В конце 19 века Россия быстро развивалась и превратилась в одну из ведущих капиталистических держав. Россия, конечно, большая страна, но большая часть территории её была занята лесами, болотами и непригодна к использованию. Поэтому там не было ни полей ни дорог ни людей. Между тем, не так далеко от границы Российской Империей находилась Юго-Восточная Азия, за прибыльные колонии в которой уже давно боролись ведущие державы мира, как США, Британская Империя, Германия. Захват портов там сулил немалые денежные, военные и политические выгоды. Это поняли на Западе уже давно, и Англия обосновалась в Гонконге, Германия – в Циндао. Относительно недавно и Россия стала всё больше обращать внимание на этот регион. Был основан Владивосток. Там уже был построен небольшой порт, но положение Владивостока было не в пример хуже, чем, например, Гонконга или Циндао. Поэтому определённая группировка во главе с Плеве настаивала на экспансии на юг. Николай II тоже был «за» и поэтому с 1894 года Российская политика делает резкий поворот в сторону Востока. Теперь Англия – не главный соперник. Но в том же 1894 году происходит ещё одно событие: начинается Японско-китайская война. Китай опять потерпел серьёзное поражение. Условия мира были унизительны, Япония получала территорию Китая вместе с Порт-Артуром. К счастью для Китая, его интересы совпадали с интересами таких держав, как Россия, Англия и Германия. Поэтому Порт-Артур вскоре арендовала Россия. После этого Балтийский флот стал как бы депо для нарождающийся Тихоокеанской эскадры. Понятно, почему Россия стала активно осваивать эту территорию. Дело в том, что в отличии от Англии, например и уж тем более, Германии, Россия могла быстрее перебрасывать войска, запасные части и топливо для кораблей и даже катера и небольшие эсминцы. Но это требовалось не больше месяца, так как вскоре была построена КВЖД. То же самое флот «Владычицы морей» мог сделать только за несколько месяцев, если везти войска из колонии, а из метрополии в вообще полгода. Прокладка КВЖД была серьёзным успехом русской дипломатии. Но «выжать» из этого успеха всё, что можно так и не смогли. Приморье уже неплохо обрусело, а китайцы были настроены достаточно доброжелательно, более доброжелательно, чем население, скажем, Индии, в которой всё время происходили восстания и отвлекали Британию. Поэтому у России были неплохие шансы закрепиться на берегу Восточно-Китайского моря. Но куда более опасным, чем Британская Империя, противником стала Япония, которою Россия сильно обидела, заставив отказаться от территорий в Китае.
К 1904 году спорной территорией между Россией и Японией стала Корея. А точнее, Россия была недовольным желанием Японии открыто аннексировать эту территорию. Между тем, несмотря на важность Восточного направления Русской политики государство старалось экономить буквально на всём. Многие флотоводцы, хорошо знавшие эти территории, считали более предпочтительным организацию базы в Талиенваньской бухте, но царское правительство экономило на военном флоте, все деньги пуская на строительство коммерческого порта Дальний. При этом Порт-Артур был далеко не образцовой гаванью: внешний рейд был открыт для атак противника, внутренняя стоянка была отделена от внешней мелью, которая не позволяла большим кораблям выходить в моря в отлив. Талиенваньская бухта была куда удобней, но там не было ни какой инфраструктуры. Впрочем, и Порт-Артур имел только средний по размерам док. Там могли ремонтироваться только крейсеры, броненосцы на зиму уходили для планового ремонта во Владивосток. Считалось, что эскадра всегда сможет дойти до Владивостока. Но на практике ни один из кораблей Первой Тихоокеанской эскадры так и не дошёл до Владивостока, хотя пробиться туда пытались неоднократно. Конечно, сейчас легко говорить о множестве ошибок в подготовке флота к противостоянию с Японией, но кто же тогда думал, что противостояние выльется в такую неудачную войну. Вообще, Япония представлялась как слабый противник.
Экономия в подготовке флота состояла в том, что во время проектировки крепости Порт-Артур его территория была урезана, и в состав крепости не вошли высоты, где происходили главные бои за Порт-Артур. Крепость вообще не была достроена до начала войны. Манёвры кораблей проходили не очень часто. Комичность манёвров 1903 года состояла в том, что первым движением эскадры был…переход в бухту Талиенван. Но самое неприятное было в введении «вооружённого резерва». Это значило, что корабли не выходили в море, но, при этом, не разоружались. Незадолго до нападения на русскую эскадру японцы разорвали с Российской Империей отношения. После этого на флоте часто стало слышно слово «война». Но вот в Петербурге его не слышали. Со страшным скандалом капитанам кораблей приказали снять противоминные сети, которые были вывешены для отражения торпедной атаки. Маяк продолжал работать, как в мирное время. Большое число кораблей находилось в вооружённом резерве. Как это контрастировало с боевыми зарядами в пушках, прислугой у орудий, приказом «приготовится к отражению минной (торпедной) атаки»…
Тихоокеанская эскадра проигрывала не только по боевой подготовке и готовности. Она проигрывала и по количеству и боевой ценности кораблей, входящих в неё. Вот краткая характеристика броненосцев и крейсеров Тихоокеанской эскадры:
1. «Ретвизан» - броненосец, построенный по русскому заказу в США. Отличался качеством, быстротой постройки. Имел неплохую скорость – почти 18 узлов, вооружение было достаточно стандартно: 4 12-дюймовые пушки в 2 башнях и 12 6-дюймовых скорострельных пушек в казематах, а так же очень сильная мелкокалиберная артиллерия. Этот корабль превосходил все отечественные корабли по мореходности (что в большой степени является заслугой русских проектировщиков), обитаемости, взрыво- и пожаробезопасности. Бронирование было сделано по новой моде – большой площади, но относительно малой толщины. Такая броня не могла защитить от главного калибра на небольшой дистанции боя, но зато прекрасно защищала от скорострельных пушек, которые зачастую составляли главную огневую мощь броненосцев того времени. Считался лучшим или вторым по боевой ценности кораблём эскадры.
2. «Цесаревич» - броненосец французской постройки. В каком-то отношении уникальный корабль – на нём был впервые применён полный комплекс мер по борьбе за живучесть, разработанный французами. Вооружение – примерно такое же, как и у «Ретвизана». Скорость практически такая же.
3. «Пересвет» - первый из серии броненосецев-крейсеров. Другие корабли этой серии – «Ослябя» и «Победа». Этот корабль строился очень долго и не слишком качественно, что объясняется тем, что строили его на русских верфях. На стапеле он был 2 года 7 месяцев! Сравните это с 1 годом и 3 месяцами для «Ретвизана»! Кроме того, этот корабль заслужил неоднозначную оценку. Но ясно, что он был не очень мореходен, имел слишком слабую защиту и орудия уменьшенного калибра и, следовательно, меньшей дальности стрельбы, точности и бронебойности, но повышенной скорострельности. Скорость у него была не очень для крейсера и не запредельная для броненосца – 18 узлов. А вот расход топлива (которого, впрочем, на его борту было много) в 1,5 раза превосходил расход топлива «Ретвизана» и в 2 раза кораблей типа «Полтава». Но корабль имел, вдобавок, ещё и большую осадку, в результате чего не мог взять на борт свой запас угля и реализовать свои крейсерские качества. Вообще, размеры этих кораблей превращали их в неплохие мишени. С другой стороны, он показал, что постоять за себя в бою может даже против броненосцев. Корабль имел большой запас хода и мог при правильном использовании попортить коммуникации врагу. Только вот все корабли этого типа использовались в составе эскадры: броненосцев всю войну не хватало. На последнем корабле этого типа установили упрочнённые орудия с повышенным углом установки. Поэтому теперь он стрелял ещё дальше, чем его собратья с орудиями 12-дюймового калибра. «Победу» собрали быстрее и лучше, чем остальные корабли серии.
4. «Полтава» - самые старые броненосцы Порт-Артурской эскадры. Они немного, но уступали во всём: скорости (17 узлов), бронировании, вооружении. Но именно на них легла основная тяжесть боёв и походов. Корабли были первой русской серией броненосцев, но всё-таки строились немного по разным проектам. Так на «Севастополе» трубы были короче, чем у «Полтавы», а у вечного флагмана «Петропавловска» длиннее. Вооружение стандартное – 4 пушки главного 12-дюймового калибра и 12 шестидюймовок. Было, естественно, и более мелкокалиберное вооружение.
5. «Баян» - единственный русский броненосный крейсер (если не считать таковыми броненосцы серии «Пересвет») и сильнейший крейсер Порт-Артурской эскадры. Вооружён он был достаточно средне для броненосного крейсера, защищён тоже не слишком, но для его сверхмалого водоизмещения это было просто великолепно. Строился за границей.
6. «Паллада» - серия крейсеров. В которую входили также «Диана» и небезызвестная «Аврора». Все эти корабли с разным успехом участвовали в Русско-японской войне. Главной особенностью из было стале-никелевое бронирование палубы, благодаря которому снаряды отскакивали от брони вверх. К началу Русско-японской войны успели устареть.
7. «Новик» - знаменитая серия крейсеров-эсминцев. Это были скоростные представители типа «скаут», которые опередили время. Действительно, как разведчики это были прекрасные корабли, подобные корабли несколько позже стали строить англичане для обслуживания эскадр дредноутов. Но в условиях русско-японской войны, когда крейсеры были полноправными участниками боя эскадр проявить до конца они себя так и не смогли. Все корабли стали активными участниками Русско-японской войны: «Новик» прославился благодаря своему талантливому капитану Эссену, который совершил на нём много подвигов и тем, что единственный сумел добраться до своих. «Богатырь» участвовал в рейдах Владивостокского отряда крейсеров, потопившего немало торговых судов японцев. «Изумруд» погиб во время Цусимского боя, также почти прорвавшись. Последний корабль также погиб в бою, но уже во время Первой мировой. Он был интернирован после Цусимского боя и возвратился в строй после конца войны. А погиб он от знаменитого рейдера капитана Мюллера.
8. «Варяг» - одиночный лёгкий крейсер, построенный на той же фирме, что и «Ретвизан». Тоже хороший разведывательный крейсер, но никакой в эскадренном бою. Это хорошо показал его знаменитый бой с Японским отрядом Уриу.
9. «Аскольд» также одиночный крейсер. По боевым свойствам похож на «Варяг».
Вот лучшие корабли к началу боевых действий. А это начало было далеко не самым удачным: японцы без объявления войны атаковали Тихоокеанскую эскадру на рейде Порт-Артура. Ограничение полумерами действий эскадры поставило наши корабли в совсем плохое положение: после атаки на внешний рейд, где стояли все русские корабли, когда были подбиты 2 лучших броненосца, и «Паллада», на флагмане не поняли что случилось и приказали прекратить огонь. Оба лучших броненосца были подбиты потому, что их хотели использовать первыми. Но поставить противоминные сети запретили. Их вывели на внешний рейд, но должного прикрытия стоящей эскадры не было сделано. Вот так руководство пыталось ограничиться полумерами. Но все они сделали положение ещё хуже. На утро японцы объявились прямо перед гаванью и обстреляли порт. Их попытался атаковать Эссен на «Новике», но был остановлен шквальным огнём, правда, не получив серьёзных повреждений. Всё бы ничего, да «Ретвизан» загородил вход в гавань, так как он начал тонуть и капитан Щенснович попытался вывести его на мелководную внутреннюю стоянку. Течением корабль развернуло и он застыл о очень неудобном для прохода эскадры положении. После этой атаки события в районе Порт-Артура стали развиваться циклично: ночью японцы пытались брандерами уничтожить «Ретвизан» и окончательно закрыть вход в гавань, оставив, таким образом, Тихоокеанскую эскадру без базы. Но все атаки отражались. Днём примерно в одно время, когда эскадра по мнению её командования не могла выйти из-за отлива японцы обстреливали порт. Им отвечали русские броненосцы. В это время, несмотря на все усилия, «Ретвизан» ни как не могли поднять. Поднять его удалось только в день приезда нового командующего – адмирала Макарова. Матросы восприняли это как добрый знак. В отличии от прошлых командующих, которые, боясь численного и качественного преимущества японцев (у нас осталось только 5 броненосцев и не одного современного и полноценного против 6 японских), ничего не делали, Макаров сразу же начал активно действовать. Новый командующий совершил много того, чтобы никогда не совершил другой командующий. Уже через 3 дня после его прибытия – 27 февраля был совершён первый выход в море. Так как противника не было обнаружено, то пришлось заняться практическими эволюциями.
И последнее: я книгу Малюха не найду. Поэтому прошу его выложить.
Помните, что война с арабами - это война ловушек, засад и убийств из-за угла. (с) Атос, граф де ла Фер ( с помощью А. Дюма)