Пилоты Российского Императорского Флота

морская авиация
 
1 2 3 4
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
В публикациях посвященных Нагурскому часто встречается эпизод посвященный бою с германскими самолетами, в ходе которого он был сбит. Описания достаточно серьезно отличаются в деталях, приведу один и живописных вариантов:
«…Осень семнадцатого года. В балтийском небе двенадцать летающих лодок под командованием лейтенанта Нагурского. Им навстречу — группа немецких “Таубе”. Завязывается воздушный бой. На самолет командира бросились сразу четыре немецких. Лейтенант — мастер воздушного боя, недаром он первым в мире сделал на гидросамолете нестеровскую петлю. Но один против четырех! Уже пробито крыло, заглох мотор, пуля впилась в ногу… Беззащитный самолет опускается на воду. Остервеневшие боши расстреливают израненную машину, экипаж, покинувший самолет. Русские летчики, уцелевшие в этом неравном бою, вернувшись на базу, подали рапорт о гибели командира. Никто не видел, что Нагурского и его механика подобрала вынырнувшая из воды подводная лодка. Тем временем извещение о гибели авиатора пошло в маленький польский городок Влоцлавек.»
Каких либо документальных подтверждений этому бою как я понял не имеется. Оставлю сей эпизод без комментариев, отмечу лишь что если он и был, то в конце зимы — начале весны 1917 года. Однозначно можно сказать что упоминание о «Таубе» - явно не имеет осснований. Да этот самолет применялся Германией на Восточном фронте и пара трофейных «Голубей» даже использовалась в русской армии, но было это в 1914 .. 1915 годах, к 1917 году «Таубе» в небольших количествах остался только в учебных подразделениях.
За время службы Нагурский совершил более 100 боевых вылетов, освоил, кроме своего полярного «Farman МF.11» летающие лодки «ФБА», летающие лодки Григоровича М-5, М-9, М-15. Был награждён 4 боевыми орденами.
 1515
+
-
edit
 

medik_

втянувшийся

Грач> «Казбек» на рейде Бизерты после ухода флота из Крыма.
Это не Бизерта, а Севастополь. На дальнем плане линейный корабль ЕВСТАФИЙ, а он никогда не был в Бизерте.
 33
+
-
edit
 

medik_

втянувшийся

Грач> Каких либо документальных подтверждений этому бою как я понял не имеется. Оставлю сей эпизод без комментариев, отмечу лишь что если он и был, то в конце зимы — начале весны 1917 года.
Ваш разговор ни о чем. На самолёте Таубе вообще не было вооружения. Пилоты брали с собой личное оружие, иногда карабин и несколько гранат.
 33
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Грач>> «Казбек» на рейде Бизерты после ухода флота из Крыма.
m.> Это не Бизерта, а Севастополь. На дальнем плане линейный корабль ЕВСТАФИЙ, а он никогда не был в Бизерте.
может быть. иных фото "Казбека" не нашел, а данное было позиционировано Бизертой.
 1515
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Грач>> Каких либо документальных подтверждений этому бою как я понял не имеется.
m.> Ваш разговор ни о чем. На самолёте Таубе вообще не было вооружения. Пилоты брали с собой личное оружие, иногда карабин и несколько гранат.
мой разговор о том что "Таубе" в 1917 году не мог участвовать в бою над Балтикой. Возражения по этому поводу имеются?
 1515
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
В Польше Нагурский предпочёл утаить своё прошлое. И думается у него были на то основания. Воевать против России в армии Пилсудского он не хотел, а тот факт что он, хотя и формально, но некоторое время служил большевистской России, оглашать не стоило вовсе. в Польше таковое крайне не приветствовалось и могло быть приравнено к предательству и измене.
Первое время он работал на лесопилке, затем устроился на сахарный завод. Спустя некоторое время переехал в Варшаву, где знакомые помогли ему устроиться на работу в конструкторское бюро, по той же тематике которой он в тот момент занимался — производство сахара, работая в Варшаве женился. Упоминается, что в 1925 году он встретился с известным американским полярным лётчиком Ричардом Бэрдом, которому передал свой опыт полярных полётов. В это время в Польше его, как одного из полярников, практически забыли, а в СССР считали погибшим.
Нагурский пережил Вторую мировую войну, не принимая в ней участия, и продолжал работать инженером-конструктором а затем руководителем конструкторского бюро в Гданьске и Варшаве. В 1955 году он присутствовал на лекции известного польского полярного исследователя Чеслава Центкевича (польск. Czesław Centkiewicz), который мельком упомянул о «давно забытом пионере авиации русском лётчике Иване Нагурском который погиб в 1917 году». Нагурский после лекции встретился с Центкевичем и объявил что он не русский и вовсе не умер. Через две недели после этого события в Варшаву для ведения репортажа о популярнейшем международном соревновании - IX велогонке Мира (Варшава-Берлин-Прага) приехал советский радиожурналист Ю.М. Гальперин, который интересовался историей полярных исследований. Польские коллеги, которые знали об этом «полярном» интересе, организовали ему встречу с Я.И.Нагурским.
Благодаря Гальперину известие о том что жив один из пионеров полярной авиации, стало известно в СССР. Реакция последовала быстро — 27 июля 1956 года по приглашению начальника ГУСМП инженер-контр-адмирала В.Ф. Бурханова и командующего Полярной авиацией ГУСМП, Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации М.И.Шевелёва 68-летний «первый крылатый герой Арктики» после 38 лет пребывания в безвестности прибыл вместе с супругой Антониной в Москву.
Я.И. Нагурский (стоит) с супругой А.Нагурской (вторая слева) на встрече в Главсевморпути ММФ СССР. Крайний справа - Б.Г.Чухновский. Москва, июль 1956
Прикреплённые файлы:
 
 1515
03.08.2015 07:18, кщееш: +1: удивительная история. спасибо.
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Полярные авиаторы организовали выступление Я.И.Нагурского и в Центральном доме авиации, противовоздушной и химической обороны (ПВХО) им. М.В. Фрунзе. В дальнейшем Я.И.Нагурский посетил Ленинград, где его познакомили с Верой Валерьевной Седовой (Май-Маевской) - вдовой Г.Я. Седова, чью экспедицию он пытался отыскать в 1914 году.
По возвращению в Польшу Ян Иосифович в 1957 году вступил в Клуб пожилых авиаторов ПНР, активно принимал участие в его деятельности по популяризации авиации, читая многочисленные лекции. Был удостоен нагрудного знака «Заслуженный деятель спортивной авиации». В 1958 году вышел на пенсию и занялся написанием мемуаров. За свою общественную деятельность был награжден «Орденом Возрождения Польши».
Одно из последних прижизненных фото Я.И.Нагурского.
Прикреплённые файлы:
 
 1515
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Источники.

Полярная Почта • Просмотр темы - НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Капитан Чайка » 03 Январь 2013 17:14 Капитан Чайка » 03 Январь 2013 17:20 Александр Кот » 04 Май 2013 14:20 Инспектор » 12 Июль 2013 11:36 Historik » 03 Март 2015 14:14 Historik » 05 Март 2015 10:48 Historik » 06 Март 2015 12:47 Historik » 10 Март 2015 10:52 Historik » 11 Март 2015 09:06 Historik » 11 Март 2015 09:23 Historik » 12 Март 2015 09:05 Historik » 14 Март 2015 13:48 Historik » 17 Март 2015 12:38 Historik » 18 Март 2015 18:11 Historik » 18 Март 2015 18:38 Вернуться в Персоналии Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3 // www.polarpost.ru
 

ДВЕ ЖИЗНИ ПАНА НАГУРСКОГО / Воздушные путешествия. Очерки истории выдающихся перелетов

ДВЕ ЖИЗНИ ПАНА НАГУРСКОГО Это похоже на чудо: ходить по Гатчине с Петром Николаевичем Нестеровым и быть свидетелем полета в космос Юрия Гагарина, читать в газетах о буднях в Арктике научной станции СП-23 и разыскивать экспедицию Седова – слова эти принадлежат Яну Иосифовичу Нагурскому, русскому летчику, человеку непростой, но интереснейшей судьбы. В 1912 году в Северном Ледовитом океане оказались сразу три русские экспедиции: экспедиция В. А. Русанова на боте «Геркулес», имевшая целью изучение Новой Земли, экспедиция Г. // Дальше — www.libma.ru
 

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ ЛЕТЧИКА НАГУРСКОГО / Самолеты мира 2000 01

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ ЛЕТЧИКА НАГУРСКОГО Владимир ИВАНОВ Альфонс-Ян нагурский после второй мировой войны опубликовал книги "Первый над Арктикой" и "Над пылающей Балтикой", послужившие основой для ряда публикации, охотно давал интервью журналистам, но о многом постарался умолчать По какой причине? Попробую ответить на этот вопрос и пролить свет на события далеких дней: пожилым читателям - для воспоминаний, зрелым - для размышлений, молодым - в пример. Ян Иосифович Нагурский (в документах его имя и отчество обычно писалось так) родился 27 января 1888 г. // Дальше — www.tinlib.ru
 

Ян Нагурский: начало полярной авиации в России

Русская народная линия - информационно-аналитическое агентство // ruskline.ru
 
ЛИТЕРАТУРА:
Нагурский Я. Первый над Арктикой. Морской транспорт. Л., 1960.
Черненко М. Б. К биографии первого полярного летчика Я. И. Нагурского // Летопись Севера. М., 1957.
Гальперин Ю. М. Он был первым. Быль о полярном летчике
Егоров К. К истории полетов Я. И. Нагурского // Летопись Севера. М.-Л., 1949.
Жданко М. Е. Первый гидроаэроплан в Северном Ледовитом океане. Пг., 1917.
 1515
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Кузнецов Евгений Владимирович.
Как отмечалось выше механиком у Нагурского в его полярных полетах был матрос 1-й статьи с Черноморского флота Е.В. Кузнецов. На участие в спасательной экспедиции он вызвался добровольцем, после того как Нагурский не смог найти механика во Франции. К экспедиции Кузнецов присоединился в Александровске-на-Мурмане, куда был командирован из Севастополя.
Вот как появление Кузнецова отражено в докладной записке начальника Главного гидрографического управления: «...бесконечные хлопоты по снаряжению двух спасательных экспедиций приходят к концу, и, по всей вероятности, 27 июня обе они выйдут из Христиании в море. Все готово, не хватает только авиационного механика. В Париже один предложил свои услуги за вознаграждение 2000 рублей в месяц, это, конечно, неприемлемо. Надеялся я, что найдем в Христиании, но и там не оказалось, о чем и получили сию минуту телеграмму начальника экспедиции с усердной просьбой ходатайствовать о назначении в экспедицию моториста Кузнецова, служащего в Севастополе в Службе связи. Кузнецов очень про-сит принять его в экспедицию. ...Я обращаюсь лично к вашему превосходительству с покорнейшей просьбой не отказать в удовлетворении изложенного ходатайства».
Так Кузнецов и стал одним из первых полярных авиаторов, поскольку совмещал и функции моториста и функции наблюдателя. Во время полетов южанин Кузнецов жестоко простудился и последние полеты Нагурский выполнял уже без него. По прибытии на материк был отправлен на лечение.
Здесь нужно отметить что каких либо наград за участие в полетах над Арктикой Кузнецов не был удостоен, более того даже суточных денег не получил, о чем хлопотал Нагурский подав соответствующий рапорт. Начальство на рапорт Нагурского наложило резолюцию - “Оставить без последствий”.
Когда «воскресший» Нагурский вновь вернулся в Россию ( СССР ), он живо интересовался судьбой своего бортмеханика у Гальперина:
«— После Новой Земли меня откомандировали на Балтику. Женьку я сразу потерял. Где он? Может, жив Женька?».
Поиски документов особых результатов не дали, но откликнулся сын Кузнецова. Впрочем и он особых подробностей о судьбе отца не поведал, зато у него сохранилась фотография. Судя по бескозырке фото времен обучения в Ораниенбаумской школе морской авиации.
Кузнецов Е.В.
Прикреплённые файлы:
kuznetsov.png (скачать) [452x600, 318 кБ]
 
 
 1515
Это сообщение редактировалось 25.04.2016 в 08:07
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Судя по всему, вернувшись к месту своей службы после прохождения лечения Кузнецов, под впечатлением арктических полетов, продолжал стремиться в авиацию. Учитывая его опыт и наличие острого кадрового голода на летные кадры начальство видимо быстро дало добро на обучение Кузнецова и летом 1915 года он был направлен в Ораниенбаумскую школу морской авиации, которую окончил летом 1916 года, тогда же был произведен в унтер-офицеры.
Сначала Кузнецов летал наблюдателем на М-9. Нашлось описание одного из вылетов в которых он участвовал.
В ночь с 12 на 13 августа 1916 года два экипажа на гидросамолётах "М-9" - командир авиаотряда "Ж" (Живёте) лейтенант В. В. Дитерихс с наблюдателем - унтер-офицер Е.В. Кузнецоввым на Щ.С.-10 и мичман А. Н. Прокофьев - Северский с наблюдателем - унтер-офицером П. М. Сазоновым на Щ.С.-20 вылетели на бомбардировку германской авиабазы на озере Ангерн.
Результаты бомбардировки, как и следовало ожидать ( пара "М-9" могла поднять в воздух всего 200 килограммов бомб ), оказались скромными, хотя не исключено, что из-за взрыва бочки с горючим, подожжённой русской бомбой, немцы лишились одного самолёта. А вот цена, которую нападающие могли заплатить за это, едва не оказалась чрезмерной. При отходе два русских гидросамолета были атакованы 6 германскими аэропланами и одной "летающей лодкой".
Северский и Дитерихс быстро перестроились для отражения атак неприятеля и приняли бой. Немцы попытались разъединить русских и уничтожить их поодиночке, однако Северский и Дитерихс действовали грамотно и настолько успешно, что уже в первых атаках противник лишился двух бортов, вышедших из боя и севших на вынужденную. Но противник все равно имел количественное превосходство и бой продолжился. Вот что писал в своём рапорте Александр Северский:
"Не допуская противника под хвост, мы и они снизились до самой воды... Во время этого боя я и Щ.С.-10, а также и неприятельские аппараты, настолько сходились друг с другом, что не только видели людей, дымки, выходящие из пулемётов, но буквально приходилось изворачиваться, дабы избежать столкновения".
В самый напряжённый момент боя у Кузнецова, стрелка - наблюдателя Дитерихса, неожиданно заклинило пулемёт и пока он пытался извлечь перекошенный патрон, германские самолёты нацелились на беззащитный "Щ.С.-10". Видя, что над товарищем нависла опасность, Северский тут же развернул свою машину и пошел в лобовую на атакующих германцев. Он уже был готов протаранить ближайшего из противников, но его стрелок - наблюдатель, стреляя в упор, буквально изрешетил германца. Вражеский самолёт, потеряв управление, перевернулся и рухнул на воду. После чего, 4 оставшиеся германские машины воздержались от новых нападений и повернули к берегу, уходя на базу в Ангерне. Вернувшись на свой гидроэродром Северский насчитал на своей «девятке» 14 пулевых пробоин, на "лодке" Дитерихса пробоин было 20.
Хотя никаких независимых свидетельств не имелось, на каждого из участников боя вполне могли бы записать по 3 заявленных победы. Тем не менее, официально зарегистрировали только одну победу - ту самую, которую экипаж Северского одержал, выручая М-9 Дитерихса. Награды же получили все участники боя: Николай II лично вручил Северскому и Дитерихсу Золотое Георгиевское орркие, а их наблюдатели получили по "солдатскому" Георгию.
Германская авиабаза на озере Ангерн
Прикреплённые файлы:
seversky7.jpg (скачать) [795x459, 96 кБ]
 
 
 1515
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
В скором времени Кузнецов начал сам выполнять полеты в качестве пилота М-9. Летал на разведку, бомбардировки и при том весьма успешно — к лету 1917 года он был полным Георгиевским кавалером. Кузнецов приобрел известность как искусный и дерзкий разведчик, однако его тянуло в истребители. И он добился зачисления в недавно созданную Морскую школу высшего пилотажа и воздушного боя в Красном селе. Интересен тот факт, в эту школу попал и лейтенант Нагурский, но в качестве инструктора и позже, уже после октябрьских революционных потрясений. непродолжительное время, в конце 1917 начале 1918 годов Нагурский даже исполнял обязанности её начальника. Однако пути их не пересеклись.
Школа была создана приказом исполняющего обязанности Морского министра капитана 1 ранга Б.П. Дудорова от 17.06.1917 года на основе ВОБОН (Воздушной бригады особого назначения), 4-й воздушный дивизион которой, и ранее занимавшийся подготовкой пилотов, был переименован в Красносельскую Морскую школу воздушного боя. Этим приказом за школой закреплялся статус самостоятельного военно-учебного учреждения. Школа активно включилась в процесс подготовки лётчиков-истребителей для Морской Авиации. Авиапарк школы был весьма пестрым, основу составляли летающие лодки Григоровича, в том числе и с двойным управлением, но были и сухопутные машины. Например "Альбатрос" тип А.8 завода Лебедева. 15 июня 1917 года МГШ просил Управление воздушного флота (ведавшее сухопутной авиацией) о передаче трех находившихся в работе у Лебедева "Альбатросов" с мотором "Фиат" и 15 аппаратов "Лебедь 12" с "Сальмсонами" 150 л. с. Просьбу в отношении первых удовлетворили и аэропланы "Альбатрос" тип А.8 были доставлены в Школу воздушного боя в Красном селе в июле того же года.
Пара фото из фотоальбома прапорщика Морской школы воздушного боя Александра Сильвестровича Москалика. Фоток 1917-1918 годов, может быть есть на них и Кузнецов.
Прикреплённые файлы:
 
 1515
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Кузнецов после окончания школы, осенью 1917 года, был направлен в истребительный отряд под Ревелем. После революции Кузнецов перешел на сторону большевиков. Некоторое время воевал на Балтике, затем был на Северный фронт, где действовала группа из двух авиаотрядов. В конце 1919 года вновь вернулся на Балтику и до конца 1919 года воевал в составе дивизиона истребителей Балтфлота, прикрывая с воздуха Кронштадт и Петроград.
Есть описание одного из эпизодов того периода. В первой половине августа 1919 года противник произвел несколько групповых налетов на Кронштадт и форт Краснофлотский (Красная Горка). Противовоздушная оборона Кронштадта и входивший в нее морской истребительный отряд с базой в Петергофе не всегда могли отразить эти налеты из за отсутствия системы обнаружения и оповещения о налетах. Требовалось разведать расположение вражеских аэродромов и уничтожить самолеты противника. Аэродром с брезентовыми ангарами был обнаружен Кузнецовым на территории Финляндии в районе Териок. Финляндия формально не воевала с Советской Россией, но факт предоставления своей территории белогвардейцам был установлен.
Погиб Кузнецов 2 апреля 1920 года. Во время вылета на испытания нового самолета, имеется в виду не испытания нового типа а приемка самолета с завода, произошла катастрофа. В рапорте сказано лаконично : «Морской летчик Евгений Владимирович Кузнецов разбился на-смерть при падении аппарата».
 1515
Это сообщение редактировалось 31.08.2015 в 12:23
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Военный моряк и летчик.
Сергеев Михаил Михайлович.

Родился 03 (16) декабря 1891 года, в селе Сретенском Котельнического уезда Вятской губернии в многодетной семье приходского священника. У Михаила были братья Борис, Владимир, Олег, Мстислав, Лев, и сестры Александра, Ольга, Надежда, Вера, Мария, Татьяна.
Семья Сергеевых, 1913 год, город Вятка. Михаил Сергеев стоит второй слева.
Прикреплённые файлы:
 
 1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
В 1910 году Михаил с серебряной медалью окончил Вятскую гимназию и поступил в Морской кадетский корпус в Санкт Петербурге. В сентябре 1910 года в Петербурге, на Комендантском аэродроме, вблизи Черной речки, прошел первый Всероссийский праздник воздухоплавания на который попал гардемарин Сергеев. Так состоялось знакомство будущего морского летчика с авиацией. Полеты Ульянина, Руднева, Горшкова и моряка-лейтенанта Пиотровского произвели сильнейшее впечатление на юного Сергеева.
Во времена когда Сергеев проходил обучение в Морском корпусе в состав кораблей учебного отряда входили парусная шхуна «Моряк» и парусное моторное судно «Верный». Именно на этих судах проходило первое плавание кадетов, здесь они получали морское крещение. Они изучали морское дело, учились гребле и хождению под парусом. Плавания проходили, в основном, в Финском заливе. Кроме того кадеты проходили обучение на канонерских лодках «Грозящий» и «Храбрый».
Сергеев летом 1910 года, после поступления в Морской Корпус, попал на практику на канонерскую лодку «Храбрый». На осенних гребных гонках летом 1910 года шестерка с «Храброго», где Сергеев был гребцом, заняла первое место среди других шестерок учебного отряда.
На старших курсах кадеты проходили практику на крейсерах «Аврора» и «Олег». В свое первое заграничное плавание Сергеев ходил на «Авроре» летом 1911 года, с заходом в Копенгаген и Данциг. Из воспоминаний Сергеева:
«К «Авроре» каждое утро приходили аккуратненько одетые немецкие школьники. У каждого через плечо была небольшая сумочка, из которой они вынимали какую-то книжку, делая отметки карандашом. Мы, конечно, не применули выяснить, что это были за книги. Оказалось, что это был «яхендбух» (jahandbuch) – известный немецкий справочник всех военных флотов мира.
Мальчики просматривали вооружение «Авроры», изучали данные корабля. Вот с каких юных лет немцев накачивали знаниями. Вместе с мальчиками к «Авроре» ежедневно приходила и маленькая белокурая девочка, лет 8. Она была без «яхендбуха» и нам всем очень мило улыбалась. Мы не могли, конечно, не почувствовать к ней симпатии. Она оказалась дочкой командира крейсера «Кельн». Ей очень нравилась наша военно-морская форма, и мы, накануне отплытия, подарили ей – кто фуражку с ленточкой, кто фланельку, кто тельняшку и даже брюки с клешами.
На другой день мы уходили очень рано, что-то около 6 утра. И что же мы видим? На стенке причала стоит маленькая девочка с развивающимися кудрями, в полной нашей морской форме, конечно, прилаженной к ней по росту, и машет нам бескозыркой. Мы в полном умилении шлем ей прощальный привет. ….»
Михаил Сергеев 1913 год.
Прикреплённые файлы:
Сергеев 01.jpg (скачать) [150x300, 57 кБ]
 
 
 1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
На следующий, 1912 год, Сергеев вышел в поход на крейсере «Олег». Из воспоминаний Сергеева:
«Командовал крейсером бывший Великий князь Кирилл Владимирович в чине свиты Ее Величества капитана II ранга. Все свитские носили аксельбанты, что означало близость к царю. На флоте ему обязаны поговоркой «г**но не тонет», которую он блестяще подтвердил во время Русско-японской войны, когда на броненосце «Петропавловск», на котором держал флаг Адмирал Макаров… Как известно, во время гибели «Петропавловска» от мины, поставленной накануне японцами, погиб весь экипаж вместе с Макаровым и знаменитым художником Вереащагиным, чьими картинами мы до сих пор восхищаемся в Третьяковской галерее. Единственный, кто спасся в этой ужасной катастрофе, был Великий князь Кирилл Владимирович, плавающий на поверхности моря. Он блестяще подтвердил известную русскую поговорку. Так все объяснили его чудесное спасение.
(Здесь стоит отметить что на самом деле удалось спасти не менее 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева.)
Это был выхоленный, высокого роста, худощавый, очень красивый аристократ, едва ли что понимавший в морском деле. Гардемарины в это плавание исполняли уже обязанности помощника штурмана, им нечасто приходилось на походах стоять на мостике и в рубке рядом с Кириллом Владимировичем и наблюдать за ним. Он изредка подходил к карте, на которой велась прокладка курса, и спрашивал о месте корабля.
Обычно во время походов командир корабля находился все время на мостике, не спускаясь вниз. Если только и спит, то в походной командирской рубке, не раздеваясь. Великий князь все походы спал беспробудным сном, да и вообще жизнью корабля интересовался мало, предоставляя все делать за себя своему старшему офицеру.
Хотя как преображался Великий князь во время приемов на корабле, было видно, что в этом деле он большой мастер. В 1912 году мы были в Стокгольме и присутствовали на открывшейся там спортивной олимпиаде.
Русская физкультура при царе была уделом немногих лиц и не имела того массового развития, как сейчас. Конечно, и успехи наши тогда были более чем скромны. В теннисной олимпиаде от России выступал ленинградец Сумароков-Эльстон, бывший убийца Распутина и два англичанина, живших в России – братья Макферсон. Теннисисты проиграли австралийцам. Наши успеха не имели. Насколько я сейчас помню, первое место в гребных гонках в одиночном разряде занял наш гребец Кузик из Эстонии, борцы России тоже заняли первое место.
Мы присутствовали на заключительных состязаниях по конному спорту (конкур эпик), проходивших на олимпийском стадионе. Наша конница только перед олимпиадой выиграла в Англии Кубок короля (Эдуарда или Георга), в Швеции выступила неудачно. В состав команды входили: бывший великий князь Дмитрий Павлович, соучастник убийства Распутина, капитан фон Эксе и поручик Плешков. Эксе выступил блестяще, взяв все препятствия и показав хорошее время. Плешков перед последним препятствием (грабен) упал вместе с лошадью и расшибся довольно сильно. Дмитрий Павлович выступил средне. Интересно, что среди германских конников выступал крон-принц сын Вильгельма Второго. Видно, что физкультура при царе была прерогативой богатых людей.
Во время пребывания в Стокгольме был устроен прием, на котором присутствовал шведский король Густав V со всей королевской семьей. С нашей стороны присутствовал Кирилл Владимирович с женой Викторией Федоровной, немкой. Брат его, Борис Владимирович, гусар, кутила и пошляк. Он имел испитой и очень помятый вид, был плешив, со следами кутежей на измятом лице. Он этим и был знаменит. Даже будто бы за кутежи был уволен с фронта Куропаткина во время Русско-японской войны. В то время у нас со шведами были довольно натянутые отношения. В основном, из-за Аландских островов, которые царь укреплял. Так как предполагалось участие Швеции на стороне Германии в предстоящей войне.
Мы стояли на рейде одиноко и никаких посетителей у нас не было, кроме приема коронованных особ и последующего бала. Бал закончился сильной попойкой все коронованной братии. Причем многие из гостей, в том числе и шведский король (у которого, к тому же, был довольно красный нос, что говорило о его дружбе с Бахусом), сходили с трапа с помощью матросов, а великого князя Бориса Владимировича просто вынесли под утро: в 6 утра корабль снимался с якоря.»
Михаил Сергеев 1913 год.
Прикреплённые файлы:
Сергеев 02.jpg (скачать) [386x600, 28 кБ]
 
 
 1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Морской корпус Сергеев закончил в 1913 году, тринадцатым из ста с лишним гардемарин в ранге по успеваемости. Для прохождения службы он выбрал Черное море, на котором никогда не бывал. Молодого офицера назначили командиром батареи эскадренного броненосца "Синоп".
Еще с 1910 года "Синоп", хотя и прошедший капитальный ремонт и перевооружение, но все же уже устаревший, числился в Отряде вооруженного резерва, пройдя переоборудование в учебный артиллерийский корабль. С 1911 года «Синоп» и однотипный с ним броненосец «Георгий Победоносец» попеременно несли брандвахтенную службу у Севастопольской бухты. В общем Сергеев попал на корабль на котором дальние походы ему не светили. Начавшаяся война не изменила сложившегося положения - «Синоп» по прежнему нес брандвахту. Находясь постоянно за воротами гавани, с появлением на Черном море летом 1915 года немецких подводных лодок броненосец подвергался большой опасности потопления от торпед. Служба была опасной но рутинной, что молодого мичмана не вдохновляло.
Сергеев на палубе броненосца «Синоп». 1915 год.
Прикреплённые файлы:
 
 1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Еще в 1913 году, вскоре после прибытия на место службы, мичману Сергееву представилась возможность продолжить свое знакомство с авиацией. Ему удалось совершить полет в качестве пассажира на моноплане Morane-Saulnier G образца 1912 года. Самолет считался двухместным, пассажир сидел спиной к пилоту на примитивном сиденье в виде скамейки. Управлял самолетом командир авиационного отряда на станции Бельбек штабс-капитан Карачаев.
Этот полет оказал на него огромное впечатление. Небо пленило его и в 1916 году он поступил в школу морских лётчиков, располагавшуюся на Гутуевом острове Петрограда. Обучали его летать на гидросамолётах Григоровича М-2. В июле 1916 года Сергееву присвоили чин лейтенанта, а в декабре 2016 года Сергеев завершил обучение и был направлен в корабельный дивизион воздушной дивизии Черноморского флота, куда также входили две воздушные бригады и отряд дирижаблей.
В недоброе время вернулся лейтенант Сергеев на войну, хотя с другой стороны и из Петербурга он отбыл вовремя — назревала Февральская революция и великая смута. Тем не менее молодой офицер включился в работу морской авиации Черноморского флота.
Тогда на Черном море действовали четыре русских гидроавиатранспорта - "Император Александр I", "Император Николай I", «Румыния» и «Алмаз». Сергеев был направлен на гидрокрейсер "Император Александр I". По штату корабельная авиагруппа должна была иметь до 8 гидроаэропланов.
Корабельная авиация Черноморского Флота принимала активное участие в боевых действиях и соответственно Сергеев так же. Вероятнее всего он принимал участие в походах отрядов авиатранспортов в район Констанцы и Варны в конце февраля и к Босфору в начале марта 1917 года.
 1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Направленная к Босфору 12 марта 1917 года группа авианесущих кораблей под командованием капитана 1-го ранга Михаила Иосифовича Федоровича состояла из авианесущих "Император Александр I", "Император Николай I" и «Румыния» с непосредственным эскортом из миноносцев и под прикрытием линкора «Императрица Екатерина Великая» и крейсера «Память «Меркурия». На бортах авиатранспортов было 10 боеготовых гидросамолетов, которым предстояло провести разведку проливов в целях все еще готовящейся десантной операции для захвата проливов. В этом рейде и случился боевой вылет экипажа лейтенанта Сергеева и его летнаба унтер-офицера Феликса Тура, который вошел в историю морской авиации России как захват самолетом морского судна. Этот бой был описан в газете «Русское слово» от 22 марта 1917 года и назван «абордажем с неба».
Экипаж Сергеева на самолете М-9 должен был осуществить разведку и аэрофотосьемку береговой полосы и провести бомбардировку артбатареи, установленной на мысе Кара-Бурун, вблизи от Измира. При атаке турецких артиллерийских позиций, увлекшись бомбометанием, Сергеев снизился до высоты 400–500 м и попал под обстрел, в результате которого был поврежден бензобак. Самолет терял топливо и Сергеев потянул к месту расположения русских кораблей, однако двигатель заглох и М-9 пошла на вынужденную. Лодка приводнилась в районе Деркоса (румелийский берег, вилает Истанбул), вне видимости отряда русских судов. После посадки Сергеев и Тур смогли устранить повреждения, но топлива для продолжения полета было явно недостаточно.
 1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Тем временем гидроавиатранспорты, подняв на борт вернувшиеся самолеты и считая самолет лейтенанта Сергеева сбитым или захваченным, ушли в Севастополь. Стоит отметить, что никаких сведений о попытке организовать поисково-спасательные мероприятия я не нашел.
Пока экипаж размышлял о том что делать, появилась турецкая шхуна. Недолго думая авиаторы завели мотор на остатках топлива и пошли в атаку на шхуну, открыв огонь из пулемета. Команда шустро покинула судно на шлюпке и Сергеев с Туром стали обладателями плавсредства. Летчики подрулили к судну, перегрузили с самолета га борт судна пулемет, винтовку, компас, фотоаппарат и другие ценные вещи, а саму М-9 взяли на буксир. Решили под парусом идти в Севастополь, тут очень кстати оказались навыки, полученные Сергеевым в морском корпусе.
Из воспоминаний Сергеева:
«Не получи мы достаточной выучки в корпусе – хождению под парусами – несомненно, погибли бы. Своей морской выучкой мы были, несомненно, обязаны отличнейшему моряку и артиллеристу Воину Петровичу Римскому-Корсакову. Он плавал на крейсере «Аврора» в 1911 году и заражал нас своей любовью к морю и, особенно, к парусному делу.»
 1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Но на море был штиль. На следующий день, самолёт, почти потерявший плавучесть, затопили. Вскоре поднялся ветер, и парусник приобрёл ход. На третьи сутки плавания разыгрался шторм и пришлось побороться за свою жизнь. На следующий день шторм утих, но парусник был обстрелян с русского транспорта, который дал залп и начал уходить. И только на следующий день экипаж обнаружили у Джарылгачской косы пограничники, вызвавшие корабль из Севастополя. Буксируемый эсминцем трофейное судно прибыло в Севастополь, где и состоялась встреча с товарищами, считавшими экипаж погибшим.
За этот боевой эпизод командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак представил экипаж к наградам. Сергеев был награжден орденом Святой Анны IV степени, с золотым Анненским оружием «За храбрость», Феликс Тур был отмечен Георгиевским крестом IV степени.
3 мая под общим командованием капитана 1-го ранга М. Федоровича начался поход авиатранспортов «Император Александр I», «Румыния», «Император Николай I» (всего 12 исправных «М-9»), сопровождаемых пятью эсминцами для проведения воздушной разведки Констанцского укрепленного района. С приближением к румынскому побережью оперативная группа рассредоточилась, в воздух поднялись восемь самолётов. Экипаж одного самолёта безуспешно атаковал подводную лодку, следовавшую в надводном положении. Задачу пришлось решать в условиях сильного противодействия противника в лице немецких аэропланов. Два экипажа с задания не вернулись. Один из этих экипажей был экипаж М-9 лейтенанта Сергеева.
Гидрокрейсер "Император Александр I"
Прикреплённые файлы:
 
 1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Уже возвращаясь с задания, летающая лодка Сергеева была атакован тремя немецкими аэропланами, одного из противников удалось подбить (предположительно), но и М-9 Сергеева получила серьезные повреждения, а сам пилот был ранен, совершил вынужденную посадку и попал в плен. О судьбе летнаба ничего найти не удалось.
Сергеев вернулся в Россию в конце 1918 года. Бежал ли он из плена или его просто отпустили неясно. Надо сказать что ему повезло, остался жив в плену и избежал революционной бойни, которую не пережили многие морские офицеры.
Вернувшись в Россию Сергеев 02.01.1919 года был зачислен в резерв авиаспециалистов при Московском окружном управлении Воздушного флота. Занимал различные должности в руководстве авиации Восточного, Юго-Западного и Южного фронтов, где участвовал в боевых действиях против Колчака и Врангеля.
В январе 1921 года назначен начальником воздушного флота Черного и Азовского морей, а в феврале того же года (по совместительству) начальником Военной школы морских летчиков (Военная школа морских летчиков им.Троцкого в настоящее время Ейское высшее военное авиационное училище (ЕВВАУ) им. дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В. М. Комарова)
В начале 1923 года прошел курс обучения по высшему пилотажу в 1-й школе летчиков на Каче, позже Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков (КВВАУЛ, КВВАОЛКУЛ).
М.М. Сергеев (справа), 1923 год, Севастополь
 
 1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
В марте 1924 года Сергеев был откомандирован в распоряжение учебно-строевого отдела Главвоздухфлота Республики.
Главное управление рабоче-крестьянского Красного военно-воздушного флота (Главвоздухфлот) было создано 24 мая 1918 года реорганизацией сформированного в декабре 1917 года специального Управления воздушного флота.
Нашлось фото Сергеева этого периода с хорошим разбором. Подписано: «Высшая Военная Школа лётчиков - наблюдателей. Ленинград, 1924 год. Самолёт М-24 на Крестовском острове.»
Высшая школа летнабов морской авиации имени Троцкого (в будущем Ейское ВВАУЛ) являлась преемником образованной 28 июля 1915 года офицерской школы морской авиации, в городе Петрограде.
Но то же фото есть и с иной подписью:
"Участники перелета Ленинград—Петрозаводск у самолета М-24.»
По фото, которое «Высшая Военная Школа лётчиков...» есть раскладка по персонам :
«Впереди в центре облокотился левой рукой на фюзеляж М.М.Сергеев,
слева от него (тот самый высокий) скрестил руки на груди Вандель,
крайний слева стоит некий инструктор летнаб (без указания фамилии),
Между Ванделем и неизвестным летнабом сзади выше сидит А.М.Вирак, с которым Сергеева связывали наиудивительнейшие связи. Он был не только его товарищем во время Гражданской, но и в каком- то смысле родственником. К настоящему моменту вся эта история мне известна, и позднее будет изложена. Вирак сам по себе заслуживает большого внимания, как человек удивительной судьбы. О семье Сергеевых- Вираков будем писать большой и очень интересный материал!
Между Ванделем и Сергеевым сзади сидит на лодке В.Михайлов (в белом)
Правее от него (по свидетельству Сергеева) сзади в галстуке (смотрит в сторону) Б.Б.Лобач- Жученко. Первоначально мы думали, что это В.И.Мырсов.
Крайний справа вольно облокотился правой рукой на лодку (с усами) Свободин
Между ним и Сергеевым (видна голова из- за лодки)- Полляк В.Ю.»
Прикреплённые файлы:
М-24.png (скачать) [746x476, 835 кБ]
 
 
 1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Приказом РВС СССР № 24 от 14.01.1926 года назначен заместителем начальника снабжения ВВС РККА. С сентября 1927 года преподаваетль ВВА РККА им. Н.Е.Жуковского. Приказом РВС СССР№ 0101 от 03.04.1931 года уволен в долгосрочный отпуск с категорией К-12 (комдив).
После увольнения из РККА Сергеев был старшим преподавателем, а затем замдекана факультета в МАИ, а затем весьма внезапно записался в полярники. В 1933 году Сергеев, по представлению О.Ю. Шмидта, был назначензаместителем начальника научно-исследовательской Западно-Таймырской экспедиции по морской частя ГУ СМП на экспедиционном судне «Белуха» (купленное в Норвегии в 1932 году для акционерного общества «Комсеверпути» моторное судно «Hobby»), которую возглавлял начальник сектора авиаизысканий Управления воздушной службы Главного управления Северного морского пути И.А. Ландин.
Главной задачей Западно - Таймырской экспедиции был поиск мест возможного строительства арктических аэродромов для обеспечения полетов полярной авиации. Выйдя из Архангельска, участники экспедиции обследовали острова, в том числе Уединения и Крузенштерна, дошли до пролива Фрама, архипелага островов Известий ЦИК, проделали ряд важных научных работ. На обратном пути в Архангельск «Белуха» напоролась на льдину, получила пробоину и затонула. Членов экспедиции спас пароход «Аркос».
Сергеев вернулся в Москву и с 1934 года работал старшим инженером КБ завода № 8, где участвовал в разработке и испытаниях безоткатных динамо-реактивных авиапушек Л. В. Курчевского для истребителей.
 1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
С 1936 года Сергеев трудился инженером на артиллерийском заводе в Подлипках (ныне город Королев). С 1938 года старший преподаватель МВТУ им. Баумана на кафедре специального проектирования.
С началом Великой Отечественной войны Сергеев подал рапорт на имя Наркома ВМФ СССР и был призван из резерва в РККА. По иронии судьбы ему, как и четверть века назад, присвоили воинское звание "лейтенант", хотя при увольнении он был как миниму в ранге полковника.
Сергеев был направлен в Сталинград, и с 01.08.1941 года был на должности инспектора артиллерии и начальника артиллерийского отделения и отдела Управления Тыла Сталинградской ВМБ и Сталинградской ВМБ ВВФ ВМФ .
В Сталинграде Михаил Михайлович встретился с сыном Константином. К. М. Сергеев, выпускник высшего Военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского., получил назначение на подводную лодку М-214 перешедшую с Сормово на достройку в Баку перед переходом на ЧФ. Прослужив недолго в Бакинском дивизионе достраивавшихся подводных лодок, Константин летом 1942 года был назначен инженером - механиком дивизиона катерных тральщиков на Волжскую военную флотилию, в Сталинградскую оперативную группу кораблей.
В Сталинграде Михаил Михайлович руководил работами по вооружению гражданских судов. Буксиры, грузопассажирские и рыбацкие суда, баржи превращались в канлодки, плавбатареи, суда ПВО, тральщики.
Канонерская лодка "Громов", («Усыскин»), речной колесный буксир, вооруженный 2–мя 100-мм орудиями Б-24-БМ, 2–мя зенитными 37-мм 70К и пулеметами.
Прикреплённые файлы:
 
 1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Через некоторое время по завершению Сталинградской битвы Сергеева перевели в Москву, где с 08.09.1943 года служил на должности районного инженера по авиационному вооружение Управления Тыла ГУ ВВС ВМФ. В феврале 1947 года Сергеев был уволен в запас в звании подполковника.
В 1947 году Сергеев вновь вернулся на преподавательскую работу в МВТУ им. Баумана, где проработал до 1962 года.
Морская династия. М.М. Сергеев с сыном Константином и внуками Кириллом и Андреем на Красной площади. Начало 70-х.
Прикреплённые файлы:
династия.jpg (скачать) [300x198, 17,9 кБ]
 
 
 1616
Это сообщение редактировалось 27.05.2016 в 17:32
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru