Вот СергПод сказал, я и выкладываю.
"Истребители-монопланы нового поколения"
В начале 30-х годов стало ясно, что ВВС скоро потребуется новый истребитель-моноплан. Проекты самолётов подготовили КБ во главе с Туполевым (его самолёт назывался АНТ-31), Поликарповым (ЦКБ-12) и Григоровичем (его самолёт ДГ-52). Все эти самолёты чем-то выделялись, в чём-то имели преимущество перед соперниками. Первым в воздух поднялся самолёт ОКБ Туполева (в этом его преимущество). АНТ-31 был спроектирован бригадой под руководством П.О.Сухого, тогда - молодого инженера, в будущем - Главного конструктора КБ. Проект был новаторским и несколько опережал по темпам осуществления проекты самолётов других КБ. Он полетел в 1933 году. По многим техническим решениям он напоминал ЦКБ-12 ОКБ Поликарпова. На испытаниях с двигателем «Бристоль – Меркур» самолёт показал скорость 384 км/ч. Это было слишком мало, т. к. у И-15 скорость была всего на 20 км/ч меньше, но «Чайка» имела лучшую манёвренность. Поэтому для достижения решающего преимущества над И-15, было решено поставить на самолёт двигатель М-25 мощностью 712 л.с. С этим двигателем скорость составила 444 км/ч, что на 80(!) км/ч больше скорости «Чайки» с таким - же двигателем. Такое преимущество было достигнуто не только применением схемы моноплан, но и применением впервые в СССР системы уборки шасси. Тем не менее, несмотря на прекрасные характеристики, лётчики не очень хорошо приняли новый самолёт. Их не устраивала закрытая кабина пилота, так как она, якобы ухудшала обзор лётчику. Кроме того, самолёт было сложно выводить из штопора – одного из главных врагов авиаторов тех лет. Ещё самолёт был сложен в управлении, но его конкуренты тоже не отличались кротким нравом. Несмотря на все эти проблемы, самолёт АНТ-31 превратился в АНТ-31бис, который под названием И-14 пошёл в серию. Серия длились недолго – выпустили всего 22 самолёта, но этот самолёт был первым советским скоростным истребителем-монопланом и помог избежать ошибок, сделанных при его проектировании конструктором следующих монопланов.
Всего на несколько месяцев опоздал ЦКБ-12, чтобы стать первым в СССР скоростным истребителем-монопланом (30 декабря 1933 года его впервые поднял в воздух Чкалов). Но это помогло его конструкторам учесть недостатки И-14 и подготовить более боеспособный самолёт. Несмотря на то, что он страдал некоторыми из тех же недостатков, которыми страдал И-14, по некоторым характеристикам самолёт немного превосходил истребитель Сухого. Например, он лучше выходи из штопора, имел хорошую манёвренность, хорошие взлётно-посадочные характеристики(кроме разбега). В первом полёте он так же не показал характеристик, обеспечивающих превосходство над И-15. С двигателем М-22 его скорость оказалась всего 360 км/ч. Было принято решение, аналогичное решению с И-14 – поставить на него двигатель М-25. С этим двигателем самолёт показал ещё лучшие скоростные характеристики, чем И-14: 454 км/ч - почти на 100 км/ч больше, чем И-15! Так как И-16 показал несколько лучшие характеристики, чем И-14, то естественно его надо было бы пустить в серию. Но и против него оказались лётчики по той же причине, что и против И-14: не устраивала закрытая кабина и сложность управления. Кроме того, самолёт показал слишком большой разбег – целых 300м. Из-за этого пришлось бы перестраивать все аэродромы, на которых он базировался. Несмотря на объективные трудности, связанные с новизной проблемы, самолёт был пущен в серию. Впрочем, причину выбора И-16 можно найти и в том, что Поликарпов – главный конструктор истребителей того времени и И-16, определённо, имел некоторое давление на ВВС.
Много славных страниц связано с «Ишачком» - самым распространённым, среди предвоенных истребителей. Боевое крещение И-16 принял во время войны в Испании. Тогда им противостояли новейшие по тем временам «Мессершмитты» Bf-109В с двигателем мощностью 600 л.с., итальянские самолёты. В начале Испанской трагедии наша авиация полностью владела преимуществом, И-16 немного отставая в скорости, намного превосходили «Мессеров» и итальянцев по манёвренности. Вооружение было стандартным для того времени – 4 пулемёта винтовочного калибра. Германское правительство, обеспокоенное ходом войны в Испании, послало на фронт новейшую модификацию «Мессершмитта» Вf – 109Е с двигателем мощностью 1000 л.с. (почти в 2 раза сильнее, чем на старом самолёте!). Кроме нового двигателя самолёт получил и новое вооружение – одну пушку калибром 20мм и 2 пулемёта винтовочного калибра. Теперь немцы имели самолёт, превосходящий «Ишачок» как по скорости (более чем на 100 км/ч!) так и по вооружению. С этого момента республиканская Испания утратила преимущество в небе. Вместе с новыми истребителями на фронт были направлены и новые бомбардировщики: Ju-87, Не-111 и Ju-88. Все они продемонстрировали прекрасные характеристики, превосходившие характеристики аналогичных самолётов СССР, применявшихся в Испании.
Следующими войнами, в которых участвовал И-16, стали конфликты с Японией. Не имея сильного конкурента в воздухе, И-16 делали там, что хотели. Например, впервые самолёт был сбит ракетой, пущенной как раз с И-16. Правда, были ситуации, в которых приходилось применять и таран, иногда даже ночной. Но такие случаи были лишь исключениями, подтверждавшими правило, гласившее, что в Японии в то время не могли построить самолёта, способного бороться за превосходство в воздухе с И-16. Во время военных действий в Монголии И-16 уже не могли обеспечить превосходства над истребителями противника. Лишь после того, как были присланы новейшие И-153, удалось захватить преимущество в воздухе. К тому времени И-16 морально устарел. Несмотря на это, он применялся во время Финской и Великой отечественной войны. На нём летали многие известные лётчики, например, дважды герой Советского Союза Сафонов. Во - время Великой Отечественной войны И-16 типа 24 приходилось сражаться уже не с Bf-109B и даже не с Bf-109Е, а с гораздо лучше вооружёнными и скоростными машинами. Кроме того, появились такие прекрасные самолёт, как «Мессершмитт»-110. Эти самолёты могли исполнять роль как истребителей, так и бомбардировщиков. Хорошо управляемые и вооружённые, достаточно скоростные и дальние, защищённые сзади пулемётом, эти самолёты представляли большую опасность для устаревших «Ишачков». Пришло время новых самолётов.
Зачем надо, сам не знаю.
Здесь был Нумер. Исправленно по промежуточным итогам обсуждения. 24.10.2001(мой день рождения!
)
Здесь ещё раз был 140466!
Всё невозможное возможно, если этого захотеть. ;)