Гибель парохода "ДАЛЬСТРОЙ"

Теги:флот
 
+
+4
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★
Попалась сегодня такая статья. Хочется обсудить.

Газета "Водный транспорт" от 07.января 1989 года.

"ВЗРЫВ. Несколько трагических страниц из истории порта Находка, или жестокое эхо прошедшей войны."

КОЛЧИН ГЕНРИХ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Штурман дальнего плавания, капитан первого ранга запаса, заведующий сектором института "Гипрорыбфлот", ответственный секретарь редколлегии сборника "Безопасность морплвания и ведения промысла" Минрыбхоза ."

Посылаю для опубликования настоящую статью о трагических событиях в истории города и порта Находка . Надеюсь, что она вызовет интерес прежде всего у молодых читателей, поскольку является попыткой восполнить одно из белых пятен в нашей морской истории.
Статья написана мной как очевидцем взрыва парохода ДАЛЬСТРОЙ. Мою использованы воспоминания моего отца КОЛЧИНА Александра Андреевича - в то время начальника Находкинской нефтебазы "Дальстроя" МВД ( а затем 6-го района торгового порта Минморфлота), капитана порта АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ЕЛКИНА - друга отца, рассказы бывшего старпома пароходство "Дальстрой" П.КУЯНЦЕВА и других, в том числе старых чекистов-дальневосточников К. ПОСТАНОГОВА и И.КИРЮХИНА.
Кроме того, мною использованы материалы из книг: И.А.БЫКОВСКИЙ, Г.И. МИШКЕВИЧ " Рассказы о тайной войне на Тихом океане",
Дальиздат, Владивосток, 1972, Н.М.ПЕГОВ "Далекое - близкое", М. Политиздат, 1982, "Дальневосточное морское пароходство 1880- 1980 г.г.", Дальиздат, Владивосток, 1980.

Описываемые события непосредственно связаны с историей начала строительства одного из крупнейших портов СССР на Тихом океане. Окончательное решение о строительстве в заливе Америка в бухте Находка морского торгового порта было принято правительством в 1939 году, после посещения Приморского края членом Политбюро ЦК ВКПб А.А.Ждановым. У истоков идеи строительства порта стояли первый секретарь Приморского крайкома ВКПб Н.М.Пегов, командующий Тихоокеанским флотом Н.Г.Кузнецов и начальник Дальневосточного морского пароходства А.В.Тимофеев, посетившие вместе с А.Ждановым уютную бухту.

Строительные работы, развернутые до войны, осуществлялись рабочими и служащими управления ДАЛЬСТРОЙ , прибывшими по оргнабору из западных и центральных областей страны. После переподчинения ДАЛЬСТРОЯ от Совнаркома СССР Народному Комиссариату внутренних дел СССР главной рабочей силой на строительстве стали заключенные.
До начала войны на южном берегу бухты у мыса Астафьева был построен глубоководный деревянный причал, способный принимать одно-два крупнотоннажных судна, на противоположном берегу у естественной глубокой акватории был сооружен железобетонный Т-образный топливный пирс, связанный трубопроводами с современной той эпохе нефтебазой. Нефтебаза имела сообщение с железнодорожной сетью страны, пассажирские и товарные поезда достигали лишь станции Голубовка. На северном берегу залива Америка недалеко от будущей железнодорожной станции Находка строился мелководный угольный причал, в том же районе располагались основной и транзитный лагеря УЛОН ( управление лагерей особого назначения). До войны и во время нее порт осуществлял перевалочное снабжение Крайнего Севера, а позже обеспечивал и оборонные перевозки. Среди грузов преобладали генеральные, в том числе и промышленная взрывчатка, а среди пассажиров - заключенные и освобожденные из лагерей.

1946 год. Прошло чуть более года, как победоносно завершилась Великая Отечественная война. Приближалась первая годовщина победы над империалистической Японией. Расширялось свернутое с началом войны дальнейшее строительство порта. В 1944 году начались дноуглубительные работы, а затем и гидротехническое строительство причальной линии будущего торгового порта на северном берегу. К нему прокладывалась и железнодорожная ветка. Старый порт функционировал как дальстроевский. Транспортировка грузов между портом и станцией Голубовка осуществлялась по протяженной и извилистой вдоль берега грунтовой шоссейной магистрали автомобильным транспортом.
Погожим летним вечером 25 июля 1946 года в порту неожиданно взник пожар - горела сложенная в штабелях на причале взрывчатка. К утру пожар был ликвидирован. До этого случая отмечалось возгорание взрывчатки на перевалочном пункте тяжеловесов у угольного причала.

Утром 26 июля к глубоководному причалу у мыса Астафьева встал под погрузку пароход ДАЛЬСТРОЙ водоизмещением около 10000 тонн, до этого принявший бункер у Т-образного топливного пирса и имеющий в трюмах ранее погруженные около 3000 тонн аммонала ( тринитротолуола). В полдень на судне вспыхнул пожар, загорелась взрывчатка в трюмах. Все наличные противопожарные средства порта и поселка были привлечены для борьбы с огнем. Несмотря на самоотверженные действия экипажа судна и пожарных, огонь продолжал распространяться по судну. Капитан парохода В.М.БАНКОВИЧ принимает решение отойти на более глубокое место и для подавления огня затопить трюма. Опасение вызывали и действующие котлы, взрыв которых от пожара грозил детонацией опасного груза. Мощные буксиры в порту отсутствовали, пароход отходил самостоятельно. С выходом на глубокое место, в 2 - 3 кабельтовых от причала к северу, были потушены топки, открыты кингстоны, начали травить пар, судно село на грунт, однако пожар не прекратился. По приказанию капитана были спущены шлюпки, экипаж покинул судно, отойдя от него на безопасное расстояние. На борту горящего парохода оставались капитан, начальник судовой радиостанции ( для эвакуации судовых документов и ценностей) и матрос палубной команды ( старшина стоявшего у трапа вельбота).

Примерно в 14 часов 10 минут корпус судна, охваченный черным густым черным дымом и сполохами пламени, превратился в громадный огненный шар, расширяющийся в диаметре. Затем на месте шара возник многометровый черный столб, увенчанный грибовидным серым облаком, от которого по синеве ясного неба расходились белые концентрические круги. Над бухтой и заливом прогрохотал сильнейший гром, многократно повторенный отраженным от сопок эхом. Бухту и небо заволокло черным дымом, закрывшим солнце, наступила тьма, на землю пошел дождь из металлических осколков и капель мазута. Наступила зловещая тишина. Эхо взрыва было услышано более чем в 60 километрах от Находки в Тафоине, в Екатериновке, в Преображении.

Когда дым рассеялся, взору представилась ужасная картина: порт и прилегающий портовый поселок лежали в руинах, судно исчезло, оставив на поверхности часть оторванной кормовой оконечности. Весь мыс Астафьева выглядел, как обугленный остров. Лес оказался поваленным, с оставшихся редких деревьев была сорвана листва. Якорь судна массой около пяти тонн упал в районе острова Лисий. В центре поселка Находка, на Пятачке, 44-м участке, в поселке Рыбстрой, в Транзитке и на Угольной во всех домах оказались выбиты окна, а кое-где и двери.

Порт Дальстроя был режимным объектом и хорошо охранялся. Все находящиеся в порту люди были привлечены к работам, связанным с тушением пожара, а поэтому наибольшее число жертв приходилось на долю заключенных и вольнонаемных, работавших в порту, охраны и конвойных, гражданского населения прилегающего к порту поселка и военнослужащих из охраны водного района Тихоокеанского флота.
Погибли капитан парохода, начальник радиостанции и старшина вельбота. Экипаж парохода не пострадал.
Имелись пораженные ударной волной, осколками и битыми стеклами в других районах рабочего поселка Находка. Аварийно-спасательные работы и похороны продолжались около недели. 
Расследование катастрофы проводила прибывшая из Москвы правительственная комиссия во главе с министрами госбезопасности и внутренних дел СССР В.Н. Меркуловым и С.Н. Кругловым. Основной причиной трагедии была названа преступная халатность, проявленная руководством Приморского управления "Дальстроя" и администрацией порта, выразившаяся в грубых нарушениях правил хранения и перевозки опасных грузов, однако факт диверсии не исключался. Действительно, взрывчатка хранилась без тары, под открытым небом, перевозилась навалом в самосвалах, подобным же образом грузилась и перевозилась на судах. В таких условиях подбросить в груз зажигательное устройство или детонатор, замаскированные под взрывчатку, трудностей не представляло. Многие ответственные работники "Дальстроя" во главе с полковником А.Г. Кораблиным были привлечены к уголовной ответственности и осуждены военным трибуналом.

Эхо взрыва продолжало преследовать жителей Находки. 4 августа около 17 часов вновь прогрохотал чудовищный взрыв, беда постигла спецсклады "Дальстроя", расположенные в подземных штольнях распадка у Сенного перевала, где также хранились взрывчатые вещества. На этот раз обошлось без жертв, население было своевременно оповещено о пожаре и возможном взрыве, люди были эвакуированы в убежища, подвалы и щели, вырытые на случай войны.Однако, молодой рабочий поселок вновь пришлось стеклить и ремонтировать заново.
Прошли годы. Находка превратилась в крупнейший не только в СССР, но и в мире комплекс торгового и рыболовного портов, раскинувшийся вдоль берегов красивейшего залива современный приморский город. Сменились поколения. Поредели ряды очевидцев и участников описанных событий.О них напоминает лишь редколесье на мысе Астафьева у базы активного морского рыболовства.

Время и цепочка случайностей позволили на рубеже 1950 - 60-х годов приоткрыть завесу над тайной причины трагедии. События лета 1946 года в Находке оказались делом рук фанатика, высоко квалифицированного разведчика и диверсанта абвера Эгона ЭРКЕ, заброшенного в СССР в предвоенные годы, долгие годы скрывавшегося под обличьем торгового моряка, командированного на Дальний Восток , служащего, рабочего и освобожденного из лагерей инвалида.
Прошедший школу полковника Николаи и адмирала Канариса, свободно владеющий несколькими языками и специальностями, Э.Эрке, обосновавшийся сначала во Владивостоке, а затем в Находке, вел в предвоенные годы активную разведывательную работу, завязывал знакомства, вербовал агентуру из деклассированных элементов и девиц легкого поведения. Перед войной его задания выполняли две девушки, нелегально ведшие наблюдение за строительством оборонных объектов на берегах Приморского и Хабаровского края. Их преступная деятельность была пресечена бдительными действиями матросов Тихоокеанского флота. Однако, сам резидент Эрке по кличке "Серж" сумел вовремя скрыться, с началом войны перешел к подготовке и проведению диверсий. Обе шпионки были осуждены и приговорены к длительным срокам лишения свободы. На совести Эрке судьба еще трех судов, погибших на Дальнем Востоке при загадочных обстоятельствах.
Но возмездие нотвратимо. Отбыв положенный срок заключения, одна из девиц по имени Мария уехала в дальний сибирский городок , где поступила на работу санитаркой в дом инвалидов. Однажды, войдя в палату, она узнала в пожилом мужчине , лишенном конечностей, зрения и с ослабленным слухом, своего "крестного" по кличке "Серж", поскольку от имел редко встречающуюся примету - раздвоенную нижнюю губу. Органы госбезопасности провели официальное опознание, предьявив Марии ряд фотоснимков из архивов немецко-фашистской разведки. Из предъявленных фотографий Мария выбрала единственную, где молодой "Серж", то есть корветтен-капитан Эгон Эрке был запечатлен в морской парадной форме. Налицо было и внешнее сходство инвалида и его изображения в молодости.
Так была поставлена последняя точка в таинственных и трагических событиях истории строительства города и порта Находка. Советское правосудие проявило к преступнику высшую гуманность, сохранив ему жизнь. Удел скорпиона, поразившего своим жалом не только других, но и себя.
В этой истории важно назвать и имена героев, то есть тех, кто в условиях того времени вел борьбу с огнем, рискуя собственной жизнью ради других, погиб, спасая будущий город и порт от катастрофы. Однако, увы, свидетели и очевидцы молчат, публикаций на этот счет не существует. На просчетах, ошибках и подвигах, истина которых неоспорима, надо учиться.

Ленинград.
 34.0.1847.13134.0.1847.131

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru