Valeri_, 07.04.2004 15:22:20 :
Вообще, Aaz - если Вы с этим плотно имели дело, то могли бы и повспоминать подробности, было бы интересно.
Пытался - не верят...
Мы водили цель и перехватчик за пределами экрана штурмана (300 км) - мужик был грамотный, и операторам доверял. По шкале получалось, что цель (Ил-28) была видна практически на 400 км (при том, что работали мы от П-35). Правда, видно было очень хреново, думаю, что только за счет наличия наглазника и малого поля обзора у оператора цель и умудрялись рассмотреть - отметка была почти прозрачная.
Так забили меня на форуме за это воспоминание томами инструкций по энтой самой РЛС, аки питекантропы мамонта...
На П-35 проводили доработку: по слухам, какой-то Кулибин срочной службы придумал приставку, которая очень прилично давила местные помехи. Поставили - действительно, давит. Самые ближние холмы еще давали засветки, а дальше все стало заметно чище.
Однажды обнаружили крайне странную цель: в паре-тройке километров от аэродрома, очень медленно ходит кругами. Вертолет? Выглянули - в небе никого. Потом кто-то додумался залезть на крышу дежурного домика - оказалось, что это трактор пашет поле...
Недалеко стояли, как я потом понял, ракетчики (ЗРВ). На очень высоком холме крутилась "двухантенная" (в разные стороны от кабины) РЛС - если я не ошибаюсь, то это была П-70.
Забавный момент: одушевленность "Лазури". Приходят штурмана тренироваться, один ставит задачу, процесс пошел - и сбой наведения. Сажусь, ставлю ту же задачу - все проходит нормально. Тут же садится штурман - у него снова сбой. И так - по 5-6 раз...
Только у одного система никогда не сбоила - правда, он в штурманы как раз с "Лазури" и перешел (это о нем в первом абзаце).
Пока были в полку МиГ-21, летчики не любили летать на перехваты (тренировались с Ил-28Р отд. буксировочно-разв. эскадрильи, которая у нас базировалась). Стрелок обнаруживал истребитель, летчик тут же скручивал вираж минимального радиуса, и МиГ-21 проскакивал (у него-то радиус - ого-го какой!
). А пока вновь выходили на курс атаки, Ил иногда успевал и рабочую зону проскочить.
Когда перешли на МиГ-23, стало проще - разворачивали крыло, и тут уж у Ила шансов практически не было.
Облажался с опознаванием. Пришло пополнение, показываю на экране обстановку. Идет цель - отметка в кулак. Я говорю лекторским тоном: "Вот так выглядит звено Мигов в плотном строю. А сейчас выйдем из КУНГа и посмотрим роспуск строя над аэродромом". Выходим - на посадку заходит Ан-22
(как раз очередные МиГ-23 привез, их к нам так доставляли).
Полк был ВВС, но его регулярно задействовали для "поддежуривания" в системе ПВО. Сидело две пары, во второй и третьей готовности соответственно.
В готовность номер один сажали один раз два звена - это когда Брежнев с Картером встречались во Владивостоке. Два Ил-62 - генсека и его команды, прошли прямо над нашими головами. Садились они во Владимировке, на аэродроме "братского" полка, который на это время перегнали к нам. Было забавно слышать по ТВ слова диктора "самолет президента США совершил посадку в аэропорту города Владивостока" и при этом видеть "борт 001", который рулит мимо капониров.
Тренировки с "Лазурью" были практически в каждый летный день - одна или две пары. Сбоев практически не было, летчики по приборному наведению летали без проблем и неудовольствия не выражали.
Надежность элктромеханических вычислителей в полной мере оценили только тогда, когда получили новую технику - всю из себя на транзисторах (вот обозначение уже не помню - но КУНГи были очень длинные). Она практически не могла проработать без отказа более 2-3-х часов - потом обязательно что-то сгорало. Замена модуля была делом быстрым, но все свободное время было занято перепайкой модулей, дабы иметь запас.
А "Лазурь" пахала, как трактор. Даже когда от жары у нас в "подпольном" жгуте проплавилась вся изоляция (мы просто вырезали полуметровый кусок жгута, и вставили туда пакет новых волноводов) - вычислители до момента замыкания тикали, как швейцарский хронометр.
Над обзорным экраном была приклеена надпись: "Подлетное время вероятного противника - 2 минуты". По экрану была стеклографом прочерчена граница. Регулярно наблюдали "балет": китайцы поднимают пару, и она начинает кружить рядом с границей. В ответ наши тоже поднимают пару, и она тоже кружит - над своей территорией. Потом подходит еще пара китайцев, потом - еще звено. Наши тоже соответственно "наращивают силы". По выработке топлива обе карусели расходятся "по домам"...
Одно время нас сильно пугали китайским спецназом. Говорили (не знаю, насколько это правда), что они вырезали отдаленный РЛ пост (42 человека). В каждом "непехотном" гарнизоне создали сводную "истребительную команду" - взвод, но он имел 8 РПК. Командиром этого взвода назначили моего начальника группы (он был КМС по стрельбе), он и меня туда прихватил.
Получили по четыре рожка и по две гранаты (если не ошибаюсь, Р-1). Тренировались в стрельбе - до одури, синяки с плеча потом месяца два не сходили. По какому-то графику спали не раздеваясь и при оружии. Но ничего реального, слава богу, не случилось...
Получили П-40. Машина хорошая, но вот то, что отделение расчета и отсек "высокого" находятся рядом, оказалось не есть хорошо. При регламенте какой-то лопух не прикрыл лючок в отсек передатчика - я хватанул "зайчиков", неделя в МСЧ...
В комплекте с П-40 были защитные костюмы от СВЧ - больше всего похожие на кольчугу с глухим капюшоном, но с длинным "подолом" (он должен был обязательно по земле волочиться).
Приехали какие-то спецы из округа проверять СВЧ фон. Поставили свои приборы, прямо на них направили ПРВ-19 (у него, вроде бы, импульс был самый мощный), дистанция - метров сто, не больше. Включили высокое, эти прдурки смотрят на свои приборы и говорят: "Фон нормальный".
Штаб дивизии (303-я ИАД) стоял в Уссурийске. Был по случаю в дивизионном музее, запомнился портрет летуна, который в Корее сбил 17 (или 23?) самолетов. Фамилия, кажись, на букву "П"...
Вот такие подробности - хотя и не всегда "лазурные". "Черт, непрошенная слеза..." (Шварц, "Убить дракона").
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)