему монопольному положению своего канала и получаемым от него прибылям. Соседние с Никарагуа центральноамериканские государства опасаются, что Никарагуанский канал «оттянет» на себя основные инвестиционные потоки, направляемые в этот район Латинской Америки, и окончательно отодвинет их на обочину социально-экономического развития.
Что касается других государств региона, то Венесуэле, например, строительство БМК позволило бы переориентировать значительную часть своего нефтяного экспорта с американского рынка на азиатские. Мексиканский исследователь Хосе Луис Леон Манрикес уверен, что в первую очередь канал послужит интересам торговли нефтью между Венесуэлой и Китаем. «Одной из причин того, что торговля между Китаем и Венесуэлой росла медленными темпами, было отсутствие адекватного прохода в Тихий океан», – считает эксперт [13].
Мексика может понести существенный урон из-за утраты нынешней роли международного перевалочного пункта, когда ее морские порты на тихоокеанском побережье и в Мексиканском заливе используются для перемещения торговых потоков из Азии в Европу. Строительство канала может оказать негативное воздействие на развитие портовой инфраструктуры Мексики, ее экономическое развитие и торговлю, заявил мексиканский экономист Алехандро Диас Баутиста [14]. К тому же и Мексика, и некоторые другие центральноамериканские страны (например, Гватемала и Гондурас) имели собственные планы сооружения межокеанских каналов, и теперь мексиканцы выражают готовность вернуться к отложенным национальным проектам.
В довольно сложной ситуации могут оказаться США. Во-первых, с самого начала Вашингтон остался «не у дел», и мощные американские строительные компании практически не имеют шансов участвовать в проекте и получать многомиллиардные подряды. Данное обстоятельство резко контрастирует с той доминирующей ролью, которую США играли в сооружении и эксплуатации Панамского канала. Во-вторых, строительство БМК позволит Венесуэле переориентировать значительную часть своего нефтяного экспорта с американского рынка на азиатские, что может отрицательно сказаться на экономике США. В-третьих, неизбежно произойдёт эскалация экспортной экспансии Китая и других азиатских «тигров» на латиноамериканские рынки.
По существу, успешная реализация никарагуанского мегапроекта жёстко зафиксирует факт ослабления роли Вашингтона в Латинской Америке и ознаменует выход на экономическую и политическую авансцену в этом районе мира других глобальных игроков.
Однако пока американские власти сравнительно спокойно реагируют на известие о подписании китайско-никарагуанских соглашений. Профессор Артуро Крус Секейра из Центральноамериканского института управления компаниями (INCAE) объясняет это спокойствие общностью интересов США и КНР. «Отношения между США и Китаем очень тесные. Вместе на них приходится 33% мирового ВВП. Китайцы понимают, что эти отношения являются стратегическими для их будущего. В перспективе канал может послужить общим интересам и объединить обе страны ещё больше», – утверждает эксперт, отвечая на вопросы BBC Mundo [15].
Одним из существенных вопросов является участие (или неучастие) в проекте китайского правительства. Часть аналитиков считает, что официальному Пекину пока рано заявлять о своём акцентированном интересе или участии (в том или ином виде) в строительстве БМК, но позже его присутствие может возникнуть «за спиной» китайских компаний, участвующих в проекте. СМИ отмечают, например, что охрану китайского бизнесмена, являющегося «лицом» проекта, осуществляют службы безопасности китайского государства.
По другой версии, отсутствие дипломатических отношений между Никарагуа и Китаем (Манагуа до сих пор поддерживает связи с Тайванем) является трудно преодолимым препятствием для публичного заявления о поддержке проекта со стороны КНР. Пекин не раз подчёркивал, что китайское правительство будет сотрудничать исключительно с теми государствами, которые не признают независимости Тайваня (в Центральной Америке это только Коста-Рика). Однако, по данным осведомлённых источников, между Манагуа и Пекином уже начались переговоры об установлении дипломатических отношений при одновременном разрыве отношений Никарагуа с Тайванем, как того требует КНР [16].
...