Торгуем «МиГом»
Текст: Ирина Мокроусова, Ирина Алешина Фото: migavia.ru
РСК «МиГ» и корпорация «Иркут» сольются года через два. Гендиректор РСК Алексей Федоров сообщил в четверг, что МиГ может быть приватизирован уже в этом году. Тут же можно будет начать слияние с «Иркутом», и на основе единой компании начнется строительство Объединенной авиастроительной корпорации.
Алексей Федоров заявил, что в правительстве идет «вся необходимая работа» по приватизации РСК «МиГ». Компания будет включена в список приватизируемых предприятий.
Федоров надеется, что уже в этом году или в начале следующего МиГ акционируют.
В научно-производственную корпорацию «Иркут» входят Иркутский авиационный завод (производит истребители марки «Су»), Конструкторские бюро имени Бериева (производство самолетов-амфибий Бе-200) и имени Яковлева (производство военных и гражданских самолетов семейства «Як»), «Русская авионика» и «Бета-Ир» (обслуживание и продажа Бе-200).
По российским стандартам бухучета чистая прибыль «Иркута» в 2003 году снизилась до 312,8 млн руб. (против 344,3 млн руб. в 2002 году), выручка упала на 26% – до 13,1 млрд руб. (против 17,6 млрд руб. в 2002 году).
Контрольный пакет «Иркута» – у частных лиц, преимущественно у менеджмента корпорации. 13,2% акций принадлежат государственному АВПК «Сухой», 25% акций обращается на российских биржах ММВБ и РТС.
Это необходимо для дальнейшего слияния с корпорацией «Иркут». «Cегодня компании находятся в диаметрально противоположной юридическо-правовой форме. МиГ – федеральное государственное предприятие, а «Иркут» – частная публичная компания, а не просто акционерное общество», – говорит Федоров.
Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин считает объединение МиГа и «Иркута» «идеальной конструкцией»: «Мы ее достаточно активно обсуждаем в правительстве. Конечно, эти компании обязательно должны быть вместе».
Эксперты убеждены, что МиГу слияние пойдет на пользу. Федоров считается одним из лучших антикризисных менеджеров в авиастроении. Он стоял у истоков приватизации «Иркута» и за десяток лет смог, не опираясь на государство, построить сильное частное предприятие.
МиГу, который по-прежнему федеральное унитарное предприятие, да еще с $600 млн долгов, такой начальник как раз пришелся впору.
Помимо этого, имеющий давнишние деловые связи с индийскими партнерами Федоров, считают они, может спасти находящийся на грани срыва контракт МиГа на на поставку для ВМФ этой страны палубных истребителей МиГ-29К на общую сумму $700 млн. Согласно официальной версии, именно это и стало причиной отставки прежнего гендиректора РСК «МиГ» Валерия Торянина.
Но за заменой Торянина Федоровым могут стоять и более глубокие причины. Назначение Федорова на пост главы РСК «МиГ» можно расценивать как победу «Иркута» над «Сухим» в борьбе за МиГ.
Для обеих компаний получить МиГ – означает получить гарантии на ключевую роль в будущей Объединенной авиастроительной корпорации.
РСК «МиГ» была создана в 1999 году распоряжением правительства РФ. В комплекс входят ГУП «Завод имени Климова», ОКБ имени Микояна, ОАО «Красный Октябрь», Летно-испытательный центр имени Федотова, ОАО «ММП имени Чернышева», ТМКБ «Союз», Рязанский приборный завод, ОАО «Объединение «Прибор», ОКБ «Электроавтоматика», НТП «Авиатест», ОАО «Камов».
У МиГа – контрактные обязательства на сумму $1,4 млрд. Производит истребители МиГ-29.
Сейчас эта роль, видимо, отведена «Иркуту». А вместе с ним и европейскому авиастроительному гиганту EADS, к которому российское правительство настроено дружелюбно до такой степени, что разрешило купить до 10% акций «Иркута». На рынке эти бумаги оценивают в $50 млн.
Каким образом EADS станет акционером «Иркута», пока точно не известно. Назывались пока два возможных варианта вхождения европейцев в уставный капитал российской компании: допэмиссия и выпуск облигаций, конвертируемых в 10–15% акций. В любом случае менеджмент корпорации, владеющий в общей сложности 57% акций «Иркута», готов отказаться от контрольного пакета ради EADS.
03 ФЕВРАЛЯ 16:28
После акционирования «МиГа», которое, по словам руководителя компании Алексея Федорова, может произойти уже в этом году, РСК «МиГ» и «Иркут» войдут в состав Объединенной авиастроительной корпорации напрямую
//
www.gazeta.ru