«Харрикейн» незаслуженно оказывается в тени своего «коллеги» «Спитфайра». Но в начале войны именно этот самолёт был основным самолётом Королевских ВВС. Во время Битвы за Британию эффективность «Харрикейнов» оказалась даже выше эффективности «Спитфайров». Уже тогда англичане опасались бороться с истребителями противника с помощью «Харрикейнов»: «Спитфайры» несколько превосходили своих «сослуживцев» по Королевским ВВС по характеристикам, но и они с трудом могли противостоять Эмилям – Вf-109Е.
Это было потом, а в начале 30-х осторожным англичанам пришлось выбирать свой первый истребитель-моноплан. Несмотря на то, что был выбран самый консервативный вариант, «Харрикейн» стал прекрасным самолётом, который лишь немного уступал своему почти ровеснику «Спитфайру», но был несколько лучше Вf-109D, Доры. Консервативность англичан иногда доводила до курьёзов: сперва обшивка крыльев и фюзеляжа Харрикейна была полотняная! И это не в СССР военного времени, а в мирной Англии! Впрочем, затем её заменили металлической. Но зато благодаря отработанной и неноваторской конструкции первого английского истребителя, летать на нём пилоты Её Величества научились быстрее и получше, чем, например, красноармейцы на строптивом «Ишаке».
На «Харрикейне» был с самого начала установлен винт изменяемого шага, что было редкостью в середине 30-х. Вскоре стало понятно, что двухлопастный винт недостаточен для 1000 – сильного «Мерлина». Поэтому его заменили на новый, уже трёхлопастный винт регулируемого шага. На этом самолёте никаких других двигателей, кроме «Мерлинов» различных модификаций не ставилось. Кабина сразу была сделана закрытой. Вот здесь англичане опередили и итальянцев и СССР. Точнее, и в Италии и в СССР по требованию лётчиков кабину очень быстро открыли, что несколько улучшило обзор, но ухудшило характеристики. Скорость самолёта с самого начала была не меньше 500 км/ч, но больше 550 км/ч «выдавить» из него за всю «карьеру» «Харрикейна» так и не удалось.
Скоро после первого полёта в 1935 году стало ясно, что самолёт имеет прекрасные скоростные данные, превосходящие самые оптимистические оценки специалистов. Однако в техзадании указывалась другая модификация «Мерлина» и поэтому пришлось задержаться с серийным выпуском. «Харрикейны» были быстро освоены в войсках и уже к началу активных боевых действий насчитывалось 19 эскадрилий. Во время действий в Европе этот самолёт показал себя не то чтобы плохим самолётом, но он уже уступал «Мессерам». Битва за Англию была звёздным часом этого самолёта. В ней участвовало 29 эскадрилий. Причём, это были уже не совсем те самолёты, что гибли в небе Франции. В 1940 году был выпущен «Харрикейн» Мк.II с металлической обшивкой крыльев, более мощным бронированием, улучшенным вооружением. Впрочем, даже 12 пулемётов «Харрикейна» Мк.IIВ винтовочного калибра были не намного эффективней 8 таких же пулемётов, совершенно не оправдавших себя в прошлых сражениях. Несмотря на это «Харрикейны» уничтожили больше самолётов, чем все остальные срдства ПВО Англии. Правда, с истребителями в большей степени сражались «Спитфайры». Они завязывали бой с немецкими истребителями сопровождения. Только после этого «Харрикейны» атаковали беззащитные «Штуки», или «Лапотники», как называли на Восточном фронте Ju-87 из-за характерных обтекателей неубирающихся шасси: вести бои с Вf-109Е поздних версий они уже не могли. Конечно, сражения с равными по силам Вf-109Е, а не с неуклюжими Ju-87 отразились на эффективности «Спитфайров». Поэтому статистику сбитых самолётов нельзя рассматривать в этм случае, как показатель эффективности.
Вскоре после Битвы за Англию стало понятно, что «Харрикейн» уже не может противостоять новому Вf-109F и ему подобным. Теперь самолёт стал истребителем-бомбардировщиком. Уже на Мк.IIС множество почти бесполезных пулемётов было заменено на 4 крыльевые пушки «Испано-Сюиза». На следующих модификациях устанавливали даже 40мм пушки. Эти пушки должны были сделать «Харрикейн» хорошим противотанковым штурмовиком, но скорострельность их оказалась недостаточна, при стрельбе удержать самолёт на боевом курсе почти невозможно, рассеивание огромное. Подкрыльевые гондолы пушек были источником сопротивления, серьёзно портившего характеристики самолёту. Боекомплект для этих пушек тоже был символический – 15 патронов на ствол. После недолгого и бесславного использования этого «штурмовика» в Северной Африке самолёт «сплавили» в СССР, но и здесь звёзд с неба он не нахватал, конкурировать со своим прославленным «коллегой» Ил-2 ему тоже не пришлось: они опали не в боевые части, а в учебные. Так как хорошим учебным самолётом «Харрикейн» не был, все привезённые Мк.IID вскоре были разбиты.
Уже с 1941 года началось постепенное перенацеливание «Харрикейна» на ударные функции, но окончательно истребителем-бомбардировщиком самолёт стал в 1943 году. Тогда появилась модификация Мк.IV. Теперь он был лучше забронирован, но всё равно, но живучести до настоящего штурмовика ему всё равно не хватало. Бомбовая нагрузка составляла 454 кг – тоже не густо. Ещё одно новшество – «универсальное крыло». В нём размещалось 2 пулемёта винтовочного калибра и место для подвески либо гондол с 40 мм пушками, либо бомб. Также самолёт мог нести 8 реактивных снарядов и ставить дымовую завесу.
Нужно сказать, что не только «Харрикейны» - «штурмовики» летали в нашем небе. Так же Красная армия использовала и ленд-лизовские «Харрикейны» первых выпусков. По боевым качествам «Харрикейны» были примерно одинаковы с ЛаГГ-3. О боевых качествах последнего можно судить по прозвищу: лакированные гарантированный гроб (сокращённо – ЛаГГ). Для 1942 года они были слишком тихоходны и имели слишком малую скороподъёмность. Несмотря на это, самолёты принимали, хотя и ворча. Брали то, что давали: выбора не было. Последние поставки были в 1944 году, когда окончился выпуск в Англии этих самолётов.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]