Историю России переписывают "под Путина"

Теги:политика
 
+
-
edit
 

davinchi

втянувшийся

админ. бан

The Washington Post: историю России переписывают "под Путина"

Министерство образования РФ недавно пообещало пересмотреть все 107 учебников истории, которые используются в российских школах, а учителя смогут выбирать лишь из трех учебников для каждого класса. Либерально настроенные учителя, издатели и историки выступают против этой инициативы, но их мнение по большей части игнорируют. В то время как они стремятся защитить интеллектуальную свободу, министерство выдвигает неопровержимый аргумент: пересмотр учебников - это желание президента. Об этом пишет газета The Washington Post, перевод статьи которой публикует Inopressa.ru.

В конце прошлого года внимание президента РФ Владимира Путина привлекло то, что в одном из российских учебников по истории XX века высказывается критическое мнение о нынешнем режиме. Вскоре после этого Путин заявил, что школьные учебники должны знакомить с фактами, которые "заставляют гордиться своей историей и своей страной".

Министерство поспешило избавиться от неподходящей книги: она была исключена из списка рекомендуемой литературы. Кроме того, министерство пообещало разработать "единую концепцию объективного отношения к наиболее критическим периодам российской истории".

Переписывание истории было важным компонентом большевистского проекта по переустройству мира. На протяжении десятилетий коммунистического правления СССР был страной с непредсказуемым прошлым. Коммунистическая идеология постоянно изменяла ход российской, да и мировой, истории. Событиям давнего и недавнего прошлого давали новую интерпретацию, искажали или вообще вычеркивали их на благо марксистской теории, чтобы гарантировать политическое господство коммунистической партии.

Горбачевская перестройка в значительной мере касалась возвращения истории. Его политика гласности повлекла за собой лавину разоблачений, тайных и страшных сюжетов из тоталитарного прошлого. И пока эта политика насаждалась сверху, российские интеллектуалы были преисполнены энтузиазма. За речами и газетными статьями, свободными от цензуры, последовали архивные исследования, научные монографии и новые школьные учебники. Чувство освобождения было искренним, и хотя декоммунизация не была закреплена юридически, в конце 1980-х годов казалось, что антикоммунистические настроения разделяют большинство россиян.

Даже когда первая волна энтузиазма спала, когда суд над КПСС не привел ни к каким существенным результатам, а коммунистическая оппозиция консолидировала силы, президент Борис Ельцин оставался символом победы над советским прошлым. Но, похоже, эта символика не нравится Владимиру Путину. Он вернул старый советский гимн, заказанный Иосифом Сталиным, и вновь обратился к стилю и методам коммунистического руководства. Пересмотр истории был только вопросом времени, пишет The Washington Post.

"Объективность" по нынешним временам подразумевает такое отношение, которое понравится Путину и впишется в новый политический режим. Нет ни способа, ни желания восстанавливать старую советскую систему, которая строго придерживалась идеологии и имела в своем распоряжении множество специалистов, меняющих и формулирующих общественное мнение, затем распространявшееся в обществе. Российское правительство не стремится и к ресоветизации курса истории. Но в бюрократическом государстве, с его иерархией и раболепством, живы старые рефлексы.

Общая идея Путина ясна. Он призывает к возвращению патерналистского государства, где фактически отсутствует политическая конкуренция, а возможность выражать независимое мнение - ограничена. Министр образования все понял и пообещал, что он не оставит места для "псевдолиберализма, направленного на искажение истории".

Министерство уже выбрало главный учебник по истории России XX века. В этой книге, которая, вероятно, останется единственным учебником, рекомендованным учителям, не упоминается о сталинских этнических депортациях (наверное, чтобы избежать "искажающих" аналогий с нынешней войной в Чечне), период красного террора ограничен 1936-38 годами, а годы правления Путина описаны в хвалебных выражениях. Если историю не переписывают более тщательно, то лишь из-за нехватки времени, полагает американское издание.

Режим Путина вынес на поверхность орды политических оппортунистов, как старых, так и новых. Новые стремятся извлечь выгоду, старые хотят реванша за период демократизации, когда их отвергали. В зависимости от своего происхождения и нынешних постов, одни ловят "шпионов", а другие вновь засекречивают советские архивы и переписывают историю.

До недавнего времени эта авторитарная тенденция затрагивала, главным образом, политику. Ослабление демократических институций, обуздание свободы прессы, преследование политических противников, уничтожение потенциальных соперников - все это создало тошнотворную атмосферу, в которой остается выбор между лояльностью и раболепством, с одной стороны, и, возможно, опасной маргинальной деятельностью - с другой. Но те, кто оставался в стороне от политики и государственной службы, пользовались практически неограниченной свободой.

Теперь режим Путина, переписывающий историю и навязывающий единомыслие школам, учителям и ученикам, покушается на личную свободу. Возвращение непредсказуемого прошлого является серьезным препятствием на пути к модернизации России, заключает The Washington Post.

// Новости NEWSru.com :: The Washington Post: историю России переписывают "под Путина"
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью  
NZ TEXOCMOTP #23.03.2004 00:46
+
-
edit
 

TEXOCMOTP

втянувшийся

А что Российские СМИ по этому поводу говорят? А то только Washington Post как затравка - маловато будет. Со своим "Путинским режимом" достает, если честно - слишком политизировано для обычной статьи.
---------------------------------------------------------------------------- "Мы не унаследовали нашу землю от предков - мы заняли её у наших детей." ---------------------------------------------------------------------------- Чтобы быть справедливым возмездье могло, лишь злом воздавать подобает за зло. (Фирдоуси)  
+
-
edit
 

Vikond

опытный

davinchi, 23.03.2004 00:28:43 :
Либерально настроенные учителя, издатели и историки выступают против этой инициативы, но их мнение по большей части игнорируют.

Вскоре после этого Путин заявил, что школьные учебники должны знакомить с фактами, которые "заставляют гордиться своей историей и своей страной".
 


Черт возьми, кажется, кое в чем я начинаю симпатизировать Путину...
Особенно мне понравилось про "либерально настроенных" :)
Как мало все-таки человеку надо, чтобы у него появилась надежда на перемены к лучшему :rolleyes:
 

Rada

опытный

2 Vikond:
Как мало все-таки человеку надо, чтобы у него появилась надежда на перемены к лучшему
 
Ну вот, а вы Буратино да Буратино. :)
С себя можно начать когда все остальное будет в порядке.  
RU Centuriones #23.03.2004 02:45
+
-
edit
 

Centuriones

опытный

Перед тем как радоваться, надо посмотреть: что за учебники предлагают. А то ВВП да ВВП, не поднимет ВВП. :D Каламбур-с получился-с.
Раньше были времена,
А теперь мгновения.
Раньше поднимался дух,
А теперь давление.
 
?? Дух Бетельгейзе #23.03.2004 06:41
+
-
edit
 
Интересно, а сколько раз переписывались учебники истории в самой США ? В связи с новыми веяниями типа феменизма и политкорректности.
 
RU Фагот #23.03.2004 06:42
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
А кто-нибудь его читал, чтобы что-то утверждать?
 
+
-
edit
 

Santey

опытный

Vikond, 23.03.2004 01:18:08 :
Черт возьми, кажется, кое в чем я начинаю симпатизировать Путину...
Особенно мне понравилось про "либерально настроенных" :)
Как мало все-таки человеку надо, чтобы у него появилась надежда на перемены к лучшему :rolleyes:
 


Эх, вашими бы устами ...
На самом деле процесс обливания помоями советского периода истории в СМИ цветет и пахнет. Даже, как мне кажется, силу набирает. Посмотрел я в минувшее воскресенье передачку "Советская империя" по РТР - пакость редкостная, по агрессивности и желанию смешать все с дерьмом соответствует уровню начала 90-х. А ведь это только 1-я серия сериала...
 
+
-
edit
 

someuser

опытный

Всё совершенно правильно делается.
Показывали как-то по ТВЦ под эту тему (переписывание учебников) рекомендованный Минобразования учебник, зачитали кусок - чуть не стошнило. Там рассказывалось, как героически немцы шли и ложились под нашими пулями, а наши разбегались как трусы последние. :puke:
С учебниками истории бардак редкостный вообще. Две программы - концентрическая и линейная. Учебников нормальных почти нет ни для той, ни для другой, в одних не хватает одного, в других - другого, в третьих вообще враньё - написано всё в анчале 90-х, на волне понятных настроений. То что более-менее приличное, купить проблема, а-ля советское время, к тому же половина учебника на каждый год - ненужные данные, пройденный в прошлом по учебнику того же автора (!!!). Половина фактов есть в одном учебнике, половина - в другом, собирайте как хотите. Репрессии, кстати, в виденных учебниках как-то скупо освещаются. Короче, дело ОЧЕНЬ нужное. А уж что закупать в школьные библиотеки - по-моему, никто вообще не знает...
Вы будуете смеяться, но в одной иркутской школе (далеко не самой худшей, надо сказать) для обучения в 11 классе требуется, два учебника истории. Как ив других классах, впрочем. Плюс рекомендуется приобрести ещё АВАНТАвскую энциклопедию за 400 рублей. Один из этих учебников требуется ТОЛЬКО на первую четверть, далко не самую длинную. Причём из него изучается лишь несколько параграфов. Плюс ко всей этой чуши ещё рабочую тетрадь. Вот и прикиньте, в какую копеечку всё это безобразие влетает. С другими предметами такой гадости вообще-то нет. Я уж не говорю, что абсолютно бездумно некоторые классы имеют 3 часа истории в неделю, а другие - 2, причём это слабо связано с ориентацией классов... А выпускники 9-х классов не имеют даже самых общих представлений по курсу Истории Отечества, ввиду того, что до 9 класса идёт история, мягко говоря, не нового времени, что мало даёт для понимания нынешней действительности и ближайшего прошлого. Нет, на этот случай существует, по-моему, концентрическая система обучений. Одна беда - учителя не хочат учить детей по два раза одному и тому же, и учеителя, сиречь, школы тормозят переход на неё у себя. Чёрте что творится с обучением истории, короче.
Сдаётся мне, что представления об истории России у нынешних учеников будут сильно зависить от того, в какой школе и у какого преподавателя (читай с каким из десятков комплектов недоучебников) он учился.
По всей видимости, меня скоро окончательно забанят.
Так что использую последнюю возможность...
Прощайте, все участники форума Авиабаза! Было очень интересно общаться с вами без малого год. Ну что же, увы, возникли непреодолимые обстоятельства. Надеюсь, ещё пересечёмся где-нибудь в и-нете, он ведь большой! Не поминайте лихом...
 
RU Фагот #23.03.2004 18:16
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
А процентов так 90% преподов по истории в школе скажем так не очень :(
 
+
-
edit
 

Vikond

опытный

>Эх, вашими бы устами ...

Да это я так... Просто всегда хочется верить во что-то хорошее, даже если основания для этого самые минимальные :)

>На самом деле процесс обливания помоями советского периода истории в СМИ цветет и пахнет. Даже, как мне кажется, силу набирает. Посмотрел я в минувшее воскресенье передачку "Советская империя" по РТР - пакость редкостная, по агрессивности и желанию смешать все с дерьмом соответствует уровню начала 90-х. А ведь это только 1-я серия сериала...

Не смотрел, стало быть, ничего и не потерял :)
А это часом не свинидзевская передачка? "Великий телевизионный историк" и махровый русофоб Николай Карлыч Свинидзе был на 2-м канале "священной коровой" благодаря своему корефану бывшему министру печати Лесину. Посмотрим, изменится ли что-нибудь после отставки его покровителя...
 
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Фагот, 23.03.2004 06:42:59 :
А кто-нибудь его читал, чтобы что-то утверждать?
 


Новый учебник по истории я не видел, а вот один из старых читать пришлось. В середине 90-х мне попал в руки учебник по истории России изданный на средства фонда Сороса тиражом несколько сот тысяч экземпляров и распространяемый бесплатно в наших провинциальных областях (рекомендован к применению Минобразования РФ).
В разделе посвященном ВОВ (обращаю внимание именно ВОВ, а не вообще 2МВ - т.к. учебник по истории России) к примеру про Сталинградскую битву отведено 2 строчки (типа: мол что то там где то было), про оборону Ленинграда вообще ни слова, но зато на двух с половиной страницах рассказывается о том что переломным моментом во 2МВ стало потопление 4 японских авианосцев у атолла Мидуэй?????!!!!!! :blink: Я с уважением отношусь к мужеству и героизму американских летчиков и моряков, но какое отношение это событие имеет к ВОВ в частности, и к истории России вообще? Про переломность я уж вообще молчу.
ТАКИЕ (с позволения сказать) УЧЕБНИКИ НЕ ГРЕХ И ПЕРЕПИСАТЬ.
В данном контексте вопли западной прессы (особенно американской) абсолютно понятны - Запад ведь вложил большие деньги во внедрение своей идеологической доктрины в умы нашего подрастающего поколения - а тут такой облом: русские сами хотят разбираться со своей историей, без ценных указаний со стороны заокеанских дядей.
P.S. И пусть они не пиз...т что может быть некое аполитичное "общечеловеческое" видение истории - чего тогда они так всполошились, а?
Всему есть своя причина  
+
-
edit
 

someuser

опытный

Угу. Скомпенсировать это моежт только хороший учитель истории, излагающий всё своими словами, но везде ли такие, особенно в малокомплектных школах и т.п...
По всей видимости, меня скоро окончательно забанят.
Так что использую последнюю возможность...
Прощайте, все участники форума Авиабаза! Было очень интересно общаться с вами без малого год. Ну что же, увы, возникли непреодолимые обстоятельства. Надеюсь, ещё пересечёмся где-нибудь в и-нете, он ведь большой! Не поминайте лихом...
 
RU Centuriones #24.03.2004 11:28
+
-
edit
 

Centuriones

опытный

Переписать учебники истории. существующие в настоящее время, естественно не грех. Только что вот взамен получим? Скорее всего тоже, что и сейчас, но несколько поприлизанней. Не удивлюсь, если прочту о "славных победах российской армии под Сталинградом".
Раньше были времена,
А теперь мгновения.
Раньше поднимался дух,
А теперь давление.
 

au

   
★★☆
У нас в последнем классе историк учебников вообще не применял, сам материалы готовил. Правда таких мало, наверняка в основном только "озвучиватели текстов". Но то был лицей, а в предыдущей (депрессивно-обычной) школе были вот такие озвучиватели.
 
RU SergeVLazarev #24.03.2004 12:07
+
-
edit
 

SergeVLazarev

опытный

au, 24.03.2004 11:51:01 :
У нас в последнем классе историк учебников вообще не применял, сам материалы готовил. Правда таких мало, наверняка в основном только "озвучиватели текстов". Но то был лицей, а в предыдущей (депрессивно-обычной) школе были вот такие озвучиватели.
 


в 10-ом классе я учился по совершенно безумному учебнику.
там в конце каждого параграфа были типа советы. В основном Сталину: в 30-е годы не делать индустриализации, а проводить развитие сельского хозяйства.
после войны - принять план Маршалла.
-  
RU SergeVLazarev #24.03.2004 12:12
+
-
edit
 

SergeVLazarev

опытный

а вообще ИМО, мне кажется что историю в школе вообще лучше не учить:-).
пускай только спецы ее учат.
-  
+
-
edit
 

davinchi

втянувшийся

админ. бан

Симпатизирующее националистам российское общество получает прививку расизма еще в школе. Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Виктор Шнирельман проанализировал российские учебники истории и обществоведения и обнаружил в них семена ксенофобии и национализма.

- Иногда говорят, что существует ген ксенофобии, но при чем тут "ген", если бомба заложена в школьных учебниках! - считает Виктор Шнирельман. - В целом ряде федеральных учебников школьники находят только один народ - русский, и одну религию - православие. И эти учебники идут в школы с санкции Минобразования.

В сегодняшней России масса подобных фактов. Кубанские власти много лет дискриминируют армян и турок-месхетинцев и утверждают, что "Характерные этнокультурные особенности армян вызывают реакцию со стороны местных жителей. Их культура несовместима с традициями коренного населения". А в Северной Осетии некоторые местные ученые пишут трактаты о "невозможности совместного проживания осетин с ингушами". Так политический и территориальный конфликт облекают в культурологическую форму. Все это кочует и в школьные учебники.

- Сейчас в школе господствуют два подхода: на федеральном уровне - так называемый цивилизационный, на региональном - этноцентристский, - говорит Виктор Шнирельман. - В обоих случаях главная идея - укрепление идентичности. Если бы это было просто укрепление идентичности - это нормально. Но в учебниках истории и обществоведения, построенных на цивилизационном подходе, Россия, к сожалению, часто представляется как исключительно русская православная цивилизация, и больше ни о каких иных религиях или народах там не говорится. (см. учебные пособия Е.Н. Захаровой). Последние опросы ВЦИОМа показывают рост негативного отношения населения к Западу, к американцам. Почему? Да ведь в учебниках Запад показан извечным врагом, постоянно занимавшимся кознями против России. В некоторых губерниях северной России - Вологодской, Новгородской, Ярославской - ходит учебник отечественной истории для 5-6 классов, где половину текста занимает изложение истории русской православной церкви. О других религиях в нем нет ни слова.

Кто теперь вспомнит, что двадцать лет назад на уроках дети рисовали земной шар, а вокруг него - люди разного цвета кожи в национальных костюмах держались за руки. Так в школе учили интернационализму. Теперь чаще говорят об укреплении этнической идентичности. В результате в обществе растет уровень ксенофобии и шовинизма.

- Много лет назад меня поразил пример Тринидада и Тобаго - маленького государства в Карибском бассейне, - вспоминает Виктор Шнирельман. - Первый учебник, с которым там знакомятся совсем маленькие школьники, начинается словами: "Наша страна многокультурная. У нас люди разных культур живут все вместе, в мире и дружбе. Как это замечательно, как мы должны ценить это!" Вот национальная идея. И ее прививают в школе. Мы гордимся Великой Россией, крупнейшим и мощнейшим государством в мире, но маленькая страна Тринидад и Тобаго оказалась гораздо мудрее, чем многие наши современные идеологи.

// Страница не найдена - Известия
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью  

Vale

Сальсолёт

>В некоторых губерниях северной России - Вологодской, Новгородской, Ярославской - ходит учебник отечественной истории для 5-6 классов, где половину текста занимает изложение истории русской православной церкви.

Губерниях? У нас таких образований ПМСМ нет.
А если серьёзно, то именно в этих областях кроме русаков практически никто и не живёт... Мало-мало финно-угорских народов, да чутка татар.

Тринидад и Тобаго, говорит товарищ? Интересно, а титульная нация у них кто - тринидадоитобаги? ;)



Да, всё вышесказанное не отменяет необходимости обучения в школе тому, что есть разные народы, есть разные обычаи, и то, что кажется правильным и вежливым тебе, может быть абсолютно быть невежливым - другому.

И не только в российской школе, а, davinchi? ;)
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)  
Это сообщение редактировалось 24.03.2004 в 18:13
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
davinchi, 24.03.2004 16:26:55 :
В целом ряде федеральных учебников школьники находят только один народ - русский....................

местные ученые пишут трактаты о "невозможности совместного проживания осетин с ингушами". Так политический и территориальный конфликт облекают в культурологическую форму. Все это кочует и в школьные учебники.
 


Чего то товарищ Шнирельман запутался: то одни русские у него в учебниках, а потом выясняется что там еще осетины с ингушами есть... :D
Может его просто от кормушки написания учебников оттеснили, вот он борьбу за интернационализм начал ;) .
Всему есть своя причина  
+
-
edit
 

someuser

опытный

2 au
С таким подходом конспектировать дофига надо.
И тем, кто пропустил по болезни туго.
По всей видимости, меня скоро окончательно забанят.
Так что использую последнюю возможность...
Прощайте, все участники форума Авиабаза! Было очень интересно общаться с вами без малого год. Ну что же, увы, возникли непреодолимые обстоятельства. Надеюсь, ещё пересечёмся где-нибудь в и-нете, он ведь большой! Не поминайте лихом...
 
SergeVLazarev, 24.03.2004 12:07:35 :
au, 24.03.2004 11:51:01 :
У нас в последнем классе историк учебников вообще не применял, сам материалы готовил. Правда таких мало, наверняка в основном только "озвучиватели текстов". Но то был лицей, а в предыдущей (депрессивно-обычной) школе были вот такие озвучиватели.
 


в 10-ом классе я учился по совершенно безумному учебнику.
там в конце каждого параграфа были типа советы. В основном Сталину: в 30-е годы не делать индустриализации, а проводить развитие сельского хозяйства.
после войны - принять план Маршалла.
 


Хм, а подробнее можно? Откуда такой учебник вообще взялся?
 
au, 24.03.2004 11:51:01 :
У нас в последнем классе историк учебников вообще не применял, сам материалы готовил. Правда таких мало, наверняка в основном только "озвучиватели текстов". Но то был лицей, а в предыдущей (депрессивно-обычной) школе были вот такие озвучиватели.
 


У нас тоже; училка хорошая была.
 

LLS1

новичок


Zdravstvuj,Davinchi ;)

statja choroshaja i ,nesmotria na subjektivnost,mozet,i ne sovsem lzivaja. No pozvol sprosit,kakovy nashy,litovskije ucebniki,po kotorym vychodit,cto pricina vsech bed v mire-Rossija,a Litva-strana gerojev i mudrych kniazei?
quod scripsi,scripsi
 
EE Татарин #04.04.2004 14:57
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
2 LLS1:
code text
  1. [tr] chto-to napisannoe translitom[/tr]
  2.  
  3. даст:
  4.  
  5. что-то написанное транслитом


Это удобно. ;)
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru